Поиск по сайту



ЗОРОАСТРИЗМ НА РУБЕЖЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Журнал "Митра" № 7 2001 год

(обзор очередного номера Журнала ФЕЗАНА)

www.fezana.org - сайт журнала и организации

FEZANAweblogo_L.gif

JOURNAL

Недавно мы получили новый номер журнала «Фезана» (зима—2000), который издает Зороастрийская Ассоциация Северной Америки. За последнее время этот журнал очень изменился. Увеличился его объем, и он стал более содержательным. Теперь журнал издается с цветной обложкой. Улучшился его дизайн и полиграфия. Безусловно, нашему журналу «Митра» есть чему поучиться у американских зороастрийцев, так как полиграфическое исполнение у нас еще оставляет желать лучшего.
Во вступительной редакторской статье «Зороастрийская одиссея» Рошан Риветны говорится, что данный выпуск «Фезаны» посвящен зороастризму в новом тысячелетии и в нем представлена «монументальная сага», т.е. обширный обзор о зороастризме в разных странах от времени Заратуштры до современности. Около 40 статей посвящены истории познания религиозной культуры. Рассказывается об истории Персидской Империи до завоевания арабами и о зороастризме в исламском Иране, об основных зороастрийских диаспорах в Индии, «золотом веке» персов, о зороастризме в Северной Америке (вторая диаспора на Западе — это зороастрийцы-эмигранты в Великобритании, Северной Америке и Австралии), а также о неозороастризме, возрождающемся в Центральной Азии, о презентациях и общении между зороастрийскими общинами и распространении информации через Интернет, и о том, каким представляется развитие мира зороастрийцам в 2050 г. В статье говорится: «Мы показываем спектр идеологий, начиная от ортодоксов-традиционалистов и практического применения традиций до реформаторов-либералов и адаптации, зависящих от времени и климата».
Отмечается, что зороастрийская религия является праматерью многих других религий, а «сегодня в новом мире возрождение зороастризма происходит на фоне христианства», возрождается зороастризм в Центральной Азии, например, в Таджикистане, а также появляются зороастрийские группы в России, которые «возвращают религию и восстанавливают ее».
В настоящее время осталось около 200 тыс. адептов религии, т.е. людей, исповедующих зороастризм, И их количество сокращается из-за географической разбросанности и идеологических диверсий. Есть ли надежда возродиться религии при таком географическом разбросе? Для этого зороастрийские семьи и местные общины проводят религиозные обряды, празднования.
В статье «Парфянский период религии Заратуштры» (250 г. до н. э. — 227 г. н. э.), охваты-вающей 500-летний период, представлен весь спектр религиозных движений: греческие и римские культы на Западе, иудаизм, нововавилонские культы в Месопотамии, религия Заратуштры на Иранском плато при парфянах, буддизм и иудаистские культы. Отмечается, что в парфянский период пришел Иисус и началась миссия Христианства.
В статье «Религия зороастризма под арабами» (636—1005 гг. н. э.) Ади Давар рассказывает о том, что в арабское правление с 636 по 1005 гг. арабы завоевали Персидскую Империю, утвердили ислам и насильственно изменили социальную, экономическую и политическую обстановку на Востоке. Зороастрийцам пришлось «бежать» в Азию и Европу.
Эту же тему продолжает Ади Давар и в другой своей статье «Зороастризм в мусульманском Иране», охватывающей период 1005—1736 гг.

Значительное место в журнале отводится освещению истории развития зороастризма в Индии. Этому посвящены статьи «Индийская диаспора», «Парсы и индийский национальный конгресс», «Персидский зороастризм в XXI в.» и др. Целый ряд статей в журнале посвящен зороастризму в Британии, Пакистане, Южной Африке, Австралии, Сингапуре, Гонконге (с 1800 г.), Северной Америке. Сообщается о парламенте мировых религий в Чикаго.
Представители зороастризма Австралии, Белоруссии (Ю.Лукашенко), Канады, Индии, Пакистана, Африки, Великобритании, США, Гонконга, Ирана, Новой Зеландии, России (М.Чистяков), Сингапура, Швеции, Югославии на страницах журнала отвечают на вопрос, каким они видят будущее в 2050 г.

Зороастрийский центр, где находится огонь
Дарбемейер. Лос-Анджелис, Северная Америка

Таким образом, мы видим, что спектр «поля зрения» «Фезаны» очень обширен. Здесь публикуются самые разнообразные материалы о живой зороастрийской традиции: исторические, информационные, познавательные, статьи научного характера. В журнале много фотографий зороастрийских храмов и зданий с зороастрийской символикой. Вниманию читателей представлена целая коллекция марок с изображениями выдающихся деятелей индийской зороастрийской диаспоры.
Очень приятно было увидеть в журнале статью «О зороастризме в Санкт-Петербурге» с фотографиями наших зороастрийцев: на одной из них запечатлен ритуал повязывания пояса кушти, на другой — участники Первого зороастрийского конгресса в Санкт-Петербурге (ему был посвящен предыдущий номер журнала «Митра»). О возрождении зороастризма в России рассказывает наш друг Бурзин Аташбанд из Индии, почетный член нашей Зороастрийской Ассоциации, созданной на Конгрессе в мае 2000 г. Бурзин Аташбанд — потомственный зороастриец. Он обучался и проходил стажировку в Индии, США, Иране, Пакистане. Сейчас он проживает в Москве, но поддерживает постоянную связь с Зороастрийской общиной в Санкт-Петербурге.
Опубликована в журнале «Фезана» и небольшая заметка младшего настоятеля нашей общины Михаила Чистякова, где он пишет о своем видении будущего зороастризма в России в 2050 г.

Мемориальная колонна Санджан, воздвигнутая в 1920 г., чтобы почтить памятью историческое пребывание зороастрийцев в Санджан (Индия) в 939 г. н.э.

При просмотре журнала сразу же бросается в глаза то, что в «Фезане» очень много публикуется материалов, созвучных статьям в нашем журнале «Митра». Так, в этом номере читатели многих стран мира (а мы уверены, что его читают повсюду, где есть зороастрийцы), могут ознакомиться с историей древнего города-храма Персеполя и покорением Ирана Александром Македонским. Об этом подробно пишут в своих статьях профессор психологии Мехрабан Кходаванди и доктор философии, профессор Натали Ваниа. В «Митре» также Персеполю была посвящена целая серия статей. Многие фотографии Персеполя повторяются. Кроме того, в «Фезане» также опубликована статья об Омаре Хайяме. Мы о нем тоже рассказывали своим читателям и о том, что он, живя в мусульманскую эпоху, был, по сути, зороастрийцем, чему есть подтверждения — его трактат «Ноуруз-намэ», стихи.
В статье Паллана Ичапории «О религии Заратуштры» говорится о том, что в далеком прошлом религию Заратуштры чтили не только на Востоке (в Вавилонии, Месопотамии, Иране). 
Культ Митры поддерживался в Англии, Европе, Израиле, Сирии, Северной Америке, в Римской Империи.
В журнале «Фезана» довольно часто публикуются сразу несколько статей на одну тему, т.е. один и тот же вопрос рассматривается с разных точек зрения, иногда с противоположных. Это очень интересный прием в подаче информации. У читателей, таким образом, формируется не однобокий взгляд на проблему, а есть возможность увидеть многогранность происходящих процессов.
Так как номер журнала посвящается зороастризму в новом тысячелетии, то вполне уместным редакция сочла публикацию итоговой статистики о численности зороастрийцев в мире на 2000 г. Приводим ее ниже:

Иран (1) 157000
Гонконг 190
Индия (2) 76382
Сингапур 150
США 18000
Южная Африка 70
Великобритания 7 500
Бирма 50
Канада 7000
Малайзия 30
Европа 4000
Сейшельские острова 30
Пакистан 2510
Сицилия 30
Австралия 2100
Япония 20
Объединенные Арабские Эмираты 1200
Новая Зеландия 250
Бермудские острову 16
Китай 10
Венесуэла 4
Всего 276512 человек.

Отмечается, что число зороастрийцев к новому тысячелетию несколько выросло по сравнению с предыдущими годами. Так, численность зороастрийцев в Иране в 1960 г. составляла 30000-40 000 чел., в 1980 г.- 90000 чел., в 1996 г. — 134000 чел., а в 2000 г.- 157000 чел. Сейчас Иран по количеству зороастрийцев занимает первое место. А второе место у Индии — 76382 чел. в 2000 г. На третьем месте - США.
В «Фезане» опубликовано фото Римского Папы Иоана Павла, пожимающего руку главе зороастрийской церкви Хоми Дхалла. Это является прямым свидетельством того, что зороастрийская религия, несмотря на немногочисленность ее приверженцев пока в мире, уже сейчас признается крупнейшими деятелями других религиозных конфессий.

Зороастрийский центр, где находится огонь Дарбемихр. Ванкувер, Канада

Будучи одной из мировых религий в прошлом, зороастризм никогда в последующем не являлся религией сектантов и не является таковой сейчас. И возможно, что в третьем тысячелетии он снова завоюет утраченные позиции и станет одной из самых сильных и влиятельных религий мира.
Хочется верить, что и в России у зороастризма большое будущее. Хотя сейчас, в наше «смутное время» перестроек, зороастрийцам именно в России приходится гораздо тяжелее, чем в других странах. Ведь мы возрождаем то, что на протяжении тысячелетий настойчиво искоренялось из памяти людской на нашей земле. Однако настало время восстановить «времен связующую нить» и возродить незаконно попранные и забытые традиции наших предков. Ведь несмотря ни на что, в нашей генетике эти знания все-таки сохранились, иначе бы мы никогда не стали теми, кем являемся теперь — зороастрийцами. Это возлагает на нас большую ответственность. Мы получили сокровенные знания, чтобы в дальнейшем нести их в массы. А это мы можем успешно осуществить только через прессу.
Мы и в дальнейшем будем публиковать в журнале «Митра» обзоры «Фезаны», чтобы зороастрийцы в России не чувствовали себя одинокими. Ведь мы — всего лишь одна из частиц огромного организма. Обзоры журнала «Фезана» помогут нам больше узнать о нашей религии и ее приверженцах в разных странах, активно и динамично перенимать их опыт, сохраняя при этом свою самобытность.

fezana.jpg
журналу 20 лет

fezana25.jpg
25 лет

Обзор подготовила Галина Соколова 

Разделы: 
Rus
06 Хаурват день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

Хаурват день (Ав. Хаурватат) Цельность (Целостность или Здоровье). Покровитель вод.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:44
Завтрашний день начнется в: 06:46
Текущее время Хаван-гах, осталось 04:40 часов.
Рапитвин-гах будет в 12:52 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018