Глава IV - Персидская земля и её история

Какое отношение мы имеем к
Кайкобаду Великому, или Кайхосрии?

Фицжеральд, Рубайят Омара Хайяма, 10.

«Царство моего отца, - сказал Кир младший, - простирается так далеко на юг, что люди не могут там жить из-за жары, и к северу, где они не могут существовать из-за холода» (Xenophon, Anabasis, 1. 7. 6). Это гордое хвастовство вполне соответствует действительности времён Куруша (др. перс.). Персидское царство – земля крайностей, простирающаяся от пронизывающих холодом высоких гор Азербайджана в летнее время, до изнывающей жары на побережье Персидского залива. Но если жить, например, в широтах города Шираза, то климат там вполне умеренный. Географически Персия занимает великое иранское нагорье и выходит за его границы к Афганистану, территориальный размер этой страны составляет почти одну пятую Соединённых Штатов.

Скалистые горы подходят практически к каждой точке границы нагорного плато, запуская свои корни глубоко в землю, чтобы сдержать распространение громадной пустыни, надвигающейся с востока. Часть необъятной долины хорошо поливается, но в Персии нет больших рек, достойных внимания. Большинство из них теряют в земле свои воды прежде, чем стать притоком других рек. Во многих засушливых частях Персидского царства приходится прибегать к ирригации, для преображения пустынных земель в богатые пахотные просторы. Для того, чтобы эти безграничные дали не стали безжизненными бесплодными территориями, приходится много и тяжело трудиться. Орошение земель в религии Заратуштры было синонимом праведности, а земледелие – религиозным долгом. Почва быстро отзывается на питание водами, одаряя человека плодородными урожаями несколько раз в году. Сегодня в стране насчитывается более десяти миллионов населения. Для такой большой территории это не так много, поэтому Персия не является многонаселённой страной.

persya_017.jpeg
Лучники из Суз

Иран населяют люди, которых этнологи относят к арийским корням. Конечно, вследствие завоеваний или контакта с соседними народами, примешивалась кровь других народов. Последнее особенно актуально в случае вливания турецкой и татарской кровей на северо-западе и северо-востоке. В целом жители Фарсистана, коренные жители Персии, остались свободными от иностранных влияний. Они сохранили чуть ли не тип самого царя Дария, который писал, что он сын Персии, ариец и чисто арийской крови (Inscr. Nakhsh-i Rustam, 13-15). Больше всего сохранили свою кровь в нетронутом виде зороастрийцы, хотя их не так много. По законам зороастризма они не имели право вступать в брак с людьми других религий и верований, поэтому и сберегли свою первозданность.

Великий народ античности

persya_018.jpg
Побежденный Дарий III в битве при Иссе
Помпейская мозаика из музея Неаполя

Исторически Персия является одним из великих народов древности. Из всех стран, вступавших в отношения с древними Грецией и Римом, только Персии удалось сохранить истинную природу обрядности и образа жизни. Её монархи были правителями за три тысячи лет до нашей эры, и сегодня шах на павлиньем троне может похвастаться своими притязаниями на наследство от легендарного правления короля Джамшида, скипетра мидийской епархии и короны великого Куруша.

Бактрия, Мидия и Персия были историческими предшественниками современного Ирана. Легендарные династии Бактрии были покорены Мидийским государством. Позже под властью мидийского правителя Дейока была достигнута независимость от ассирийского ига (708 г. до н.э.). Фраорт (647-625 гг. до н.э.), и его сын и приемник Киаксар были мудрыми и могущественными правителями, они активно расширяли границы мидийского государства путём войн с соседними странами. Но Астиаг (625-585 гг. до н.э.), сын Киаксара, внук Фраорта, был более слабым монархом и под его правительством Мидия теряет былое величие.

Провинции Персии во главе с Киром (Куруш) восстали против Мидии, Астиаг терпит поражение в решающем сражении, Куруш становится царём объединённой мидо-персидской империи (558-530 г. до н.э.) и основателем Ахеменидской династии. Затем престол занял сын Куруша, Камбиз, правивший страной в течение восьми лет до 522 г. до н.э. Камбиз не обладал харизмой отца, он был большой любитель выпить, по характеру вспыльчив, злобен, мстителен. В порыве гнева и боязни за свою корону Камбиз убивает своего младшего брата Бардию.
В 522 году в Персии поднимает восстание против Камбиза, пока он завоёвывал Египет, мидийский жрец маг Гаумата, который выступил перед народом под именем убитого Бардии. Гибель Бардии пока не была обнародована, поэтому Гаумата действовал смело и решительно. Геродот в своих источниках указывает, что в это время в походе из Египта Камбиз «умер, умертвив себя». Гаумата под именем Бардии, прозванный греками Смердисом Узурпатором, правил всего несколько месяцев.

Дарий из рода Ахеменидов возвращает корону своему роду, свергнув самозванца Бардию, и правит царством Персии более тридцати лет, с 522 до 486 года до н.э. Дарий продолжил политику Великого Куруша, расширив границы Персии, завоевав часть Индии, с успехом подавляя многочисленные мятежи на завоёванных территориях, начав греко-персидскию войну.
После Дария с успехом правили его сын Ксеркс, внук Артаксеркс, Дарий III, сохраняя границу Персии неприступной. Персидская империя просуществовала до вторжения Александра Македонского. В 323 году до н.э. Македонский уничтожил величие Персидского царства менее чем за год, Александр покорил огромные пространства — Гирканию, Парфию, Арию, Дрангиану и Арахозию. Можно сказать, что греческое оружие одержало триумфальную победу над персами.

Вторжение и частичное подчинение Персии Македонским привело к созданию Греко-балтийского правительства из македонской династии Селевкидов, чье правление продлилось семьдесят лет. Затем к власти приходит Парфянская династия, просуществовавшая почти пять веков до 226 года н.э. В третьем веке нашей эры к власти приходит династия Сасанидов, их правление длилось более четырёх столетий (226-651 г.н.э.). Сасаниды восстанавливают веру в Заратуштру, сделав зороастризм государственной религией. Сасаниды стремились к созданию Великой национальной державы, к былой славе Персидского царства.

persya_019.jpg

Но их надежда на создание мировой империи была разрушена арабским вторжением, результатом которого стало завоевание Персии и свержение зороастрийской династии Сасанидов в 651 году н.э. после предательского убийства Язагарда III. Почти тысячелетнее признание зороастризма государственной религией Персии было потеснено исламом. Иран стал исламской страной.

Последующие века в Персии были отмечены вторжением, чуждым, иностранным правлением: Омеяды (661-749 г.н.э.), Аббасиды (749-847 г.н.э.), Газневиды (961-1186г.н.э.), Сельджуки (около 1030-1200 г.н.э.), монголы при Чингизхане (1162-1227 г.н.э.), под правительством внука Чингизхана – Хулагу (до 1265 г.н.э.), Тимуриды до 1405 г.н.э. С 1585 по 1628 г.н.э. на престоле восседал Великий Абасс I, при нём царский двор пышно расцвёл, принимая при дворе монархов европейских держав со всем восточным великолепием. В восемнадцатом веке в Персию вторглись афганские войска, разжигая внутренние распри, приводя в упадок некогда Великое царство Персии. Затем к власти приходит династия Каджаров (до 1798 г.н.э.), которая продержалась у власти до начала двадцатого века.

Объём этой книги не позволяет касаться прошлых и нынешних отношений Персии с Востоком и делать какие-либо прогнозы на будущее. Я также откажусь от исследования социального института современного Ирана, от сравнения его с древней Персией. Религия же Персии составляет важную часть жизни государства, она сыграла в древности большую роль в формировании общественного сознания. Поэтому вопрос истории религии будет достаточно подробно рассмотрен в последующих главах.

Религия, архитектура, язык

Зороастризм был древней верой Ирана и важен тем, что дал основу, на которой выросли такие религии, как христианство, иудаизм. Ислам тоже заимствовал многое из зороастризма.
В первом веке до н.э. в Рим проник культ Митры. Ахура Митра особо почитаем в зороастризме. Именно на культе этого изеда и вырос митраизм, который быстро распространялся во многих уголках Европы. Были созданы алтари поклонения Митре, пещерные храмы, в которых прославляли Митру, как олицетворение света, солнца, правды, закона.

К началу третьего века нашей эры в Персии появляется пророк Мани, его течение впоследствии получило имя – Манихейство. Идеи Мани стали значительным явлением религиозной жизни Центральной и Восточной Азии и действовали долгие века, вплоть до семнадцатого. Манихейство конкурировало с неоплатонизмом и христианством, оно исказило и подменило основные понятия зороастризма.

Сегодня после арабского завоевания в Персии государственной религией стал ислам. Персию населяют в основном мусульмане шиитского направления, признающие Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Шииты в исламе противостоят суннитам, между ними идут многовековые распри, вносящие в магометанский мир кровавый раскол. В Персии в течение последних семидесяти лет появилось новое религиозное движение, эклектичное по своему характеру и известное как Бабизм. Это течение религиозной мысли противопоставляло себя существующему исламу в Иране и сумело привлечь внимание небольшой части последователей на Западе.

В искусстве и архитектуре Персия славится величием древних памятников, красотой, строгостью, своеобразным орнаментальным оформлением, живописью с многовековыми художественными традициями, поражающей воображение цветной мозаикой и витражами. Многое Персия унаследовала в искусстве у покорённых народов Ассирии, Вавилона, немного у Египта, чуть позже из Греции, Рима, Византии, и даже далёкого Китая.
Персия всегда была хорошим торговым партнёром, поставляя на рынок многообразные товары, характерные для своей страны, отличающиеся уникальностью, неповторимостью, редкостной самобытностью. И если произведения искусства вбирали в себя черты завоёванных народов, то только для того, чтобы зазвучать по-новому, задышать дыханием многих народов востока.

persya_020.jpg
Врата Ксеркса

Персию интересно изучать со стороны вопросов лингвистики, языки древности раскрывают свои загадки и в религии, и в истории, и в клинописных надписях, и в старых зороастрийских писаниях. Погружение в пехлеви или среднеперсидский язык, изучение надписей на монетах и драгоценных камнях даёт ценные результаты для познания общей истории страны. Современный персидский язык может быть интересен даже для англоязычного студента, который не является иранским специалистом. В современном фарси после магометанского завоевания появились и арабские слова, внеся свои модуляции. В английском языке также есть свои изменения и обширное вливание новых слов, связанное с нормандским вторжением.
Языковая чистота и избегание иностранных слов прекрасно иллюстрирует книга Царей – Шахнаме Фирдоуси (1000 г.н.э.) и параллельно ей – поэтическая хроника «Брут» Лайамона об Артуре и рыцарях круглого стола (1200 г.н.э.). Иранский поэт также свободен от загрязнения языка арабскими словами, как и британский бард от элементов нормандско-французского происхождения.

Наша сегодняшняя лексика изобилует словами персидского происхождения (Was verdanken wir Persien, in Nord und Sud, Heft 282, p. 379, Breslau, 1900. See also Skeat, Etymological Dictionary, p. 759, Oxford, 1882; and my address in Congress of Arts and Science, St. Louis, 1904). Настолько прочно вошедшее в обиход такое слово как «фургон» - тяжёлый корабль, аббревиатура от carry-van (нести-фургон). Слово «базар» актуально и на английском языке. И палатка, створки, тенты, бирюза, тафта – обычные, хорошо знакомые слова, используемые из нашего лингвистического запаса в торговле в магазинах, на рынках как само собой разумеющееся, имеют персидские корни. Такие фрукты как апельсин, лимон, дыня, персик, пришедшие к нам от французов, на самом деле имеют иранское происхождение. Словосочетание «овощной шпинат» тоже персидского происхождения. Слово «спаржа» видимо произошло от греческого «апапайос», в конечном итоге, линии происхождения ведут к авестийскому слову «sparegha», что в переводе означает: стебель. Надо отметить, что из спаржи на западе научились готовить множество деликатесных блюд, не менее вкусных, чем в Персии. Интерес с точки зрения лингвистики представляет собой слово «julep», это арабская производная персидского слова «gulab» - розовая вода.

Персидская литература

Персидская литература заслуженно имеет мировое признание, именно с этой точки зрения и хочется посмотреть на Персию, изучить её древние корни, оставшиеся сегодня в записях на камне, клинописных дощечках, рукописях. Например, Авеста и древнеперсидские надписи на памятниках культуры могут нас перенести в шестой век до нашей эры. Литература, написанная на пехлеви, знакомит с эпохой Сасанидского правления примерно до шестого века после рождения Христа. Современный персидский язык – это уже период последнего тысячелетия. Он возник спустя одно или два столетия после арабского завоевания, и стал возрождением национального чувства. Этот период, с моей точки зрения, представляет самый большой интерес по сравнению со всеми прошедшими. Гениальные произведения Фиродуси, Саади, Хафиза признаны сегодня мировым сообществом, ими наслаждаются люди в самых разных уголках земного шара. Омар Хайям вообще стал английской классикой, благодаря переводам Фицджеральда.

Менее известные, но не менее прекрасные имена поэтического романтизма – Низами, дервиш Джалал ад-Дин Руми, мистик Джами (1492 г.н.э.) – одни из последних классических поэтов древней Персии. Их произведения заслуживают внимания любого, кто интересуется классической литературой. Несомненно, что персидская литература оказала влияние на английскую, хотя до шестнадцатого века была практически не известна в Англии. Пока «отец английской поэзии» Джефри Чосер в своём прологе тонко не намекнул на «перса». Во времена Елизаветинской эпохи Престон ставит театрализованные истории с героем по имени Камбиз. Кристофер Марло рассказывает нам истории о Тамерлане. Шекспир рассказывает о персидских нарядах в «Короле Лире», о персидском принце в «Венецианском купце», о путешествии в Персию в «Комедии ошибок». Джон Мильтон повествует о ранней истории Персии в третьей книге своего «Возвращённого рая», упоминает города Персии Экбатан и Исфахан, а в «Потерянном рае» говорит о Тавриде и Касбине.

У Перси Биши Шелли есть воспоминание о колонном зале Персеполя в его «Аласторе». Байрон в «Гяуре», Уолтер Лэндор в «Gebire» пишут о старой зороастрийской вере Ирана. Известные английские поэты Мэтью Арнольд и Эдмунд Госс попали под влияние поэтической песни Абулькасима Фирдоуси. Дюжина других английских поэтов может быть тоже упомянута в связи с тем, что были очарованы персидским стихотворчеством. Один из самых известных английских поэтов-романтиков Томас Мур, чья «Последняя роза лета» полна мелодии, благоухания, цвета, красоты, нежности, трепетного экстаза, поражающая воображение и ассоциируемая с Востоком.

В царстве английской прозы восседает Амвросий Филипс, он перевёл «Тысячу и один день: персидские сказки» с французского и со второй половины восемнадцатого века этими сказками может наслаждаться каждый англичанин. Знакомые всем арабские ночи в значительной мере персидские.
Самый популярный в Англии роман Джеймса Морье «Приключения Хаджи Бабы из Исфахана» впечатлил не только европейцев, но и самих персов. Но Морье изобразил персидское общество в сатирических и враждебных тонах, чем, конечно, возмутил и обидел читателей Персии. Один из американских современников романист Мэрион Кроуфорд создал роман «Зороастр», где сплёл вокруг главного героя целую романтическую историю.

К этим примерам можно добавить ещё не менее двух десятков, если выйти за пределы Англии, и, например, вспомнить о влиянии Персии на французскую, немецкую и другие европейские культуры. Но ограничу себя и вернусь к главной теме путешествия по стране, с историей и положением в мире которой я кратко познакомил читателя.