Жизнь после смерти

«Hastanbudan... »

«Живущие, ушедшие в мир иной, те, кому лишь предстоит появиться на свет, еще не рожденные, на этой земле, на других землях, благочестивые мужчины, женщины, дети и отроки, живущие на этой земле арийцев, принадлежащие Благой вере, ушедшие в мир иной, все те добродетельные фраваши вместе от Гайомарда до Саошианта, таким образом молимся!»
(Дибаче Афринган)

Все крупные религии мира сходятся в том, что существует жизнь после смерти. Конкретных деталей описания той жизни нет, только общие утверждения. Согласно Авесте, жизнь и смерть были на этой земле с начала всего сущего. Гайомард - первый человек, подвергшийся смерти и встретивший ее. Истинному зороастрийцу не следует бояться естественной смерти, рыдать, плакать, причитать или показывать неприятие или горе (Динкард, том XVII и Миной Кхирад, XVI). Зороастризм учит нас не бояться смерти в ее физическом проявлении.
Смерть человека описана в Авесте (Ясна, Ха 55.2) как «отделение духовных элементов от тела человека». Смерть - не разрушение, это всего лишь преображение. Жизнь заканчивается смертью и погружается в сон, чтобы пробудиться в мире духовном. При смерти тела душа освобождается от телесной тюрьмы и переносится на более высокую ступень жизни - духовную. Согласно среднеперсидскому Датестан-и-Диник, XXVIII-3, в момент смерти душа находится в полном замешательстве из-за изменения окружения и ищет помощи. После смерти душа находится рядом с телом в течение трех ночей, под защитой ангела Сраоши. Три ночи - это также время мучений и утешений - мучений при мысли о злодеяниях души при жизни, утешений - при мысли о ее заслугах. На рассвете после третьей ночи душа отправляется на свой суд, где ее деяния взвешиваются на весах на глазах у судей - Митры (Мехр), Сраоши и Рашну. Ни одна из сторон не имеет привилегий, ни богатые, ни бедные. Ни родители, ни родственники, ни друзья, ни священники или главные священники не могут ничего сделать для души, поскольку речь идет о решении ее конечной судьбы. Никто не может изменить ее судьбу. Душа добродетельных, так же, как и недобродетельных, должна отчитаться во всех своих деяниях, совершенных на земле. Каждый человек судим всецело по его собственной жизни.
Согласно этике древнего Ирана, человек получает награду или возмездие за свои деяния: (1) в материальной жизни здесь на земле, (2) в духовной жизни через три дня после смерти, когда приговор выносится отдельно душе каждого человека, отошедшего в мир иной, (3) в конце концов - «урвае сеапеме» - на судном дне.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА

Согласно Авесте, Иранская психология впервые в истории человечества выделила следующие девять главных составляющих человека. Три из них материальные, или физические, телесные (аствант), три - бесплотные, или астральные, жизненные (то есть полуфизические, полудуховные) и три чисто духовные (манахия). Ниже приведены авестийские термины, используемые в Ясне Ха 55.1:

1. Гаета - Материя или материальные элементы, материя тела, ощущения.
2. Тану - Тело, физическая рамка; нервная система.
3. Азди — скелет, костный материал; мышечная система.
4. Устана - Дыхание, жизненные силы, жизнь (физическая), жар сердца (термальное тепло, сохраняющее жизнь).
5. Кехрпа - астральная, или бесплотная, форма тела, эфирное воплощение.
6. Тевиши - тонкая эфирная субстанция, абстрагированная от процессов жизнедеятельности, образует сущность, тоскующую по Совершенству.
7. Баодхангха - сознание (доносит сообщения пяти чувств до души).
8. Урвана - душа, осознанная часть «я», человеческий дух, сознательное «я».
9. Фраваши - Вселенское Духовное Существо, Божественная Искра Духа, Святой Дух.

Наш Святой Пророк Заратуштра был среди первых во всем мире, кто возвестил о бессмертии души около восьми тысяч лет назад. Гаты и Авеста дают определенные указания относительно Фрашокерети, или Фрашем керенаун ахум, вечного движения души и Амеретаты, последней ступени Бессмертия, которую душа может достичь.

