Церемония Джашан

Джашан - это службы благодарения, нацеленные на укрепление дружеских и братских отношений.

«Fera ve rahi Amesha Spenta
Yasnemcha vahmemcha, fera manangha
Fera vachangha fera shyanothana, fera anguhya,
Fera tanvashit khakhyao ushtanem.
Staomi Ashem ".

«О Амеша Спента! Мы отдаем вам наши молитвы и хвалы
и дух наш через чистые помыслы, чистые слова, чистые дела и самую жизнь.
Мы славим добродетель»
(Хуршид и Мехер Нияиш)

Джашан - это торжественная религиозная церемония по случаю важного события, радостного или печального, с литургической службой. Во время Джашан обычно проводятся церемонии Афринган, Бадж, Ясна, Фарокши и Сатум. Любая из последних четырех церемоний может исполняться или не исполняться, но первая (Афринган) является обязательной. Во время Джашана обычно читаются три Карда (раздела) Афрингана. Джашан обычно устраивается в большом зале, где наблюдать за церемонией может много людей. Как писал Фирдоуси, для празднования Джашана использовались большие здания, пристроенные к Храму Огня, поскольку пышное празднование Джашана было предметом гордости древних персидских царей. Даже мусульманские писатели, такие как Миркход, Масуди, Аль- Бируни и Табари, упоминают Джашан у иранцев.

Джашаны можно разделить на три класса:
(1) Джашаны, связанные с сезонными праздниками, такие как (а) Гахамбары (см. Примечание); (б) Джамшеди Наороз (21 марта); (в) Мехеранган; (г) Рапитвин; (д) Кхордад-Сал; (е) Тиранган.
(2) Некоторые из Джашанов отмечают исторические события. Это: Джамшеди Наороз; Мехеранган - в память о победе царя Фаридуна над тираном Зохаком в Мехер Родж месяца Мехер; Тиранган - конец войны между Миночером и Афрасиабом в день Тир месяца Тир; Зартошт-но-Дисо - годовщина смерти пророка Заратуштры - день Кхоршед, месяц Дае; Кхордад Сал - день рождения пророка Заратуштры - День Хордад, месяца Фарвардин.
(3) Джашаны в память мертвых.
Обычно день, носящий название месяца, также называется день Джашан, например, День Фарвардин в первом месяце Фарвардин, день Ардибахешт второго месяца Ардибехешт и т.д.

dashan_2.jpg

Раскладывание цветов

Цветы играют особую роль в церемонии Джашан-Афринган. Связь цветов с определенными божественными силами, к которым взывают, зависит от моральных и духовных качеств Божественных атрибутов. Восемь цветков кладутся в два ряда - сначала справа и слева кладется по цветку головками к Афарингану (сосуду с огнем), а следующие три кладутся на них головка к головке, как показано ниже:
Зоти и Ратхви или Распи (Атравакши) берут эти цветы и обмениваются ими, что символизирует приход души с неба в этот мир. Молитва (хуматанам, хуктанам, хварштанам - Ясна 35-2), которая читается при обмене цветами, показывает, что есть три ступени - Добрые мысли, Добрые слова и Добрые дела и что, следуя путем праведных и великих в их добродетели, человек может перейти из мирского существования в Рай.
Затем под чтение «Ятха Аху Вайрио» и «Ашем Воху», соответственно, к четырем сторонам и четырем углам Карасио (чаша с водой) прикасаются черпаком или щипцами. Это действие символизирует движение солнца и ограничительные условия для человека, а также основания, на которых человек может строить свое будущее. После этого священники читают «Хамазор Хама Ашобад» («Да будешь ты в силе, помогай нам в церемонии и да будешь ты Ашо, т.е. праведник») и особым образом соединяют друг с другом руки. Эти физические действия сплетения рук «хамазор» имеют духовный смысл, они означают Хамазор между Человеком и Человеком, Человеком, Природой и Богом.

Нам-грахан. Этот обычай состоит в том, что при чтении Дибаче из Афрингана главный священник (Зоти) называет имена усопших членов семьи по списку, называемому Намграхан. Мы считаем великой честью включение в публичные молитвы Джашан и Дхуп-Ниранг имен людей, которые работали на благо общины или вели благородную и достойную подражания жизнь. По очень старой традиции, право добавить имя в Намграхан принадлежит дастуру или пантхаки религиозного центра.

Примечания:
Гахамбары - это сезонные праздники. Существует шесть периодов, и каждый период заканчивается пятью днями, предназначенными для благодарения и общения людей:
(1) Майдхьоджарем (середина весны). В месяце Ардибахешт от дня Кхоршед до дня Дае-п-Мехер.
(2) Майдхьошем (середина лета). В месяце Тир от дня Кхоршед до Дае-п-Мехер.
(3) Пайтишем (сбор урожая). В месяце Шаревар от дня Астад до Анеран.
(4) Айятрем (связан с периодом спаривания скота). Месяц Мехер от дня Астад до дня Анеран.
(5) Майдхьярем (середина зимы). В месяц Дае от дня Мехер до дня Бехрам.
(6) Хамаспатхмаедхем (весеннее равноденствие). Это пять дней Гат после конца месяца Спендармад.