ШАПУР II (ВЕЛИКИЙ) окончание

  • начало
  • И далее Шапур пишет: «И в той большой пустыне посадили деревья - турандж, финики, оливки и айву, на полях стали выращивать пшеницу, рис, ячмень, травы, огурцы, арбузы и дыни. Из пшеницы и ячменя делали муку, из оливок и семечек - масло. Все это очень ценилось в мире, стоило дорого, и хорошо продавалось. Шуштар стал огромным центром. В нем
    были налажены все былые ремесла: прядение шелка, ткачество и изготовление парчи, изготовление ковров, обработка драгоценных камней, ювелирное дело (золото), крашение ткани, кожевенное дело, пошив обуви, обработка меди (лудильщики), изготовление скульптур, портретная живопись и другое. Из богатейших городов Ирана туда ехали покупать товары. По-новому заработали базары и развивались торговые отношения. Чтобы дать жизнь пустыне, под землей были прорыты новые канаты и кяризы
    ».
    Основываясь на примере возрождения Шуша, Шапур отдал приказ - во всех областях Ирана отстраивать и облагораживать города. При этом не забывал строить и крепости (на всякий случай), понимая, что и крепость можно взять, но все же во время нападения врага в ней хоть на какое-то время могут укрыться люди (пока придет подкрепление).
    На севере Каспиана (одной из северных областей Ирана) в местечке «Бастан Нахид» (Древняя Анахита) нашли железо и занялись его обработкой, в основном ковали мечи.
    Позднее на пути из Тисфуна в Кушанское царство (что на северо-востоке Ирана) построили город Никшапур (что означает «Благой Шапур», совр. Нишабур) и «рядом с Никшапуром в деревне магов (зороастрийских жрецов) на горе Риванд («ревень») возвели особое Аташкадэ, в котором поместили один из четырех больших огней Ирана, это Огонь Азар Борзин Мехр, который есть огонь земледельцев и крестьян».
    И в продолжение темы о священных Огнях и Аташкадэ Шапур говорит: «Должен сказать, что Огонь Азар Гошнасб, или Аташкадэ Гянджек Шиз в Азербайджане, которое уже упоминал ранее, есть принадлежность падишахов, воинов и правителей. Огонь же Азар Фарнбаг, или Аташкадэ Кариан, имеет особую славу Парса, так как это место особого круга людей - магов. И, наконец, Аташкадэ Сакастана - место ремесленников и торговцев. И все Аташкадэ всех городов к одному из этих огней прикреплены. Во времена мира и покоя в стране все эти Аташкадэ облагораживали».
    Но, к сожалению, мирных дней было гораздо меньше, чем дней, связанных с войнами. Главной причиной войн в период правления Шапура II стало активное насаждение Римской империей религии христианства, и особенно «христианизация Армении», которой управляли «братья-Ашканиды».
    В своей книге Шапур довольно подробно описывает всю историю Армении, особенно с тех пор, как там воцарились Ашканиды, изгнанные Сасанидами из Ирана. Когда-то территория Армении была зороастрийской, там почитали Огонь и Солнце, и ее жители принадлежали к ахурийской вере. Но с течением времени примерно половина людей уверовала в героев Греции. Когда же к власти пришел падишах Тирдад III, Армения официально стала христианской (в 309 году - точно в год рождения Шапура II, он сам этому удивлялся) и находилась под непосредственной защитой Римской империи. Все это еще можно было бы терпеть, если бы не повсеместное притеснение зороастриицев в Армении и не активное распространение христианства из Армении в зороастрийский Иран.

    Тирдад III, в прошлом поклонник Анахиты и гонитель христиан, стал первым христианским падишахом - принял христианскую веру и избавил христиан от мучений, зато подверг гонениям и мучениям зороастрийцев. Вот что пишет по этому поводу Шапур: «Для уничтожения Аташкадэ Зартошта и Изедов Тирдад издал приказ - великолепные храмы огня Урмозда, Анахиты, Вохумана, Тиштрии и Мехра разрушить, а магов убить. И командовал этим Гаригур Гадис парфянский, ставший священником. И на месте тех Аташкадэ он построил армянские церкви». После смерти Тирдада его сын Хосро и внук Тиран, тоже Ашканиды, продолжили дело своего предка, последовательно и целенаправленно уничтожая зороастрийскую культуру на территории Армении - «количество великолепных Аташкадэ Заратуштры все уменьшалось».
    И Шапур начал думать о войне: «Прогрессивное развитие христианства в Армении и притеснение падишахом Тираном зороастрийцев, разрушение аташкадэ и убийство мобадов и магов, а также настойчивость Азарбада Махраспенда и других мобадов и хирбадов - все это подвигло меня на то, что я должен присмирить этих христиан». При этом Шапур понимал, что это будет война не с Арменией, а с Римом!
    Начало этого противостояния было положено в 336 году, в 27 лет, точно на обращении Черной Луны, которая находится в Стрельце - знаке идеологии, в соединении с Сатурном, который стоит в кармическом градусе (в 4°СТРЕЛЬЦА) - градусе роки, которого невозможно избежать. Сатурн в соединении с Черной Луной в Стрельце - это показатель проявления жестокости и подавления в вопросах идеологии. Да, такое было, при казал - христианского сановника, пришедшего к нему с жало бой от иранских христиан, убить, двери церквей запереть, имущество конфисковать, а спутников сановника отпустить, чтобы те о случившемся единоверцам своим рассказали.
    В ответ на свой поступок получил письмо от Константина, римского императора, который требовал уладить конфликт и не притеснять христиан. То есть выходило следующее: убивать зороастрийцев и разрушать храмы огня было можно, а трогать церкви и христиан - нельзя!

    «Я знал, что с убийством «свечника» начал войну», - пишет Шапур. И стал к ней активно готовиться. Но для ведения вой ны нужно было оружие, а для изготовления оружия нужно было железо, а железа было полно в Риме, значит, должен у них купить, чтобы потом с ними же и воевать! И купил, от правив к Константину послов с ответным письмом, в котором написал: «Моя реакция на христиан была таковой, потому что они уничтожают зороастризм в Армении». И вместе с тем письмом передал Константину предписания зороастрийцев Армении, а также предложение о подписании мира, чтобы избавить от мучений зороастрийские и христианские города, а также лично для Константина отправил несколько великолепных персидских ковров, парчу, золото, шали и серебряные блюда с изображением себя на охоте со львами. И после всего этого, как бы между прочим, послы сказали римскому императору о своем желании купить у Рима 500 харвар железа (а это - 150 тонн!) и расплатиться за него чистым золотом.
    Константин в то время был старый, здоровья для войны не имел и принял предложение иранского падишаха. После чего караван с богатствами Ирана отправился в Рим, а караваны с грузами металла потекли в Иран.

    vu7f4phz2j0.jpg
    Блюдо с изображением Шапура II, охотящегося на львов

    И все-таки война началась. Видно, пришло время.
    «Я инициатором войны не был, — пишет Шапур. — Это Константин сделал первый шаг, дав мне повод к войне».
    И далее: «Я получил письмо от Константина и очень удивился. Он писал о том, чтобы я вернул ему подарки из Индии! Какие подарки? В чем была цель письма Константина? Никто ничего из этого письма не понял. Решил, что будет лучше не давать ответ. Но через два месяца получил второе письмо, в котором он снова требовал подарки шаха Индии. И понял, что это война. Поэтому решил написать ему прямой и открытый ответ, чтобы знать: если это война, то я принимаю его вызов и не боюсь. Константин рассердился и объявил войну».

    Что же произошло? Шапур это все-таки выяснил. Оказывается, индийский шах действительно отправил Константину подарки, но того обманули, сказав, что подарки по дороге присвоили иранцы и передали их шаху Шапуру. И Константин в это поверил, и из-за этого две страны ввел в войну!
    Однако повоевать с Константином не вышло - на пороге войны римский император заболел, перед смертью принял крещение и умер. И далее Шапур дает подробное описание всех римских императоров, войн римлян с персами, а также рассказывает о работе иранской разведки в Риме.
    ----------------------------------------------------------
    (Заметим, что Константин Великий, первый римский христианский император, официально узаконивший в 313 году христианство, первым правителем в мире, обращенным в христианство, не был! Первым обращенным в христианство правителем стал... ашканид (аршакид, бывший зороастриец)! Не Константин Великий в Риме, а Тиридат III в Армении стал первым христианским монархом. Тиридат бьш обращен в христианство в 294 году, а Константин - лишь в 337 году, перед смертью.)
    ----------------------------------------------------------
    Смерть Константина войну римлян с персами не остановила. Распространение религии христианства и давление Рима на Иран продолжалось, даже не смотря на то, что на какое-то время Шапуру удалось посадить на трон Армении другого падишаха и подписать с ним договор о дружбе. Сам Шапур к войне не очень-то стремился, но политическая обстановка и оскорбление «украденными подарками» обязывали.
    Ответственным за восточные рубежи Рима был назначен сын Константина - Констанций П. «Слышал, что у Констанция есть очень красивая сестра, - пишет Шапур, - хотел после войны с Римом заключить с ней брак своего сына Нарси, а вместе с тем мир и дружбу между двумя странами». Но не вышло. Именно в этой войне во время одного из сражении Нарси был убит. «Мир умер для меня», - пишет Шапур. - Мы разбили римлян. Мы победили. Но убит мой сын, погиб. Мною тоже тысячи были убиты на войне, а ведь все они тоже имели матерей и отцов, и души хорошие имели. Неужели после этого буду еще воевать? Что скажу жене, матери?»
    Смерть сына - царевича Нарси, в котором души не чаяли и которого готовили в преемники, выбила из жизни весь персидский двор. После того как тело Нарси отнесли в дахмы, Шапур пять месяцев провел в полном одиночестве, встречаясь только с мобадами - «это были тяжелейшие дни в моей жизни». Но надо было возвращаться к жизни и выполнять работу - в делах страны выходных нет. И, к сожалению, этой повседневной работой Шапура чаще всего была война.

    british_museum_shapur_ii_plate.jpg
    Шапур II на охоте

    Персидская империя времен Шапура II была огромной. Во всех областях страны Шапуром были поставлены правителями самые лучшие и преданные ему люди, которые охраняли вверенные им границы империи, отстраивали и облагораживали города, поддерживали мир и порядок в самих областях. Но не имели той силы и мощи, которой обладал Шапур, чтобы самостоятельно противостоять внешнему врагу, например, все учащавшимся на северо-востоке Ирана набегам хионитов (туранцев). И Шапуру приходилось, приостанавливая войны с римлянами на западе, уезжать на восток, чтобы освобождать свои земли от незваных гостей. Как говорит он сам: «Приходилось ходить с войны на войну, потому что нарушались границы, и надо было защищать страну и людей».

    Шапур был очень смышленым воином и главнокомандующим, использовал в тактике ведения войн не только силу оружия и физическую силу людей, но и оригинальные инженерные находки. Например, он мог за ночь возвести на реке мост из лодок и переправить по нему свои войска на другой берег. Или же оригинально и рационально применить силы природы, что произошло, например, во время осады города Нисибина. Вот как пишут об этом римские историки: «Исчерпав все традиционные методы осады крепости, Шапур изменил течение близлежащей реки и с помощью дамб устроил большое озеро, на котором поместил свой флот. С кораблем персы атаковали город, находясь почти на уровне стен. Через некоторое время под давлением воды участок стены обрушился, и персы проникли внутрь города». А вот описание самого Шапура: «Была зима, стояли холода. Но неожиданно разгорелось Солнце, стало очень жарко, и с гор пошли воды. Словно сам Изед Анахита был со мной! Природа мне помогала. Я приказал воду в реку не пускать, выстроив стены, и она поднималась все выше и выше, пока не проломила стену Насибина, и мои люди вошли в город».
    Во время военных походов Шапура всегда и в обязательном порядке сопровождали астрологи и военные инженеры, «с которыми я всегда советовался и которых всегда выслушивал, но решение всегда принимал сам».
    И всякий раз, прежде чем отправиться на войну с римлянами, Шапур писал письмо римскому императору с предложением о заключении мира и честном и справедливом разделении границ; если же ответа не будет, то он явится на войну со своим войском, при этом точно указывал сроки и место войны. Никакого вероломства и варварства! Потому что в душе никогда не хотел войны и очень сильно переживал смерть своих воинов, особенно близких людей.
    Шапур был воином-философом. Он хорошо разбирался в истории, философии и культуре римлян, изучал характер и повадки каждого римского императора, его визирей и главнокомандующих, знал, где и у кого они обучались, как они размышляют и как с ними разговаривать.

    maldives_julianus.jpg
    римский император Юлинианус

    Очень большое место отводится в книге Шапура его отношениям с римским императором Юлианусом (с 361 года), который был хорошо знаком с философией митраизма, знал зороастризм и манихейство. Шапур называет Юлиануса «немного сумасшедшим» за то, что тот вбил себе в голову, что в нем живет дух Александра Македонского, и вел себя соответствующим образом, желая разгромить персов и тем самым снискать для себя славу. Чтобы предотвратить ненужное кровопролитие, Шапур написал Юлианусу письмо с предложением о мире, но Юлианус (подстрекаемый старшим братом Шапура - Урмоздаком, получившем в Риме убежище и ставшим военным интриганом против Ирана) отверг его, заявив о том, что скоро сам придет в Тисфун, чтобы увидеть Шапура. То есть объявил войну. В этой войне римляне рассчитывали на то, чтобы убить сильного и волевого шахиншаха Шапура, и поставить вместо него амбициозного, но слабого и безвольного, Урмоздака. И Шапур стал готовить армию.

    К Тисфуну со всех концов Ирана стали стягиваться войска: парсы, курды, саки, гиляне и пр., - но поскольку расстояния в Иране слишком огромны, римляне уже были близко, а ожидаемое Шапуром подкрепление еще не подошло. По Тигру один за другим прибывали римские военные корабли, и персы с трудом сдерживали их натиск. Шапур принял решение завести войска римлян вглубь Ирана, чтобы, дождавшись подкрепления, окружить их, захватить в плен и обезвредить.
    За время войны римлянам удалось разрушить немало иранских городов и селений. Ударом по сердцу для иранцев стало разрушение Пирузшахра - славы Ирана, в котором, по словам Шапура, «есть священные родники, из которых струится нефть; и из того вещества непрерывно питаются вечные огни наших Аташкадэ». И далее пишет: «Юлианус поджег один из тех родников под названием «Жертвенник Митры», и он сгорел полностью... из-под земли стала бить нефть и потекла в город, и Юлианус ее тоже поджег... но город не сдался».
    Когда на помощь Шапуру подошли иранские войска из других провинций, армия Юлиануса уже была довольно-таки разбитой и больной, к тому же страдающей от недостатка продовольствия. И Шапур в одежде шахиншаха с короной на голове вышел навстречу римлянам и предложил мир. Но Юлианус отказался, а Урмоздак сказал: «Шапур - трус!».
    «Но я знал, - пишет Шапур, - что многие римские части, обессиленные войной, уже желали мира и хотели вернуться домой, и я предложил мир им еще раз. Тогда Урмоздак вскипел и выругался на меня». И война продолжилась. Когда же Юлианус понял, что проиграл, и даже путь отступления закрыт, он сжег свои корабли и с остатками своей армии, которая была все еще очень сильна и многочисленна, решил идти на юго-восток. Чтобы оставить римлян без пропитания, Шапуру пришлось отдать приказ - сжечь все поля ни их пути. Многие римские командиры стали требовать oт Юлиануса заключения мира, но тот ответил, что у него снои мысли на этот счет, и армия пойдет в сторону Персидской» залива. Шапур понимал, если им дать возможность уйти, они дойдут до моря, сокрушая все на своем пути, а затем пополнят свои силы и снова начнут войну. Этого допустить он не мог. И решил хитростью заманить римлян в одно узкое горное ущелье, чтобы там окончательно разбить их армию.
    Теперь судьба этой войны всецело зависела от одного человека - того, кто стал бы «приманкой» и смог бы завести римлян в ловушку, разумеется, жертвуя своей жизнью. И только собрался объяснить воинам свою затею, как его тут же перс бил чей-то голос: «Эй, Шапур! Пусть я буду этой приманкой!» Это был Хушаньг Гилянзадэ, его старый учитель-мобач и советчик, 75-летний старец-мудрец, который понял мысли своего ученика прежде, чем тот успел их всем рассказать, по тому что сам обучал его методу захвата врага на «приманку».

    Шапур категорически отказался посылать на смерть учителя. Но Хушаньг настоял и сказал: «Я свою жизнь прожил». И добавил: «О, великий шах! В жизни каждого человека однажды выпадает шанс, сделать что-нибудь очень важное и великое. Это - мой шанс!» И Шапур приказал привести палача...
    Хушаньгу отрезали уши и нос (так поступали с предателями), а затем его отвезли в одну деревню, что была на пути римской армии. Дозорные Юлиануса нашли старика у полусожженного дома и допросили. Тот сказал, что ненавидит Шапура-угнетателя, который сжег его поля и обезобразил его лицо. Юлианус спросил у Хушаньга, где можно взять продовольствие - как можно больше и как можно скорее? Хушаньг сказал, что такое место есть, это - плодородная урожайная долина Маранга, что в трех днях пути по степи в сторону Курдистана. И стал их проводником.
    Он привел их, ровно через три дня, измотав по пустыне, прямо в засаду: «И полетели в римлян стрелы, камни, копья и пращи. И слоны боевые в их сторону пошли, и десятки римлян под их тяжелыми ногами растоптаны были».

    ancient_war_elephant.jpg
    боевой слон в древности

    Юлианус, поняв хитрость Хушаньга и Шапура, прибыл в отчаяние и приказал пригвоздить старца четырьмя гвоздями к деревянному кресту и повесить его на краю узкого горного прохода Маранга. Самому же Юлианусу удалось бежать из ущелья, но недалеко, и он был найден и убит воином и другом Шапура.
    «Маранга. Победа персов в Марате. Это и был подвиг и «великий шанс» учителя Хушаньга... Я же приказал навсегда увековечить память о Хушаньгс Гилянзадэ и помнить о нем вечно», - пишет Шапур.
    Здесь же Шапур говорит о том, что Юлиануса к войне с персами склонил Максимус, которому якобы «боги сказали, что Юлианус победит Шапура в войне». И сообщает также о том, что когда Юлианус стал императором, он сам, Шапур II, направил к Юлианусу двух человек, своих послов, с поздравлениями и с предсказанием астролога о том, что «Юлианус имеет плохую судьбу, его ждет унижение, он со своей армией будет обращен в бегство» - если пойдет войной на Иран.
    После смерти Юлиануса новым императором Рима стал Иовианус, который, глядя на натиск Шапура и отступающую римскую армию, поспешил заключить мир с Персией, названный в последствии «постыдным миром», в котором римляне потеряли очень много своих владений, а Шапур вернул Ирану и его былые границы, и его былую славу.

    «Тридцать лет девять раз ходил я войной на Рим, выиграл множество битв, но никак не мог заключить с ними договор о мире. Теперь же римляне сами ко мне с войной пришли. И то, что от них столько времени хотел, они мне дали», - написал Шапур в конце своей военной эпопеи с Римом.
    И далее: «Я могу претендовать на то, что я один такой в мире, кто с пятью императорами Рима на одном поле воевал!
    Договор о мире был мечтой моей и Хушаньга Гилянзаде!
    Я вернул Насибин, Миандуран (Междуречье), Сангар, Арзанэ, Амад, Забдистан (Дарбанд), Арменистан, Курдистан и Бактрию! Теперь я, Шапур Урмозд, есть величайший шахиншах Ирана со времен Дария Великого и до настоящего времени, величайший правитель мира своего времени!»

    И добавил: «Я взял от римлян дань и вернул римскому императору его корону. И за убийство моего благословенного старшего сына Нарси отомстил!»
    Война с Римом закончилась. Оставалось только навести порядок в христианской Армении, которая теперь территориально принадлежала Ирану, а не Риму.

    bishapur_relief_6_07.jpg
    Шапур II на троне среди разбитых римлян и христиан. Бишапур

    Шах Армении Аршак, которого сам Шапур когда-то возвел на престол, предал его, пообещав прислать войска подкрепления в войне с римлянами: послал, а затем развернул обратно. И Юлиануса также предал. И сородичей своих, армян, предал: развелся с женой-армянкой и женился на римлянке.
    «Всех предал!» - негодовал Шапур и написал Аршаку письмо обо всех его предательствах и его поступках, но отдал их на суд Митры (!), а затем пригласил его приехать, чтобы обсудить все вопросы, и гарантировал безопасность.
    Аршак боялся войны и приехал. И Шапур посадил его в тюрьму, приказав тюремщикам очень хорошо с ним обращаться, чтобы тот был в полной безопасности, как и гарантировал. После этого назначил шахом Армении сына Аршака - Пара («отправив ему письмо и два дорогих подарка, купил его душу»), и установил там во власти своих правителей.
    Свои дети выросли - назначил их шахами останов Ирана. И снова занялся благоустройством страны и облагораживанием земель, а также написанием «Книги дел» (Карнак-намэ).

    Как пишет Шапур: «Никогда, даже во время войн, я не устранялся от двух работ: первая - благоустройство страны, вторая - чтение книг».
    В свое время Шапуром был издан особый указ: «Книги по философии, математике, врачеванию, звездочетству и химии из Индии, Египта, Греции и из всех четырех сторон Ирана купить и привезти в город Ганди-Шапур». При этом все книги по философии и истории войн обязательно сначала прочитывал сам, а затем отдавал в перевод.
    Заключительные строки книги Шапура II:
    «Возможно, я единственный из правителей, который с пятнадцатью императорами Рима одновременно жил и был знаком, и долгие годы находился с ними в состоянии войны, и долгие годы провел с ними в мире и спокойствии.
    Война и мир, разрушение и строительство были двумя сторонами моей жизни. Но война моя во имя мира была!
    Теперь время спокойствия наступило. Годы моего правления были долгими, но желание мое - иметь как можно больше времени. Иногда думаю о том, какие дела в жизни сделал, и в мысли свои глубоко погружаюсь. А иногда в мыслях моих думаю о том, что не сделал, и сожалею об этом.

    Время старости и покоя встречаю в одиночестве и безнадежности. Отчим, учителя, жена, мать, друзья по школе (единственные друзья), другие близкие мне люди - все они уже покинули меня, в мирное время или военное. Те же, кто занял их место, друзьями моими не являются, они правители.
    И только один Ардашир (Ардашир (Ардашир II) - друг и брат Шапура II, сын от второго брака матери Шапура с Саканшахом (отчимом). Ардашир II правил после Шапура II). рядом со мной.
    Вчера, когда писал свою книгу, брат Ардашир пришел ко мне на встречу в библиотеку Тисфуна. Вот уже пять месяцев прошло, как он сидит на троне, но пока еще себя шахиншахом не называет. Меня поприветствовал и спросил о здоровье. От встречи с ним, а также оттого, что он принес хорошие новости, я обрадовался, и теперь счастлив, когда могу...»

    На этом повествование шахиншаха Шапура II оборвалось.

    Письмо, написанное Шапуром III:
    «Этими моими воспоминаниями я, Шапур Шапур, шахиншах Ирана и не-Ирана, продолжаю написание Книги дел моего отца Шапура Урмозда.
    Отец мой в полдень 26 мордада на 70-м году его царствования (379 год) во время написания своей биографии неожиданно умер. Его нашли мертвым в таком виде: руками он держался за сердце, его голова лежала на бумаге, а на его губах была улыбка. Таким он был в своем последнем желании.

    Воздав последние почести, его тело отнесли в дахмы для умерших шахов в Тисфуне, и 40 дней в стране был траур.
    Послы от всех великих правителей Индии, Китая, Кушана, всех останов Ирана, Армении, Грузии, императоры восточного и западного Рима, великие шейхи и многие другие прибыли к моему дяде, шахиншаху Ардаширу, и ко мне, и говорили о смерти великого правителя истории.
    Мой дядя хранил эту биографию рядом с собой. Его, Ардашира, в молодости называли «шахом благих дел», но он был падишахом строгим. Ардашир после четырех лет его царствования не забыл договор, который в свое время заключил с отцом, со мной, с мобадами и визирями Ирана, и после себя объявил меня шахиншахом и вскоре умер.
    После смерти дяди биография отца оказалась у меня. Я ее прочитал, и для меня это было очень интересно и поучительно. По желанию отца я эту биографию семь раз обернул и положил в сундук, на котором поставил печать и написал, чтобы тысячу лет не открывали, и все это спрятал в укромном и безопасном месте в земле под библиотекой Тисфуна. Чтобы, когда откроют, его судьбу узнали».

    Печать и подпись Шапура Шапура Сасанида,
    Тисфун, 804 год календаря Селевкидов
    (Шапур III, шахиншах Сасанидский, 384 год Р.Х.)
    Заметка от автора книги о Шапуре II:
    Когда, спустя шестнадцать столетий, археологи раскопали землю под библиотекой Тисфуна, они нашли там не один, а два сундука. На обоих сундуках была одна и та же надпись - «не открывать тысячу лет», и на обоих сундуках стояла печать Хосро Ануширвана Сасанидского.
    Почему сундука два? Почему печать Хосро Ануширвана?
    Но это уже другой рассказ...
    Тегеран, Дэй-мах 1369 года (1990).

    Вот такая история жизни коронованного во чреве матери Сасанидского шахиншаха Шапура II, а вместе с тем и часть истории зороастризма в Древнем Иране, которая наверняка была интересна тем, кто увлечен изучением этой темы.

    И, наконец, о гороскопе шахиншаха Шапура II Сасанида.
    Рожден под знаком Девы. Об; управителя знака, Меркурий и Прозерпина, здесь же — в Деве, в своем самом сильном положении, причем Прозерпина - дорифорий, в лучах Солнца, а Меркурий — возничий Солнца.
    Опора на ум, интеллект, информацию, суждения других людей (разумеется, знающих). Собрал великолепную библиотеку, считая книги кладезем знаний, систематизировал книги и рукописи по темам. А какое получил образование!
    Реализация себя в служении, работе, конкретных делах, через долг и ответственность. Даже на войну шел как на работу, не за подвигами и славой, а потому что «должен был защищать людей и землю». Шапур относился к своему «шахиншахству» именно как к работе, в которой «нет выходных».
    Вот такой был Царь-Дева - человек-логик, умный, грамотный, человек энциклопедических знаний, обладавший великолепными аналитическими способностями, точностью в суждениях, скрупулезностью в делах, а также отменным здоровьем (по словам самого Шапура, он никогда в жизни не болел и никогда не имел личных врачей).
    Вся тройка планет попадает во II дом гороскопа - богатства! и материальных благ. Прозерпина, альмутен II дома, усиливает его значение. Солнце - управитель I дома во II доме - peализация личности через материальные дела, показывает практицизм человека. И перед нами действительно правитель-созидатель, шах-строитель, земледелец, финансист, торговец, хозяйственник. Никогда, даже во время войн (а ведь провел в войнах 30 лет!), он не забывал строить и облагораживать города, возводить мосты, проводить водяные каналы и засевать земли, превращая пустыни в оазисы!
    Меркурий, управитель XI дома во II доме, - много полезных друзей,- деловые отношения с ними, помощь и поддержка друзей в материальных делах. Шапур может смело гордиться своими друзьями, именно они стали его опорой в жизни, из их числа он назначал и командующих войсками, и управленцев в делах. В своей книге Шапур отводит целую главу, в которой подробно характеризует и благодарит каждого из своих друзей. И в этом еще одно яркое проявление Меркурия - альмутена XI дома, как возничего Солнца, - опора на друзей.
    Внутренняя тяга Шапура к друзьям, как людям, близким по духу, а также взаимная верность в дружбе, объясняются еще и Пуной в Водолее, которая стоит в соединении с Плутоном, что давало также очень сильное внутреннее чутье и умение подбирать друзей. Шапуром не описан ни один случай предательства со стороны его личных друзей.
    Соединение Луны с Плутоном стоит точно на Десценденте гороскопа, указывая на эмоциональную связь с партнером (супругой), - Шапур влюбился в свою жену с первого взгляда и обожал ее всю жизнь. Более того, Луна на Десценденте говорит об огромной роли матери в жизни человека - для Шатра мать была всем, и ей принадлежит одна из главных роки в борьбе за корону для сына. Плутон на Десценденте - Жизнь для народа, и в VI доме - человек полностью подчинен работе. Шахиншах Шапур II - именно тот царь, о котором можно смело сказать: «Хочешь быть первым, будь всем слугой!». Он служил своему народу верой и правдой.

    При этом Луна - альмутен XII дома в VII доме, что проявлялось в тайных интригах двора в годы малолетства Шапура, а также в тайных доносах и подставах, вызывавших большой общественный резонанс (например, необоснованное обвинение Шапура римским императором Константином в похищении подарков индийского шаха, что привело к войне персов с римлянами, или же постоянные письма в Рим от христиан Армении и Ирана с жалобами на Шапура и пр.).
    В свою очередь, Плутон, альмутен IV дома, находится в VI доме, т.е. для приобретения прочного дома и укрепления тра¬диций человеку надо очень много работать. Домом для Шапура была вся его огромная империя, а традициями - традиции зороастрийские, и на этих двух поприщах он трудился, не покладая рук. Он постоянно занимался градостроительством, а в городах в обязательном порядке возводил храмы огня. При нем был собран наиболее полный вариант священной книги зороастрийцев - Авесты. Он защищал своих единоверцев и отстаивал права зороастрийцев за пределами Ирана.
    «Звезда королей» Юпитер в Весах - желание всё решать миром, стремление к сохранению мира, а также авторитет и популярность в обществе. Шапур никогда не ратовал за войны, предлагая своим соперникам мир, а если и воевал, то для установления мира. Юпитер в соединении с Нептуном - сверхидея, связанная с несением определенной идеологии, которой для Шапура была зороастрийская вера с ее высочайшей морально-нравственной триадой «Благая мысль, Благое слово, Благое дело», и он выступал ее активным последователем и защитником. Обе планеты в III доме - значит, как авторитет в обществе, так и выбор идеологии, будет связан с делами близких родственников (он был наследственным принцем), и все это будет укрепляться с помощью поездок, само обучения и накопления знаний (вспомним, двухлетнюю по ездку Шапура по своей стране, в которой не только он знакомился с людьми, но и они лицезрели своего шахиншаха). При этом Юпитер управляет V домом - счастье от родственников и близких людей (мать, отчим и мобад 17 лет берегли для него корону), способности оратора (его речи вдохновляли на подвиг), талант писателя (у Шапура великолепный писательский стиль - легкий, простой и понятный).
    Нептун, альмутен VIII дома, находится в III доме: с одной стороны, опасности от родственников (старшие братья, претендовавшие на трон), с другой стороны, интуитивное предчувствие опасности и умение от нее вовремя уходить (что не раз помогало в военных действиях).

    Там же, в Весах и III доме, Анахита-Венера, которая управляет X домом, что еще более усиливает и подтверждает всю нижесказанную информацию о связи человека с близкими родственниками, говорит об их помощи и поддержке в делах Карьеры и продвижения в социуме, когда люди приходят к власти целым кланом. Что, собственно, и произошло: сначала и власть получила мать Шапура вместе с поддержавшим ее окружением, а затем уж - подросший сын.
    Другой управитель X дома, Марс, находится в Раке и в XII доме. Марс в Раке - это стремление к жизни без риска и острых углов, что еще раз подтверждает неприязнь Шапура к Юйнам. Марс в XII доме - это борьба с тайными врагами (разоблачение заговора мобада Бехега, интриги в Риме брата-перебежчика), а также умение самому вести скрытую борьбу (и Риме Шапур имел свою разведку - заметим также, что Мире - альмутен и IX дома), а также умение заманить врага в попушку (что, например, Шапур сделал с войсками римского императора Юлиануса) или отомстить врагу за злодеяния (как было в случае с арабами или армянскими христианами).
    Месть действительно присутствовала в характере Шапура. Но таковы были суровые условия жизни, в которых он находился, и как глава империи, обязан был защищать от врагов свои земли, свой народ и его интересы!
    Проявлял ли при этом жестокость? Возможно, если понимать под жестокостью войну и военные действия. Но минаретов из черепов не возводил и над убитыми не глумился.
    Да, приказал однажды убить пришедшего с жалобой епископа (лучше бы, конечно, посадил его пожизненно или выпроводил из страны). Но, видно, не смог вынести нанесенных оскорблений, потому что касались они насмешек над постулатами религии, которая для Шапура была священна.
    Показатели на жестокость в гороскопе есть - Сатурн в соединении с Черной Луной. Причем, в Стрельце - знаке идеологии. Да, Шапур ревниво защищал интересы идеологии, к которой принадлежал. Это был зороастризм. И защищал, как на территории своей страны, так и на территории других стран, где проживали зороастрийцы. А как было не защищать, если христиане вели себя отнюдь не по-христиански, устраивая погромы на зороастрийских святынях и убивая зороастрийских мобадов и магов?!
    Все Сасанидские монархи преследовали христиан в Иране, исходя из принципа, который поздние историки приписали именно Шапуру II: «Они населяют нашу землю, но разделяют чувства римского императора, нашего врага».

    Сатурн в Стрельце - выработка внутреннего стержня на базе изучения различных философских воззрений и выбора своей жизненной идеологии. Шапур был знаком с самыми разными философскими взглядами, но в своей жизни придерживался лишь одной веры - зороастрийской, и служил лишь одному Богу - Ахура-Мазде, хотя и называл себя во всех своих письмах «подобным Мехр и Мах, братом звезд, Солнца и Луны» и возводил повсеместно храмы «Огня Анахиты».
    Черная Луна в Стрельце - кармический негатив, связанный с вопросами идеологии, например, экспансии идеологии (расширение и насильственное насаждение) или же, наоборот, ущемление прав верующих. Вот здесь уместно вспомнить время становления Сасанидов у власти - период царствоваш Ардашира I Бабакана, который выгнал за пределы Ирана династию Ашканидов (Аршакидов, или парфян) за то, что многие из них стали отходить от зороастрийских верований и поклоняться греческим богам. Осев в Армении и спустя буквально столетие, эти самые Ашканиды (бывшие зороастрийцы) стали христианами и предстали перед своими же иранскими братьями в роли врага! И «расхлебывать» всю эту «кармическую кашу» пришлось именно Шапуру II.
    Начало этой борьбы приходится на тот возраст, когда Шапуру исполнилось 27 лет (336 год, проблемы с римским императором Константином, приведшие к войне). Следующие события - в возрасте около 30 лет (339 год, убийство «свечника», повлекшее затяжное противостояние с Римом, одним из споров в котором было политическое влияние в Армении). То есть на обращении Лилит и Сатурна! И воевал с Римом, пока не удалось подписать мир, 30 лет! Тот же цикл Сатурна!
    Сатурн в V доме гороскопа. В лучшем случае, это показатель преданности в любви, Шапуру несказанно повезло в любви - любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Там же, в Стрельце и V доме, находится Уран, управитель VII дома, - брак по любви, многодетность. Подтверждено жизнью.
    В то же время Сатурн — планета «большого несчастья», потому в V доме он может служить указанием на несчастья с детьми, тем более в соединении с Черной Луной, а стоя точно на куспиде «дома детей», указывать на первенца. Именно первенец Нарси, надежда отца, и был убит на войне, в первом же бою, после чего жизнь Шапура «потеряла смысл».
    Белая Луна, путь света, в Близнецах - знаке ученика и уче¬ничества. Вот здесь повезло несказанно, и награда Арты досталась сполна. Шапур с неисчерпаемым желанием и неисся¬каемым энтузиазмом изучал все предметы, которые только ему преподавали, очень многое читал сам и обожал своих учителей, которые передали ему все свои знания.
    Белая Луна в XI доме - светлое преображение через друзей, друзья как остров благополучия. Арта выводила его на то общество, которое ему было необходимо. Самыми близкими друзьями Шапура по жизни были его школьные товарищи и учителя, с которыми он был знаком с раннего детства. И все они по отношению к нему проявили себя самым наилучшим образом, одним из ярчайших примеров этого может стать рассказанный выше подвиг учителя Хушаньга Гилянзаде!
    Кармическая программа Шапура, ось Лунных узлов, проходит в его гороскопе через знаки Тельца и Скорпиона. Помните слова Шапура? «Разрушение и строительство были двумя (сторонами моей жизни». Они и отражают эту программу, главной стороной которой было все-таки созидание - благоустройство страны (Восходящий узел в Тельце). Это же было и целью и смыслом его жизни (Восходящий узел в X доме). Нисходящий узел стоит в Скорпионе и IV доме - отработка кармических долгов предков и нерешенных проблем прошлого, связанных со смутами, распрями и войнами.
    С точки зрения календарных ритмов, Шапур II родился в год Раммана месяц Шахревара и день Сраоши.
    Тотемическим проявлением его солнечного года и царской хварны является Волк – символ свободы, честолюбия, бесстрашия, доблести и преданности своей семье, своему клану. Волк-предводитель, строгий и справедливый, призванный охранять свою территорию и защищать своих сородичей.
    Тотем месяца – Вертрагна, боевой Вепрь, храбрый служитель закона и бескомпромиссной борьбы с силами зла, за что и получил в итоге заслуженную победу и славу.

    Сраоша – божество религиозного послушания, призванный отвращать людей от лжи, ереси и заблуждений, охраняя чистоту зороастрийской веры.
    Великий персидский правитель – царь, жрец и воин!
    Когда пришло его время, он покинул этот мир тихо и спокойно, подведя итоги своей жизни и уйдя из нее на обращении Арты, в своей излюбленной библиотеке, среди книг и рукописей, наслаждаясь работой и добрыми вестями, с улыбкой на устах…