ГНОСТИЦИЗМ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Опубликовано star72 -

Истоки гностицизма и его сущность
Гносис в переводе с греческого означает познание. Гностицизм — это религиозное, антидуховное, аморальное по своей сути еретическое течение, начало которому было положено в I—II вв. н. э. Но удивительным образом гностицизм возрождался до средних веков то под маской богумилов, то катаров, то манихеев в Европе, и в XVIII-XIX вв. проявился в России под маской хлыстов и скопцов.
Согласно древним источникам гностицизм образовался на почве ранних христианских общин, и на раннем этапе гностики принимали участие в создании христианской догматики. В дальнейшем они стали враждебными как по отношению к христианам, так и между собой. Гностики учат своих адептов преодолению раскола человеческой природы путем "бегства от мира, который они, а вслед за ними и манихеи, а также все их последователи считали творением зла. С точки зрения зороастрийской религии подобное отношение к миру материальному является грехом. Как земной, так и небесный мир создан Богом Ахура Маздой. По мнению гностиков, жить в этом мире значит наблюдать за космической битвой, в которой они себя видели равноправными участниками битвы на стороне светлых сил, и даже оставляли за собой право выбора роли в этой битве. Зороастриец участвует в битве между добром и злом, не наблюдая, а пытаясь внести реальный вклад, главным образом исполняя свой земной долг, внося гармонию в земной мир.
Гностицизм, вероятно, был создан в пику христианству, и как раз на той земле, где и зародилась христианская религия. Да и основатели сект гностических практически все родились там же. Возможно, это была своеобразная реакция зла на приход Иисуса Христа. Подобное происходило за несколько веков до этого, когда Заратуштре приходилось бороться с карапанством (черной магией) дабы очистить авестийскую традицию.

Симон Маг как прародитель гностицизма

simeon_mag.jpg

Прародителем гностицизма был отец всех еретиков мира Симон Маг, родившийся в Самарии, что в царстве Израильском. Сам он добровольно крестился еще во времена первых апостолов, за тем став их явным противником. О Симоне Маге известно, что он обладал даром предвидеть будущее, а также славился своею «мудростью», за что в дальнейшем, уже будучи главою секты, был возвеличен в Риме толпою до невиданных высот. Себя он величал «великою силою Божию» и плюс к этому требовал себе поклонения под именем Юпитера. Соответственно он себя считал не только мессиею, но и ставил себя выше Бога-Творца. Конечно же, это грех гордыни.
Была у Симона Мага и своя, то ли мифическая, то ли реальная матрона — сподвижница, которую он величал Еленою. Других же просил величать ее не иначе, как Минерва. Согласно учению Симона Мага, данная матрона исполняла роль воплощения в себе идеи женской души во вселенском масштабе. На земном уровне ее роль была по скромнее. Здесь она играла роль падшей Софии Высшего Бога. И спасение мира было и ее спасением. Вот так нескучно жили люди.
А «спасителем» ее, конечно, был никто иной, как Симон Маг. И как он далее утверждал, именно он принес людям «спасение» через познание себя (а не Господа Бога), ведь, по его словам, Бог «сошел» в него, и раз Ангелы «дурно управляют миром», потому что каждой из них «жаждет» господства, он и пришел, чтобы все сделать правильно. И в знак доказательства «воплощения силы Божией», как он говорил, в одном месте он появлялся как Сын Бога, в другом как сам Бог, в третьем - как Дух Святой. Такой вот «силой» обладал, ничего нe поделаешь. Един в трех лицах. Согласно его теории, Создатель у него на посылках бегает, а он роль Создателя исполняет.
Это, конечно, жуткое богохульство. Как видим, Симон Маг проповедовал веру не в Бога, а в себя. Так выгодней, так удобней. Да и гордыню можно потешить. Но он не брал все только на себя, а поделился со своей матроною. И уже вместе они считали себя спасителями для всех, кто верит в них обоих. Эту идею используют почти все секты в наше время, в частности секта Муна. Мун и его жена тоже считают себя спасителями мира.

Если попытаться рассмотреть учение Симона Мага, то выглядит оно довольно убого, в учении изначально и, вероятно, сознательно заложен дуализм внутри самого божества. Бог у гностиков несет в себе зло, и на основании этой жуткой ереси они строят все свое учение, из которого автоматически следует, что Божественная Мысль осквернилась в момент творения, и очиститься, чтобы подняться вновь ввысь, она уже не может. Значит, весь мир — это творение «злого» Бога и его «оскверненной мысли». Грех Симона Мага состоит здесь в том, что он призывал людей верить не в Бога, а в Дьявола, выдавая последнего за Бога.

Согласно авестийскому учению Божественная Мысль принадлежит Ахура Мазде и является воплощением Света и Добра. И именно благодаря Благой Мысли Ахура Мазда создает невидимый, а затем видимый мир. А оскверненная мысль создана Злым Духом в противовес Благой Мысли из зависти к Благим Творениям Создателя, и чтобы сбить человека с истинного пути. Далее Симон Маг называет Бога-Творца низшим началом, который не в состоянии уберечь наш мир от зла, но дал людям «спасителя и посланника Божия» в лице Симона Мага. Последний, в свою очередь, спасет мир и Творца от его же несовершенных творений.
Из всего вышеизложенного понятно, что согласно учению Мага все «зло» происходит от Бога, и Бог у него есть зло, который изначально породил скверну и дал ее людям. И люди согласно Симону Магу выбирают между добром и злом, и только защищаются от «злых» творений, «защитником и избавителем» которых является не Бог, а Симон Маг. Таким образом, он извратил истину и тем самым противопоставил себя Творцу, призывая людей верить не в Бога, а в себя как единственного «спасителя» и «избавителя». Вся эта безнравственная ересь идет в полный разлад с авестийским учением, да и с христианством тоже.

Более того, Симон Маг не только объявлял Бога виновником зла в мире, но и заявлял, что раз Бог не может устранить зло или не хочет, то Он не всеблагой. Это в дальнейшем породило страх в людях перед Богом и поклонение злу, а то и еще хуже — поклонение Богу и Дьяволу. Люди стали обвинять Бога за свои страдания, а это в корне неверно. Ведь человек сам себя наказывает своими поступками, а не Господь Бог. Подобное неправильное мнение бытует и поныне, особенно в православии.

В Бундахишне сказано: «А так как Ормазд (Ахура Мазда) добивается конца противостояния многими средствами, то он сотворил духовные образы созданий, которые нужны для этих средств», т. е. Ахура Мазда создает Благие Творения, с помощью которых он будет сражаться с врагом; «...Ормазд узнал: «Если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе...» (Бундахишн, с.20.[11г]). И чтобы этого не произошло, Ахура Мазда предлагает Ахриману заключить договор, который поможет ограничить зло во времени и пространстве. Злой дух соглашается, и они заключают договор. И тогда Ахура Мазда произносит Благое Слово, т. е. читает молитву Ахунвар (священная зороастрийская молитва), тем самым показывает беспомощность и бессилие зла в конце времен и свою полную победу. Таким образом, Ахура Мазда ограничивает зло во времени и пространстве с помощью Благого Слова, и ни о каком бессилии Творца, как видим, нет и речи. И в конце времен Ахура Мазда даст людям новое тело, но для этого человек должен участвовать в битве со злом на стороне Ахура Мазды. т. е. сделать правильный духовный выбор.

Ученики и последователи «великого спасителя»

А теперь попробуем разобраться, чем же занимались ученики и последователи «великого спасителя», которых было немало. До наших дней дошло немного сведений о них, но вполне достаточно для того, чтобы понять суть учения гностиков. Нет смысла останавливаться на учении каждого в отдельности или на какой-либо самостоятельной секте. Все они в основе своей учили одному и тому же, с небольшими изменениями. Но некоторых, особо «одаренных» отметим. Так, одним из учеников Симона Мага был Менандр. Как и учитель его, он родом из Самарии, и ему, как талантливому адепту, удалось собрать лавров более, нежели его учителю по части магии и волшебства. И, видимо, решив ни в чем не уступать своему учителю, Менандр также считал себя спасителем, который был послан в наш мир для просветления и очищения низшего мира, т. е. нашего, который у него является вырождением Божественной Мысли. А покончить с землей он собирался с помощью магии.

Земля, по авестийскому учению, как говорилось, является Благим Творением и создана Ахура Маздой: «...Первым из материальных творений Ормазд (Ахура Мазда) сотворил небо, а из благого движения света — Вахмана (Вохумано), с которым была добрая маздаяснийская (зороастрийская) вера, и это потому, что ему было известно о том, что к творениям придет воскрешение. Затем появился Ардвахишт (Аша Вахишта), ...затем Шахревар, затем Спендармат», т. е. земля и т. д. (Бундахишн, с.22.[12г]). Сравним с Библией, где также сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. И назвал Бог сушу землею,...» (Библия, кн. Бытие, гл. 1. 1, 10). А задача каждого человека состоит в том, чтобы вносить в мир земной гармонию, а ни в коем случае не уничтожать ее, овладев магией.
Настоящая магия — это очищение с помощью ритуала, любое же насильственное вмешательство и тем более разрушение и уничтожение с по мощью магии - это карапанство, т. е. черная магия.
В авестийской традиции человек очищает себя и пространство вокруг себя с помощью ритуала, т. е. молитвы, а разрушать творения Ахура Мазды - это грех. Менандр, наоборот, учил людей ненавидеть божьи творения, и более того, призывал к презрению и уничтожению. Подобным отношением к творениям он призывал своих слушателей к разрушению мира вокруг себя. Это привело гностиков в дальнейшем к отрицанию жизни и, в свою очередь, к насильственной аскезе и отказу от жизни, продолжения рода, а это не только грех, но и служение злу, причем добровольное. Более того, сам Менандр замани вал к себе в школу учеников отнюдь не чистотой и правильностью своего учения, а обещаниями бессмертия за то, что те будут креститься во имя его. Здесь он повторил грех учителя своего, и также противопоставил себя Богу. Как видим, ученик ничем не отличался от своего наставника, т. е. был таким же безнравственным типом.

Еще один великий ученик Симона Мага - Валентин, создавший самую крупную по значению и численности школу гностиков. Родом он из Египта, образование получил в Александрии. В Рим с проповедями прибыл в конце 30-х гг. IIв. Он сам, как и все его ученики, также не считал себя отступником от церковной традиции, а, как и все гностики, мнил себя великим «посвященным». В основе его учения лежало понятие о непознаваемой Двоице, т. е. неизреченном и молчании. Далее он каждую Двоицу по отдельности начинает дробить, получая в итоге цифру «30», нумерологически, через которую проявляется Полнота Божественной Сущности. Человек у Валентина является не творением Бога, а продуктом эволюции низших стихий, и создает его демиург, вышедший из Софии. А что у них произвела София, мы увидим далее.

Гностические школы

Школ гностиков было довольно много, но среди них наиболее известны: офиты, каиниты, валентиниане, николаиты, сефиане, маркиониты и т. д. Мы же учение гностиков будем рассматривать в основном на примере секты офитов. Офиты в переводе с греческого — «змеи». Змей в авестийской традиции - это Аж-Дахак, трехглавый демон дракон, согласно мифологии прямой потомок Ахримана. Древние ересеологи утверждают, что, якобы, в данной секте поклонялись культу змея, значит Аж-Дахаку.
Автор книги «В поисках Божества» Ю. Николаев пытается защитить гностиков, говоря, что нельзя принимать на веру нападки ересеологов. Ведь гностики стремились «к явному просветлению духа высшим посвящением». И все то, что писали про них в те времена, это, видите ли, недоразумение, и такого быть не могло. Видимо, Ю. Николаев так и не понял всей пагубности учения гностиков и к каким последствиям это учение может привести и уже привело. Также защищает, прав да, не гностиков, а их последователей — манихеев Тристан Аннаньель, который в своей книге «Христианство: догмы и ереси» пишет: «Нельзя рассматривать как ересь манихейскую религию, основанную пророком Мани, очевидно, испытавшим влияние Маркиоиа (гностика); она исповедует чистейший дуализм, веру в доброго непознаваемого Бога и Бога злого, творца мира». Однако не бывает Бога доброго и Бога злого. Бог един, всеблаг и мудр. Тот, кого Аннаньель называет Богом злым, это дьявол. Все остальное оставим без комментария, так как все знают, кем были манихеи и что проповедовали(1).

1 Подробнее о манихействе можно прочесть в журнале «Митра» № 3, 4.

Итак, по учению офитов, Первичный Свет пребывает неизвестно где, а Отец всего Сущего стал человеком, воплотившись, вероятно, в Симона Мага. Мысль Бога (т. е. Вохумано) стала его Сыном и, вероятно, вторым человеком, то есть Менандром, а Дух Святой (Спента Манью) стал первой женой, только кому из них...? Не здесь ли был дан толчок к всеобщему потворству страшному греху № 1? Ведь в итоге гностики обвинят Господа Бога в насаждении им содомского греха. В частности гностик Иустин в насаждении содомского греха обвиняет именно Господа Бога. Якобы, Бог через некоего ангела подталкивает людей к противоестественным наклонностям.
Хлысты и скопцы в этих бесовских обвинениях превзошли гностиков. Они просто в мыслях своих сожительствовали с Богом и Христом, самих себя представляя женским полом. Таким образом, гностики превратили Творца в удобный инструмент для манипулирования в личных интересах, что привело их к полной духовной деградации, безверию и духовному безразличию. Хотя они и считали себя истинными «спасителями» человеческих душ на земле. На самом деле, они не только постоянно унижали Творца и извращали Его деяния и Его Благой Помысел, но также постоянно возводили хулу на Святого Духа. А если Ахура Мазда создал мир, то как он мог его создать, не обладая первичным творческим огнем? (Первичный огонь и первичный свет — одно и то же).

Создание мира — это самый важный первичный творческий акт. С помощью первичного огня и Благой Мы ели пришло в движение наше мироздание. Согласно авестийской традиции, Святой Дух — Спента Манью является творческой ипостасью Ахура Мазды. И именно Он является Хранителем Высшего Света, водителем праведных, пророком пророков, а также водителем Учителей. И именно Спента Манью противостоит Ангра Манью, т. е. Злому духу.
В христианской традиции, согласно Библии, Бог создал Свет. А Святой Дух, также как и в зороастризме, является творческой ипостасью Бога. И Христос своим ученикам в книге «Деяния Святых Апостолов» обещает крещение огнем, т. е. Святым Духом после его вознесения на небо. И в день Пятидесятницы Дух Святой является апостолам в виде огненных языков. После чего апостолы исполняются Духа Святого, т. е. получают Высшее Благословение, хранителем которого тоже является Спента Манью. Это и есть схождение Благодати Божией, что дает возможность апостолам пророчествовать на земле от имени Господа Бога и быть хранителями христианской традиции. Так и в авестийской, и в христианской традициях первичный свет — на своем месте.

Об отношении гностиков к женщинам

Еще одна «прелесть» гностического учения состоит в том, что у них полностью извращен принцип Божественной Премудрости Софии, которая представлена у них падшей ошибкой Создателя. В результате данной ошибки Бог у гностиков не целостен. А София начинает самовольный творческий акт, без согласия Творца, что ведет не только к непредсказуемым и необратимым процессам, но и к появлению ужасного змееобразного уродца — первого архонта. Здесь он представитель тьмы. Вообще же гностики под архонтами подразумевают ангелов, которых согласно гностическому учению 12, из них 7 высших небесных, а пять во тьме пребывают, и всех их создал змееобразный отпрыск Софии. (Кстати, Премудрость Божия у них тоже имеет змееобразное тело).

И вот уродец гностиков, ничего не ведая о мире высшем и считая себя единственным «творцом», создает, якобы, наш мир. Этот уродец потому и считал себя единственным и неповторимым, что не знал о существовании Света. А Свет, наоборот, знал о существовании Тьмы. И именно поэтому, как отмечалось выше, Ахура Мазда сделал так, чтобы ограничить зло во власти, времени, пространстве. Зло может доходить до определенного предела и не более и, если его не подпитывать, далее оно схлопывается само на себя.

Несомненно, гностики секты офитов поклонялись злу в лице Аж Дахака, ведь он у них главный создатель, создающий не только мир, но и многое другое. О почитании Бога здесь нет и речи, что и является злом по своей сути. София, в свою очередь, видя, что творит ее дитя «природы — не красы», приходит в ужас, стыдится, раскаивается и молит о прощении и помощи. Ей помогают, и она возвращается на свое прежнее место, после чего восстанавливается Полнота Божественной Сущности, и Создатель обретает целостность, которая была нарушена согласно мифу гностиков тем, что Бог несет в себе изначальное зло. И именно это, якобы, явилось поводом для отпадения Софии на лоно самовольного творчества (вольные хлеба).
Таким вот образом, извратив Божественную Премудрость — Софию, гностики в своем учении унизили женское начало. София - Мудрость Божия, некогда была жрицей. Во всяком случае, до первого христианского (Никейского) собора так было, а затем все это отменили. И осталось только две ипостаси женщины девственница и мать одновременно. Обе ипостаси воплощены в Деве Марии.

В зороастрийской традиции женщина занимает достойное место. Женским проявлением Бога Ахура Мазды является Арта, эволюционный принцип Вселенной. Также есть женщина-мать, женщина-любовница, жрица, и высшее проявление женщины — это мудрость женская, как и София, а в христианстве женщина — только мать и девственница.
Но вернемся к творческому принципу и попробуем разобраться, кто же на самом деле обладает творческим началом. Как мы знаем, согласно авестийскому учению зло замкнуто на себя и не обладает творческим началом. Создание мира -- это Божественный творческий акт. А творчество — это Дар Божий.

Гностики же на самом деле учили презрению к миру нашему, земле, к Благим Творениям Создателя. Таким образом, они не только лишали права выбора своих собратьев, но и не давали им возможности свободно развиваться. Своим учением они душили в людях Божественный Огонь, и человек постепенно превращался в бездумную управляемую куклу, т. е. это было просто духовное зомбирование.
Если говорить об ангелах (у гностиков — архонты), то в авестийской традиции это семь Амеша Спента. И если архонты гностиков бьются между собой за власть с целью создания мира (т. е. нашего земного мира), а затем подчинения человека, которого они пытаются привязать к земле, чтобы он и думать не мог о духовном развитии, то Амеша Спента в авестийской традиции не борются между собой ни за власть, ни за что-либо другое, у них иные задачи, и одной из таких задач является охрана Благих Творений, каким является и человек тоже. Согласно Авесте, человеку от Бога дан великий дар свободы выбора, и нам остается лишь правильно этот дар употребить.

Офиты превратили ангелов в злодеев и невежественных захватчиков, которые даже не подозревают о своей подчиненности в иерархии.
По гностическому учению, Сын Господа Бога, олицетворяющий мысль, является змееобразным порождением Софии, т. е. этот уродец, вместе с семью высшими архонтами создает первого человека. А по другой версии, глядя на битву гигантов, т. е. семи архонтов, он вначале изобретает ум, опять же в виде змея, и только затем первого человека. В этом прослеживается поклонение Аж-Дахаку. Как видим, ум у гностиков тоже не от Бога, а от Аж-Дахака. Согласно зороастрийской мифологии именно Аж-Дахак питался мозгами людей (Шахнаме, т. 1). Не поэтому ли они, совершая разные гадости, призывали на это посмотреть ангела, говоря ему, что пакостят, используя его труд.

У гностиков сознательный грех рассматривается как путь спасения. И, как мы знаем, до сих пор жива гностическая поговорка в христианской традиции, что не согрешив, человек не покается. Складывается впечатление, будто грех у них как выполнение некоей программы, которая в итоге ведет к спасению. Интересно к какому? Согласно авестийской традиции, и об этом говорилось выше, прообраз человека создан по образу и подобию Божьему. Умом человека также наделал Господь Бог. Ум является продолжением Благого Помысла, олицетворением творческого начала в человеке, которое принадлежит Творцу Ахура Мазде. И человек вовсе не создан в образе толстого бревноподобного змея, как это описано у офитов. Мы знаем, как был сотворен первый человек из древних зороастрийских текстов Бундахишна и Денкарда, а также из христианской книги Библии о сотворении первого человека. В авестийской традиции это Гайомард, который, согласно Денкарду, был первым материальным творением Ахура Мазды (Денкард, кн. 7, введение).

В Библии также Господь Бог дарует первому человеку познание того, как управлять на земле тем, что создал Бог для человека. А по учению гностиков, человек был не только наподобие бревна, но еще и лишен полностью духовного начала. В Библии о создании духовного человека сказано лишь то, что он создан по образу и подобию Божьему. В авестийской традиции этому вопросу уделено больше внимания. В Бундахишне говорится, что Ахура Мазда до сотворения Гайомарда создает духовный образ человека неподвижным, недумающим и с неосязаемым телом, а затем вдыхает в этот образ душу и разум. Иначе говоря, Ахура Мазда создает фраватней всех людей (Бундахишн, с. 18-19). Как видим, нет и намека на то, что человек был создан в образе змея. Ко всему прочему, офиты обвиняли ангелов в создании человека в образе змея, утверждая, что они создали его таким ради собственной выгоды, чтобы управлять им. И плюс к этому у них Аж-Дахак вдыхает в это «творение» Божественную Искру. Интересно, где бы он ее взял, и кто бы ему ее дал. И вот это гностическое змееобразное чудовище офиты называют Адамом — первочеловеком, а Ева у них будет создана «из скрытой силы Адама».

В Библии о создании Адама и Евы сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою», «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Кн. Бытие, гл. 1. 7, 22).
Далее гностики в оправдании зла учили, что не змей (Аж-Дахак) искушал первых людей, а Иисус Христос. А бедолага змей оказался у них несправедливо обманут, и за такую несправедливость змей, якобы, изгнал Адама и Еву из рая. Таким образом, гностики в очередной раз пытались доказать свою ересь о зле, исходящем от Бога.
В Библии, в книге «Бытие», гл.З, говорится об искушении женщины именно змеем. Поддавшись искушению, она вкушает плод с древа познания преждевременно. А затем дает этот плод и мужу своему, тем самым и его втягивает в этот грех. И за это преждевременное вкушение плода Бог и отправляет Адама и Еву на землю. Они и являются, согласно христианской традиции, предками всех живущих на земле. А Господь Бог, согласно Библии, проклинает змея.

В авестийской традиции о создании и искушении первых людей описан другой миф. Гайомард знал, что все люди будут его потомками, и, умирая, оставляет после себя семя, одну часть которого берет в себя Спента Армаити, из которой в дальнейшем произрастет растение ревень в виде одного ствола, затем появятся листья, и вырастут из земли Машиа и Машиана, потомки Гайомарда. Они вышли из единого ствола, единого корня, т. е. имели одно тело, одну душу, одну внешность и фарр (здесь душа) Ахура Мазды был над ними. Только после смерти Гайомарда произошло разделение на мужчину и женщину, т. е. в результате вторжения зла была утрачена целостность. И тогда Ахура Мазда сказал Машйа и Машйане: «Вы люди, вы отец и мать мира, я создал нас из самых совершенных и лучших побуждений». (Бундахшнн, с. 98 (50 г) с. 99 (50 v)).
И в дальнейшем Злой дух оскверняет мысли Машйа и Машйане, и те восхваляют его. Вероятно, в этом и скрыт миф о грехопадении первых людей. Таким образом, они становятся грешниками, и с этого момента начинаются их мытарства. Как видим, гностики своим учением пытались оправдать зло. А это уже само по себе и есть явное служение злу.

Кстати, согласно учению гностиков, Христос не является спасителем. Гностики сделали из Христа некое порождение зла и затыкали им все зияющие дыры своего учения. У них злодеями были все Светлые силы, и Ангелы, и Господь Бог. Ведь, как учили гностики, Ангелы и Господь Бог хотели уничтожить Христа. И распят Христос, по их учению, опять же стараниями Господа Бога и Ангелов. Хотя, как мы знаем, в Новом Завете четко сказано, кто являлся истинным предателем Христа, и что Иисус Христос является именно Спасителем, а не разбойником. И нигде не говорится о том, что распятие Христа выгодное дело для Бога и Ангелов. Это нужно было гностикам, чтобы манипулировать своими учениками и слушателями, и окончательно разрушить веру в высшие силы, провидение Божье, веру в Бога. Такова система по подготовке духовно зомбированных людей.

Аскетизм в гностических сектах

Учение гностиков это замкнутая система. В замкнутой системе нет развития. Жизнь у гностиков не имеет смысла, они не стремились к продолжению рода. В их учении творчество подменялось злотворчеством. У них нет места любви, а раз нет места любви и творчеству, то нет и полноценного развития. Нет настоящего творческого, божественного акта, который полностью преображает человека. В учении гностиков имела место только сплошная безысходность, что не мешало им считать себя «избранниками» Божьими и что только они являются «истинно посвященными». Они ссылаются при этом на слова Христа: «...И, приступивши, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ, для того, что вам дано знать тай мы Царствия Небесного, а им не дано...» (От Матфея, гл.13, 10-11). И эти слова Христа гностики относили к себе, они говорили, что здесь речь идет о них, а не об апостолах. Получается, что гностики являются истинными учениками, а не апостолы. И на основании «избранности» гностики очень требовательно относились к своим адептам. Некоторые школы на этой почве были жуткими приверженцами аскетизма и требовали насильственного отказа от плотских страстей, считая, что это мешает адепту на пути духовных поисков, а половые отношения между мужчиной и женщиной унижают Божественный прообраз, и вообще это извращение изначальной чистоты.

Гностики-маркиониты развивали идею жертвенности, а не любви. Они утверждали, что любовные отношения воспроизводят мир зла. Та кое же отношение к любви было и у русских сектантов и их сторонников. Поэт Константин Бальмонт, приверженец хлыстовства, в своих стихах писал: «Не женитесь, неженимые. Разженитесь с женой. Вы женимые, — будьте с сестрою...». В этих строках хорошо передан смысл еретического учения и гностиков, и хлыстов. Наш мир осуждали и те, и другие.
Так, гностик Валентин считал душу пленницей плоти, а главную задачу человека видел в ее освобождении. Однако первоначально гностики были первооткрывателями обрезания плоти. Об резание возникло еще в иудейских общинах времен Ветхого Завета. В книге «Бытие» Бог заповедует этот закон Аврааму. Однако в Новом Завете апостолом Павлом в «Послании к галатам» сказано: «Если вы обрезаетесь, не будет вам пользы от Христа», а в «Послании к римлянам» говорится: «Не тот иудей, кто иудей по принадлежности, и то обрезание, которое по духу, в сердце, а не по букве. Этому иудею и будет похвала от Бога, а не от людей». Не правильно интерпретированная фраза оказалась наиболее живучей.

На этой почве много лет существовали споры и разногласия в иудео-христианских общинах. Особенно этим грешило ессейство, проповедовавшее жуткий аскетизм и женоненавистничество. Гностики же с удовольствием эту ересь подхватили, открыв тем самым путь миллионам последователей (почитателей), жаждущих освобождения от плоти крайними методами. Такой «великий святой», как Ориген, оскопил себя в ожидании суда полной чистоты. Через много веков российские секты хлыстов и скопцов «достойно» поддержали и продолжили гностические традиции об аскетизме и оскоплении. И у тех, и у других половой акт с тем, кто «возвысился» в духе, не является грехом, в иных случаях это грех.

Безбрачие входило в кодекс поведения многих общин, и в раннехристианский период, и даже в средневековой Европе говорили, что в царстве антихриста жениться не следует по причине нарушения идеала чистоты. Гностики Василид и Маркион считали, что для тех, кто имел высшее посвящение, брак не уместен. Супружество, по мнению Василида, — удел толпы, и ссылался при этом на Евангелие от Павла: «О чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины» (1-е Коринф., гл. 7.1). Василид указывал именно на эти строки из Евангелия. Хотя о чем здесь шла речь, мало, вероятно, кто-то что-то знал.

А ведь там есть и другие слова, о которых гностики не говорили своим слушателям. В частности Христос говорил: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый - как Господь призвал». В другой цитате из того же послания сказано: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, па время, чтобы не искушал вас сатана не воздержанием вашим» (1-е Коринф., гл. 7.5, 17). Как видим, и речи нет о насильственном воздержании, аскетизме, безбрачин. К любому периоду в своей жизни человек должен быть готов, а любое насилие — это зло. Соратник Василида -- Маркион заявлял, что воздержанием от супружества, нежеланием продолжать род человеческий, он тем самым досаждает Творцу. У маркионитов продолжение рода является уловкой архонтов (ангелов) для удержания душ в мире. Эту чушь затем великолепно разработает в своем учении Мани, который тоже призывал своих учеников к воздержанию от брака, удовольствий любви в браке и рождения детей. Кстати, Ленин тоже говорил, что «революция, батенька, требует полного разрыва с миром любовных наслаждений». Поэтому в Советском Союзе секса не было, но были дети.

Человек у гностиков и скопцов — это сырой материал, который можно переделать: человек — это дерево, один из суков которого плох, и его надо устранить. Такой вот простой у них был метод и лозунг, взял и отрезал... И первые добровольные устранители «суков» появились в России при Екатерине Великой - в век Просветения. Оскопление стало способом «лечения». У русских скопцов женский пол мифологически связан с речью, освобождение от пола приравнивалось к освобождению от слова. Одна из основ учения скопцов состояла в молчании. Важным фактором ритуала оскопления в России был принцип соблюдения иерархии, только снизу вверх, и ни в коем случае не наоборот. А это значит, что слуга мог оскопить своего хозяина. Скопитель был ниже скопимого, потому что оскопление приравнивалось к спуску вниз по лестнице, т. е. к схождению в народ. И последние станут первыми...

Считалось, что наличие пола мешает установлению мировой справедливости. Оскопление исполнялось ритуально, скопцы считали оскопление своего рода «огненной инициацией» и вторым рождением. Оскопляясь, они стремились стать андрогинами, эту проблему решая хирургическим путем. После подобного решения проблемы, через некоторое время, глядя на человека со спины, трудно было распознать его пол, женщины были похожи на мужчин, в мужчинах проявлялись женские черты.
И гностики, и хлысты ходили в церковь, мо лились усерднее других, и делали все, чтобы их было не отличить от истинно верующих. Хлысты, как и гностики Валентиниане, много веков назад пытались подорвать церковь изнутри. Посещали церковь, не веруя в Бога. Учение хлыстов насквозь гностическое, они не делали различий между Богом-Отцом, Сыном и Святым Духом, все ипостаси они объединили в одну, соединяя их с собственными лидерами, что также делали и лидеры гностиков, воображая себя спасителями. Хлысты превзошли своих предшественников, утверждая, что именно они являются богами.

У русских хлыстов все места в небесной иерархии были заняты, и свободными оставались только места Бога и Христа, и именно туда они и метили. Христами и богородицами становились по общему признанию. Этакая мистическая демократия. В большинстве случаев русские ере тики общение с Богом переживали как соитие. Именно так это переживал русский поэт Н.Клюев, у которого партнером, разделяющим с ним ложе, был не кто иной, как Господь Бог, а свое тело Клюев воспринимал как женское.
Христос для поэта Н.Клюева это «... член, рассекающий миры во влагалище и в нашем мире прорезавшийся залупкой, вещественным солнцем, золотым семенем, непрерывно оплодотворяющий корову и бабу». Озабоченный Клюев с телом Христа играл в эротические игры. Это, конечно же, страшный грех духовного и морального распутства, осквернение всего святого. Вряд ли у того же Н.Клюева осталось в душе что-то человеческое. Кстати, М.Бахтин в своих лекциях об А.Белом, А.Блоке, С.Есенине писал, что из хлыстовства вышло очень много крупных духовных явлений, и наиболее талантливыми считались Гр.Сковорода и его духовный потомок Вл,Соловьев, и затем поэт Н. Клюев. Причастность к хлыстам Сковороды и Вл.Соловьева сомнительна, а вот стихи Клюева, говорят, знали все хлысты России. Н.Клюев в своих стихах писал:

«О, скопчество - венец, золотоглавый град,
Где ангелы пятой мнут плоти виноград», или:
«О, скопчество — арап на пламенном коне...»

У «духовных» скопцов также особо почитаемым был Лев Толстой, главной ценностью которого для них являлось отношение Толстого к половому вопросу, которое практически ничем не отличалось от взглядов скопцов.
Русские еретики, как и гностики, также ввели и ограничение от воздержания до кастрации, либо, наоборот, доходили до свального греха. И все это мотивировалось искуплением первородного греха. Раскольники губили жен, девушек и мальчиков, убивая в человеке главное, его душу. Руководители сект хлыстов, совершая в селах и деревнях свальный грех, слыли при этом праведниками, потому как мотивировали этот грех тем, что, якобы, «соитие имели не по своей воле, а по воле Духа Святого, в них действующего». Гностики занимались тем же, считая себя самих «избранниками божьими», а русские скопцы - детьми «христовыми». И здесь, и там присутствует унижение любви, женщины, неуважение к собственному дому, осквернение рода и традиций.

Как мы знаем, в зороастрийской традиции всегда свято чтили дом, семью, а продолжение рода является святой обязанностью каждого зороастрийца. Зачатие детей — это сакральный акт. Безбрачие считается грехом. К женщине в зороастризме относятся почтительно, как ни в какой другой религии. Здесь высоко почитаемы не только девственная чистота в женщине, но также и женщина как воплощение любви, и женщина мать, и женщина, воплощающая в себе высшую мудрость. Никто не станет отрицать, что именно в любви мужчина и женщина приближаются к Богу. Любовь — это наиболее кратчайший путь к Богу. Именно в любви человек обретает счастье и радость в жизни, то, чего всем нам так не хватает. Ну и, конечно, если человек насильственно встает на путь аскезы, то тем самым он служит Ангро Манью.

Гностики же, как и хлысты, и раскольники, как говорилось выше, приветствовали не только аскезу, но и насильственное оскопление, и утверждали при этом, что человек не может получить высшего посвящения, не будучи оскоплен. А это уже сатанинская инициация. Светлые силы никого не насилуют, Господь Бог дал нам всем великий дар свободного выбора, и кто и как распорядится этой свободой — это его личный выбор. Гностики это право у своих соратников отнимали, руководствуясь, якобы, высшей идеей — сохранением чистоты. Оскопление, которое устраивали гностики, хлысты, скопцы, является грехом в зороастрийской традиции. Более того, это еще и вредно для здоровья и оставляет потомков муж чипы без защиты предков, да и сам он становится уязвимым для темных сил.
Гностики, чтобы доказать свою правоту о необходимости обрезания и презрения плоти, ссылаются на Иисуса Христа, который говорил об этом, якобы, со своей любимой ученицей Саломией. На ее вопрос: «Когда приидет Царствие Божие?», Христос дает ответ: «Когда совлечете и попрете ногами по кров стыда, когда двое будут едиными, и внутреннее станет как внешнее, и мужеский, — ни мужским, ни женским». На вопрос: «Доколе будет царствовать смерть?» Христос отвечает: «Доколе вы, жены, будете рождать». Саломия спрашивает: «Так хорошо делала я, что не рождала?». И получает ответ: «Молено вкушать от всякого растения, по не от имущего горечь».

Как видим, ни об обрезании, ни о безбрачии здесь не говорится. Речь идет о поиске своей половины, когда человек, найдя свою вторую половину, утраченную когда-то, вернется к изначальной гармонии, целостности. Видимо, эти же слова Христа извратил в своем учении Мани, написавший в своей знаменитой книге такие строки: «Все избранники — девственники и воздержанные», «...все сущее будет разделено и мужское отделено от женского, и между ними великий камень из рода в род, во веки веков» (Кефалайя, 25.1; 105.30-35).

Духовные болезни русской интеллигенции

В учении гностика Валентина наблюдается схожесть с мыслями русского философа Вл. Соловьева, который был связан с европейскими гностическими школами. По мнению обоих, смерть и материя едины, и тот, кто создал человека, создал и смерть.
Мы знаем, что это в корне неверное понимание о сотворении мира, человека и о разделении добра и зла. В древнем авестийском тексте «Видевдат» четко сказано, что смерть создана Ахриманом (Дух зла) и что он и есть сама смерть. У Вл.Соловьева по жизни проявлялся гностический подход ко всему. У него есть статья под названием «Смысл любви», в которой он описывает свои размышления о любви, и очень интересная любовь у него получается. По его мнению, любовь в браке противоестественна и недостойна. Любовь требует перерождения человека, но только перерождение у него ненормальное, гностическое.
Под преображением он понимает любовь однополую, хлыстовскую. Вл.Соловьев ожидал «любовного преображения» от сект, образовывающихся в деревнях, таких как штундисты или духовные христиане, под которыми подразумевались хлысты. В своей статье Вл.Соловьев обвиняет Высшие Силы в том, что, якобы, они мешают Соединению двух любящих людей, и по этой причине один из них заканчивает жизнь самоубийством. Вл.Соловьев слишком увлекся обвинениями, неизвестно только кто дал ему право обвинять Высшие силы. Далее он пишет: «Священная книга не говорит, женился ли Авраам на Саре в силу пламенной любви, но, во всяком случае, Провидение ждало, когда эта любовь совершенно остынет, чтобы от столетних родителей произвести дитя веры, а не любви». Вл.Соловьев забывает о том, что Библия — это не любовный роман.

Подводя итоги, видим, что христианство на начальном этапе развития породило самые жуткие ереси, одной из которых является гностицизм, породивший, помимо манихеев, такие секты как катары, богумилы, альбигойство. Гностицизм распространился от Египта до Испании, захватив при этом Италию, Сирию и Палестину, Месопотамию, и далее на восток. Короче, вся территория, заселенная еврейской диаспорой в Римской Империи I—IV вв. впоследствии подверглась гностическому влиянию. Говоря, что человек не отсюда, и корни его не в этом мире, гностики считали, что при жизни человек должен пройти все, содеять самые плохие поступки, не стыдясь при этом. Иначе, по их мнению, он не освободится от власти ангелов, сотворивших наш мир. Путь к Богу через отчаяние при осознании своей ничтожности. Вот такой они предлагали путь развития своим подопечным адептам.
Гностики, хлысты и скопцы отнимали у людей своим гнусным учением таинство брака, подменяя его скотоложеством и гомосексуализмом, утверждая, что преображение пола изба вит человека от его парного индивидуализма, от эгоизма любви и семьи. Почти вся российская интеллигенция XIX в. была заражена этой духовной болезнью.
Отзвуки гностицизма и манихейства до сих пор появляются в том или ином виде. Так, в поэзии нашей страны XVIII-XIX вв. звучат манихейские и гностические нотки, например, Д. Мережковский в своем стихотворении «Двойная бездна» пишет:
«И зло, и благо — тайна гроба, И тайна жизни — два пути. Ведут к единой цели оба, И все равно куда идти..
Примерно в то же время Вл.Соловьев пишет следующее:
«Бог жизни и Бог смерти — Один и тот же Бог.»
Мережковские скрывали свое сектантство, устраивая на квартирах кровавые причастия.

Из всего вышеизложенного видно, что гностические учения были созданы с целью прикрытия и развития самых страшных пороков, какие только может творить человек по отношению к себе и к Богу. За внешним аскетизмом и собственной гениальностью скрывалась ложь и бездуховность, а своих адептов гностики разлагали, изнутри подменяя основные принципы Светлой религии — Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело.

Библиографический список
1. Аннаньель Т. Христианство: Догмы и ереси. СПб., 1997.
2. Апокрифы ранних христиан. М., 1987.
3. Глоба П. /7. Тексты лекций.
4. Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998.
5. Николаев Ю. В поисках Божества. М.,1996.
6. Русский Эрос или философия любви в России. М.: Прогресс, 1991.

--------------------------------------------------------------

Разделы