МОЛИТВА ГЛАВНОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ ЗЛА

Опубликовано star72 -

Статья подготовлена Натальей Малаховой

530733_277500315686001_622183302_n.jpg

Сраоша, как мы отмечали выше, является заступником человечества в извечной борьбе против сил зла, он разгоняет демонов ночи, помогает людям преодолеть страхи, победить фобии, справиться с кошмарами. Зороастрийцы считали Сраошу Изедом, обращение к которому позволяет защититься от астральной нечестии. Даже краткая молитва Срош-бадж, читаемая как перед сном, так и по пробуждении ото сна, способна оградить человека от посягательств всякого рода бесов.

/node/577 Срош Бадж

Изед Сраоша - это воплощённая сила молитвы, значимость которой важна для любой религии. Сраоша, это сама молитва и есть, ведь известен его эпитет «Тану мантра» - «Тело молитвы».
В различных религиозных доктринах разрабатывались теории об очистительной силе молитвы, но в зороастризме молитве - слову, исходящему от самого Бога, придаётся глубочайший эсхатологический смысл. Без священного «Ахунвара» - главной авестийской молитвы - невозможно представить себе мистерию Космогенезиса.
Позволим себе напомнить основные вехи творения основ, изложенные в «Бундахишне» — пехлевийском тексте, являющемся среднеперсидским изложением утраченного свода космогонических представлений зороастрийцев «Дамдат-наска» из книги «Авесты», следующим образом воспроизводящие эпизод этого великого «Вселенского договора»:

Благодаря всеведению, Ормазд знал: «Если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе, так как и теперь, в период Смешения, есть много людей, которые совершают больше грехов, чем праведных дел». И Ормазд сказал Злому Духу: «Согласись со временем, чтобы наша борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет». Потому, что он знал, что с принятием этого времени Злой Дух будет обессилен. Тогда Злой Дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил такое соглашение, подобно тому, как два воюющих друг с другом человека назначают время: «В такой- то день сразимся». Ормазд, благодаря всеведению, знал, что в течение этих девяти тысяч лет три тысячи лет всё будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет в смешении воли Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лет Злой Дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений» .

Ахура-Мазда прочитал 21 слово священного «Ахунвара», самой главной молитвы в религии зороастризма, и показал Ахриману свою победу в конце времён, а также бессилие Злого Духа и уничтожение его чудовищных порождений.
В результате прочтения Богом-Творцом этой молитвы Дух Разрушения потерял силу на три тысячи лет. За это время Ахура-Мазда создал свои творения в материальном облике, среди которых последовательно появились небо, вода, земля, растения, животные и человек, и во всех них был распределён огонь, который, согласно представлениям зороастрийцев, является физическим проявлением космического тела Хормазда.
По прошествии трёх тысяч лет Ахриман, набравшись сил, вновь совершает нападение на сотворенный мир. Он разбивает небесную сферу, пробивает землю, оскверняет воздух и растения, насылает болезни и смерть на первобыка Эвхо- дата и первочеловека Гайомарта. Три тысячи лет проходят в смешении воли Бога и Дьявола, в течение которых от нападок бесов и болезней страдают все божественные творения: люди - потомки Гайомарта, животные - потомки Эвходата, и растения, происходящие от Хаомы - Древа Всех Семян. Все Амеша-Спента (Бессмертные святые) и другие Язаты (Достойные Поклонения), созданные Ахура- Маздой, постоянно ведут борьбу с силами Зла в небе, на земле и в воде, в результате чего в Мироздании устанавливается шаткое равновесие сил Света и Тьмы.
Согласно зороастрийской космогонии, окончательная победа светлого воинства над исчадиями ада невозможна без активного участия в космической битве Человека - высшего из созданий Хормазда. Для того чтобы «пробудить» человечество, на исходе трёхтысячелетней Эпохи Смешения в мир был послан провозвестник святой маздаяснийской веры - Заратуштра. Между рождением первого человека Гайомарта и рождением Заратупггры проходит условно «три тысячи лет», и столько же времени должно пройти между появлением Заратупггры и приходом в мир Саошь- янта - Спасителя, который возвестит о Страшном Суде и наступлении последних времён.
Миссия Заратуштры, чьё рождение ознаменовало начало Эпохи Разделения, заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога и необходимости борьбы со Злом во всех его проявлениях. Заратуштра дал человечеству оружие для этой борьбы, содержащееся в молитвенной формуле «Ахунвар», которая была прочитана Ахура-Маздой во Времени Акарана (Времени Бесконечном). Напомним, сила этой молитвы была столь велика, что сковала действия Злого Духа на три тысячи лет. Ахура-Мазда научил этой молитве Заратуштру, чтобы тот передал всем людям Слово Божье, как наилучшее оружие в борьбе с дэвами (бесами). 
Комментарием к вышесказанному может стать фрагмент из авестийского текста «Видевдат» («Закон против бесов»), который следующим образом передаёт ответ Заратуиггры испытывавшему его Злому Духу:

«Его спросил злокачественный Ангра-Манью:
- Чьим словом поразишь, чьим словом прогонишь, каким оружием [поразишь] мои создания, [сотворенные мною] Ангра-Манью ?
Ему сказал Спитама Заратуштра:
- Ступкою, чашею, хаомой и Словом, изречённым Маздою! Вот мое оружие, самое лучшее! Этим словом поражу, этим словом прогоню, этим оружием [поражу] твои создания, о, злодейский Ангра-Манью! Сотворил [это оружие] Святой Дух, сотворил в беспредельное время [Зерван Акарана], сотворили [его] Амеша-Спента, благовластвующие, благодетельные».

