Зороастрийский взгляд на проблему сопротивления злу силою

Опубликовано star72 -

Пророк Заратуштра завещал на добро отвечать добром, а на зло – справедливостью. Первая часть этого высказывания ясна и понятна, а вторую нужно немного прокомментировать. Что же значит отвечать на зло справедливо?

Конечно же, это не означает ответа злом на зло, так как в этом случае зло не уничтожается, а живет и здравствует уже в вас самих. Решение этой проблемы, не противоречащее взглядам зороастризма, в целом правильно описано в работе И. А. Ильина. Есть отличия – во взгляде на смертную казнь. Ильин утверждает, что эта мера применима, хоть и как самая крайняя. В зороастризме же – смертная казнь считалась недопустимой. Впоследствии отошли от этого правила, и при Кирдере был казнен лжепророк Мани, в результате его лжеучение оказалось очень живучим и смогло принести гораздо больше вреда для человечества, чем если бы Мани после разоблачения умер своей смертью.

Другое отличие – источник зла. Из Авесты нам известно, что человек изначально сотворен светлой и чистой сущностью, он творение Бога, а зло пришло в наш мир извне гораздо позднее. Так же страдания – совсем не необходимы для пути человека наверх. Просто в нынешний период они, как правило, неизбежны из-за наличия зла в мире. Страдания обладают также определенной воспитательной целью. В качестве примера можно привести высказывание, что во всем хорошем, происходящем с нами – заслуга Бога и обстоятельств, а во всех наших несчастьях виноваты мы сами.

Людям очень важно до конца уяснить суть проблемы прощения. Нужно иметь большую силу духа, чтобы суметь простить, не воспользоваться возможностью мщения. И простить по-настоящему, искренне, в мыслях, словах и на деле, т. е. на уровне всех трех миров. И не думать, что, дескать, я-то тебя простил, но высшие силы тебе отомстят за меня обязательно. Иначе результат будет тот же. Искренно, с любовью простив причинившего тебе зло, ты выступаешь на стороне сил света, прерывая цепь воздействия зла, замыкая зло само на себя, потому что, по законам этого мира, злодей наказывает в первую очередь самого себя. К сожалению, Ангра Майнью смог на некоторое время скрыть последствия наших поступков, что позволило ему многократно увеличить зло в мире. О силе влияния Ахримана сейчас свидетельствует вся наша нынешняя жизнь, в том числе массированная пропаганда в популярных западных фильмах и книгах ветхозаветной заповеди «око за око и зуб за зуб», той самой мести, против которой выступали Заратуштра и Христос.

О том, что правильно простить очень сложно, хорошо написано у Ф. Достоевского в «Братьях Карамазовых». В этой книге Иван Карамазов рассуждает о том, как же сможет простить мать смерть единственного сына помещику-генералу, который натравил на него своих псов, растерзавших малыша у нее на глазах из-за пустяка (ч. 2, кн. 5, гл. IV).

Не могут обойти стороной эту проблему и воины – люди, занимающиеся боевыми искусствами, чей долг состоит в защите слабых. Им очень важно знать, как поступить с напавшим. Древние арийские народы не только владели в совершенстве воинскими искусствами, за что и славились своей непобедимостью, но и также четко знали морально-этический закон и поступали в согласии с ним. Неслучайно лучшим воином считался не тот, кто больше всех убьет врагов, а тот, кто сумел их взять в плен живыми. Умение и доблесть арийских воинов постоянно упоминаются у Фирдоуси в «Шахнаме». Правила борьбы со злом хорошо описаны в одной восточной мудрости, имеющей явно зороастрийские корни:

«кто борется со злом, ненавидя врага, сам – слуга зла, потому что в душе исповедует насилие»;
«кто отвечает на зло любовью, тот святой, потому что уменьшает насилие»;
«кто избегает встречи со злом, тот трус, потому что склоняется перед насилием»;
«кто смиренно терпит зло, тот глупец, потому что приносит себя в жертву насилию».

Но «кто зло сталкивает со злом, тот мудрец, потому что уничтожает зло».

Именно таков зороастрийский подход к борьбе со злом, позволяющий схлопывать и замыкать зло само на себя, как описано в авестийских текстах. Первым в нашем мире такой подход применил Ахура Мазда в борьбе с Ангра Майнью, как сказано в первой главе «Бундахишна». Когда Ангра Майнью напал и попытался завладеть миром света, т. е. причинить наибольшее зло и вред Творцу, Ахура Мазда дал ему шанс одуматься, а когда тот не захотел этого, то в результате попал в ловушку, в мир, где зло ограничено и не может вырваться из него, где оно обречено на самопожирание. В нашем мире с замкнутым временем зло и служащие ему люди наказывают сами себя. При всем этом из зороастрийских текстов известно, что до начала Страшного Суда у Ангра Майнью существует возможность исправиться, перестать быть злым, хотя вероятность этого ничтожно мала. А все сущности, выбравшие зло и попавшие в ад, после Фрашегирда, будут там не вечно, как сейчас считается в христианстве, а будут в итоге все же освобождены оттуда. То есть каждый из нас должен учиться у Ахура Мазды такому сопротивлению злу.

Согласно взглядам зороастрийской традиции, вирусы являются хоть довольно грубой и примитивной, но достаточно верной и наглядной моделью зла. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы. Если не бороться с вирусами, не лечить болезни, то такое непротивление злу приведет просто к смерти, размножению хравстры и зла вокруг. Как больной, который не лечится, оказывается во власти болезни, так и непротивленец злу поражается злом. Чтобы быть здоровым, необходимо знать то, что может вызвать болезнь и остерегаться этого, а также методы и способы профилактики и излечения болезни. Человек должен знать формы зла, способы его внедрения и проявления, методы противодействия и защиты от него.

Проблема борьбы со злом в зороастризме хорошо также отражена в космогенезисе, при описании выбора пяти первичных рас нашей планеты. Выбор каждой расы – это как способ, вариант сопротивления злу. Первая раса – голубая, аборигены Земли, жившие в Антарктиде, были сметены Ангра Майнью и сами стали проводниками зла. Черная раса, вначале боровшаяся со злом, потом предала Бога и встала на сторону зла. Красная раса так увлеклась борьбой со злом, что стала бороться со злом теми же методами, как и оно. Желтая раса отстранилась от этой борьбы, позволив злу утвердиться в мире. Белая раса, принеся на Землю морально-этический закон Космоса, способы излечения Творенья от вирусов зла, боролась с ним надлежащим образом. Каждый может выбрать для себя способ борьбы со злом.

Борьба со злом для человека – это не обязательно бой, активная битва. Очень важно не только противостоять уже открытому, проявленному злу, но и не позволить злу зародиться в душе, опутать ее паразитическим пассивным началом. Для зороастрийцев всегда было очень важно оградить себя от зла, поставить себя вне его, не позволить злу вокруг себя размножаться и процветать. Ведь зло по своей сути – несамостоятельное начало, для проявления и существования ему необходима питательная среда (как вирусу необходим здоровый организм), без которой оно обречено на гибель. Отсюда потворство злу признавалось как очень серьезный грех.

Противостоять злу и правильно бороться с ним способен человек, вооруженный знанием о сущности добра и зла и обладающий силой духа. Поэтому в зороастризме так ценились знания и стремление к ним (отсюда пошла пословица: «Ученье – свет, а неученье – тьма») и благая Вера, укрепляющая дух человека. Зороастрийские знания открывают существование трех ликов зла: гордыня, ложь и страх. Это как бы три столпа, на которых держится все мировое зло, из них вытекают все остальные проявления зла в нашем мире. Авестийской астрологии известны не только сущность и смысл этих «трех китов» зла, но их циклы и точки их отображения в космическом пространстве. Эти знания используются в зороастризме для выявления зла и для выработки защиты против него.

С точки зрения зороастризма, каждый человек является воином, стоящим на передней линии борьбы сил света со злом. По зороастрийскому календарю, человек, родившийся в любой из дней месяца по солнечному календарю, своими благими делами мог заслужить хварну воина. Главное в борьбе со злом, конечно, – наш правильный выбор, правильное использование бесценного божьего дара – свободы выбора. Только он, направленный со всей любовью к Богу, позволит одержать окончательную победу.

подготовил Старостин Константин

также по этой теме статьи

Мирный воин

Сопротивление злу силою. Ильин.

Сопротивление злу. Критика Толстого Л.Н. Ильиным И.А.

Разделы