РАЙ, АД И МОСТ ЧИНВАТ

Смерть - величайшее таинство, разгадке которого человек всегда противится. Вероучение о награде и возмездии в другом мире образует главную часть этических учений Священных Гат. Понятия Воскрешения и Судного Дня, вместе с идеей рая и ада, возникли в зороастризме. Они были заимствованы иудеями-фарисеями, которые в свою очередь передали их христианству и исламу. Рай и ад - это состояния, созданные праведными и неправедными в их умах, а Гаты имеют дело с внутренним состоянием разума и души. Святой Заратуштра часто ссылается на загробную жизнь, и в особенности на мост Чинват. В среднеперсидском Ардавираф-наме и Надохт Наске мы сталкиваемся с красочными описаниями жизни после смерти, даже с обитателями рая и ада. Благочестивым душам Ахура-Мазда дарует добрую награду, которую их праведность заслужила - см. Ясна Ха 30, параграф 11 и Ха 43, параграф 5.
Как талантливо заявил дастур д-р Фрамроз А. Боде в своем трактате «Бессмертие человеческой души в зороастризме» (стр. 50), «Гатические понятия рая, ада и моста Чинват - чисто субъективные и психологические состояния самой души, блаженства или горя, света или тьмы. Эти переживания души, пока она живет, есть субъективные идеи награды и наказания в этой жизни и жизни грядущей. Гатическое понятие души как рационального, этического, развивающегося, вечно прогрессирующего духовного начала в человеке не допускает идеи рая и ада как реальных мест, где в загробной жизни распределяются награды и возмездие. Рай и ад - невещественные, субъективные состояния души в ее переживаниях состояния Чистого Разума или состояния Худшего Разума, Истины или Лжи, Блаженства или Горя, Награды или Наказания, Света или Тьмы. Рай - это Пристанище Песни и Вдохновения, где проживает Сам Ахура-Мазда, в то время как ад - полностью противоположное субъективное переживание духовной гибели.
Подобным образом символичным и философским является и понятие моста Чинват. Само его имя указывает на то, что это мост различения, отбора и суда. Это мост между двумя противоположностями, между разумом и сердцем, или совестью. Это не мост, который мы встретим после смерти, но, возможно, этот наш мир, через который мы проходим, и есть мост Суда между землей и небесами, где мы должны сделать свой выбор, определяющий наше будущее состояние. Эти духовные идеи относительно рая, ада, моста Чинват и
Последнего Дня с течением веков постепенно менялись и обретают большую конкретику в более поздних сочинениях».
В зороастрийской религии существует вера в товарищеские отношения с Ахура-Маздой, но не существует идеи человека, становящегося Богом. В древнем Иране никогда не верили в такое место, как Бахешт или как Дузах. Они веровали в «вахиштем ахум», то есть в «лучшее существование», и в «ачиштем ахум», то есть «худшее существование». И именно более поздние религии, появившиеся много позже религии древнего Ирана, вытеснили великий идеал, внеся предположение о вечном наказании злых душ.
Мы знаем из более поздней Авесты и из сочинений на среднеперсидском языке, что промежуточное место, расположенное между землей и звездными далями, оставлено за душами, чей список оказался неоднородным. Это место известно как Хамастеган.
Смерть не есть уничтожение. В исламе это интикал, или переход из одного состояния существования в другое. Рай предназначен для усовершенствования, в то время как ад предназначен для очищения. Заратуштра в своих Гатах учит нас о развитии и преобразовании не только мира и человечества, но и каждого отдельного человека. После окончательной победы Истины и поражения Лжи, праведные пересекут мост Чинват и войдут в Дом Песен (Гародэмана) - Вечное царство, обиталище Благого Духа и Истины, само пристанище Ахура-Мазды. В Ясне, Ха 30 и 33 Святой Заратуштра говорит о конце света как о Великом Конце. Будет вмешательство свыше и деление на добро и зло. Когда эта ордалия - самоочищение через Священный Огонь и расплавленный металл, так же, как и взвешивание поступков - завершится, все будет чистым, и будет счастливое всеобщее воссоединение. В Гатах никогда не предполагался вечный ад, поскольку никаких следов зла не могло бы существовать после Великого Конца. Появятся новый рай и новая земля, на которой будет жить счастливое и бессмертное человечество. Конечная цель человека состоит в том, чтобы быть таким, как Ахура-Мазда, через полное посвящение себя служению Богу и Его творению и полному подчинению себя Его воле.
«Бессмертие души человеческой в зороастризме», дастур Ф. А. Боде, стр. 17.

Речь произнесена в мужском монастыре Портиункула, г. Карачи, в декабре 1971 г.