Коллекция Сасанидское серебро в Эрмитаже

Опубликовано star72 -

(О выставке «культура и искусство стран среднего и ближнего востока»)

Иран — это страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели еще в начале третьего тысячелетия до н. э. создали свою письменность и оригинальную культуру, которую затем и совершенствовали в течение многих тысячелетий.
Сасанидская коллекция (замечательные серебряные сосуды) — самые известные памятники восточного собрания Государственного Эрмитажа. Вещи датируются с III по VII вв. н. э., с момента создания Сасанидского иранского государства и до времени завоевания его арабами.
Коллекция «Сасанидское серебро» создавалась стихийно, так как эти предметы находили случайно преимущественно на севере нашей страны и Южном Урале (Пермская обл.). В середине XVIII в. такие памятники собирали и хранили в различных частных коллекциях (собрания Строгановых, Юсуповых), затем в 80-х годах XIX в. они попали в Эрмитаж. Некоторые предметы приобретались на знаменитой Нижегородской ярмарке. Огромный вклад в формирование коллекции «Сасанидское серебро» внесли ученые И. А. Орбели, К. В. Тревер, В. Г. Луконин. В 1909 г. академик Я.И.Смирнов впервые сделал фотографии всех этих сосудов, издав знаменитый «Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения». В 1920 г. состоялась I выставка отдела Востока Эрмитажа «Сасанидские древности». Отдельные памятники издавались ранее в Париже в 1755 г. (первая публикация).

Из истории Ирана

Сасанидские монархи в официальных манифестах гордились тем, что завоевали свое царство и укрепили его могущество силой своего меча и с помощью бога Ахура Мазды. В 90-х годах III в. н. э. существовал обожествленный предок династии — ему был посвящен специальный храм, основателем сасанидского государства был Арташир Папакан. Приход к власти в Иране Сасанидской монархии объединил страну на четыре столетия. Новый этап в истории Ирана начался с образования сильной государственной власти. Сасаниды начали с крупных военных успехов, причем больше воевали на западных границах.
Восточно-Римская империя, проиграв главные сражения шаханшаху Шапуру I, поняла, что имеет дело с Великой державой. Армия Шапура I крушила римские легионы «числом в 60 тыс. солдат», овладела штурмом многими городами и крепостями. Захвачены были: Селевкия, Антиохия, Никополь, Иерополь, Дура-Европос и города Каппадокии. Под угрозой была власть Рима во всех восточных провинциях. В единоборстве двух основных держав Ближнего Востока и Средиземноморья на первом этапе борьбы между Восточной Римской империей и сасанидским Ираном выиграл Иран. В 363 г. персы покорили Армению, которая была поделена на Иранскую сферу влияния и Римскую зону.
Зороастризм был официальной религией Сасанидского Ирана и роль жрецов при этом была выдающейся. Они были наставниками царя царей и цариц («госпожей»), при раннесасанидском дворе существовал титул «Советник цариц». В Сасанидский период зороастризм становится государственной религией, «опорой трона царя царей». Основатель династии, Сасан, по преданию, был жрецом храма Анахиты в Истахре. Храм назывался «Истахрский храм Анахиты-Артахшатр». Зороастризм раннесасанидских монархов был тесно связан с зороастризмом Парса парфянского времени, и отличался религиозными установлениями от централизованного Сасанидского государства V—VII вв. Большую роль в этот период времени играл культ богини Анахиты — богини войны и победы, а также культ Митры.
В 227 г. царь царей Ирана Арташир I принял новый царский титул «Поклоняющийся Ахура Мазде, бог, происходящий от язатов». Он основал «царский коронационный храм» («Храм огня Арташира»), что и является свидетельством значительной реформы — превращения «царской веры» в единую религию страны.
В это время Арташир сосредоточил в своих руках не только гражданскую, военную, но и религиозную власть, так как в списках двора Арташира I, его наследника Шапура I, нет титула «верховный жрец». Деяния персидских царей были хорошим фоном для деятельности первого реформатора сасанидской религии, жреца, пророка Картира, карьера которого началась в последние годы царствования Арташира I.
Зороастризм сасанидских монархов отражался в их официальных памятниках посредством титула и символов. Создается иконография Ахура Мазды (его отличительные знаки: зубчатая корона, платье, украшения), позже — иконография Анахиты и Митры. Только эти три божества изображаются на раннесасанидских официальных памятниках.

Сасанидское искусство

Главной темой раннесасанидского искусства была государственно-прокламативная тема. Сохранившиеся памятники — скальные рельефы, геммы, монеты.
На рельефах языком ясных символов в триумфальных композициях фиксировались реальные победы повелителей Ирана над их врагами, результаты военных походов при подавлении восстаний внутри страны.
Темой официального искусства была и религиозно-прокламативная тема, где основными сюжетами были «официальные портреты зороастрийских божеств»: изображения Ахура Мазды, Митры, Анахиты, изображения интерьеров царского коронационного храма.
Эти памятники языком символов отражали основную концепцию власти повелителей Ирана — божественную ее сущность.
В конце III в. религиозно-прокламативная тема раннесасанидских официальных памятников усложняется введением в иконографию «зримых воплощений» зороастрийских божеств, например, бога победы Вертрагны. Его основные перевоплощения — кабан, конь, Сенмурв. Они появляются в изображениях корон шаханшахов, принцев, царицы-цариц. Этими изображениями в искусстве Сасанидов начинается новая тема — тема зороастрийской символики.
В сасанидской торевтике (так принято называть замечательные серебряные и золотые сосуды эпохи Сасанидов) представлены две темы.

1. Государственно-прокламативная, т.е. официальный портрет («лицевые» сосуды).
2. Тема зороастрийской символики, ее сюжет — царская охота — олицетворение высших божественных достоинств царя царей. Земные перевоплощения трех тесно связанных между собой божеств: Митры, Вертрагны, царской Хварены — символы основных качеств повелителя Ирана.

В авестийских текстах и в «Карнамаке» сохранились рассказы о борьбе за обладание качествами этих божеств — силой, непобедимостью и удачей. Зримое воплощение божества, согласно этим текстам, нужно «добыть», схватить. Так боролись за обладание Хвареной цари-герои иранского эпоса, да и основатель сасанидского государства Арташир, как это рассказывается в посвященном ему романе, должен был вначале завладеть «счастьем Хварены Кейанидов» в облике «большого барана», который вначале бежал рядом с его конем, а потом, очевидно, «добытый» им, оказался на крупе его коня.
Разгадка символики охотничьей темы заключается в том, что шаханшах, убивая льва, приобретает царское достоинство, высшие качества правителя.
Сасаниды связывают свое происхождение с древней праведной династией Кейанидов. Род Сасанидов, согласно новой генеалогии, возводится к великому Виштаспе — первому царю, в соответствии с религиозными текстами, принявшему веру Заратуштры. В связи с этим особое значение в династической доктрине приобретает божество «счастье Кейанидов» — Хварена. Божественная сущность царской власти символически показывается «овладением» Хвареной в виде самой популярной ипостаси — горного барана (рога барана венчали боевой шлем Шапура II), сила власти олицетворяется единоборством со львом, ее победоносность — борьбой с диким вепрем.
-------------------------------------------------------
В зороастрийском солнечном календаре баран является священным готемом 19 го солнечного дня, связанного с фравашами.
--------------------------------------------
Серебряные сосуды — это не только подарки, подношения, знаки отличия, но и по преимуществу пиршественная утварь. Пир, охота и бой — это кульминация жизни знати и рыцарства Ирана. Двор сасанидских царей славился своей пышностью и до мелочей разработанным церемониалом. Византия заимствовала многие обычаи Сасанидского двора и придворного этикета.
Из назидательных текстов зороастрийских жрецов «Андарзан» известно, что истинный праведник-зороастриец целую треть своей жизни должен был посвятить пирам и забавам, а остальные две трети потратить на постижение мудрости благочестивых мужей и возделывание земли.
Издавна торговый путь связывал Иран с Севером. Сюда в обмен на меха иранские купцы везли серебряную и золотую утварь, которая хранилась в течение столетии в древних святилищах местных божеств и почиталась как святыня.
(Например, ханты-мансийские святилища в лесу; святилища.)
Из вещей такого происхождения и состоит в основном замечательная сасанидская коллекция Эрмитажа.
Самыми яркими предметами Сасанидской коллекции являются: блюдо с изображением Барах рана на охоте, серебряный кувшин «Сенмурв и «древо жизни»», сосуд с изображением лица и охотничьих сцен и блюдо с изображением орла, несущего женщину.

Блюдо серебряное "Варахран на охоте"
(датируется 390—420 гг.)

sassanian_varahran.gif

Царевич Варахран верхом охотится в камышовых зарослях на диких кабанов. Вздыбился конь, испугавшись выскочившего из камышей вепря, в то время как царь, охватив левой рукой шею коня, наносит мечом удар по загривку второго зверя.
Голова царя изображена в профиль. Корона в виде шапочки из узорной ткани, обнесенной диадемой, от которой поднимаются два бараньих рога, над которыми — рифленый шар. От короны спускаются пышные вьющиеся ленты (символ Хварены).
Одеяние царя состоит из кафтана или рубашки из тонкой мелкоскладчатой ткани (пояс завязан бантом) и таких же шаровар, завязанных у ступни лентой с бантиком. Узорчатый колчан висит за правой ногой. Прекрасно смоделированная голова коня украшена бляшками и лентами. Хвост коня завязан типичным сасанидским узлом. Болотистая почва показана волнистыми линиями. Высунувшийся из камышей кабан, испугавший коня, изображен с открытой пастью, видны язык, клык и нижние зубы. Второй кабан тоже только что выскочил из зарослей, задние ноги его увязают в болоте, пасть приоткрыта, прекрасно переданы маленькие глаза и большие уши зверей. Передний кабан попал под страшный удар меча всадника.
Нога царевича закинута на круп лошади, чтобы вепрь (животное умное и хитрое) не зацепил его и не стащил с лошади. Современные охотники отметили точность приема осторожности всадника. Элементы природы на блюде также имеют глубокое значение.
Сасанидские художники любили сочетания серебра с позолотой, при этом техника исполнения таких вещей очень сложна. Каждое блюдо сделано по-разному.
Наиболее распространенная техника исполнения — чеканка, а также использовали технику отливки определенных деталей по восковым моделям, и потом они припаивались к основе предмета.
Известно, что предметы коллекции, например, блюда, не являются бытовой утварью, они несут парадный смысл, идеологическое зороастрийское содержание, имеют многослойное прочтение. Надписей на вещах нет, и они не предусматривались. Такие блюда дарили правителю.

Кувшин серебряный "Сенмурв и «древо жизни»"

serebro irana 01.jpg

Кувшин с ручкой и крышкой, на ножке. На тулове — два овальных медальона, а на них по изображению Сейму рва: собачья голова с открытой пастью, из которой свисает длинный тонкий язык. Передача оперения условна: на шее и груди — в виде шести полупальметок, хвост состоит из павлиньих перьев. Мускулатура собачьих лап с когтями и шерсть переданы с помощью резьбы. Спереди, между медальонами,— «древо жизни», листва которого стилизована Северного Урала.
в виде трех пар сложных цветков, расположенных внутри завитков стеблей, оно заканчивается вверху крупным пышным цветком. Стебли внизу вырастают из широкого -«корня» с отростками.
Сенмурв считается зороастрийским божеством. В одном из древних мифов говорится о том, что в Персидском заливе находился священный остров, где росло «древо жизни», на нем жил Сенмурв, который время от времени тряс это «древо жизни» и из его плодов семена падали в почву, вновь порождая побеги счастья. Из древа получают сому-хаому, которая упоминается в Авесте, в Ригведах. Пить хаому из чаши надо так, чтобы ни одна капля не упала на землю.
Согласно другой традиции, Сенмурв является воплощением хварны, божьей благодати, которая нисходит на того, кто становится во главе сасанидского государства. Божество связано со славой, является символом победы. Его изображали на военных штандартах, которые несли впереди боевого отряда.
На ручке кувшина изображен маленький шарик — это гранат, который в Иране издревле считался важнейшим плодом (аналог «райского яблочка» в христианстве), символом счастья и плодородия. Высокое гладкое горлышко кувшина расширяется кверху, образуя вытянутый вперед узкий слив в виде утиного клюва.
Первая сасанидская находка была известна в России во второй половине VIII в. Данный кувшин находился в коллекции графа Строганова.

Сосуд серебряный (лицо и две охотничьи сцены)
(датируется VI—VII вв.)

serebro irana 02.jpg

Сосуд с яйцевидным туловом, широким горлом, рельефным венчиком и низкой подставкой. На тулове три обнесенных ветками медальона: в одном из них изображено женское лицо, во втором — единоборство человека с тигром, в третьем — единоборство с кабаном.
Лицо в первом медальоне с раскосыми глазами, узким носом, пухлым ртом и крохотным подбородком. Предполагается, что данный кувшин с ликом богини Анахиты подобен идеалу женской красоты. В позднесасанидский период иранской поэзии таких красавиц называли луноликими и жасминоокими. Лицо олицетворяло собой полную луну. Из преданий известно, что символом богини Анахиты является изображение жрицы с цветком тюльпана в руках, а также изображение куропатки.
По контуру головы идет ветка, и такая же ветка идет под широкими лентами по контуру лба, заканчиваясь около ушей небольшим цветочком. Ветка, окаймляющая верх головы, продолжается и ниже повязки, обрамляя щеки и заканчиваясь около подбородка тоже цветком. Такие же своеобразные ветки образуют и два других медальона.
Во втором медальоне видны охотник и кабан, которого он держит обеими руками за раскрытую пасть. У охотника одной линией обрисован покатый лоб, крючковатый нос, крупный глаз дан в фас, маленький рот. Кабан стоит на задних ногах, шерсть обозначена острыми нарезками, вдоль спины идет щетина.
В третьем медальоне такой же пеший охотник схватил за правую лапу вздыбившегося тигра, а левой рукой держит его за левое ухо. Пасть тигра оскалена, голова и левая передняя лапа показаны непропорционально крупными по сравнению с маленьким туловищем. Резьбой передан хвост.
Вокруг горла сосуда расположены фигуры Сейму рвов с тупой собачьей мордой, небольшим крылом, пышным павлиньим хвостом и вытянутой вперед лапой. Как указывалось выше, Сенмурв является воплощением Хварны, божьей благодати, удачи.
Судя по сохранившимся следам припоя в верхней части сосуда, некогда он был снабжен ручкой.

Блюдо серебряное *Орел несет женщину»
(датируется первой половиной VII в.)

serebro irana 03.jpg

Блюдо крупное, с утолщенным верхним краем, на кольцевой ножке. Бордюр в виде ветки из 26 завитков, в каждом из которых помещено или по цветку сасанидского типа, или полупальметки, в двух завитках — по бегущей собаке, а в трех — по птице. 
Всю высоту медальона занимает большая фигура орла, изображенного в фас, кроме головы, обращенной влево. В когтях он держит маленькую фигуру женщины, туловище которой показано в фас, а ноги и повернутая вправо голова — в профиль. Голова и шея орла прекрасно изображены с помощью мельчайших точек, резных кругов под ухом и мелких чешуек на шее, глаз — в фас. Над ухом — небольшой хохолок.
Известно, что орел олицетворяет собой огонь, мужское начало, это религиозный символ главного бога Ахура Мазды. Женщина изображена с поднятыми руками: левой она держит за крыло орла, а правой подносит к клюву орла маленький сосуд, который она держит за ножку. На нем пирамидкой лежат плоды. Две гладкие пряди волос спускаются одна на спину, вторая — на грудь, причем вокруг пряди на уровне щеки накручены три завитка. На голове маленькая, плотно прилегающая шапочка. Серьга, ожерелье. Женщина одета в прилегающую одежду с длинными рукавами, которая так прозрачна, что если бы не резные линии на руках и ногах, ее можно было бы считать обнаженной. На запястьях и щиколотках — браслеты.
Под концами крыльев орла — по маленькой детской фигурке. В руках у левой фигурки — лук (символ дня), правая фигурка — с секирой на левом плече (символ ночи). По сторонам орла, во всю высоту его, — по дереву с редко посаженными по сторонам ствола цветками и с наклоненными сверху к орлу большими цветками обычного сасанидского типа.

Библиографический список
1. Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации. М.; Мысль, 1989.
2. Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро: Собрание Государственного Эрмитажа. Художественная культура Ирана III—VIII вв. М.: Искусство, 1987.
3. Информация экскурсоводов-сотрудников Государственного Эрмитажа.

Статью подготовил Александр Горщарик 

Разделы