Поиск по сайту



ЗОРОАСТРИЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА АЛХИМИЮ

Журнал "Митра" № 8 2002 год

Николай Коровяк

Коровяк Николай Олегович занимается вопросами истории науки, натурфилософии, астрологии, алхимии. Как преподаватель и исследователь работает в этих областях под руководством Павла Павловича Глобы в течение последних 18 лет. Научно-мистическими исследованиями автор занимается 21 год.

Алхимия - самая таинственная наука из всех наук о человеке и мироздании. Каждое столетие появляются люди, которые своими опытами, публикациями, самим своим существованием подтверждают ее действенность. Однако поставить эти опыты могут только они сами или те люди, которых они специально обучили своим методам. Именно поэтому современная наука со своей парадигмой начисто отрицает алхимию по причине трудности воспроизводимости ее опыта [1, 2]. За этим отрицанием стоит философская слабость, запутанность и внутренняя противоречивость со временной научной парадигмы. Это можно понять из некоторых размышлений современных ученых об алхимии [3]. Только самые прогрессивные и честные ученые не отвергают очевидно го, т. е. возможности реального существования алхимии. Но они предполагают, что алхимия -- это пока искусство, а не наука. Это технология, построенная на законах, которых мы не знаем, реликт, остатки знаний древних цивилизаций или предвестник будущих открытий [4].
Какие же свидетельства заставляют многих людей, в том числе и ученых, признавать возможность существования алхимии как реальности?
1. Наличие в музеях алхимии (в частности, в Праге, в Чехии) и в частных коллекциях кусков золота и изделий из него (медалей, брелков) такой степени чистоты, которую трудно получить даже самыми современными и дорогими методами очистки. А получено это золото было в XII-XVIII вв., т. е. 250-900 лет назад.
2. Многочисленные письменные свидетельства заслуживающих доверия достойных очевидцев, наблюдавших изменение состояния и внешности людей, практикующих алхимию. (Изменение внешности в сторону омоложения, укрепление здоровья, обретение большой внутренней силы).
Были и прямые свидетели трансмутаций металлов среди известных ученых средневековья, которые, являясь идеологическими противниками алхимии, вынуждены были признать ее возможности на основании опыта.
3. «Дурацкие вопросы», которые периодически ставят сами ученые перед собой и своими коллегами:
а) Откуда в скелете цыпленка возникает определенное количество кальция, когда в яйце, из которого он вылупился, его в несколько раз меньше?
б) Из какого кальция формируется скелет слоненка первые 2-3 года его жизни, когда в том, что он съедает, такого количества кальция нет и быть не может?
в) Откуда берутся самородные металлы в недрах земли, особенно в минералах, этот металл не содержащих? Например, почему золотые жилы медленно растут в кристаллах кварца?
И поэтому современная наука уже говорит: «Может быть», -- так как в последние 12 лет открыто явление холодного ядерного синтеза [5, б] и превращения элементов в живых организмах (ядерный биокатализ) [7].
Но читателей, как и автора, больше интересует, как освещалась и была ли вообще понята алхимия, этот великий феномен природы, в различных религиях и оккультных традициях разных рас и народов, живущих на Земле.
Слово «алхимия» («алхема», «алкемия») пришло от арабов в латынь, а из нее уже в современные европейские и другие языки. В арабские же языки оно попало или из Египта - «кема», «Та кем» самоназвание страны фараонов, одновременно обозначающее таинство превращении, или из арамейского языка, где «Хема» - одна из утерянных ныне книг Ветхого завета. Религия фараонов признавала алхимию в ее сакральном значении, однако сама эта религия как живой культ доныне не сохранилась.
Значение алхимии в наследии народов голубой расы (арабов, семитов, ассирийцев) — это сложный и запутанный вопрос и тема для отдельного разговора. Отметим только, что в современном иудаизме алхимию, как сакральное действо, не почитают. Только три из дошедших до нашего времени религий включают в себя в качестве цели полное преображение человека, а значит и алхимию в той или иной форме. Одна из этих религий — христианство, но здесь практикуется и признается только духовное преображение человека (алхимия духа) и только через это обретается все остальное. Алхимии души в христианстве также придается огромное значение, а телесная, материальная алхимия может происходить лишь как следствие преображения духа и укрепления души. К материальной алхимии как к искусству различные христианские конфессии в разные времена относились очень неодинаково, и это важная тема для отдельного исследования.
Еще две ныне живые религии признают алхимию как сакральную часть культа: это китайский даосизм и зороастризм, представленный во всех его направлениях, включая магов зерванитов (именуемых в древности волхвами).
Даосизм древнейшая религия народов желтой расы. В настоящее время ее последователи, даосы, проживают в Китае и некоторых странах" Юго-Восточной Азии. Очень возможно, что даосы многое, в том числе и алхимию, заимствовали у персов. Великие учителя древнего Китая чаше всего уходили за знаниями учиться на Запад или, закончив свою миссию, тоже уходили в западном направлении навсегда. Западнее Ки тая, как известно, расположен Иран (в древности Ахеменидская, а затем Сасанидская Иранские империи). Так, в западном направлении ушел Лао-Цзы, один из Великих учителей даосизма, автор книги «ДАО — ДЭ — ЦЗИН» (трактата о Пути и Потенции). Китайский писатель У Чэньэнь, последователь буддизма, посвященный белого направления секты Бон, и тайный даос, назвал свою великую книгу «Путешествие на Запад».
Современные даосы за последние 200 лет изменили свой взгляд на духовные приоритеты и методы алхимической практики. Тайна создания Великих эликсиров и пилюль бессмертия, видимо, была утрачена и оставшиеся знания о лих как бы «выветриваются» по причине отсутствия практических результатов. Даосская алхимия последних столетий склоняется к простой энергетической работе с человеческим телом без использования веществ материальном алхимии, просто работая с астральными и эфирными энергиями в сочетании с практиками тантризма, через алхимию души они достигают телесных результатов. Духовной работе уделяется меньше внимания. Эволюция (инволюция?!) взглядов даосов на алхимию может стать темой интересного исследования.
Положительное отношение к алхимии зороастрийцев и вообще в традициях Авесты сохранило свою устойчивость с древнейших времен до нашего времени. (Исключения наблюдались чрезвычайно редко). Дух Авесты можно выразить с помощью простой фразы; Хумат Хукст - Хуварст (Хваршант). Это Благая мысль, Благое слово и Благое деяние. Эта фраза является девизом маздаяснийской религии, выражающей ее идеологию, ее суть и одновременно религиозную практику. Человек создан по замыслу Творца. Благая мысль — это сам человек как воплощенная мысль Создателя. Благое слово это знание, которое передается от Бога к человеку. Развиваясь, это знание поддерживает человека и дает ему защиту в нашем оскверненном мире. А Благодеяние — это следующий шаг совершения Божественной Воли Хормазда [8]. К Благим деяниям зороастрийцы относят все действия - от простых добрых дел повседневной жизни до божественного преображения человека и мира, до наступления Царствия Божьего. Все действия, нарушающие гармонию природы, искажающие миропорядок, не являлись Благим деянием и считалось, что происходят они от злой мысли, от лжи (Друдж) и от Ахримана, отца Лжи.
Если к Благому слову относили все мистические науки, данные человеку в откровении, в том числе астрологию, то вершиной Благого деяния, Хваршант (Сияние Хварны), являлась алхимия, или Великое Деяние. Астрология — это наука о всеобщей гармонии и выборе пути, алхимия — это практика возвращения человека и мира к их Божественному естеству.
Настоящая алхимия (Хваршарт) прежде всего мистериальна и входит в зороастрийский культ как сакральнейшая сердцевина, первооснова. Полного преображения в земной жизни достигают не все, оно дается как награда человеку за его заслуги перед Небом. Но изучение мистерии алхимии, наблюдение путей Господних в этом мире может быть полезным для укрепления веры и утверждения в собственном выборе. Постижение таинств Творца и Изедов в этом мире может происходить посредством богослужения. Мудрость, усвоенная человеком через богослужение, может быть направлена на очищение Мира от скверны и на исцеление людей. Экологическая и медицинская практики особенно приветствовались в зерванизме. Недаром зерванитов именовали великими чистильщиками и оживляющими врачами. Любая сознательная алхимическая работа ведется в зороастризме ради претворения в жизнь заповеди: «Сохраняй и приумножай Благие творения».
Приобщение к этому искусству и науке еле дует начинать с осознания ее мистериальности, взаимосвязи ряда мистериальных символов с последовательностью происходящих жизненных событий. Сопоставление этих рядов раскрывает нам таинство превращения, т. е. мистерию. Практика алхимии невозможна без знания небесных законов, понятых через принцип подобия и взаимосвязи явлений макрокосмоса, движения планет, звезд и галактик с земной жизнью человека. Алхимическая астрология в своем становлении должна соответствовать общему уровню знаний и развитию наук в обществе, как гуманитарных (история, языкознание, этнология, география), так и естественных (физика, химия, минералогия, геология) и обязательно на основе древних традиций. Использование современных знаний обновляет и развивает древнюю науку, которая становится понятной и актуальной в настоящее время. В свою очередь не еле дует отступать от древних традиций для того, чтобы паука вписывалась в русло духовно-исторического процесса и не нарушала преемственности поколений.
Сначала надо принять Благое слово, впитать его и усвоить, чтобы оно вело человека в правильном направлении, а затем можно совершать дела. Дело всегда важнее слова, но без праведного, верного Слова дело может стать бессмысленным и бесплодным.
Мысль это сокровенное первоначало алхимии, а человек — проводник божественной мысли, так же как металлы - это проводники планетных и звездных влияний. Человек является инициатором, катализатором и одновременно индикатором многих алхимических процессов на Земле. Одно из главных предназначений человека преобразить Землю. Это возможно через духовную работу над собой во взаимосвязи с семьей, народом, местом жительства человека. Там, где были древнейшие цивилизации, где люди не просто прозябали, а жили, молились, творили, накапливали духовные богатства, там теперь залегает золото, драгоценные камни, самоцветы. Там, где не было духовной жизни, где люди прозябали в диком состоянии, там в недрах ничего особенного нет. Не все на Земле создано нашими предками, что-то осталось от допотопных времен. Золото Восточной Сибири (гигантские самородки) - плоды не нашей «куль туры, возможно, это золото Титанов. Сокровища Урала и Предуралья, где было добыто огромное количество золота и драгоценных камней, это наследие Ариев, протоарийской культуры, «побочный продукт» духовной работы наших предков.
Мысль как результат выбора модель будущего, она включает процесс создания или пересоздания. Важно знать, как и когда может быть включен этот процесс. Знания о законах времени являются наследием учения зерванитов и частью древнеарийской культуры.
Алхимические процессы происходят в любой живой материи: в зелени листвы (процессы фотосинтеза); у бактерий (где металлы могут пре вращаться один в другой, например марганец в золото [5]); в плесени, создающей многие лекарства. Но только самые высокоразвитые сущности и существа Изеды, Архангелы, Ангелы (малые Изеды), люди и другие им подобные могут управлять этими процессами - замедлять, ускорять их. Человек в этом ряду - - ученик. Развитие этих способностей связано с верой и выбором. «Вера и горы переставляет». Сильное воображение в сочетании с верой, дисциплинированное духовной практикой, приложенное к ритуалу, может проторить тропинку к Зервану, т. е. дать чему-то создаваемому место во времени [8]. Очищенная мысль как первоначало и безусловная ориентация во времени это то, с чего начинали алхимическую практику (Хваршант) дрсвнеарийские зерваниты и их последователи. Особое значение в алхимии имеют озарения и откровения, но этот вопрос мы должны будем обсудить отдельно и подробно в другой статье.
Необходимо будет разобраться в той путанице понятий, которую допускали многие адепты средневековой европейской алхимии, а также отыскать искажения смысла, исправить ошибки, допущенные ими в результате ухода алхимии с плодотворных путей. Причина этого ухода возникла в результате внедрения ереси манихейства в философию средневековой алхимии. Имен но в этом вопросе авестийское понимание алхимии может стать той «нитью Ариадны», которая выведет нас из лабиринта ложных представлений, символической путаницы и ранненаучного примитивизма. Наследие средневековой алхимии очень неоднородно, и лучшая его часть может быть использована при наличии ясности и понимания любым учеником на его собственном пути. Наличие духовных ориентиров и знание первооснов избавят начинающего от повторения ошибок многовековой давности, возникающих в результате некритического следования сомнительным авторитетам средневековья, что избавит многих людей от напрасной потери времени.
Но пусть благоразумный читатель не думает, что только он вместе с автором в наше время до конца разобрался во всем. И в периоды максимальных заблуждений жили выдающиеся исследователи и творцы, которые, несмотря на довлеющую глупость своего окружения, самостоятельно приходили к правильному пониманию предмета и освещали верные пути многим последующим поколениям. Одним из гениев средневековой алхимии был Парацельс. Гениальный врач, философ, алхимик и астролог, живший в XV-XVI вв., он оставил нам записи результатов своих прозрений, актуальные и поныне. «Физический человек получает свою пищу от земли; звездный человек получает уклад своих чувств и мыслей от звезд; но Дух обретает свою мудрость от Бога. Как жар огня проходит сквозь железную печь, так и звездное влияние со всеми своими свойствами проходит сквозь человека. Они проникают в него, как дождь проникает в почву, и как почва становится плодородной благодаря дождю, так и благодаря им становится плодородной человеческая душа; но принцип Высшей Мудрости вселенной проникает в центр, озаряет его и правит всем» [9].
Этой краткой статьей мы открываем ряд очерков по истории и практике алхимии у разных рас и народов с точки зрения Авестийской традиции.

Библиографический список
1. Фигуровский Н.Л. Очерк общей истории химии (от древнейших времен до начала XIX в.). М.: Наука, 1969.
2. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в. (Всеобщая история химии). М.: Наука, 1983.
3. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.
4. Менделеев Д.И. Попытка химического понимания мирового эфира. Вещество,
5. Холодная трансмутация ядер. Материалы 6-й Российской конференции по холодной трансмутации ядер химических элементов. Дагомыс, 28 сентября — 3 октября 1998 г. М., 1999. Материалы предыдущих 5-ти конференций.
6. Фокс Хэролд. Холодный ядерный синтез. Взгляд в США. М.: СВИТЭКС.1993.
7. Гаряев П.П. Волновой геном. Общественная польза, М., 1994.
8. Цикл лекций о Великом деянии и алхимической символике, прочитанных П.П.Глоба совместно с автором статьи в январе-феврале 1994 г. в Санкт-Петербурге.
9. Гарпгман Франц. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Новый Акрополь, 1997.

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
** *
Я не буду мечтать о тебе,
Строить замок торжественных линий.
Я не буду купаться в реке
Ворожительной призрачной сини.
Мы не будем, играя в слова,
Обнажать незнакомые дали,
Процветать, раскалив добела
Разрывая былые печали.
Легкой поступью тихих шагов,
Отрекаясь от внешнего мира,
Я пойду за тебя помолюсь,
Попрошу тебе воли и силы.
Я незримо тебя позову
Легкой трелью весенней капели.
Ты тихонько присядешь в ответ
С тонкой дудочкой нежной свирели.
Ты присутствуешь, мыслью скользя,
Когда утром сижу за стихами,
И улыбка играет устами.
С новым ветром тебя отпущу,
Улетай легкой призрачной дым
Новой встречи нечаянной, зыбкой.
Елена Матарцева
* * *
Когда небо снизу и сверху,
Это значит ты смотришь в воду
На мосту с переходом от шага
К беспредельному перелету.
Когда воды снизу и сверху,
Это значит ты плывёшь в лодке
Без парусов и весел
Под дождем теченье уносит.
Когда солнце снизу и сверху —
Это ты его ловишь в зеркале,
Словно прыгаешь через костер,
Через небо и воды — сквозь огонь.

Лариса Захарова (2002)

Rus
05 Спента Армаити день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:38
Завтрашний день начнется в: 09:36
Текущее время Ушахин-гах, осталось 00:26 часов.
Хаван-гах будет в 09:36 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники