Поиск по сайту



ЗОРОАСТРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Журнал "Митра" №2 1998 год

Не так давно в одной из центральных газет появилась небольшая заметка, в которой сообщалось, что где-то в Индии существует немногочисленная секта, члены которой называют себя зороастрийцами, исполняют странные ритуалы и поклоняются огню. Не буду доказывать, что слово секта не имеет к зороастризму ни малейшего отношения. Чтобы это понять, достаточно обратиться к энциклопедическому словарю. А вот что на самом деле представляет из себя современный зороастризм – это действительно интересно узнать. Известно, что расслоение религии на ортодоксию и зерванизм произошло незадолго перед падением Империи Сасанидов. В этой статье речь пойдет в основном о «традиционных» или «ортодоксальных» зороастрийцах.
Из истории
Зороастризм - древнейшая из существующих религий. 4000 лет назад пророк Заратуштра получил откровение от Ахуры Мазды и принес учение о добре и зле людям. Более чем за два тысячелетия последующей истории зороастризм становился государственной религией трех великих Иранских Империй, а в своей митраистической форме оказал влияние на Рим и подготовил почву для распространения христианства. После завоевания Ирана арабами в VIIв. н. э. для религии наступили "черные" дни. Большинство иранцев было насильственно обращено в ислам, непокорным достались унижение и бесправие. Часть зороастрийцев укрылась в труднодоступных местах своей страны, а часть перебралась в соседние страны: в Индию, Китай, на территорию современных Афганистана и России. В Индии, куда поток беженцев был особенно велик, зороастрийцы замкнулись внутри своей общины, контактируя с иноверцами только в случае необходимости, чтобы не только выжить, но и сохранить свою религию. Браки заключались исключительно внутри общины, что привело к превращению зороастрийцев из людей иной веры в особую национальную касту с коротким названием - парсы (т.е. персы). А зороастрийцы в Иране, будучи исконным населением этой страны и по национальности, и по культуре, и по религии, наоборот, превратились в изгоев и стали называться гебрами (неверные). Так и вошли зороастрийцы в XX век - как парсы и гебры.
Зороастрийцы к XX веку
Начиная еще с XVIII века, зороастрийцами заинтересовались западноевропейские ученые. Не имея ни малейшего отношения к религии, пользуясь сомнительными научными методами, они разложили зороастризм по полочкам, препарировали Авесту и стали учить самих зороастрийцев, как и во что тем следует верить. Конечно, среди людей науки были и бережно относившиеся к изучаемому материалу, но в целом картина была такая. На старательно оберегавшуюся религиозную почву были брошены семена вольнодумства и сомнения, хотя большинство зороастрийцев остались преданы своей вере. Зороастрийская молодежь стала получать европейское образование, из среды парсов вышли свои ученые, которые, хоть и пользовались методами западных коллег, оставались при этом людьми верующими. В XX веке с развитием коммуникаций началась новая волна миграции - теперь уже на Запад, в Старый и Новый Свет, в основном из Индии.
Зороастрийцы сегодня
Итак, что же такое зороастрийцы нашего времени?
По официальным данным сейчас в мире насчитывается около 150000 зороастрийцев. Наиболее многочисленная группа (более 90000 человек) существует в Индии, главным образом в Бомбее, хотя общины есть по всей стране.
Другая многочисленная группа - это зороастрийцы Ирана, не пожелавшие принимать ислам. По данным на 1976 год их насчитывалось около 30000 человек, а в 1984 г. уже меньше 20000. Около 4000 зороастрийцев в середине 80-х годов проживало в Пакистане, который раньше был частью Индии. И если в исконных зороастрийских местах число верующих сокращается, то растет число зороастрийцев (в основном за счет перемещения из Ирана и Индии) в США, Канаде и Великобритании. Так, в 1984 году на Северо-Американском континенте проживало 3000 зороастрийцев, а в 1993 году их было там уже около 12000. Община Великобритании - 3000 человек. Кроме того, общины зороастрийцев существуют в Гонконге, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Африке и в других местах. А уж немногочисленные группы единоверцев вы можете найти как во всех англоговорящих странах, так и в некоторых не англо-говорящих. Называют себя зороастрийцы по-разному; собственно зороастрийцы, заратуштрийцы или, как это было принято в древности, зартушти. Некоторые традиционалисты призывают отказаться от ставшего привычным названия зороастриец как от греческого искажения, хотя для большинства это не имеет существенного значения. Объединения зороастрийцев называются анджоман, что означает скорее не общину, а ассоциацию.
После распада СССР зороастрийский мир потрясла весть, что почти миллион таджиков, порвав с исламским прошлым, возвращается в родную для них религию -зороастризм. В одном Душанбе сейчас несколько анджоманов, таджики активно принимают участие в международных авестийских симпозиумах и конференциях. Впрочем, остальные зороастрийцы относятся к такому проявлению религиозного рвения пока осторожно, не понимая, что мешало самопроявлению таджиков на протяжении столетий. Поскольку сведения о таджикских единоверцах крайне скудны, и контактов с ними у нас пока нет, в этом обзоре мы ограничимся только этим сообщением о них
Разные общины придерживаются и различных календарей. Их три, и различаются они по времени начала года: по календарю Фаспи Навруз празднуют 21 марта, по календарю Шеншай - около 23 августа, а по календарю Кадми - на месяц раньше, в июле. Парсы, которые представляют большинство современных зороастрийцев, ориентируются на календарь Шеншай, а иранцы и американские зороастрийцы — как и мы, на Фасли. При этом сами календари абсолютно идентичны: после Навруза наступает месяц Фравардин и т.д. Существует и два способа летоисчисления: эра Йездигарда (относится к календарю Шеншай и Кадми) и эра Заратуштры (с принятой у современных зороастрийцев даты основания религии). Сейчас 1367 год по первому летоисчислению, и 3735 год по второму.
Различна не только география и календари современных зороастрийцев, но и их взгляды на религию. Фактически каждая из общин воспринимает религию по-своему. В настоящее время в зороастризме есть два направления.
С одной стороны, это потомки зороастрийцев, переехавшие в страны Европы и Америки, и люди иных национальностей, привлеченные непосредственно «Посланием Заратуштры». Они называют себя последователями «Доброй религии», которая пробуждает мысль, учит логическому монотеизму, стимулирует духовный и физический потенциалы, способствует свободе мысли, слова и дела, признает равенство мужчины и женщины, отрицает расизм, социальное или профессиональное превосходство, помогает быть всегда современным и прогрессивным, чтит Создателя и Создания, учит искать гармонию с природой и поддерживать чистоту окружающей среды. В числе главных задач этого «мыслящего» направления религии - раскрытие творческого потенциала человека, его богоподобной сущности. Последователи «Послания Заратуштры» не признают «книжного» подхода и в качестве священных текстов используют только Гаты, Ясну Семи Глав, и те немногочисленные тексты, которые составлены на «староавестийском» диалекте. Всю остальную Авесту (а это и большая часть Ясны, и Яш ты, и Видевдат) они не считают за Откровение и рассматривают только как сочинения древних поэтов, исполненные мудрости и красоты, но имеющие малую связь с самим пророком. В этом направлении религии находят прибежище люди, ищущие Истину, но не признающие «книжных» подходов. Главным организующим звеном у них является Зороастрийская Ассамблея, с штаб-квартирой в Калифорнии (США). Для того, чтобы стать зороастрийцем в Ассамблее, главное знать Гаты и следовать им в жизни. По традиции зороастрийцы Ассамблеи празднуют Гахамбары и Навруз, придерживаясь календаря Фасли.
С другой стороны, это «Традиционная Маздаяснийская Зороастрийская Религия», представители которой от выше описанного направления отличаются прежде всего тем, что считают происхождение обязательным условием пребывания в религии, а пояс Кушти - обязательным атрибутом ритуала. Это прежде всего парсы и иранцы. Среди них есть консерваторы и реформаторы, либералы и просто миряне. Среди традиционалистов существуют и эзотерические направления (представители «Ассамблеи» относятся к эзотерике скептически). Традиционалисты признают всю Авесту и все ритуалы, поэтому зороастрийцы, исповедующие «Послание Заратуштры» считают их книжниками. С каждым годом все больше традиционалистов, особенно молодежь, признают тот факт, что зороастризм как религия был дан всему человечеству вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Парсы по-прежнему оспаривают монополию на религию, но молодое поколение гораздо более лояльно к новообращенным. Крупнейший представитель американских традиционалистов - организация ФЕЗАНА («Федерация Зороастрийских Ассоциаций Северной Америки»), куда входит 21 ассоциация и 15 неформальных групп Канады и США.
Различия в отношении к религии вызывают дискуссии, но не приводят к разрыву. Обе группы находятся между собой в тесном контакте и относятся друг к другу доброжелательно. Мы не можем полностью принять ни мнение одних, ни мнение других, образуя самобытное, зерванитское течение в зороастризме, но это не должно быть для нас преградой в общении с единоверцами. Ведь главное для всех современных зороастрийцев - следование простому и ясному правилу: БЛАГАЯ МЫСЛЬ, БЛАГОЕ СЛОВО, БЛАГОЕ ДЕЛО, и мы никогда не должны за бывать этого.
Закончить краткий обзор я хотел бы цитатой из воззвания Зороастрийской Ассамблеи Северной Америки: «Новый день настает в истории Доброй религии. Впервые за более чем полторы тысячи лет заратуштрийцы делают шаг вперед. Вдохновленные миссионерским духом самого Заратуштры, заратуштрийцы выступают, с Гатами в руке, провозгласить послание Заратуштры миру в необходимости его просвещающей мудрости».

Михаил Чистяков, младший настоятель общины

Разделы: 
Rus
03 Аша-Вахишта день.
05 Амертата месяц.
3756 год ЗРЭ

Аша-Вахишта день (Ав. Аша Вахишта) Наивысшая Аша. Покровитель огня.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 04:19
Завтрашний день начнется в: 04:21
Текущее время Узерин-гах, осталось 01:10 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 21:51 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники