Поиск по сайту



ЗАPATУШTPA - ПРОРОК ЕДИНОГО БОГА

Личность легендарного пророка Заратуштры овеяна ореолом древних сказаний. Греки, считавшие его воплощением восточной мудрости, называли его именем Зороастр — «Сын Звезды». В чем-то они наверняка были правы, поскольку основатель «космической религии», как и по сей день называют религию Авесты, имел право так называться, тем более, что согласно зороастрийской мифологии, душа Заратуштры сошла на землю со звезд. «Сын звезды» стал провозвестником первой в мире религии откровения, названной в последствии зороастризмом по имени ее основоположника.
zaratustra2.jpg

Большинство ученых-иранистов, основываясь
на данных современных исследований, склоняются к тому, чтобы датировать время жизни Заратуштры серединой второго тысячелетия до н.э., что значительно отличается от устоявшегося в исторической науке представления о том, что пророк маздаяснийской религии жил в VII-VI вв. до н.э. Так например, доктор Джон Р. Хиннелс, профессор религии Лондонского университета в своей статье «Космическая битва: Зороастризм» пишет следующее:
«Под именем Зороастр на Западе известен пророк из древней Персии, более правильное имя его Заратуштра. Обычно считалось, что он жил около 600 г. до н.э., однако лингвистические исследования все больше убеждают современнных ученых, что это было примерно в 1200 г. до н. э., то есть он жил в эпоху, когда Персия выходила из каменного века. Это делает его первым из великих пророков всемирных религий».

Не менее известная британская иранистка, профессор Мери Бойс соглашается с мнением Дж. Р. Хиннелса о раннем датировании жизни пророка, относя этот момент к 1500 г. до н.э. Таким образом, можно утверждать, что именно зороастризм, а не иудаизм был первой монотеистической религией, а Моисей не открыл истину, провозвестив Единого Бога — Творца Неба и Земли, а лишь повторил для народа Израиля то, что уже было сказано Заратуштрой жителям переднеазиатских степей.
О жизни великого пророка, к сожалению, известно немного. Первое откровение он получил в возрасте тридцати лет, и это коренным образом изменило не только жизнь самого Заратуштры, но и качественно повлияло на весь ход последующей мировой истории. Вдохновленный своими видениями на проповедническую деятельность, Зороастр попытался обратить в новую веру своих соплеменников, но осмеянный и не понятый, он был вынужден покинуть родные места и долгое время скитаться в поисках единомышленников. Только через десять лет он смог обратить в свою веру первого человека — своего двоюродного брата Майдьйой Маонгха. «Затем его учение встретило благосклонность местного царя Виштаспа, и религия Зороастра стала официальной в маленьком царстве где-то в северо-восточной Персии, на бывшем юге России» — пишет Джон Р. Хиннелс. Прошло время, и добрая религия Заратуштры повсеместно распространилась по всей территории Великой Персидской Империи — самого большого и могущественного государства древнего мира.
zaratustra1.jpg
Сам Заратуштра был обычным человеком и никогда в своих вдохновленных речах не подчеркивал собственной значимости и богоизбранности. Он был женат и имел шестерых детей — трех сыновей и трех дочерей. Его проповедь была направлена на таких же простых и честных людей, коим был сам пророк. Его слова сохранились в семнадцати гимнах, передаваемых из поколения в поколение от отца к сыну, народом, не знавшим письменности. Авеста была записана лишь в IV в. нашей эры, и то обстоятельство, что к этому моменту уже минуло более ста поколений зороастрийцев, свидетельствует о величайшей силе поэтического дарования Заратуштры, сложившего свои гимны в доступной для его современников стихотворной форме, оказавшейся чрезвычайно живучей и сумевшей сохранить силу своего воздействия на умы до настоящего времени.
Основным постулатом зороастризма является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал, воплощающих Добро и Свет, с одной стороны, и Тьму, исполненную Зла, с другой. Два эти начала возникли из Пустоты когда-то на заре мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух Спента-Манью (он же — демиург Ахура-Мазда, т.е. "Господь Премудрый"). Темное начало олицетворяет Злой Дух — Ангра-Манью, который добивается неограниченной власти над миром, и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем.
Религия Заратуштры космична по своей природе, поскольку основным содержанием ее является вера в конечное торжество Сил Света над Силами Тьмы в великой космической битве, ареной для которой стало все мироздание. В этой битве, согласно зороастрийской эсхатологии, принимают участие звезды, планеты, кометы, астероиды, Солнце и Луна.
Великая битва между Добром и Злом носит не только макрокосмический, но и микрокосмический характер. Каждый человек, как микрокосмос, воплощает в своей судьбе мистерию космического разделения Добра и Зла, и согласно зороастрийской космогонии, окончательная победа Светлого воинства над исчадиями ада невозможна без сознательного выбора и активного участия в космической битве Человека — высшего из созданий Хормазда.

Как утверждают древние зороастрийские тексты, для того, чтобы пробудить человечество от спячки, на исходе Эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра — провозвестник святой маздаяснийской веры. Миссия Заратуштры заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога — творца материального и духовного миров, а также в необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Рождение пророка маздаяснийской религии ознаменовало начало космической Эпохи Разделения Добра и Зла.
Заратуштра первым осудил языческое идолопоклонничество и кровавые жертвоприношения. Заратуштра первым уравнял в правах мужчину и женщину, он впервые указал путь к спасению бедным и обездоленным, утвердив в умах верующих постулат о том, что не в обилии и не в богатстве жертвоприношений заключается истинное служение богу, а в праведных деяниях, праведных речах и чистых мыслях, которые угодны Творцу гораздо более, чем любые дары, не заработанные собственным трудом.
Заратуштра обоготворил труд как форму служения Богу на Земле. Земледелие, уход за животными, строительство и любая деятельность, направленная на укрепление благого материального мира является для зороастрийцев священной земной обязанностью. Но бремя своего религиозного долга каждый истинный зороастриец несет легко и достойно, поскольку жизнь, дарованная Творцом есть праздник, и все доброе, что есть в ней, — это дар Господа, от которого нельзя отказываться. Персы — носители древней зороастрийской культуры — и по сей день остались очень открытыми и жизнелюбивыми людьми, поскольку, несмотря на более чем тысячелетнее господство ислама в Иране, в их жилах все еще течет горячая кровь огнепоклонников.
Радость, любовь, смех и веселье являются лучшим оружием против демонов смерти и болезней — так утверждают гимны Авесты, оставленные поэтическим гением Заратуштры в наследство своим последователям. Зороастр принес в мир самую светлую и радостную религию, он учил любить жизнь и ненавидеть смерть, он смеялся, когда родился, и среди эпитетов Заратуштры есть даже такой как «Смеющийся пророк». Искренний добрый смех — лучшая защита от всех напастей, болезней и невзгод, насылаемых на нас мрачным и злым Ахриманом. Слезы, боль и стенания — это то, без чего Зло просто не может существовать, и это — та дань, которую Ангра-Манью требует от человечества, находящегося в его власти.

Освободиться от зависимости, сбросить с плеч иго болезней, уныния и неудовлетворенности, с улыбкой взглянуть в завтрашний день призывает нас светлая и добрая религия Заратуштры. Господь дал нам возможность творить, любить и верить, и эти три лекарства, способные пробудить находящийся в спячке человеческий дух, являются панацеей от всех бед,- посылаемых нам судьбой.
Давайте улыбнемся! Быть может, если мы научимся искренне смеяться не только над другими, но и над самими собой, нам удастся изменить жизнь к лучшему.

В настоящем выпуске Альманаха мы познакомим читателей с монографией знаменитого американского ученого ираниста — профессора Восточного Института Чикагского Университета А. Олъмштеда. Венцом его многолетних усилий стало фундаментальное исследование истории и культуры древнего Ирана, которое получило название «История Персидской империи». Публикация глав из этой книги, вышедшей в свет в 1948 г. в Чикаго, позволит читателям ознакомиться с представлениями о культуре зороастризма корифея современной науки, посвятившего исследованию этой древнейшей духовной традиции всю свою жизнь. Стиль Олъмштеда выразителен и эмоционален. Краткость изложения мыслей восполняется глубиной их содержания Многочисленные цитаты из гимнов пророка Заратуштры делают материал живым и убедительным.
Редакция Альманаха сознательно начинает публикацию книги А. Олъмштеда с 7 главы, посвященной пророку маздаяснийской религии Заратуштре, поскольку без него вся история Ирана пошла бы иным путем и, быть может, никогда и не было бы Великой Персидской империи — самого могущественного государства древнего мира, в котором более тысячи лет религия Заратуштры имела статус государственной идеологии.

 штерич3.jpg

Древние тескты о Заратуштре

А. ОЛЬМШТЕД
«ИСТОРИЯ ПЕРСИДСКОЙ ИМПЕРИИ»
Глава 7. Пророк Зороастр
Явление Ахура-Мазды

Заратуштра начал пророчествовать в середине 6 века до нашей эры на северо-западной окраине Иранского плоскогорья — там, где за 300 лет до этого ассирийцы получали дань от Персии. Имя его в переводе означало «обладающий золотистыми верблюдами», имя его отца Пурушаспа — «обладающий серыми лошадями», его мать звали Дугхдхова — «та, что доила белых коров». Заратуштра родился в пастушеской семье, в роду Спитамы — «Белого».
Данные относительно датировки жизни Заратуштры, на которые опирался Ольмштед во время написания своего труда, к настоящему времени устарели. Новейшие результаты этимологических исследований сви¬детельствуют о том, что время жизни Заратуштры можно датировать XIV-XIII вв. до н.э.
Богом Заратуштры был Ахура-Мазда — «Господь Премудрый» — официальный вождь персидского пантеона богов со времен Арьярамнеса. Однажды Ахура-Мазда предстал перед духовными очами Зороастра, о чем пророк повествует в Гатах -

Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда при рождении узнал я Тебя,
Когда Ты делами и словами награждал:
Зло за зло, Благо за благо, -
Мудростью своей в последний миг существования Земли.
Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда однажды пришла ко мне Благая Мысль,
И спросила: «Кто ты есть? Чей ты?
Какими знаками буду я указывать дни?
Когда смогу я узнать, что есть Твое и что в Тебе?»
Тогда ответил я: «Во-первых, я — Заратуштра,
Непреклонный враг Лжи,
Но сторонник Праведности,
Для достижения будущего блага желанного Царства,
Я поклоняюсь Тебе, Мазда, и воспеваю Тебя».
Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда Благая Мысль однажды пришла ко мне.
На вопрос ее: «Какой будет твой выбор?»
Я ответил: «Оказывая почтение Твоему Огню,
Я буду думать о Праведности, пока хватит сил,
Так открой мне Истину, о которой прошу».
«Я пришла, связанная с ним Благодатью,
И сказала: Спрашивай нас о том, что хочешь узнать,
Ибо вопросы твои — это вопросы сильного,
Владыка сделает тебя сильным и счастливым».
Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда Благая Мысль пришла однажды ко мне,
Когда впервые Ты дал мне разъяснения.
Вера моя принесет мне счастье.
«Есть ли что-нибудь, совершение того, что сказал Ты мне?»
И когда Ты сказал мне: «К Истине иди за советом», -
Тогда услышал я Твое повеление:
«Вперед иди, вот мое напутствие,
С судьбой, богатой сокровищами.
Бессмертные раздадут людям их Судьбы и наградят их».
То, что мудрый дает своему другу, если в силах его,
Дай мне, О, Мазда, окажи мне помощь!
Если Твоего Царства можно достигнуть Праведностью,
Дай мне подняться, вместе с теми,
Кто несет в душе Твои святые слова,
Дабы одолеть противников Твоего Учения.
Итак, Ахура, Заратуштра решил для себя, Какой Дух — святой, и какой — Лживый. Пусть Праведность получит силу на земле, Пусть Благодать будет в Твоем солнечном Царстве, И пусть сама Истина судит людей за их дела.

Проявления Ахура-Мазды
Можно спорить, является ли данный гимн точным описанием тех контактов с Богом, которые призвали Заратуштру к его миссии, но он, несомненно, содержит основные положения его Учения.
Попеременное обращение пророка к Ахуре, Мазде, Ахура-Мазде и Мазде-Ахуре заставляет вспомнить о времени, когда Ахура и Мазда были разными божествами; за 100 лет до прихода пророка Арьярамнес считал Ахура-Мазду одним из богов, но для Заратуштры он был единственным Богом. Другие божества древнего индоевропейского пантеона, например, Бог Солнца -Митра, могли быть признаны царями и народом, но для Зороастра эти дэвы были не богами, а демонами, которым поклонялись сторонники Лжи. Ахура-Мазда не нуждался во второстепенных божествах, над коими он мог бы властвовать.
Наряду с самим Ахура-Маздой в Гатах Заратуштры упоминаются только его проявления:
1) Спента Манью — его собственный Святой Дух;
2) Аша - Истина, Праведность, наилучший распорядок;
3) Воху-Ман (Благая Мысль) или Вахишта-Ман (Наилучшая Мысль) — то, что делает воз¬можным общение пророка с Богом;
4) Кшатра (Власть) - божественное Царство Ахура-Мазды, которое в конце времен ста¬нет всеобщим;
5) Армаити (Благодать) — Божественная Мудрость, смирение.
6) Хаурватат (Спасение);
7) Амеретат (Бессмертие), — завершает список семи проявлений Бога. Дополнительно упоминаются Ашир (Судьба), Сраоша (Послушание) иАтар (Огонь).

Понятие Зла

Axypa-Мазда в одеждах незыблемого неба — это единый Бог, но с ним постоянно соперничает Дух Зла. В начале было два духа-близнеца - Лучший и Наихудший. Они создали Жизнь и Анти-Жизнь: Наилучшее жилище для Праведных и Наихудшее существование для последователей Лжи. Дэвы также собрались на совет, но на них нашло затмение, и выбрали они Злую Мысль, и обратились к Злобе, которая разрушает жизнь смертных. А к людям пришли Царство (Кшатра), Благая Мысль (Воху-Мана) и Праведность (Аша). Благочестие (Армаити) дало долгую жизнь и целостность телу, чтобы люди могли присутствовать на Страшном Суде. Человек обла¬дает свободой воли, и он должен сделать свой выбор до Конца Мира.
Дэвы — порождения Злой Мысли, Лжи и Гордыни, дела которых наиболее разрушительны в седьмой сфере Земли — там, где обитает человек. Люди, творящие зло, приятны дэвам. Те, кто убивают праведных людей, научены Духом Зла, Злой Мыслью и Злым Словом на пагубу человечеству.
В Гатах Заратуштры резко осуждаются Лжеучителя (языческие жрецы — карапаны), которые разрушают учение и саму жизнь, мешают человеку осознать в себе Божественное начало. Карапаны утверждают, что Солнце и единосотворенный бык - наихудшее из того, что можно видеть глазами. [Заратуштра же осуждает ночные жертвоприношения Быков в культе Митры). Лжеучителя превращают мудрых в лжецов, оскверняют пастбища и поднимают руку на Истину. Ложь разрушает жизнь, пытается помешать трудолюбивым людям добиться благосостояния. С криками радости служители Зла убивают быков, отдают предпочтение карапанам, поклоняющимся дэвам, и власти тех, кто предпочитает Ложь - Праведности. Лжец попадет в жилище Злой Мысли, и разрушители этой жизни будут молить об учении пророка Ахура-Мазды, но он не откроет им Истины.
Заратуштра осуждает убийство быков и даже более того, он считает, что Зло вошло в мир, когда царь Йима - сын Вивахванта — дал вкусить людям мяса быка. Жрецы-карапаны отказываются подчиняться закону мирного выпаса скота; «за то зло, что причиняют они скоту своими делами и людям своим учением, пусть попадут они в Дом Лжи» — говорит Заратуштра.

Вопросы религии

Как и других пророков, Заратуштру временами посещали сомнения.
«О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью,
Как правильно молиться Тебе, Великому?
Как друга, Мазда, наставь меня»,
— х ...
Этим трехстишьем Заратуштра начинает каждое свое обращение к Богу, когда у него возникают трудноразрешимые вопросы.
«Кто Отец Праведности? Кто начертал путь Солнцу и звездам? Кто заставляет Луну менять фазы? Кто поддерживает Землю снизу, и кто вертит Небо? Кто создал воду и растения? Кто сде¬лал быстрым ветер и тучи? Кто создал Благую Мысль? Кто тот Творец, что создал свет и тьму, сон и пробуждение, рассвет, полдень и ночь - то, что напоминает понимающему человеку о его долге?
О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью, истинно ли то, что я проповедую? Поможет ли Благочестие Праведности делами своими? Провозгласит ли Благая Мысль Царство Твое? Можно ли быть уверенным в Царствии Твоем? Будут ли последователи соблюдать букву и суть религии, которая является наилучшей для живущих? Достигнет ли Благовестие ушей тех, кому проповедуют религию Мазды? Кто из тех, с кем он говорит, Праведный, а кто - Лжец?»
Заратуштра — простой человек, и он сомневается в себе и в своем призвании:
«Где истинный враг? Разве Ложь, противостоящую Спасению Мазды, не следует рассматривать как врага? Как избавиться от пут Лжи? Следует ли передать Ложь в руки Праведности для уничтожения ее [Лжи] словом Маздаяснийской религии? Или же уничтожить лжецов, заставив их страдать? Может ли Мазда защитить своего пророка, когда две враждебные армии сходятся на поле битвы? Кого он поможет победить? Пусть будут даны знаки, указующие, кто есть истинные судии? Как самому прийти к своей цели, единению с Маздой?»
И затем, после погружения в глубины мистицизма идет стих, относящийся к человеческой или практической стороне бытия:
«О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью: Как о, Праведный, заработаем мы эту награду? Десять кобылиц с жеребцом и верблюдом, Что были мне обещаны, О, Мазда, со Спасением и Бессмертием, как дары твои?
О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью: Какое наказание будет на первом Суде тому, Кто не воздаст награду человеку, заработавшему ее, Сдержавшему слово и выполнившему требуемое от него, - Я знаю, какое наказание он получит в конце».

«Были ли дэвы хорошими правителями?» — спрашивает он тех, кто видел, как ради служения дэвам (древнеарийским языческим божествам), карапаны убивают домашних животных, а Кавии (вожди кочевых племен) своими набегами заставляют постоянно страдать мирных скотоводов и земледельцев вместо того, чтобы, следуя закону Праведности, самим выращивать хлеб и увеличивать пастбища.

Взгляд в будущее
Преследования заставляли пророка с надеждой обращаться к будущему, долгожданному Царствию Небесному, к Великому Преображению, Обновлению Мира. Это Преображение будет достигнуто Саошиантами, Спасителями — Зороастром и теми, кто придет после него; и пророк надеется, что время это близко. На Страшном Суде Правда сокрушит Ложь. Он хочет знать, может ли Праведность одолеть сторонников Лжи до этого момента? «Как ему узнать, что Мудрость и Истина действительно могут покарать последователей Лжи, которые угрожают ему? Кто может мириться с кровожадной Ложью? К кому придут знания Благой Мысли?»

Совесть человека, праведного или грешного, определяет его награду в будущем. Сам Ахура-Мазда - судия, его помощник Зороастр, его советник и проводник - Праведность - будут отделять мудрых от тех, кто сделал неправильный выбор. Затем Зороастр поведет тех, кого он научил почитать Мазду, через Мост Чинвад - Мост Разделения. Те, кто сделал правильный выбор, попадут в Дом Песнопений [Рай], Жилище Благой Мысли, Царство Благой Мысли, Великое Наследие Благой Мысли, в которое они придут путем Благой Мысли, указанным Праведностью, где Души Спасенных получат вознаграждение. Здесь они увидят трон могущественного Ахуры, и Послушания Мазды, и Небесный Свет.
Глупцы же проследуют в Дом Лжи, [Ад], Дом Злой Мысли, Дом дэвов, место Наихудшего существования. На Страшном Суде испытают они муки совести, а перейдя Мост Чинвад, будут обречены на века несчастья, темноты, духоты и зловония. Будут стенать они, но никто не услышит их.
Те же, чьи наклонности неопределенны, у кого перемешаны добрые и злые мысли, у кого сколько благих, столько же и дурных дел, - те окажутся в чистилище — месте, которое находится посередине между Домом Песнопений и Домом Стенаний [между Раем и Адом].

Покровительство Виштаспы
Непризнанный дома, Зороастр думал о том, чтобы бежать из родной страны, но: «Куда бежать, и надо ли бежать? Не нахожу понимания у сильных мира сего и жрецов, не слушают меня земледельцы, ни, тем более, злобные князья. Как же почитать мне Тебя, Мазда-Ахура?»
Он знает причину своих неудач: у него слишком мало последователей. Он обращается к Мазде, как к другу, и молит о поддержке:
«Когда восход солнца возвестит Праведность этого мира? Когда, в соответствии с пророчеством, придут Спасители? Злобная Ложь мешает Праведности.. Тот, кто лишает Ложь силы, готовит место для праведного учения. Тот, кто обращает последователей Лжи, и уверен, что сделал это, пусть объявит об этом соплеменникам; и да защитит его Мазда-Ахура от кровопролития. Где искать Пророку защиты, если Ложь пытается причинить ему зло? Пусть зло не сможет использовать проводником человека, который хочет нанести ущерб имуществу Зороастра; пусть его дела обратятся против него. В правление карапанов и Кавиев люди привыкли к злым делам, разрушающим жизнь. Их души и совесть испытают мучения на Мосту Разделения; на все време¬на будут они пребывать в Доме Лжи».
Со своей горной родины на северо-западе Ирана Зороастр вместе со своими сородичами из рода Спитамы ушел в поисках земли, где его учение найдет отклик в сердцах людей. Пока пророк трудился, проповедуя учение соседним племенам, мир менялся. Некогда могущественная Мидийская империя начала распадаться. Кир - царь персов - восстал против мидийского царя Астиага. В то время как Виштаспа, сын Аршама, из соперничающей ветви царей рода Ахемени-дов правил Парсией и Гирканией, он воспользовался возможностью ослабить связи со своим мидийским владыкой. Здесь пророк получил радушный прием, и вскоре жена Виштаспы - Хутаоса - была обращена в его религию. Затем, естественно, последовало обращение ее венценосного мужа, и Виштаспа стал покровителем новой религии.

«Какую награду обещал Заратуштра тем из его последователей, которых Ахура-Мазда первыми узрел в Доме Песнопений? — Высшее счастье, благодаря твоим благословениям, Благая Мысль, и твоим, Истина. Кави Виштаспа принял, благодаря нашему Братству и Благой Мысли, учение, которое дали ему святой Ахура-Мазда и Праведность.
Кто из смертных возрадуется Заратуштре Спитаме, достоин награды — ему Мазда-Ахура даст жизнь, его имущество будет процветать благодаря Благой Мысли, его мы считаем другом праведным».
«О, Заратуштра», — спрашивает Ахура-Мазда,— «какой из твоих праведных людей - друг великого Братства, и кто хочет вознаграждения?»
Зороастр отвечает: «Это Кави Виштаспа на Последнем Суде. Тех, кого ты, Мазда-Ахура, соберешь в своем доме, созову я словами Благой Мысли».
Вскоре после того, как Виштаспа принял религию в 550г., у него родился первый сын. В соответствии с новым учением его нарекли Дарайя-Вохумана, что означает «придерживающийся Благой Мысли», или Дарайвауш на западном диалекте и Дарий на греческом. Примерно через пять лет в северо-восточный Иран пришел Кир, и Виштаспа из незначительного кави превратился в сатрапа могучей Персидской империи.
Под покровительством Виштаспы пророк прожил немало счастливых лет. Он возносит хвалу своему двоюродному брату - первому своему последователю Майдьйой маонгха, своим родичам, детям - потомкам Спитамы, потому что они отличили «мудрое» от «немудрого», делами своими и следованием законам Ахуры заслужили благодать. Фрашаоштра и его брат Джамаспа из семьи Хвогва стали его верными соратниками, и Фрашаоштра пообещал пророку отдать свою дочь Хвови ему в жены.
«Фрашаоштра дал мне прекрасную Хвови, о, Мазда-Ахура, пусть она приобщится к Истине для своего блага».
У Заратуштры родились несколько сыновей и дочерей. «Наилучшее имущество принадлежит Заратуштре Спитаме, так как Ахура-Мазда дает ему радость благой жизни, а также всем тем, кто знает слова и дела Доброй Религии и следует им. Пусть они с радостью в мыслях, словах и делах доставляют ему радость, благославляют его, и Кави Виштаспу, и сына Заратуштры, Спитамида, и Фрашаоштру, следуя путями Учения Спасителя, указанными Ахурой».

Дочь Заратуштры вышла замуж за его ближайшего последователя Джамаспу. «Этот человек, Пуручиста, произошел от Хаэчатаспа и Спитамы. Он дан тебе, младшей из дочерей Зороастра, в качестве учителя, указывающего путь единения с Благой Мыслью, Праведностью и Мудростью. Поэтому советуйся со своим разумом, мудро совершай благие дела с благочестием».
Джамаспа обещает: «Преданно буду я любить ее, чтобы могла она служить отцу, мужу, простым людям и благородным, праведная женщина праведным мужам. Пусть Ахура-Мазда даст ей великое наследие Благой Мысли для блага ее».

Кризис

Мы с радостью расстались бы с пророком в этот лучший период его жизни, когда он жил в кругу любящих родственников и друзей. Но в старости для него настали плохие времена. Возникла угроза со стороны кочевников и пришлось призывать к священной войне: «Тех, кто творит зло, пусть их постигнет обман и несчастье, и возопят они. Через благих царей пусть (Ахура) покарает их и принесет мир радостным поселянам. Пусть постигнут их мучения о, Великий, и смерть, и да будет это скоро! Где Праведный Господь, который отберет у них жизнь и свободу? Тебе, Мазда, принадлежит Царство, в котором дашь Ты праведным людям лучшую долю».
Кризис нарастает.
«Простирая к Тебе руки о, Мазда, молю о помощи, прежде всего, обращаюсь к Праведности, Святому Духу, чтобы мог я получить ответ Благой Мысли. Я служу Тебе, Мазда-Ахура, Благой Мыслью, дай мне благословение жить в мире и мыслить, чтобы последователи Твои увеличивались в числе. Я буду возносить Вам хвалу, как никогда ранее, Истина, Благая Мысль и Мазда-Ахура. И те, для кого Благочестие ведет к Царству (небесному), никогда не погибнут. Приди мне на помощь по зову моему».

Зороастр чувствует, что приближается окончание его земного пути.
«Я, который с Благой Мыслью посвятил себя руководству душами, который получал награды от Мазды-Ахуры за дела свои, пока есть у меня власть и сила, буду учить людей пути Праведности. Когда же я увижу тебя, Истина и Благая Мысль, трон могущественного Ахуры и Послушания Мазды? Посредством святого слова мы можем обратить банду разбойников к Великому.
Приди с Благой Мыслью; дай нам истинное учение, Мазда, дар терпения, окажи помощь Заратуштре и дай средство победить врага».
«Открой мне Истину, как награду и благословение Благой Мысли. Дай, Благочестие, Виштаспе и мне то, чего мы просим. Дай, Владыка Мазда, своему пророку силы нести слово Твое. У Тебя, Наиславнейший, что единодушен с Наилучшей Праведностью, прошу я наилучшего. Ахура, дай воину Фрашаоштре и мне дары Благой Мысли на все времена. Пользуясь от щедрот Твоих, да не прогневаем мы Тебя. Ахура-Мазда, Праведность и Наилучшая Мысль, мы стремимся воспеть гимны во хвалу Тебе, так как Ты лучше всех можешь провести нас в Царствие Благое. Так выполни, Мазда-Ахура, просьбы тех, кто праведны и достойны Благой Мысли, Ты ведь знаешь их. Тогда я воистину узнаю, что молитвы, обращения к Тебе с благой целью не остаются без ответа. Тогда сохраню я Праведность и Благую Мысль в себе навсегда. Научи меня, Мазда-Ахура, словом Твоим через Дух Твой вещать, какой будет Новая Жизнь».

Это последняя молитва Зороастра, после которой уста пророка сомкнулись навеки. Яшты, которые в известной сейчас форме относятся к более позднему переводу, хотя содержат и более древние части (в некоторых из них есть сведения о времени, предшествующем жизни Зороастра), приводят молитвы Виштаспы, всадника Заиривари против врагов (Татрьявахта, Пешаны, Хч'маяки, Даршинихи, Спиньяурушки и Аштаурванта, сына Виспа-таурвоашти.) Упоминаются также войны с Ареджат-аспа из Хьяоны. Более поздние тексты сообщают, что Ареджат-аспа взял штурмом Балкх и убил Зороастра и его учеников прямо у алтаря. Пророк, по-видимому, умер в то время, когда произошло несколько восстаний против Дария. Если верить традиции, то пророк погиб от руки Фрады из Маргианы, предательски убившего его ударом кинжала в спину.

Влияние религии Зороастра в последующие годы
Для доказательства величия Зороастра нет необходимости обращаться к более поздним легендам о чудесных знаках при рождении пророка, о жизни, полной чудес, о мученической смерти от руки кочевника. Из его собственных слов мы извлекаем факты о его жизни и наблюдаем развитие его мыслей. В его речах можно найти, быть может, излишнюю возвышенность желаний, но это делает пророка более человечным, более достойным любви. В Учении не обнаруживается влияний более древних религий Востока. Оно выросло на родной почве, в пределах его народа. Истоком являются древние арийские верования, но пророк поднялся над непритязательным поклонением ариев дайвам до высот, которых уже никогда не достигала арийская религиозная мысль, не поддержанная влиянием пророка.
В начале своей миссии пророк задавался вопросом, будут ли его последователи соблюдать каноны религии. Дарий Великий был сыном его покровителя Виштаспы и, должно быть, часто беседовал с пророком при дворе своего отца. Оставленные Дарием тексты полны параллелей с языком Учителя, а надпись на его могиле является, фактически, цитатой из Гат. Но, несмотря на прекрасный язык текстов, сам Дарий не жил в соответствии с учением, и его постоянное упоми¬нание «Лжи» и «Лжеца» только указывает на то, что он часто сходил с пути Истины.

Сразу же после смерти Зороастра началась неизбежная реакция. По мере того, как реальный Зороастр все более погружался в туман прошлого, как основатель религии, он все более обожествлялся, созданные им Гаты (даже те из них, в которых он признается в своих сомнениях и страхах, где он ждет дара в количестве 10 кобылиц, жеребца и одного верблюда, где он сочувствует своим дрожащим от холода лошадям) начали распевать во время ритуала, и они приобрели мистический характер. Ему стали приписывать положительную оценку богов и ритуалов, пришедших из древнеарийского язычества, тех самых богов и ритуалов, которые были им страстно отвергнуты. Позже арийское язычество, в свою очередь, частично слилось с учением Магов, сведения о которых сохранились с еще более давнего времени.
После ухода Зороастра среди последователей его религии появились те, кто обожествлял хаому, восстанавливал ночные культы Митры и жертвоприношения скота, против чего пророк столь резко протестовал, а также те, кто поклонялся богине-матери Анахите, но были и другие, кто считал его непосредственное учение наиболее близким по духу.
В пору заката более древних религий лучшие умы видели в учении Зороастра то новое, свежее и захватывающее, что нашло в дальнейшем свое отражение в большинстве более поздних религиозных учений. Поэтому далеко не случайно, что Новый Завет столь близок по духу Гатам Зороастра.

альманах "Путь Арты" 1999 год, Минск, АРБА стр 91-99

статья из журнала "МИТРА" №7(11) стр 36-38
Заратуштра – пророк от Бога

Как известно, зороастризм получил свое название по имени пророка Заратуштры (Зороастра), который восстановил учение древних ариев в первоначальном виде и адаптировал его к условиям своего времени. Заратуштра сам себя воспринимал не только как восстановителя, но и как очистителя учения о едином космическом законе, которое легло в основу всех позднейших религий. Исследователи отмечают: «Великие религии часто являются порождением великих гениев и зороастризм не является исключением. Хотя личность его основателя окутана тайной, все же нам достаточно известно о Зороастре, чтобы отвести ему высокое место в великом братстве пророков» ( Катехезис зороастризма: Древняя религия магов. М.Сфера,с11

Личность Заратуштры открывается нам в трех ипостасях: исторической, мифической и реальной. В Авесте ему иногда дается имя «Заратуштротемо», т.е. «величайший или высочайший Заратуштра». Считается, что существовала непрерывная последовательность людей, которые принимали на себя эту функцию. Вполне возможно, что Заратуштра воплощался на Земле неоднократно, в разные времена.
Через века до нас дошли проповеди Заратуштры – «Гаты», которые свидетельствуют о существовании реального автора. Многие из этих священных гимнов построены в виде вопросов, с которыми пророк обращается к Творцу Мира – Ахуре Мазде. «Гаты» включают 17 проповедей Заратуштры, которые имеют сакральный смысл. Пророк в стихотворной форме дает в них основные положения об устройстве мира, его двойственности. Творцом нашего мира является Ахура Мазда. Но, по словам Заратуштры, есть мир вещей и есть духовный мир. Духовный мир полностью принадлежит Ахуре Мазде. А материальным миром пытается завладеть дух зла, дух разрушения и осквернения благих творений. Заратуштра очень обеспокоен жестокостью и несправедливостью, царящими в материальном мире. Он обращается к Ахуре Мазде с просьбой научить его «через Закон обладанию Доброю Мыслью», благодаря которой он обретет «пути доброго учения»:
Кого ты на защиту
Поставишь мне, о Мазда,
Когда меня лукавый
Замыслил погубить?
Кого как не Огонь Твой
И Мысль Твою (Благую),
Удел которых Истину,
О Господи, плодить!
Наставь меня учением,
По вере мне подай!
( Авеста в русских переводах (1861–1996) / Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1998. С. 141.)

Заратуштра в свое время был священнослужителем и пророком, человеком «замечательной проницательности и практического разума» и при этом всегда оставался достаточно прост и великодушен, склонен к философскому дуализму и религиозному монотеизму. Главные принципы учения пророка сконцентрировались вокруг двух важнейших понятий, а именно: Аша, или Закон Вселенской гармонии, и Воху-Мана, или Благая Мысль. По мнению пророка, Благой помысел как раз и является защитником для человека. Сам себя Заратуштра называл «мантраном», т.е. человеком, который поет мантры, молитвы. В своих гимнах он призывает защищать материальный мир, который ассоциируется для него с Душой Быка. Ашу (праведность) он называет «Арта – Правда, дух Огня». Так, в «Молении о поддержании скотоводства» (в переводе И.С.Брагинского) Заратуштра заключает:
Если сила Арты мне
передастся Воху-Маною,
Если вдохновит меня
Мазда сам реченьем магии,
То, Ахура, снизойдут
к нам щедроты, вас достойные!
(Там же. С. 130.)

В 30 лет, согласно зороастрийским преданиям, пророк получил откровение. Однажды, когда Заратуштра отправился на реку Асватак для приготовления хаомы и отошел вброд подальше от берега, ему явился Воху-Мана, Благой Помысел. Он был ростом «в три копья», выглядел «прекрасным, всезнающим, мудрым, осиянным божественной славой». Воху-Мана провел его на встречу с семью Бессмертными Святыми (в некоторых источниках говорится о пяти изэдах). Они предстали перед ним во всей своей красе и силе: «Когда Заратуштра приблизился к ним, он не увидел своей собственной тени на земле, столь ярким было сияние Бессмертных Святых. Они пребывали в Арьяна Вэджа, на берегу Вахти Датии» (Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб., 1998. С. 265.)
Поведав Заратуштре о двух изначальных Духах – Благом и Злом, Ахура Мазда «явил пророку свой Божественный Разум», Амеша Спэнта посвятили его в таинства истинной веры.

Можно предположить, что с тех пор устами Заратуштры говорил сам Творец Мира. Заратуштра провозгласил новый нравственный закон: он первым возвестил о выборе между добром и злом на всех уровнях – от личного до вселенского:
Вот вам ученье о властелинах двух:
Людям открыл Ахура деянья их.
В нем – нечестивых беды заключены,
Праведных – радость, ясный к блаженству путь Заратуштра: Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002. С. 194.
.
Триада «Благая мысль, Благое слово, Благое дело» тоже принадлежит Заратуштре. Основные его религиозные наставления людям заключены в «Гатах». Однако, как говорил сам пророк, постичь смысл его слов может лишь только тот, «кто душою чист, праведен в мыслях и не ленив умом». Он предупреждал, что разницу между добром и злом может постичь лишь праведник, а «бесчестный пребудет слеп». Он призывал:
Будем же мы, несущие в мир добро,
Принадлежать, Ахура, тебе, и пусть
Арта нас укрепит, ибо мудрым – там
Место, где есть премудрости горний свет (Там же.)
.
Заратуштра считал, что каждый человек должен сделать нравственный выбор, от которого и зависит его будущее:
Да воспрянет, кто несет
Слово Правды, слово Блага
И Бессмертья. Для него
Увеличит Царство Мазды
Добрый Помысел, когда
Отворится путь к блаженству (Там же. С. 198.).

В главе 19 «Истытание Заратуштры» Видевдата рассказывается о том, как Ахура Мазда учил Заратуштру молиться:
«Молись ты, Заратуштра, доброй Вере маздаяснийской (Даэне); молись ты, Заратуштра, невидимым Амеша-Спэнта на земле, разделенной на семь каршваров; молись ты, Заратуштра, самосозданному небосводу, беспредельному времени (зурван акарана), воздуху (Вайю), действующему в вышине; молись ты, Заратуштра, Ветру сильному, сотворенному Маздою, святой прекрасной дочери Ахура-Мазды (Спэнта-Армаити).
Молись ты, Заратуштра, фраваши моей, фраваши Ахура-Мазды, ей, величайшей, добрейшей, твердейшей, мудрейшей, благовиднейшей и по праведности высочайшей, душа которой есть Святая молитва (Мантра Спэнта). Сам от себя молись, о Заратуштра, этому творению Ахура-Мазды» (Авеста в русских переводах (1861–1996). Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1998. С. 121.) .
Заратуштра усердно молился благим творениям Ахуры-Мазды, а также Митре, «имеющему широкие пастбища, носящему отличное оружие, самое блестящее из оружий, самое побеждающее из оружий», и Сраоше праведному, «с прекрасным станом, держащему в руках оружие, направленное на головы дэвов». Силой мантры он боролся против Анхра-Манью и его помощниц Друджи (лжи) и Айшмы (злодейство и безобразие).
Основной задачей жизни Заратуштры была борьба с черными магами – карапанами и улучшение жизни народа своей страны. Благодаря Святому Слову, которое было главным оружием пророка, ему удалось сорвать маску с магов, которые занимались откровенной чернухой.
Однако Заратуштра был не только пророком и реформатором в свое время. Он обладал также уникальными способностями. Чтобы противостоять засилью зла, человек должен получить определенное посвящение. Таинство посвящения Заратуштры состояло из трех серезнейших истытаний: он должен был пройти сквозь огонь, повторяя заповедь «благие помыслы, благие слова, благие дела», потом ему на грудь вылили чашу расплавленного металла и последним испытанием было вспарывание живота ножом. Все это Заратуштра выдержал с честью и достоинством. В мифах говорится также о том, что и единоверцы Заратуштры, принявшие «пречистую религию», должны будут пройти эти три испытания: пламенем, расплавленным металлом и острым инструментом. После пройденного испытания Заратуштра был наделен чудодейственными способностями.
В древних преданиях рассказывается о том, что Заратуштра умел исцелять «без применения лекарственных трав, прижиганий огнем и надрезов ножом». Пророк владел четырьмя способами исцеления. Первый способ – исцеление Святым Словом, силой святых молитв «Ахуна Вайрья» и «Арта-Вахишта». Второй – исцеление взглядом. Третий – рукоположением. Согласно легендам, Заратуштра был наделен магическим даром. Когда он возлагал руки на больное место, раны затягивались и не оставалось даже ни шрамов, ни следов пореза. Четвертый способ – ритуальное омовение водой. Этот обряд Заратуштра проводил, поставив больного так, чтобы «загрязненная жидкость не стекала ни в воды, ни в священный огонь, ни на святую землю». Он набирал чистую воду из источника и выливал ее на голову больного. В результате больной полностью исцелялся.
В своих проповедях о возможностях целительства Заратуштра говорил следующее.
«Один может исцелять Святостью, один может исцелять Законом, один может исцелять ножом, один может исцелять травами, один может исцелять Святым Словом. Среди всех лекарственных средств – этот один, лечащий Святым Словом; этот один, который силой воли наилучшим образом прогоняет хворь из тела праведного, исполненного веры: ибо это одно есть целительное наилучшее средство из всех лекарственных средств.
Хвороба отступает перед подобным средством, смерть отступает; дэвы отступают, противотворение и противодействие дэвов отступают; лишенный святости артемога (исказитель Правды) отступает, угнетатель мужей отступает.
Выводок Змеи отступает; выводок Волка отступает; выводок двуногих (друджвантов) отступает. Гордыня отступает; Презрение отступает; Горячая Лихорадка отступает; Клевета отступает; Несогласие отступает; Сглаз отступает. Все отступает перед Святым Словом»
(Заратуштра: Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002. . С. 183–184.) .
Можно с уверенностью сказать, что Заратуштра был пророком от Бога. Его проповеди не утратили своей актуальности и в наше время. Несмотря на то, что века отделяют нас от времени жизни и деятельности пророка Заратуштры, мы еще не раз будем возвращаться к страницам его биографии и духовному наследию, черпая из него сокровенные знания и созидательную силу.
В заключение хотелось бы привести слова пророка, адресованные им к Творцу Мира:
Мазда, Твоему Огню,
Что силен посредством Правды,
Мы желаем, чтобы он
Для исполненного веры
Стал наградой; для врага
Веры – мукой беспредельной
(Там же. С. 220.).

Галина Соколова

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
11 Вохумана месяц.
3755 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:39
Завтрашний день начнется в: 09:38
Текущее время Хаван-гах, осталось 03:06 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники