Сирия - Иордания. Паломничество в страну востока

Светлана Каменева г.Пермь

Из Эль-Ракки в Алеппо

Дальше наш путь лежал в Эль-Ракку, старинный город на Евфрате, знаменитый некогда своей крепостью, построенной багдадскими мастерами. Машина остановилась в центре старого города у остатков крепости. Не успели мы толком осмотреть величественные багдадские ворота, выполненные из красного песчаника, как были атакованы целой ватагой сирийских детей. Мальчики стремились троекратно поцеловаться с нашими мужчинами по восточному обычаю, девочки держали нас за руки, трогали одежду, рассматривая материал. Это была очень трогательная картина, как мы гуляли все вместе, взявшись за руки по старому, заброшенному парку и крепости, дети показывали нам остатки древних стен, красивые цветы и кустарники, голубей. После этой прогулки по старому городу водитель повез нас в новую мечеть. Это большое, монументальное здание, отделанное стилизованной бирюзой. Пятничный намаз закончился, и из мечети выходили сирийцы целыми семьями по 5-10 человек, в нарядных одеждах с лицами, сияющими от счастья. Мы даже невольно позавидовали их спокойной, размеренной жизни, а главное тому, что такая простая, бесхитростная жизнь способна доставить людям такой душевный покой и счастье.
После Эль-Ракки водитель сказал, что повезет нас в очень живописное место, туда, где Евфрат разливается и становится очень широким, подобным морю, и где на берегу залива в средние века рыцари-крестоносцы построили крепость Джалат-джа-Абар. Первую остановку мы сделали на берегу залива, не доезжая крепости. Место действительно очень красивое, Евфрат здесь подобен морю, а весь берег, на сколько хватает взгляда, усыпан рыбными ресторанчиками. Хотя это сложно назвать рестораном, на прибрежной гальке стоят пластиковые столы и стулья, сбоку небольшой сарайчик, где с десяток поваров без устали жарят рыбу. Дело в том, что этот залив Евфрата самое рыбное место в Сирии, здесь ловится больше всего рыбы. Поэтому сюда, на берег залива к средневековой крепости в выходные дни устремляются сотни сирийцев. В таком рыбном ресторанчике они способны просидеть весь день, поедая свежеприготовленную рыбу и общаясь с друзьями на природе. Посетителей было очень много, с трудом Хусейн смог высвободить для нас столик и отыскать стулья. Не успели мы расположиться в ожидании своей рыбы, как к нам тут же подсел мужчина и радостно спросил: “Вы русские?” Оказалось, это инженер из Эль-Ракки, который в советские годы учился в Одессе. Он тут же принес нам со своего столика пару бутылок кока-колы и коньяк. И опять в ожидании рыбы пришлось вспоминать, как хорошо было в Советском Союзе во времена перестройки, разговор был точь-в-точь как с Иядом и Ахмадом. Наконец принесли нашу рыбу, каждому по такой огромной рыбине, что чтобы ее съесть точно нужно сидеть в ресторане весь день. Рыба была аккуратно порезана на мелкие кусочки и залита лимонным соком. Помимо нее принесли множество всяких соусов и хумусов, небольшую тарелку картофеля-фри, как объяснил Хусейн все это бесплатное приложение к рыбе. После столь сытного обеда мы отправились осматривать крепость Джалат-джа-Абар, крепость расположена на высоком природном холме и с нее открывается чудная панорама на весь залив. Еще она знаменита тем, что у нее самые толстые стены, если сравнивать все средневековые крепости Сирии. Крепость выглядит очень массивным зданием, с маленькими, узкими бойницами, она поражает своей неприступностью. После осмотра крепости мы попробовали искупаться в Евфрате, Хусейн с ужасом смотрел на нас, вода была очень холодной, градусов 14-15, но зато такой чистой, что все камушки на дне были как на ладони.

Уже стемнело, когда мы въехали в Алеппо. Это второй по величине город Сирии. Но, он более компактный и ухоженный, так что многие сирийцы склонны считать, что Алеппо красивее Дамаска. Центром города является цитадель, она расположена на высоком холме и ночью красиво подсвечивается. В Дамаске тоже есть цитадель, но она является частью старого города и хоть тоже подсвечивается в темноте, но не оставляет такого грандиозного впечатления как цитадель Алеппо. Здесь же городская планировка такова, что все улицы идут как лучи от цитадели. Вокруг цитадели проходит круговая дорога и пешеходная дорожка. Если приехал в Алеппо, то цитадель никак не минуешь, это жемчужина города и гордость местных жителей. Покружившись вокруг цитадели, мы выехали на центральную улицу. Хусейн остановился у старинной башни с часами, которая была красиво подсвечена, и указал на шикарный отель напротив. Здесь будем ночевать. Мы испугались, что это будет слишком дорого, Хусейн лишь сказал: “Ничего, договоримся с хозяином”. По сравнению с домом колхозника в Дэйр-эз-Зоре, это был настоящий дворец. Ковры на лестницах, все стены в зеркалах и инкрустациях, на столиках в холлах антикварные вещи. Хозяин отеля показал нам четырехместный номер, такой шикарной комнате мог позавидовать и сам султан, те же зеркала и инкрустация на стенах, декоративные вазы, светильники, изысканные покрывала на широких кроватях, ковер на полу. Он сказал, что номер стоит 1200, но Хусейну как брату он делает скидку и готов поселить нас за 800. По цене это не сильно отличалось от дома колхозника, где за номер мы отдали 600. Зато здесь, мы могли чувствовать себя как члены королевской семьи. Но расслабляться пока было рано, нужно еще успеть осмотреть Алеппо, ведь на следующее утро мы уже уезжаем в храм святого Симеона Столпника. Вечерний Алеппо поразил своей красотой, старинные дома, красивые улицы и мечети с подсветкой, на площадях фонтаны. Ну и сама цитадель не оставляет равнодушным, мы сделали два круга вокруг нее, каждые ворота цитадели выполнены в своем архитектурном стиле, вокруг цитадели много магазинчиков и кафешек, которые работают круглосуточно. Вернулись в отель далеко за полночь, жаль, не осталось сил насладиться номером, его роскошной обстановкой.

Храм св. Симеона

Утром выехали на север к храму Симеона. Пейзаж здесь стал больше напоминать средиземноморский, пошли зеленые кустарники, оливковые деревья по склонам каменистых гор. Решение посетить храм Симеона родилось после прочтения статьи Мулдашева. Пройти по следам знаменитого офтальмолога на Кайласе мы пока не в состоянии, поэтому решили увидеть его сенсационные открытия в Сирии. В газете “Аргументы и факты” за 2005 год был напечатан цикл статей Мулдашева с интригующим названием “Больница атлантов”, в них как раз и описывался храм св.Симеона, правда назван он там был храм Самаана, и автор утверждал, что он стоит на сирийской земле с дохристианских времен. Увидев все своими глазами, начинаешь понимать, что сенсации рождаются нередко от слабой осведомленности авторов этих громких заявлений. Конечно, хочется найти что-нибудь сверхъестественное, связать историю этого места с атлантами, но здесь дань уважения за необыкновенную исцеляющую силу этого места надо отдать одному человеку, великому христианскому подвижнику св.Симеону. Подвиг столпничества или молитвенного стояния на коленях на камне известен в христианстве с первых веков зарождения монашества. Но св.Симеон всех превзошел в своих аскетических деяниях, он начал свое столпничество с семилетнего возраста. Жизнь св.Симеона полная чудес, общения с ангелами и святыми подвижниками, исцелением страждущих и спасением целых городов от землетрясения описана в житии святых за май как “Житие преподобного Симеона Дивногорца”. Он был всецело предан служению людям, его душа отзывалась на страдания каждого человека. Когда св.Симеон молил Господа, чтобы не повторилось землетрясение, которое разрушило Антиохию, он услышал глас Бога, говоривший ему: “Зачем ты болеешь сердцем за людей этих? Неужели ты любишь их больше, чем я? Так умножились грехи и беззакония их, что они заслуживают наказания. Однако, чтобы не опечалить тебя, даю тебе власть исцелять их различные болезни и недуги”. С тех пор не стало покоя Симеону от больных и страждущих, прежний его монастырь уже не вмещал всех людей, приходивших к нему за исцелением и утешением. Тогда вынужден был Симеон искать себе другое место, где мог бы наедине беседовать с Богом, так как устал от постоянного беспокойства и такого множества посетителей. В некотором расстоянии от Антиохии находилась высокая и пустынная гора, никто из людей никогда не жил на ней, так как там абсолютно не было воды. На ней и задумал поселиться Симеон, как только святой подумал об этом, ему явился Господь и сказал: “Симеон, взойди на эту Дивную гору, с этого момента гора назовется сим именем, здесь я явлю на удивление всем благодать свою”. Тотчас Симеону был указан на горе один высокий холм и камень, на котором стояли ноги Господни. Просветлилось подножие горы как солнце, и на этом камне повелел Господь встать Симеону и подвизаться. С тех пор эта безлюдная доселе гора стала называться Дивной горой, Симеон с радостью взошел на нее и встал на том самом камне, где видел Господа. В то время Симеону было 19 лет, и подвиг столпничества он вершил на этом камне вплоть до своей кончины в возрасте 75 лет. Однако больные и страждущие не оставили его и на этой горе, спустя несколько дней они узнали новое местонахождение Симеона и целой толпой пришли к нему.

Симеон вскоре смирился с тем, что ему уже не суждено быть одному и стал с прежней любовью и кротостью врачевать больных. На горе жило много диких зверей. Однажды лев, обитавший в пещере на склоне горы устремился на человека, шедшего к св.Симеону. Лев уже совсем приготовился растерзать бедолагу, когда больной, не надеясь бегством спастись от зверя, закричал: “Не делай мне зла, ради Симеона, угодника Божия!” И лев тотчас отступил, не причинив человеку никакого вреда, а после и совсем оставил эти места. Много чудес происходило на Дивной горе, вскоре по молитвам св.Симеона забил чистый ключ и появилась питьевая вода. Тысячи людей приходили сюда и получали исцеление. Вскоре братия начала возводить большой храм крестообразной формы, по центру которого находился камень, где св.Симеон вершил свой подвиг столпничества более 50 лет. Св.Симеон был любимым святым Серафима Саровского, именно по его примеру вершил св.Серафим свой подвиг коленопреклоненного стояния на камне в Сарове. Именно поэтому, св.Серафима на иконах часто изображают стоящим на коленях на камне. Так св.Симеон повлиял на великого русского подвижника. Но вернемся к статье Мулдашева, он пишет: “Храм Самаан отличается от других своей крестообразной формой, в связи с чем его строительство приписано христианам. В центре этого храма находится огромный яйцеобразный камень на высоком постаменте, с помощью которого, по легенде монах-отшельник лечил людей. Этот храм имеет пять зон: западную – где лечились болезни Огня, восточную – где лечились болезни Воды, северную – где лечились болезни Ветра, южную – где лечились болезни Земли, и центральная зона с огромным яйцеобразным камнем – где лечилось все”. Бедный Симеон, если бы он только знал, как сейчас трактуют его храм потомки. Ведь сохранились летописи тех времен, где описано строение храма и желание самого Симеона сделать его в форме креста. Все это происходило в пятом веке нашей эры и атланты тут ни при чем. Сказать, что монах лечил людей при помощи камня – это кощунство, святой лечил их своей молитвой. Когда мы видим чудо, то нередко пытаемся списать его на атлантов или инопланетян, в жизни все гораздо проще и в то же время более возвышенно. Обычный человек своей праведной жизнью достиг таких высот духа, что стал в состоянии исцелять тысячи людей и не только при своей жизни, но и многие века спустя. До сих пор в храм Симеона приезжают сотни больных, причем большинство из них мусульмане, ведь Сирия давно уже мусульманская страна. Больные стоят, обхватив руками камень, молятся Аллаху и исцеляются. Большинство из них совсем не знает про св.Симеона, слабо представляет, что такое христианство, но Симеон или как они говорят Самаан помогает им, ведь он любит всех людей вне зависимости от их вероисповедания и накопленная им благая энергия исцеляет людей и будет исцелять в будущем через многие века. Просто поражаешься, чего может достичь человеческий дух, отдавший себя целиком служению людям. Энергетика этого места необычайно сильна. Вместе с тем остатки массивных стен храма не подавляют, здесь испытываешь необыкновенную радость. Среди разрушенных стен растет несколько могучих сосен, они создают приятную тень.

На солнце их хвоя наполняет воздух волшебным ароматом. По склону горы цветут ярко-алые полевые маки, щебечут птицы. После каменистой пустыни, это райский уголок, который совсем не хочется покидать. Мы осмотрели христианские символы, выбитые на стенах и полу небольшого каменного храма, который расположен чуть в стороне от главного крестообразного храма. Потом пошли в ту часть храма, где по версии Мулдашева атланты останавливали время и продляли свою жизнь. Это огромные, почти круглые ниши, выдолбленные в цельной скале. По совету Мулдашева мы залезли во внутрь, чтобы остановить время и омолодиться. И сидели там молча какое-то время, пока наш покой не был потревожен сирийцами, которые, зайдя в ниши с любопытством разглядывали нас, спросили не монахи ли мы, раз удалились в старые монашеские кельи. Как было объяснить этим простодушным людям, что мы сюда не для молитвы уединились, а следуя совету Мулдашева время пытаемся остановить. Думаю, они бы нас просто не поняли. Жалко было оставлять храм Симеона, но мы и так провели там более двух часов, Хусейн даже стал переживать, как мы все успеем. Программа на день была большая.

далее