Поиск по сайту



Вы здесь

«МЛАДОАВЕСТИЙСКАЯ» ТРАДИЦИЯ

Rus

 
 Космогонический миф «Бундахишна» сложился в результате позднейшего осмысле­ния авестийских космогонических мифов: «Бундахишн», как уже говорилось, является среднеперсидским переложением утраченного 4-го наска (Дамтат-наска) «Авесты» с изменениями и вставками. Сохранившиеся же тексты «Младшей Авесты» практически не содержат ни сведений о начальном этане творения, которые дополняли бы учение «Гат», ни описаний устройства Вселенной. Зато в первом фрагарде «Видевдата» до­вольно подробно рассказывается о сотворении стран внутри Хванираты. Этот миф по традиции часто называют «Географической поэмой».
Ахура Мазда последовательно творит шестнадцать лучших стран и мест обита­ния [В], Ангхро Майнью так же последовательно создаёт контртворения — различные бедствия и грехи. Таким образом, к каждому благому творению Мазды изначально примешивается Зло, и у каждой страны есть свой «бич». В оригинале изложение ведёт­ся в форме монолога Ахура Мазды, обращённого к Заратуштре.
Локализация стран «Географической поэмы» следующая:
1.Арьяна Вэджа — см. одноименную статью Справочника-указателя;
2. Г а в а Согдийская — по господствующему в иранистике мнению, грече­ская Согдиана (обозначена цифрой XVI на карте империи Ахеменидов — илл. 2); не­которые исследователи, однако, истолковывают авест. «гаум» как нарицательное обо­значение некоей «страны скота» (от «гав» — «корова») или просто «поселения» (сравн. осетинск. «йау» — «селение»);
3. Моуру — среднеперс. М е р в, греческая Маргиана (XII на карте); совр. оа­зис Мары в Туркмении;
4. Бахди — Бактрия (XII на карте); территория совр. южного Таджикистана и северного Афганистана;
5. Писана — локализация затруднительна. На территории Ирана зафиксирова ны два сходных топонима: область города Раги в Мидии, к северо-востоку от Экбатан, и Н ис а — столица Парфии; оба, однако, не соответствуют указанию «Географической поэмы-», что Нисайа находится «между Моуру и Бахди»; если же правилыю прочтение Дж. Дармстетера: «Нисайа, между [которой и] Моуру [находится) Бахдн», то наоборот — это определение подходит для обоих топонимов. Всё же боль шинство исследователей отождествляют Нисайу с Нисой — столицей Иарфии;
6. X а р о й в а — древнеперс. X а р а й в а, греч. Арея, Ария, Ариана (XVI на кар те); совр. район Герата в Афганистане;
7. В экерта — локализация затруднительна; возможно, область совр. Кабула;
8. Урва — предполагаемые локализации: Туе в Хорасане или одна из областей в Исфахане;
9. В э х р к а н а (или X н е н та) — греч. Гиркания (на юго-востоке Каспийского моря);
10. Харахвянти — греческая Арахосия (севернее XVII на карте), совр. Кап дагар; по другой гипотезе — Гарут (область, связанная с Арахосией);
11.   Хэту м ант — область в долине реки Хэтумант (греч. Этимандр, Хильменд н совр. Афганистане), возможно частично и территория греческой Дрангианы (XIV на карте);
12 Рага — см. внутритекстовый комментарий на с. 104;
13.   Ч а х ра — локализация затруднительна; возможно, местность в Xofmcaiie;
14.    Варна — предполагаемые локализации: юго-западная прикаспийская область или совр. Керман на юге Ирана (греч. Кармания, XIV на карте);
15.     Хяпта-Хынду — букв.: «Семь индийских [областей]» (по устаревшему толкованию: «Семиречье») — область в долине Инда, возможно, Пенджаб;
16.    У истоков Ранхи — локализации затруднительна; скорее всего — ми­фическая страна (сравн. авест. «у истоков Ранхи» — синоним максимальной удалённо­сти ).
Одно время выдвигалась гипотеза (ныне полностью отвергнутая), что список стран «Географической ноэмы» восходит к индоиранской эпохе и в мифологизированном вид»« отражает миграцию протоиранских племён — их последовательные стоянки И. М. Дьяконов считает, что «правильнее всего, кажется, видеть в этом списке <...> перечень стран, где к момент}’ составления текста „Видевдата" был распространён зо­роастризм; при этом список, как и вообще вся книга „Видевдат», очевидно, включает поздние интерполяции — во всяком случае <...> Бактрию». (Дьяконов И.-2.с137)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
{После того, как возникли семь каршваров, и народы, потомки Машйа и Машйои, разделились на общины и племена} , Ахура Мазда создал в Хванирате наилучшие страны и места обитания [В].
Сначала бог сотворил в середине Хванираты Арьяна Вэджа с [рекой] Вахой Датией [В] — просторную землю с тучными нивами, бескрайними пастбищами во усладу скоту, тёплой погодой, обильную дождями и питьевой водой.
Едва Ангхро Майнью увидел эту цветущую страну, он набросился на неё, как мерзостный волк бросается на праведника-быка, создал в Вахви Датии змея рыжеватого [В], от которого в неисчислимом множестве расплодились змеи, и создал зиму. И стало в Арьяна Вэджа десять зимних месяцев и только два — летних (по некоторым рукописям — семь зимних месяцев и пять летних.), и в эти [зимние ме­сяцы] воды холодны, земли холодны, растения холодны там в середине зимы, там в сердцевине зимы; там зима [когда] идёт к концу, там большое половодье [В].
Высказывалось предположение, что в этом мифе первоначально под «зимой» подра­зумевалась зима, обрушившаяся на мир в царствование Йимы (с. 160), а под «змеем» — Ажи Д а х а к а, убийца Йимы и узурпатор престола иранских царей (о. 179           182, 184—186). Однако, если даже такое предположение верно, к моменту со­ставления и письменной фиксации «Видевдата» этот первоначальный смысл всё равно был утрачен, и описание контртворения Ангхро Манью в Арьяна Вэджа воспринима­лось буквально — как описание неблагоприятных особенностей климата и природы этой страны. Приверженцы «полярной теории» (с. 87—88) считали это описание аргументом в её пользу.
Бесспорной аппеляцией к изложенному фрагменту «Видевдата» (1.1—3) является следующий фрагмент «Меног-и Храт» (44.17—23): дэв зи.иы дольше [всего] правит в Эранвеже, и из «Авесты» известно, что в Эранвеже — десять месяцев зима, а два — лето. Но даже [в] те два летних месяца [там] холодная вода, холодная земля и холодные растения, и зима — их враг. В ней много змей, а других врагов мало [Ч]. Далее  (44.24—35) следует описание Эранвеж как «обетованной земли»: известно, что Ормазд сотворил Эранвеж лучше, чем все остальные места и об­ласти, и достоинства [Эранвежа] в том, что жизнь людей [там] 300 лет, а ко­ров и овец — 150 лет. Боли и болезней у них мало, они не лгут, не плачут и не стонут, и власть дэва Аз над шши мала. И если они вдесятером едят один хлеб, они насыщаются, и каждые 40 лет у мужчины и женщины рождается ребёнок. Закон их — Добро, а вера — главное учение маздаяснийское. И когда они умира­ют, они праведны, и их Рат — Гопат [т. е. Гопатшах — Агрерат или сын Агрера- та, см. внутритекстовый комментарий на с. 203 и с. 204], а господин и царь — Срош [Ч] — этот фрагмент сложился явно в результате отождествления Эранвежа с бла­женной обителью внутри Вара (см. с. 161 — 162), переосмысленной как «земной рай» — сравн. описание Вара в «Меног-и Храт» 62.15—19 — внутритекстовый ком­ментарий на с. 176.
Тогда Ахура Мазда сотворил ещё пятнадцать стран. Бог творил их дарующими покой, как бы мало радости [в каждой из стран] ни было [Б], — ибо если бы в остальных, кроме Арьяна Вэджа, странах люди и животные не могли найти покоя от дэвовских злодеяний, весь телесный мир устремился бы в Арьяна Вэджа [В].
Второй из наилучших стран и мест обитания [В] Ахура Мазда создал Гаву Согдийскую. Тогда этому в противовес состряпал Ан­гхро Майнью многопагубный сакаити <...> многопагубную [В].
По одному из прочтений, «сакаити» пагубна для коровы. Значение термина «сакаити» не установлено; предлагались толкования: сорняки; комары; вредоносные мухи, укусы которых вызывают падёж скота; по мнению В. И. Абаева, «сакаити» — этноним, образованный от названия восточноиранских кочевых племён — саки, и означающий буквально «скифщину» — то есть набеги кочевников (см.: Абаев В.).
Третьей из созданных Ахура Маздой стран была Моуру сильная, причастная Аше [В], четвёртой — Бахди прекрасная, высоко [держащая] знамя20 (Возможно, под «знамёнами» подразумеваются боевые штандарты зороастрийцев Бактрии, отличавшихся воинственностью.) [В], пятой — Писана, шестой — Харойва с оставленными домами (То есть, согласно пехлевийскому комментарию, — «где покидают дома в случае смерти жильца». По другим прочтениям: разделяющую воды (из Арианы, с воз­вышенности, реки растекаются в две стороны — на восток и на запад); обильную селениями.), седьмой — Вэкерта, родина ежей — благих ахуровских животных; восьмой — Урва, обильная травами [B], девятой — Хнента (Вэхркана), заселённая гирканцами [В].
И в каждую из стран тотчас же устремлялся Ангхро Майнью, что­бы поселить там Зло.
В Моуру он принёс марыду и витушу. В Бахди — бравару и усяду. В Нисане он создал шатание умов [Б], Харойву наполнил плачем и стенаниями [В].
Названия контртворений Ангхро Манью в Моуру и Бахди истолкованию не поддаются; высказывались гипотезы, что «марыду и витушу» — это греховные похоти, а «бравару и усаду» — муравьи, пожирающие зерно. «Шатание умов», вероятно, — не­стойкость в вере и ереси. Под «плачем и стенаниями» могут пониматься некие, не иа званные в авестийском тексте, бедствия, вызывающие «плач и стенания» людей; не ис­ключено также, что имеется в виду чрезмерное (сверх предписанного обрядом срока траура и со слишком громким плачем и причитаниями) оплакивание умерших. Предла­галось и совсем другое прочтение: не «плач и стенания», а «москиты».
В Вэкерте Ангхро Манью породил паприку Хнафанти, которая околдовала героя Керсаспу'; в Урве — злых правителей ( По другому прочтению: гордыню.), в Хненте — мерзкий, неискупаемый грех педерастии.
В-десятых, наилучшую из стран и мест обитания <...> Ахура Мазда сотворил: Харахваити прекрасную. Тогда этому в проти­вовес состряпал Ангхро Майнью многопагубный, мерзкий, неиску­паемый грех погребения трупов [В].
 
Буквально: выбрасывание трупов, что может быть также истолковано как «оставление мертвецов без погребения» или «выбрасывание трупов на поверхность зем­ли».
Одиннадцатой страной, сотворённой Ахура Маздой в Хванирате, был Хэтумант лучащийся [В]; Ангхро Майнью создал в этой стране йату-колдунов. В двенадцатой, Раге трёхплемённой  (То есть населённой тремя народами.) [В], он сделал то же, что в Нисане — поселил там шатание мысли [В]. В трина­дцатой, Чахре сильной, причастной Истине-Аша [В], Дух Зла соз­дал неискупаемый грех сожжения трупов.
По другому толкованию — «варение трупов»; см. об этом в примеч. 698 на с. 281.
В-четырнадцатых, наилучшую из стран и мест обитания <...> Ахура Мазда сотворил: Варну четырёхугольную <...> Тогда этому в противовес состряпал Ангхро Майнью многопагубный неурочные регулы ( Нарушения менструального цикла у женщин; очевидно, подразумеваются вообще все гинекологические заболевания.) и неарийских правителей страны.
В-пятнадцатых <...> Ахура Мазда сотворил: Хапта-Хинду. То гда этому в противовес состряпал Ангхро Майнью многопагубный неурочные регулы и неурочную жару [В].
И шестнадцатой из стран, созданных благим богом, была страна у истоков Ранхи, которая управляется без правителей (Интерпретация переводчика. Буквально: где проживают не имеющие главы). Тогда этому в противовес состряпал Ангхро Майнью многопагубный зи­му, дэвовское творение, и [чужеземных] правителей страны [из народа?] «таожья» [Б].
Кроме этих шестнадцати лучших стран, в Хванирате есть и другие страны и места обитания, и прекрасные, и замечательные и вы­дающиеся, и великолепные и ослепительные [В].
 

 

 

 
 

 
 

 
 

Разделы: 
02 Вохуман день.
04 Тиштрии месяц.
3756 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:39
Завтрашний день начнется в: 03:40
Текущее время Хаван-гах, осталось 04:05 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:01 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники