Поиск по сайту



Вы здесь

С-Я

Сатавайса – авест. «Сто мужей», по другому «сто слуг», пехл. Садвес – название звезды Вега, изэд, страж Запада, покровитель растений. В «Тиштар Яште» (Гимне звезде Тиштрьи) Сатавайса – ближайший соратник Тиштрьи, владыки небесного воинства звезд.

Святой Дух – см. Спэнта Майнью.

Спэнта Армайти – авест. «Святое благочестие», пехл. Спандармат – одна из Амеша Спэнта, покровитель земли и плодородия, олицетворение женского начала. В Видевдате всю Землю называют Спэнта Армайти. Большим грехом для зороастрийца является превращение Земли в свалку, бесплодную пустыню. В античной мифологии к Спэнта Армайти ближе всего Деметра, в христианстве с ней можно отождествить Богородицу. Все, что есть лучшего в женщине – любовь, материнство, способность к сопереживанию и самопожертвованию, связано с этим Бессмертным Святым и с Ратой.

Спэнта Майнью – авест. «Святой Дух», творческая ипостась Ахуры Мазды. Противостоит Ангра Майнью. Святому Духу посвящена одна из гат Заратуштры – Спэнтамайнью Гата.

Сраоша – авест. «Послушание, внимание», пехл. Срош – один из наиболее почитаемых изэдов, иногда приравнивающийся к Амеша Спэнта. С ним связывается святая молитва, как связь с Господом Ахурой Маздой. С обращения к Сраоше начинается любое зороастрийское богослужение, потому что Сраоша – сама молитва. Отсюда его эпитет – «мантротелый», т. е. телом его является Святое Слово, Мантра Спэнта. Функции Сраоши во многом пересекаются с функциями античного Гермеса: это посланник Ахуры Мазды к людям, он обеспечивает связь молящегося с небожителями. Поскольку Святое Слово названо в Авесте мощнейшим оружием против Ангра Майнью и его демонов, Сраоша всегда представлялся в виде могучего воина, разящего Друджь и Айшму – демонов лжи и разнузданности, ярости и гнева. Птица Сраоши – петух, чей крик разгоняет тьму ночи и заставляет верующих вставать для совершения ритуала. Вместе с Митрой и Рашну Сраоша судит души на посмертном суде. Иными словами, наша посмертная участь во многом зависит от наших молитв. Иногда слово «Сраоша» используется в Авесте нарицательно, как обозначение послушания и религиозной дисциплины.

Сраошаварэз – 1) жрец древнего зороастрийского ритуала, следящий за порядком в храме. 2) название петуха, птицы Сраоши, в «Видевдате».

Стаота Йаснья – авест. «Молитва Хвалы», наиболее почитаемая часть Ясны, записанная на диалекте, близком к Гатам Заратуштры, куда входят сами Гаты, Ясна Хаптангхаити («Ясна семи глав») и самые важные мантры.

Сура – авест. «Сильный» – обычно переводится как характеристика Айрьямана, но положение этого слова в Сирозахе 2,3 говорит о самостоятельности его как изэда. Возможно, это мужская ипостась Саоки.


Тиштрья – пехл. Тиштар – авестийское название звезды Сириус. Зороастризм во многом основан на астральных мифах. В Авесте говорилось, что в начале времен, когда в материальный мир вторгся Ангра Майнью, звезды созвездий выступили на стороне Святого Духа, а планеты – на стороне Злого. В этой битве звезды, которыми предводили зодиакальные созвездия, победили, подчинив себе зловредные планеты. С тех пор планеты могут проявлять как свою низкую природу, так и высокую природу тех ангелов, которые за ними надзирают. В Авесте перечислены главные звезды, которые являются главнокомандующими и небесными стражами. Сириус-Тиштрья – главный из них, одновременно он является стражем восточной части неба. Западная часть неба охраняется звездой Сатавайса. Страж Юга Звезда Ванант. Стражем Севера являются хорошо всем известные семь звезд Большой Медведицы – созвездие Хаптоиринга. Звезды являются хранителями генофонда; считается, что каждой воплощенной на Земле душе соответствует своя звезда. В Тиштар Яште (Гимне Тиштрии) рассказывается, как Тиштрья, Сатавайса и Фраваши праведных разносят живительную влагу к арийским селениям. Поэтому Тиштрью называют «дождевой звездой», но это не полностью отражает смысл этого мифа. Здесь подразумевается влага Ардви Суры, которая черпается из небесного моря Воуру-Каша (в «Видевдате» говорится, что это море выше всех вод). Таким образом, под дождем подразумевается именно непрекращающийся поток человеческих душ, Фраваши, воплощающихся в телесной форме. Звезды же называются хранителями семени вод, земли и растений, т. е. материальных форм.

Тхваша – бесконечное пространство, космос. В Зерванизме – протоматерия, из которой был сотворен мир.


Узайерина – авест. «Вечерний», Изэд, страж вечера (до заката).

Упамана – авест. «Подобность», Изэд, символ подобия творения Творцу, тот идеал, к которому необходимо стремиться.

Упаратат – авест. «Превосходство» – изэд, связанный с победным превосходством, спутник Вертрагны.

Урван – авест. «Душа». Согласно зороастрийским представлениям душа человека бессмертна, а после смерти попадает в рай или ад в зависимости от тех поступков, которые человек совершал в течение жизни. В отличие от души, Фраваши человека всегда находится одесную Господа.

Ушахина – авест. «Рассветный» – изэд, страж ночи (от полуночи до рассвета).

Уши-Дарна – название горы, на которой Ахура Мазда открыл религию Заратуштре.


Фрабэртар – жрец древнего зороастрийского ритуала, готовивший жертвоприношение. В настоящее время его обязанности исполняет райтвишкар.

Фраваши – пехл. Фравахр – очень важная составляющая зороастрийского мировоззрения, бессмертный дух человека и его ангел-хранитель. Иногда Фраваши отождествляют с душой (Урван), но это противоречит Авесте (см. например, «Молитву Солнцу», стрф. 9). Фраваши – духи-хранители. Это слово можно так и перевести «Охраняющая». Все наши предки – это тоже Фраваши. Еще не рожденные наши потомки – тоже Фраваши. Фраваши – это то, что соединяет каждого человека с миром чистого Духа. У каждого человека есть своя Фраваши. Считается, что Фраваши – это самое тонкое человеческое тело (всего в Авесте упоминается 9 тел), по сути, это и есть наш дух. В то же время Фраваши – это то, что всех нас объединяет, это то, что является основой эгрегора, общего коллективного поля народа, нации, государства, всего человечества. Фраваши есть не только у людей. Свои Фраваши есть у всех благих творений, и даже у самого Творца есть своя Фраваши. Фраваши помогали Создателю творить мир, и именно по их выбору (а, значит, по нашему собственному выбору) люди приняли вызов и борются против Ангра Майнью. В гимне, который им посвящен (Яшт 13), Фраваши представляются грозными наездницами-воительницами, охраняющими арийские селения от врагов. Символ древа Фраваши (см. Гаокэрна) – один из ключевых в зороастризме. Каждый человек должен знать всех своих предков хотя бы до седьмого колена и обязательно помнить, поминать, молиться за них – тогда их Фраваши реально приходят на помощь, и человека защищает весь его род. Поскольку именно с Фраваши начиналось Творение, им посвящен 1-й месяц зороастрийского календаря. Кроме того, Фраваши посвящен 19-й день каждого месяца.

Фрадад-Вира – авест. «Растящий мужей» – изэд, страж вечера, покровитель мужчин.

Фрадад-Виспам-Худжьяйти – авест. «Растящий для всех благую жизнь» – изэд, страж ночи (с заката до полуночи).

Фрадад-Фшава – авест. «Растящий скот» – изэд, страж полдня, покровитель мелкого скота.

Фрашми – авест. эпитет Хаомы. Это слово можно перевести как пылкий, т.е. дающий возбужденное состояние, или как пылающий, что может быть справедливо для очень крепкого напитка.

Фрашо-Кэрти – авест. «Обновление Мира», авестийский вариант «Страшного суда», завершение Мирового круга, когда зло будет окончательно побеждено, а добро восторжествует, произойдет воскресение мертвых, ад будет уничтожен, каждый человек получит окончательное нетленное тело, очистится через расплавленный металл и будет жить вечно и счастливо.

Фшушо Мантра, Фшуше-Мантра – авест. «Молитва процветания», по другому – «Молитва скотовода», одна из старейших частей «Авесты», сейчас – 58 глава Ясны.


Хаванан – жрец древнего зороастрийского ритуала, в обязанности которого входило выжимание хаомы. В настоящее время его функции поделили заотар и райтвишкар.

Хавани – авест. «Относящийся к хаоме» – изэд, страж утра, от рассвета до полудня.

Хаданайпата – благовонное растение (предположительно – гранатовое дерево), которое кладут в огонь для аромата.

Хаома – 1) напиток бессмертия. В этом качестве Хаома будет играть важнейшую роль при воскрешении во время Фрашо-Кэрти; 2) растение, из которого он изготавливался. Существовало несколько видов хаомы, что подтверждается Авестой, однако из существующих сейчас видов растений на хаому более всего походит эфедра; 3) изэд, связанный с Хаомой; 4) культовый напиток, приготовляющийся во время богослужения. Туда входит сок эфедры, молоко и соки некоторых других растений; 5) состояние, в котором пребывает человек после принятия Хаомы. Подробнее о Хаоме см. предыдущее издание нашей серии (Авеста. Гимн Хаоме / СПб., 2003).

Хаосравангха – 1) царь династии Кавиев, в «Шахнамэ» – Кей-Хосров, сын Сиявуша (авест. Кави Сьяваршан); 2) название озера, на берегу которого Хаосравангха совершал жертвоприношение после победы над дайвопоклонниками.

Хаптангхайти – авест. ­«семь глав» – название центральной части Ясны (35-42), одна из самых священных частей Авесты.

Хаптоиринга – авест. «семь знаков» – древнейшее название созвездия Большой Медведицы. В небесном воинстве страж Севера. В пехлевийском сочинении «Меног-и-Храд» Большая Медведица названа небесным стражем, противодействующем сонмам демонов-дайвов, колдунов и ведьм, вылетающих из бездн ада. Помогают ей 99 999 Фраваши. Хаптоиринга, семь звезд Большой Медведицы – небесная родина ариев.

Хара Бэрзайти – авест. «Высокая Хара», мифическая цепь гор вокруг Хваниратха – центрального каршвара.

Хаурват, Хаурватат – авест. «Целостность», пехл. Хордад – один из Амеша Спэнта. В «Гатах» – женского рода, упоминается всегда в паре с Амертатом. Хаурват связан со здоровьем и исцелением, его свойства напоминают сказочную мертвую воду: он способен заживлять раны. Более глубокое понимание Хаурвата – обретение изначальной целостности, нарушенной Ангра Майнью, через единение со своей «половиной». Хаурватат покровительствует всем водам на Земле, а в организме человека - жидкостям. Поскольку Хаурват связан с утраченной гармонией, цельностью, он отвечает и за связь времен.

Хвайтвадатха – авест. «данный родственнику» в смысле «самопожертвование ради близкого человека» пехл. Хведода – патриотизм, самопожертвование, также изэд, покровительствующий этому. Также – единение со своей «половиной». Во времена позднего зороастризма, не ранее времен Ахеменидов, этот термин стал связываться с поощряемым в то время кровнородственным браком. Во времена Заратуштры этот термин такого значения не имел: ни сам Заратуштра, ни его дети не были в кровнородственной связи со своими родственниками. Современные зороастрийцы кровнородственные связи также категорически отрицают.

Хварно – этимологически связано со словом Хвар, «Солнце», пехл. Фаррсвятость, благодать, отмеченность, харизма – важнейшее понятие в зороастризме, особая связь с чистым миром Святого Духа. Хварно имеет огненную, солнечную природу. Каждый человек может быть исполненным Хварно, если будет следовать принципу Хумата, Хукхта, Хваршта – «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». Хварно изображали в виде солнечного диска над головой человека, что позднее перешло в христианство в виде нимба как обозначение святости. Существуют три вида Хварна, связанные с тремя типами священных огней и тремя кастами, сословиями, упомянутыми в Авесте.

Хукайрья – высочайшая гора в цепи Хара Бэрзайти, откуда берет начало Ардви Сура Анахита.


Чайчаста, Чайчиста – название озера, близ которого Кави Хаосравангха (Кей Хосров) совершал жертвоприношения после победы над дайвопоклонниками.

Чинват – полностью Чинват-пэрэту, пехл. Чинвад – мост-разделитель, по-другому – мост суда, после которого душа умершего попадает либо в рай, либо в ад. Этот мост разделяет наше и загробное существование. Для праведника этот мост расширяется (в зависимости от праведности), для грешника становится не шире лезвия меча, с которого грешник и падает прямо в ад, находящийся под Чинватом. Согласно Бундахишну это мост над рекой Даитья с горы Эльборц (Хара Бэрзайти) на мыс Чакат-Даити.

Чиста – часто с эпитетом Разишта, «Справедливейшая» – мировоззрение, знание, учение, мудрость. Тождественно Дайне маздаяснийской – зороастрийской религии.

Чисти – с эпитетом Вангхви – «Добрая» – процесс овладения знаниями, обучение, достижение Справедливейшей Чисты. Спутник Аши Вангхви.


Эртхе – изэд женского рода, ангел правдивости и праведности, спутник Аши Вангхви и Чисти.


Язата – см. изэды.

Ясна – 1) Молитва, жертвоприношение, богослужение; 2) главная часть Авесты, см. Предисловие, стр. 9.

08 День перед Атаром (Хварна) день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

День перед Атаром (Хварна) день (Ав. Дадвах) День Создателя перед днем Атара.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:46
Завтрашний день начнется в: 06:49
Сейчас время молитвы !
Текущее время Ушахин-гах, осталось 06:16 часов.
Хаван-гах будет в 06:49 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018