МАНИХЕЙСКАЯ ДОКТРИНА

Опубликовано star72 -

 
О религиозном реформаторе Мани см. с. 57—58.
В основу теологии манихейства была положена зороастрийская идея дуа­лизма — противоборства доброго и злого начал. В мире существует Зло; зем­ная жизнь неотделима от Зла, наполняющего её. Но благой бог не мог создать
Зла, — значит, он не создавал и мира: материальный мир существует отдель­но, вне божьего Света, а бог пребывает вне материального мира (концепция заимствована из учения гностиков).
Благой бог иногда именуется Зарва (Зерван), но чаще обозначается эпитетами «Отец Величи я» или «Отец Света». У него четыре сущно­сти — Божество, Свет, Сила и Мудрость; его ближайшее окружение состав­ляют пять Слав — Ум, Знание, Рассудок, Мысль, Осмотрительность и две­надцать дев, олицетворяющих двенадцать добродетелей — Верховная Власть, Мудрость, Победа, Примирение, Чистота, Истина, Вера, Долготерпение, Прямота, Благодеяние, Справедливость, Свет. Отец Величия пребывает «наверху» — в царстве Света (аналог зороастрийского Анагран), «внизу» же находится Тьма — земной материальный мир, наполненный Злом, обитель Царя Тьмы (представления о нём в целом совпадают с зороастрийскими представлениями об Ахримане). Царь Тьмы правит пятью материальными стихиями: дымом, огнём, ветром, водами и тьмой; его воинство составляют мириады злых демонов, имеющих телесное воплощение.
Мировой истории суждено свершиться в три этапа — «три времени». Из­начально во Вселенной было «равновесие» между Светом и Тьмой. Потом Царь Тьмы увидел наверху Свет, устремился к нему вместе с армадой демо­нов, и в обитель Отца Величия вторглось Зло. Это знаменовало наступление второго этапа (который продолжается и в настоящее время).
Для борьбы со Злом и Тьмой благой бог создал из Света два бесплотных (ибо плоть — вместилище Зла) духовных начала: Мать Жизни и Первого Человека (небесный прототип библейского Адама; иногда он име­нуется Гехмурд (Гайомарт)). Первый Человек «вызвал» пятерых сыно­вей — духовных двойников тех материальных стихий, над которыми владыче­ствует Царь Тьмы: огонь, ветер, воду, свет и некую сущность-дух (иногда её весьма условно — сравнивают с эфиром).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Термин «вызывать» очень специфичен для манихейства, не допускающего для цар­ства Света самой идеи рождения как чего-то плотского и связанного с отношения­ми полов. (Примеч. В. Н. Топорова.)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Началась битва Добра и Зла. Тьма поглотила Первого Человека и его сы­новей. Тогда Отец Величия свершил «второй вызов», и возникли новые ду­ховные сущности-светоносцы: Друг Света, Великий Зодчим и Живо й Дух (которому приписаны многие черты зороастрийского бога Михра). Светоносная троица и пять сыновей Живого Духа устремились в бой против злых демонов. Им удалось освободить из плена Тьмы Первого Челове­ка и его сыновей, а Живой Дух и Мать Жизни вознесли их обратно в царство Света, в обитель Отца Величия. Однако Свет уже успел «смешаться» с Тьмой; и во имя того, чтоб Добро и Зло опять разделились, Отец Величия сотворил земной мир. Из шкур убитых демонов были созданы небеса (обычно числом 10); из частиц Света, не смешанных с Тьмой, возникли Луна и Солнце, а из частиц с незначительной примесью Тьмы — звёзды и стихии: ветер, вода и огонь. На небесах утвердились Зодиак и планеты. Внутри Зодиака он [Отец Величия] сковал тех демонов Тьмы, которые были самыми ужасными, порочными и непокорными <...> двенадцать созвездий и семь планет [Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн, Луну и Солнце] назначили пра­вителями всего смешанного [СК]. Превыше всех правителей — Солнце и Луна; их миссия — переносить частицы Света, отделённые от Тьмы, наверх в царство Отца Величия.
Из костей поверженных демонов возникли горы, из мяса и кала — восемь /вариант: четыре) земель. Сотворённый мир был приведён в движение.
Мать Жизни, Первый Человек и Живой Дух взмолились перед Отцом Ве­личия о «третьем вызове» — и возник светоносный Третий Посланник (парфянск. Михрйазд, согдийск. Мишз — солнечное божество, наделён­ное, как и Живой Дух, многими чертами бога Михра). Он, в свою очередь, «вызвал» двенадцать добродетелей-дев. Битва Добра и Зла, Света и Тьмы, Ду­ховности и Материи забушевала с несказанной силой и достигла разгара. На­ступил её последний, решающий этап.
Из семени демонов, излитого на землю, возникли растения, женские демо­ны породили животных, а верховные силы Тьмы создали человеческую плоть и «два пола» — дабы плоть множилась вновь и вновь, порождая себе подоб­ное, и частицы Света, смешанные с материей, не могли очиститься, отделить­ся и вознестись к престолу Отца Величия. Первыми людьми были Адам и Е в а, от них пошёл человеческий род.
Как мир есть «смесь» Добра и Зла, Света и Тьмы, так и человек — «смесь материи и божьего Света», тела и души. Его задача — стремиться к освобож­дению от плоти и слиянию с царством Света (прообраз этой доктрины — буд­дистское представление об уходе в нирвану). Путь к такому освобождению от Тьмы лежит через познание истины, раскаяние в грехах и самосовершенство­вание. Грешники (опять же как в буддизме) обречены на повторные рожде­ния до тех пор, пока всецело не очистятся от скверны греха.
Дабы наставить людей на верный путь в деле познания истины, Отец Ве­личия «вызывал» и посылал в мир пророков-мессий. Мудрость и дела — это то, с чем не переставали посланники божии приходить от времени до времени. В одном веке они были принесены посланником, который был Будда в странах индийских, в другой век [мудрость и дела были принесе­ны] Заратуштрой в страны персидские, в другой — И с ой [Иисусом Христом] в страны западные (Цитата из сочинения Мани «Шалуракан», сохранившаяся в пересказе аль-Бируни (X - XI вв. н. э.). Цит. по: Бертельс Е. С. 81.). Иса «разбудил» Адама и дал ему вкусить плод с Древа Познания; человек познал Добро и Зло, — это явилось залогом будущего спасения людей и победы Света над Тьмой. Все пророки творили благо и учили благому, приближая обретение людьми царства Света, но во всей полноте открыл человечеству истину лишь последний из божьих послан­ников — сам Мани: А затем [после пришествия Исы] было ниспослано это откровение [т. е. учение Мани], и пришло пророчество в этот последний век при посредстве меня, Мани, посланника истинного бога в страну ва­вилонскую .
Пришествие Мани ознаменовало наступление завершающего этапа борьбы Двух начал, которая закончится победой Света над Тьмой. В течение 1468 лет земля будет объята пламенем. Оно уничтожит Тьму и её телесные воплощения —  демонов и т. п., а освобождённые частицы Света вознесутся наверх в царство Отца Величия.
Таким образом, религия Мани являлась не эклектической, а синкретиче­ской — то есть представляла собой не механическую компиляцию догматов и мифов других религий, а их творческое переосмысление в самостоятельное учение. Однако логически последовательная система этого учения существова­ла, по-видимому, лишь в трудах самого Мани, разные же манихейские секты «перекраивали» манихейство по-своему, общей для всех течений и школ была только идея о неразделимости материи и Зла.
«Манихейские общины делились на 2 группы: верхушку „избранных», во главе которых стояли 12 апостолов Мани, и на массу мирян <...> Миряне должны были вести высоконравственную жизнь, не убивать ни себе подобных, ни животных, воздерживаться от мясной пищи, тем самым содействуя силам Света и Добра. „Избранные» представляли нищенствующую аристократию ду­ха, которая вела аскетический образ жизни, получая милостыню у мирян, не вступала в брак, проповедовала манихейские идеи и замаливала грехи всех членов общины» (Брагинский И.-2. С. 149.) (прилож. 5). В некоторых сектах возбранялось делать добро «неверным», в иных предписывалось вообще отрешиться от мирской суеты: не подавать милостыни, не лечить людей — оказывать им помощь только духовными наставлениями и советами.

 

 
 

Разделы