ТИШТРИЯ – ДОЖДЬ-БОГ

Опубликовано star72 -

Статью подготовила Н.М. Малахова

voron 1.jpg

Небесным покровителем двенадцатого года 32-летнего зороастрийского календарного цикла является Тиштрия – астральный воин, борец с нечистью во всех её проявлениях. Неслучайно именно Ворон, как птица-ассенизатор, стал тотемом этого древнего индоевропейского божества, с коим во всех культурах был связан ритуал вызывания дождя, в том числе, для очищения земли от скверны (смывания нечистот). Но в отличие от Стрибога, повелевающего движением воздушных масс, главного метеорологического божества славянского пантеона богов, иранский Тиштрия выполняет важную космологическую функцию – он активно сражается со Злом на просторах Вселенной. Планета Земля для Изеда Тиштрии, исполняющего для неё роль «дождеподателя», – это всего лишь частный, можно сказать, бытовой случай. На самом же деле миссия Тиштрии гораздо более высокая, ибо он, Тиштрия, – это звезда, одна из самых ярких, и не просто звезда, а звезда-предводитель Небесного воинства.
Ярчайшая звезда неба – великолепный Сириус, восхода которого ждали египтяне, вавилоняне и персы в надежде на окончание засухи и возрождение жизни на испепелённой солнцем земле, – вот кто такой Тиштрия для тех, чья жизнь напрямую зависела от разлива Нила, Евфрата и начала сезона дождей. Мудрые древние персы приписывали Тиштрии не только функции жизнеподателя, но и великого очистителя мира от храфстры – вредоносных существ, заполонивших благой мир после вторжения в него злокозненного Ахримана. Благословенные воды очистительного дождя, ниспосланного Изедом Тиштрией, и лившегося тридцать дней, не просто вернули земле плодородие, но и очистили её, освободив от змей, крыс, скорпионов, насекомых, ядовитых пауков и прочих гадов, отравляющих существование человека.
По прошествии этого чудо-ливня, чистая земля воскресла и возродилась. Небо спустилось к земле, земля устремилась к небу, и настала вселенская гармония. Восстановление некогда утраченной гармонии, очищение и преображение мира – таковы сакральные функции Тиштрии, который выступал также в роли Небесного воина, Пророка, коему ведомо будущее. Корни поклонения Тиштрии-Сириусу лежат ещё в астральных культах. Первые представления древних иранцев об астрологии неразрывно связаны с наблюдением восхода ярчайшей звезды неба. «Тиштар-яшт» свидетельствует о связи астрального культа Тиштрии с культом плодородия:

Звезде блестящей Тиштрии помолимся счастливой,
Которую и смертные, и мудрые правители,
И дикие животные, что бродят по горам,
Ручные, что пасутся в равнинах, наблюдают
И ожидают года хорошего, дурного ль:
«Арийцев страны будут ли с хорошим урожаем?»

Судя по этим пассажам, поклонение ярчайшей звезде неба носило повсеместный характер, хотя животные вряд ли принимали в нём деятельное участие, но и они были томимы жаждой, они, как и люди ждали наступления сезона дождей. Всё просто – иссушающая засуха считалась порождением демонов, дождь – благословенным подарком Небес, а звезда, указывающая на приближение сезона дождей – благим вестником освобождения от жажды, засухи и смерти.

sirius_0.jpg
Сириус – α-Большого Пса,ярчайшая звезда ночного неба

Тиштрия выступал в роли главного небесного воина, в его подчинении были и иные звёзды. Современные иранские и индийские зороастрийцы, старательно избегающие разговоров об астрологии, должны были бы повнимательнее присмотреться к «Тиштар-яшту», который является ярким свидетельством древнего арийского астрального культа. Совершая возлияния молоком священным водам и подношения благовониями пламени священного огня, древние зороастрийцы читали Яшт, посвящённый Тиштрии и всему Небесному воинству:

Мы почитаем Тиштрию, и звёзды-спутниц Тиштрии,
И тех, что у Плеяд, и мы Плеяды чтим,
И звёзды Семичастные – ведьм, колдунов отпор,
И чтим звезду победную мы Ванант, Маздой данную
Для силы благодатной, победы, превосходства,
Защиты от беды.

---------------------------------------------
«Семичастные звёзды» (авест. Хафторинга) – созвездие Большой Медведицы, считавшееся священным у всех народов индоевропейской группы.
----------------------------------------------
Зороастрийцы верили, что на просторах Космоса идёт вселенская битва между добром и злом, в которой принимают участие два воинства. По одну сторону стоят неподвижные звёзды, символизирующие незыблемость первозданного Неба, сотворённого Господом.
По другую же сторону – бесчисленный космический мусор: астероиды, метеоры и прочие «падающие звёзды»

Звезде блестящей Тиштрии помолимся счастливой,
Что ведьм одолевает, что побеждает ведьм,
Которые как звёзды, что падают червями
Между землёй и небом.

------------------------------------------------
Имеются в виду метеоры – «падающие звёзды», которые согласно авестийской космологии своим непредсказуемым движением вносят хаос в статичный мир звёзд, выступая на стороне Ахримана в деле разрушения изначальной гармонии.
------------------------------------------------

sirius 2.jpg
Звезда Сириус

Зороастрийские представления о Космической битве касались всего Космоса: в макромире звёздное воинство борется против «шальных» звёзд, движущихся беспорядочно и хаотично, в земном мире человек сражается с ложью, коварством, ленью, похотью и другими пороками; в микромире человеческого тела лейкоциты ведут войну со всевозможными инфекциями и злотворными вирусами.
Изед Тиштрия – зримый образ светлого воина, отражающий зороастрийские представления о мире.
Никогда не сдаваться! – вот принцип этого Изеда, «нокаутировавшего» своего противника демона Апаошу в матче-реванше.

White-Horse-Water.jpg
Белый конь – зооморфная ипостась авестийского Тиштрии

В первом раунде борьбы с демоном засухи Тиштрия не стал победителем, но он обратился за поддержкой к ахурам (высшим божествам) и самому Господу Богу Ахурамазде, который придал ему десятикратную силу, достаточную для победы. Здесь нужно отметить то значение, которое придавали древние арии молитве и Благому слову, возведённому ими в ранг божественной силы (Мантра-Спента).
Тиштрия, желая победить демона, обращается за поддержкой к людям и богам и получает невиданные доселе силы. Спортсмены, взывающие к помощи трибун, прекрасно знают, что такое воодушевление и сила коллективной энергии. Люди-«звёзды» поймут Тиштрию-«звезду», нуждавшегося в том, чтобы в него верили простые смертные:

Когда бы меня люди моё зовущей имя
Молитвой почитали, как молятся молитвами,
Их имена зовущими, они другим богам,
Я сразу приобрёл бы мощь десяти коней,
Мощь десяти верблюдов, мощь десяти быков,
И год десятка силу, и рек десятка мощь.

Звезда по имени Тиштрия обрела поддержку людей, равносильную вере в собственные силы, и тогда великий Небесный воитель вновь вышел на битву с Апаошей – демоном засухи, невежества и безверия. Та часть текста персидского космогнического мифа, в которой воину Тиштрии отведена ключевая роль, выглядит примерно так:
«Потерпев поражение в битве с небом, дух зла набросился на Землю, пробив в ней дыру – насквозь, до бездны преисподней, а потом решил уничтожить другое творение Ахура-Мазды – воду. Злым ветром он иссушил землю и послал в бой Апаошу – демона засухи. Против могучего дэва (злого духа), чьё имя буквально означает «безводье» или «обезвоживание» – на современный манер, силы света выставили «человека-дождя» – прекрасного Тиштрию. Тридцать дней сиял Сириус в небе и тридцать дней с неба лил дождь, и каждая его капля была как чашка…»

chernii kon'.jpg
В «Тиштар-яште» Апаоша представлен в образе чёрного коня

Очевидно, в мифе речь идёт о наступлении сезона муссонных дождей – география расселения ариев была поистине велика. Либо обстоятельства мифа отражают события планетарного масштаба – прохождение Земли сквозь хвост кометы, что всегда вызывает не просто дождливые годы, а самое настоящее погружение суши в водную пучину. Хвост кометы представляет собой огромное скопление водяного пара, который растягивается вслед за ледяной глыбой на миллионы километров. Попадая в поле тяготения Земли, водяной пар кометного происхождения неминуемо оказывается в атмосфере нашей планеты и, естественно, выпадает на землю в виде осадков, которые несоизмеримы с обычным дождём.
Многие астрономы всерьёз полагают, что вода на Землю (вместе с простейшими органическими соединениями) могла быть занесена из далёких глубин Космоса. На этой идее базируется теория панспермии. Если кто забыл европейские наводнения, происходившие в 2000 и 2001 годы, когда уровень воды в некоторых городах Чехии, Германии и Польши поднимался до второго и даже третьего этажей зданий, напомним, что это были годы, связанные с приближением к Земле комет Хиакутаке и Хейла-Боппа. Кометы, представляющие собой глыбы льда, при своём приближении к Солнцу разогреваются и распыляют в космическое пространство миллионы тонн водяного пара.

kometi_maskirujushiesja_pod_asterodi_2.jpg
Хвосты комет состоят из водяного пара

К кометам зороастрийцы относились с особым почтением, усматривая в них «перст указующий» самого Господа Бога. Всем известен рождественский миф о ведомых кометой волхвах – персидских магах, пришедших поклониться младенцу Христу. Так зададимся вопросом, не скрывается ли под образом Шатаваэша, постоянного спутника Тиштрии, направ-ляющего небесные воды непосредственно на Землю, ещё один астрономический прототип – влагу дающая комета? Быть может, именно кометы древние астрологи называли «звёздами, что семя вод хранят»? – ведь они в буквальном смысле представляют собой лёд – семя вод!
Конечно, это не утверждение и даже не гипотеза, но уж очень хотелось бы знать, кто же этот Шатаваэша (букв. «Обладающий силой ста мужей»), о котором сказано в Яште:

И направляет воды ко всем семи каршварам
Прекрасный Сатаваэса;
Награда в мир нисходит хорошим урожаем.

С одновременным восходом Тиштрии и Шатаваэша сгущаются дождевые облака и происходит следующее:

Восходит он оттуда, блестящий, славный Тиштрия
Из моря Ворукаша;
И вот взошёл оттуда блестящий Сатаваэса
Из моря Ворукаша;
И облака вздымаются над славною горою…

Но если Тиштрия – это Сириус, то какая другая яркая звезда может восходить непосредственно после него?
Быть может речь идёт об одновременном восходе Сириуса и яркой кометы в созвездии Большого Пса – Canus major? Период одновременного восхода этого созвездия вместе с Солнцем издавна пользовался репутацией самого жаркого времени в году – в Древнем Риме его называли «пёсьими днями» или каникулами (от слова Canus – пёс).
Римский сенат и все государственные учреждения в это время официально прекращали всякую деятельность. Что-то же должно было вызвать проливной дождь на целый месяц посреди жаркого лета, чтобы сие событие не просто осталось в памяти народной, но и стало частью его мифологической традиции. Фактор непредсказуемости, фактор непосредственного Божьего промысла, способного изменить обычный порядок вещей – это ли не проявление действия кометы, предсказать появление которой невозможно?

bitva koney.jpg
Мифологическая битва Тиштрии и Апаоши

Как бы там ни было, Тиштрия вкупе с Шатаваэшем вернули людям, земле и животным благословенную воду, вернули веру, надежду, укрепили в знании небесных законов.
Вернёмся к мифу, имеющему помимо всего прочего ещё и календарное значение. Тиштрия (Сириус) сиял на небе ровно тридцать дней, из которых первые десять дней представал в образе прекрасного юноши, вторые десять дней являлся в виде прекрасного белого быка, и последние десять дней был в виде белого коня восхитительной красоты. Деление месяца Тиштрии на три декады указывает на то, что древние персы имели представление о 36 небесных деканах (двенадцать месяцев по три декады) ещё в незапамятные времена, когда писался «Тиштар-яшт».
Ранее считалось, что деканический круг Зодиака является изобретением египтян. Анализ авестийского текста, как мы полагаем, свидетельствует о самом пристальном наблюдении древних ирано-ариев за звёздами в период сочинения «первых песен», то есть в фазе формирования дозороастрийской астральной религии, в которой Тиштрии была отведена одна из первых ролей.
В авестийском мифе сражение Тиштрии и Апаоши представлено в виде боя двух коней – белого и чёрного, воплощающих принципы Света и Тьмы. Белый конь, как и всадник на белом коне, стали архетипическими символами борьбы с силами мрака и тьмы, что нашло своё отражение в иконографии и геральдике самых разных государств, то есть образ Изеда Тиштрии не раз воскресал в самых различных интерпретациях.

St_Georg_4.jpg
Георгий Победоносец: христианская интерпретация древнего архетипа всадника на белом коне

posolstvo-litva.jpg
С 1991 года на гербе Литвы появился всадник на белом коне (древний герб полоцких и новогрудских князей)

Наступающий год Тиштрии – это, безусловно, год борьбы за веру, год торжества космической справедливости. В каком-то смысле, это ещё и год астрологии – древнейшей науки сопоставления небесных явлений и событий земной жизни. В наступающем году Ворона – древнего пророческого тотема – к астрологии будет приковано пристальное внимание окружающих, и посему нам, уважаемые коллеги, придётся приложить немало усилий в деле разоблачения всякого рода лжеучений о календарях майя, надуманных парадах планет и несостоявшихся концах света.

В астрологии Тиштрия является одним из четырёх стражей Неба – «светлые звёзды, сотворённые Ахура-Маздой», мистериально связанные с четырьмя угловыми точками гороскопа и четырьмя формами времени. Тиштрия-Сириус – страж Востока, с ним связан Асцендент, он – хранитель времени будущего. Человек, в гороскопе которого проявлен Тиштрия, обладает уникальной возможностью моделировать будущее, выбирать благоприятные моменты для его осуществления и даже предвидеть последствия своего выбора.

Разделы