Заратуштра научил своих последователей принципу следования добру и правде в мыслях, словах и поступках. Формула «Хумат, Хукст, Хуварст» или «Благие мысли, Благие слова, Благие деяния» и есть морально - нравственная
триада, ставшая основой этики Заратуштры, являющаяся для всех зороастрийцев главным критерием оценки всех происходящих событий. Такова основная концепция, лежащая в основе зороастрийского мифа о сотворении и развитии нашего Мироздания. 
В самой сердцевине этого космогонического мифа лежит понятие Божественного Слова. Сначала сам Творец мира I Ахура-Мазда создаёт идеальный духовный мир, который пребывает три тысячи лет в состоянии покоя. По истечении их происходит первая (неудачная) попытка вторжения в мир Ахримана, во время которой Хормаздом был прочитан «Ахунвар» - Божественное слово и провозглашён великий «Вселенский договор» сроком на девять тысяч лет, то есть время существования Мироздания в том виде, в каком мы его себе представляем, ограничено.
Персидская космогония оказала существенное влияние на всю греческую философию. Так «Божественное Слово» персов в греческой традиции трансформировалось в мистический Логос (буквально «Слово»), несущий в себе колоссальный творческий потенциал. Для античной натурфилософии характерна космологическая модель, согласно которой существование Мироздания определяется двумя последовательно сменяющими друг друга процессами: первый - становление, второй - разрушение. Гармоничный космос рождается из хаоса. Космос рождается для того, чтобы пройти все этапы становления и в конечном итоге вновь подвергнуться дезорганизации и возврату в предвечное хаотическое состояние.
Подобные взгляды были весьма близки воззрениям персидских и индийских философов, которые различали три основных этапа существования Мироздания: творение, оформление и растворение. Процесс растворения космоса в беспредельном начале получил у Анаксимандра название апейронизации, то есть возвращения к Апейросу - бесконечному, пифагорейцы именовали это явление утратой предела. Персы, рассуждая о сущности времени, которое наряду с пространством они считали основным формообразующим принципом Вселенной, говорили: «Действие времени состоит в том, что оно было бесконечным, а стало конечным в акте творения до завершения, которое наступит, когда Разрушительный дух обессилит, тогда оно соединится с той же бесконечностью навсегда».
Миры сменяют друг друга, и наличный мир - лишь один из возможных. Многовариантность мироустройства, тем не менее, не приходит в противоречие с идеей единства: таковое обеспечивается Логосом, как универсальной закономерностью космических пульсаций. В античной философии Логос выступает как вечность, охватывающая сменяющие друг друга века; как рок, определяющий судьбы миров; необходимость, скрывающаяся за случайными событиями; общее, объединяющее многообразие; и наконец, как закон, сквозящий сквозь кажущуюся произвольность, как некий смысл космического процесса.
Со временем понятие Логоса в греческой философии утратило свою первоначальную натурфилософскую значимость, которая была возвращена Логосу лишь стоиками и неоплатониками. Платон понимал этот термин в значении «первичная причина» и «закон движения звёзд», его же последователи неоплатоники развили учение о Логосе, придав ему эманирующую созидательную функцию. Неоплатоники утверждали, что чувственный мир есть воплощение эманирующего Логоса («творческого принципа»): внутренний Логос превращается в произнесённый. Неоплатоники развили предложенную стоиками идею креационной семантики Логоса. Стоики истолковывали Логос не только в качестве универсальной и необходимой основы процесса последовательной смены рождающихся и умирающих миров, но и как творческое («творческий огонь») и инициирующее («сперматический Логос») начало Мироздания, что придаёт содержанию Логоса креационную окрашенность.

1016409_10202085559118945_1106241724_n.jpg

Натурфилософские концепции античных мыслителей подготовили благоприятную почву для оформления христианского догмата о воплощении Бога-Слова.
В христианстве творение мира понимается, как воплощение Слова Божьего: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И назвал Бог свет днём, а тьму ночью... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И стало так... и назвал Бог твердь небом...». Логос отождествляется не только с Богом-отцом, но и воплощается в Боге-сыне. 
Таким образом, пришествие на землю и земная жизнь Иисуса Христа интерпретируются как «вочеловечивание» Божественного «слова жизни».
Христианские представления о «божественном слове» стали трансформацией античных концепций о Логосе, которые в свою очередь сложились вод влиянием восточных идей о мантре - слове Господа, посредством которого он творит и разрушает миры. Понятие мантры получило наиболее полное оформление в философских трудах индийских и тибетских мистиков, но иранская ветвь ариев в своём религиозном учении также сохранила представление о креатической (созидательной) функции мантры.
Ключевой мантрой религии Заратуштры считается священная молитва «Ахунвар», прочтением которой Господь Премудрый (Ахура-Мазда) сотворил воплощённый мир и сковал Духа Зла на три тысячи космических лет.
Зороастрийцы придавали огромное значение сказанным словам. Они считали, что каждая звуковая вибрация несёт в себе определённый смысл, а тем более молитвенная формула или магическое изречение. В пантеоне небожителей зороастрийцы выделяли Изеда Мантра-Спента, что в переводе с авестийского языка означает «Святое Слово».

Самыми священными зороастрийскими мантрами являются: «Ашем Воху»(/node/213) и «Ахунвар» (/node/212). Считалось, что чтение этих утверждений отгоняет тёмные силы. Последователи Заратуштры, памятуя о том, что Господь Ахура-Мазда сокрушил силы Ангра-Манью прочтением 21 слова священной молитвы «Ахунвар», почитают за правило произносить её не единожды в день.

Разделы