Поиск по сайту



Ритуальные предметы в зороастрийских праздниках.

Журнал "Митра" № 7 2001 год

Г. Соколова

В сохранившихся описаниях главных религиозных праздников отмечается, что для некоторых из них изготовлялись специальные сосуды. Так, например, упоминается чаша с вином — «чаша Джамшида», сосуд — символ первого царя Йимы, к которому возводили свой род Сасаниды. Эту чашу подносил верховный жрец страны шахиншаху со словами: «О, царь! В праздник Фравардина в месяц Фравардин сотвори благо для богов и веры кейанидов. Принесет тебе Сраоша знание и проницательность в делах твоих. Будь радостен и обладай нравом [сущностью] льва! Будь радостен на золотом троне, пей благостное вино из чаши Джамшида, соблюдай обычаи предков» .
Прекрасные сосуды имели ритуальное значение и стоили очень дорого. В праздники сосуды с вином выставлялись на стол, украшенные нитями драгоценных камней.
Был выработан также определенный канон изображений на сосудах. Из века в век повторялись сюжеты: охота в гори стой местности, «летящие» кони, всадник, стреляющий из лука, охота царя на львов, кабана и медведя. Звери изображались как живыми, так и мертвыми. Как правило, традиционно контуры одежды царей наносились волнистыми вдавлениями, а шерсти животных — линиями из коротких штрихов. В основу «лицевых сосудов» был положен определенный тип монет, т. е. сюжеты на сосудах и на монетах повторялись.
Ипостасями зороастрийских божеств являлись изображения зверей. В Яштах «Первейший из язатов» — Митра, солнечное божество, — не имеет земного воплощения, но в эпоху Ахеменидов символом солнца и царского величия был лев.
Вертрагна представал в виде коня, вепря, быка, верблюда, птицы Варагн (сокола), изредка — в виде медведя. Анахита изображалась в виде царицы с цветком в руке, Хварена Кавиев — в виде птицы Варагн, рыбы, газели, Сенмурва и большого барана. Тиштрия — в образе коня, златорого быка и юноши.
По изображению человека на древних предметах можно определить, кем он является: шахиншахом, вельможей или чиновником. Исследователями отмечается, что для изображений любого зороастрийца обязательными элементами считались пояс-кушти, «звездная» рубаха или плащ и падам — повязка, закрывающая рот жрецов и слуг во время служения в храме или пира.

serebro irana 07.jpg

Сохранилось несколько сосудов, передающих сюжеты древних авестийских мифов, где изображается женщина, играющая на флейте. Это богиня Анахита. «Она сидит на крылатом звере, покрытом рыбьей чешуей, с рогами, раскрытой зубастой пастью, когтистыми драконьими лапами и растительными побегами, вырастающими из груди и хвоста» . В Авесте же Анахита предстает перед нами совсем иной: «В образе девушки прекрасной, высоко подпоясанной, знатного рода», облаченной в роскошную золотую мантию. В руках она держит барсман. На голове у нее золотая корона с сотнями драгоценных камней, «из восьми частей в виде колесницы», украшенная лентами, с выдающимся обручем (диадемой). Одета она в бобровую шубу из трехсот бобров. Согласно Авесте Храм Анахиты стоял на берегу озера. А ее флейта была подобна флейте Диониса.
Описание облика Анахиты в Авесте часто не соответствует ее изображению на сохранившихся памятниках искусства. Атрибутами изображения Анахиты в сасанидское время являются цветы (тюльпан), плоды (гранат), птицы (куропатка, фазан). Отмечается, что Анахиту почитали как богиню огненной стихии в эллинистический, парфянский и сасанидский периоды. Она ассоциировалась и с лунарными богинями. Распространен такой типичный сюжет: по сторонам центрального изображения — четыре пары фигур в длинных одеждах с различными предметами в руках (чаши, переносной алтарь, цветы, птицы) и полумесяцы с головами лунного божества. Женские фигуры — это ипостаси Анахиты или ее жрицы.

serebro irana 08.jpg

Сюжет с флейтисткой повторяется на ряде блюд, которые датируются позднесасанидским временем, к тому же периоду относятся и чаши с изображением Сенмурвов и бутыль с изображением орла с газелью. Общий признак этих сосудов — сердцевидные лепестки между двумя жгутами по бордюру и растительный орнамент.

serebro irana 03.jpg

Один из уникальнейших памятников древности такого же типа — блюдо с изображением орла, несущего женщину, на котором запечатлен мифологический сюжет: орел, или коршун, держит в когтях женщину, которая кормит его плодами. Этот сюжет повторяется на золотых кувшинах IX в., XI—XII вв. Сходные композиции есть на рельефах Санчи, Гандхары, на резных индийских печатях. Предполагается, что данный сюжет восходит к мифу о похищении Сомы (иранск. — хома), переплетается с мифами об Индре и является символом осеннего равноденствия и зороастрийского религиозного праздника Митраган, Его толкование уходит корнями в ведический пласт и имеет большое значение. В <<Абан-яште>> этот сюжет запечатлен следующим образом:

Ей жертву приносил Паурва, Бывалый лодочник,
Когда благодаря победоносному богатырю Трайтаоне
Он взлетел в воздух в образе коршуна.
Он непрерывно парил после этого
В течение трех дней и трех ночей
По направлению к своему жилищу,
Но не смог вернуться к себе.
К концу третьей ночи поспел он к утренней заре
И к восходу Ардвисуры.
И на утренней заре
Воззвал он к Ардвисуре Анахите:

...(Паурва молит Анахиту оказать ему милость, и тогда он принесет ей положенные жертвы.)

И устремилась к нему Ардвисура Анахита
В образе девушки прекрасной,
Сильной, стройной,
Высоко подпоясанной, прямой,
Знатного рода, благородного.
От лодыжек и ниже была она обута
в блестящие сандалии, Стянутые золотыми лентами.
Она крепко схватила его за руки,
И тут же приключилось это — немедленно —
Что он, усердный, деятельный,
Очутился на созданной Ахурой земле,
В своем доме, живой и здоровый,
В целости и невредимости, каким он прежде был.

Возможно, женская фигура на блюде — это Анахита, и две фигуры мальчиков — символ дня (с луком) и символ ночи (секиры), а растительный орнамент, собаки и птицы связаны с праздником урожая. Авестийский миф до конца не известен. Не совсем понятна связь Паурвы, бывалого лодочника, с Трайтаоной. Но, тем не менее, это одна из самых популярных композиций.
На ряде сосудов отображаются дионисийские культы. Серебряные сосуды для вина, участвующие в ритуалах, имели свой сокровенный смысл. Так, во время празднования Новруза существовал обычай подносить шаху воду в специальном серебряном кувшине. Царь произносил речь о том, что эта вода «похищена» у двух Амеша Спента — Хаурвата и Амертата. На шейку кувшина одевали «ожерелье из зеленых яхонтов, нанизанных на золотую нитку», в которую были продеты бусы из зеленого хризолита. «И похищали эту воду лишь девушки из-под мельниц и цистерн каналов» .
При раскопках сасанидских памятников находили такие ладьевидные сосуды с глубокой выемкой на дне и изображениями на внутренней поверхности (VI—VII вв., в Северо-Западном Иране), полусферические чаши и бутыли с изображениями женщин аналогичного типа. Сохранились западные композиции с изображениями Месяцев и Времен Года, сопровождающих Диониса.
Эти сосуды использовались не только в праздники Новруза и Митры, но и во время всех праздников зороастрийской религии, связанных с религиозным календарем. Фигуры женщин на бутылях и сосудах сопровождаются плодами, птицами, клюющими виноградные зерна или плоды, цветами, обнаженными младенцами. К предметам такого типа относится «сосуд с изображением охотничьих сцен и лица». По одной из версий это лицо богини растений Амертат. На сосуде много религиозных символических изображений — сенмурвы (ипостась Хварены), перья павлина и др.
Сосуды «дионисийского цикла» составляют группу праздничной утвари, которая использовалась во время зороастрийских религиозных праздников: Новруза, Митры, Седе и во время праздника, посвященного огню (в месяце Адур ). Сообщается, что кульминацией всех этих праздников (каждый продолжался по пять дней) был именно торжественный пир и различные обряды (подношения воды, вина и т.д.), в которых применялись серебряные сосуды.
Изображения на сосудах связаны с ритуалами праздников, детали которых нам не известны. Сообщается, что во время этих праздников происходили разного рода состязания, обмен подарками, в них участвовала музыка и музыканты, танцовщицы, девушки, подносившие вино и воду в особых сосудах. Часто праздники сопровождались карнавальными шествиями, имели определенную религиозную символику. В праздник Седе, который совпадал с Рождеством, зажигали костры и веселились до утра.
Для сосудов праздничного цикла использовались праздничные сцены и композиции дионисийского типа. Растительные мотивы «древа жизни» сопровождались изображением богини Анахиты.
Сасанидская торевтика показывает процесс сасанидского искусства в целом. Тематика в разных предметах повторяется, но со временем видоизменяется.
Есть группа сосудов только с зороастрийской символикой (например, блюда с флейтисткой), иллюстрациями зороастрийских мифов (блюда с изображением трона Хосрова II), с экзотическими сюжетами. Однако со временем первоначальные сюжеты искажались, и в предметах VIII в., IX в., например, богищо-флейтистку и сказочного зверя — символы мироздания уже трудно опознать. В сасанидской глиптике распространен сюжет жреца с барсомом в руках, стоящего перед алтарем огня. В последующем барсом заменяется крестом, крест помещается на алтаре, заменяя языки пламени. В этом чувствуется вытесняющее влияние христианства. Так, типичные зороастрийские композиции трансформируются в чисто христианские (жрец перед алтарем, а за ним изображение барана, меняется на сюжет с крестом — сцена «жертвоприношение Авраама»: «овечка в кустах, и Исаак на алтаре, да и нож в руке Авраама — бывший барсом»2. Меняется так же и сцена сражения царя со львом. А Анахита превращается в деву Марию.
При Хосрове II произошло «наведение мостов» между зороастризмом и христианством, и исторические события отражались в предметах искусства.

serebro irana 04.jpg

serebro irana 05.jpg

serebro irana 06.jpg

Основные компоненты сасанидской коллекции в Эрмитаже — серебро, золото, медь. Ряд вещей содержит высокие концентрации олова и цинка восточного происхождения, иногда иридий.
Ценность уникальной сасанидской коллекции заключается в том, что в ней запечатлена история древней Персии, когда она была одной из самых могущественных держав в мире, когда зороастризм был государственной религией, влияющей на политику, экономику и культуру страны. Царская утварь и ритуальные сосуды, использующиеся с определенным религиозным смыслом в определенные праздники, сохранили в себе для наших современников сакральную символику авестийских древних мифов. Они дают возможность глубже понять их смысл, через изображения священных тотемов и их значение проникнуть в тайны бытия. А соприкоснувшись с древними традициями, по мере сил использовать что-то из этого в нашей жизни, во время наших праздников. Пока мы еще не достаточно богаты, чтобы приобрести нечто подобное, и недостаточно умелы, чтобы воспроизвести нечто такое же, но какие-то элементы ритуальной посуды все-таки можно постараться внедрить и в наши ритуалы. Ведь, например, уже сейчас мы на праздниках Хаурвата и Ардвисуры Анахиты наливаем воду в большой медный ковш, а вино — в маленький. Ковши для нас являются символами двух созвездий: Большой и Малой Медведиц. А на празднике Митры, в день выбора, отречения от бесов и очищения, когда Солнце проходит по 23° Весов (15 октября), мы используем также для причастия три серебряных ложки, а вино, молоко и воду наливаем в медные сосуды.
Золото — это предмет солнечной энергии, серебро — лунной, медь — венерианской (земной гармонии), олово — юпитерианской. И, конечно, для укрепления благосостояния общины очень важно иметь подобную символичную посуду. Крайне важно все: и то, что мы едим, и то, на чем это преподносится. Нельзя забывать, что символика — это один из важнейших атрибутов религии. В ней отражается и религиозный канон, который нам с вами еще предстоит освоить.

Статью подготовила Галина Соколова

Тревер К. В., Луконин В. Г. Сасанидское серебро Гос. Эрмитажа. Художественная культура Ирана III-VIII вв. М.: Искусство, 1987. .

Разделы: 
Rus
07 Амертат день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Амертат день (Ав. Амеретат) Бессмертие или Жизнь. Покровитель растений.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:34
Завтрашний день начнется в: 09:32
Текущее время Ушахин-гах, осталось 03:22 часов.
Хаван-гах будет в 09:32 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники