Поиск по сайту



Зороастризм о понятиях добра и зла

Журнал "Митра" № 11 2004 год

Учение о добре и зле как изначальной целостности мира и ее последующем нарушении является основой зороастризма, который опирается на древние источники, дошедшие до нас через века. В книге «Живой огонь» (СПб.,1996, с. 50) П. П. Глоба пишет: «Нигде, ни в одном другом учении проблема соотношения добра и зла не проработана так глубоко, досконально и последовательно, как в зороастризме. Данный вопрос является главным для любого зороастрийца».
Практически во всех распространенных религиях утверждается абсолютность этих понятий. принципов, положенных в основу мира при его создании. Однако во многих философских системах, учениях нередко утверждается относительность добра и зла. Есть мнение, что эти понятия существуют только в сознании человека и представления о добре и зле меняются с течением времени. В манихейских ересях, зародившихся еще в III в. н. э. и под разными именами дошедшими до нас, утверждается, что добро и зло - это понятия равновеликие и нет возможности победы над злом, а материальный мир является проявлением зла. Во всех этих случаях происходит подмена понятий. Часто также функция источника зла переносится на Бога. Это тоже совершенно неприемлемо для зороастрийцев. Бог - это источник добра и не имеет ничего общего со злом, так как добро противостоит злу.
Согласно зороастрийскому учению, добро и зло - это два противоборствующих начала, диаметрально противоположных и непримиримых. Сущность добра и зла проявляется соответственно через двух Духов. Один из них - Хормазд - изначально выбрал «бытие», добро и созидание. А другой - Ахриман, плод сомнения Зервана, выбрал зло и разрушение. Хормазд и Ахриман – вечные враги. Хормазд наделен всеведением, благ и добродетелью, а Ахриман - ревностной природой и волей все сокрушать. Материальный мир это проявление света. Человек должен защитить этот мир от вторжения дьявола. В древних тестах говорится, что «Бог вынужден был сотворить Вселенную как оружие, чтобы победить Ахрмана», а «каждый человек на земле свободен в своем выборе между добром и злом. И если он выбирает зло, то действует противоестественно, потому что Хормазд - его «отец». Он - сын Бога природе, т. е. порожден Хормаздом и рожден. Спендармат (Землей)» (Зенер Р. Ч. Учение магов М., 1993, с. 10-11).

Ответы на животрепещущие вопросы: какова истинная сущность добра и зла, как они явились в нашем мире и как соотносятся между собой, дают зороастрийские мифы. Приведем несколько небольших отрывков из древних текстов, которые дают об этом очень наглядное представление.

«Творец Ормазд создал творения, создания амахраспандов и Дух разума из своего собственного света и с благословения безгранично времени, потому что безграничное время - нестареющее, бессмертное, безболезненное, нечувствительное, нетленное, неуязвимое, и никто не может схватить его (и) ослабить его власть. А лживый Ахриман выродил дэвов и прочие колдунов от содомского греха с самим собой. И он заключил с Ормаздом договор на 9000 лет («зим») , в безграничном времени, и до завершения (этого срока) не может (ничего) изменить или поступить иначе. А когда 9000 лет завершатся, Ахриман будет уничтожен и праведный Срош разобьет Хешма, а Михр, безграничное Время и дух справедливости, который никого не обманывает, судьба и предоп¬ределение разобьют Все творения и создания Ахримана и в конце концов даже дэва жадности. И все творения и создания Opмaздa опять станут такими же неуязвимыми, какими они били сотво¬рены и созданы в самом начале» (Суждения Духа Разума // Зороастрийские тексты. Изд. подгот. О. М. Чунаковой. 94.., 1997, с. 90).

«Ормазд — желающий добра, и он никогда не принимает зла и не одобряет (его). Ахриман — желающий зла, и он совсем не думает о добре и не принимает его). Ормазд, если он желает, Может изменить творения Ахримана, Ахриман же, если он (желает), изменить творения Ормазда, но он может только так чтобы в конце Oрмазду не было вреда, так как конечная победа (будет)именно ,(« собственна») Oрмазда» (там же, с. 91).

Никакого мира и согласия (любви) не может между лживым Ахриманом и его отродьями и Ормаздом и амахраспандами, ибо Ахриман думает о вредной лжи и его дела — злоба, месть и вражда, а ОРМАЗД думaem о праведности и его дела – благодеяния, добро и правдивость. "Все Можно изменить, кроме нрава хорошего и плохого, и добрый нрав никоим способом не превратить в зло, а злой нравникоим образом нельзя превратить в добро. Ормазд из-за своей доброй природы не одобряет никакого зла и лжи, а Ахриман из-за своей злой природы не принимает добра и правдивости, и поэтому Между ними не Может быть никакого Мира и согласия («любви») (там же, с. 92).

«Ормазд всегда был высочайшим по всеведению, добродетели и светлости. Место пребывания его — «бесконечный свет». А место разрушения и тьмы — «бесконечная тьма». Между ними была пустота, воздух, в котором смешались друг с другом два духовных начала, ограниченное и безграничное. Оба духовных начала ограничены в себе. Власть творений Ормазда будет достигнута при конечном воплощении и станет безграничной навсегда и навечно. А творения Ахримана погибнут» (Бундахинш // там же, с. 266).

Предание о двух первичных Духах и их противоборстве изложено в «Бундахишне», где подробно рассказывается о первичном проникновении зла в наш мир, в результате чего рубиновое небо было расколото и произошло осквернение благих творений Ахуры Мазды. Там говорится также о том, что «Хормазд и Пространство, Религия и Время Хормазда» были, есть и будут всегда. При этом Хормазд отождествляется с Безграничным Временем, а Пространство он вынужден делить с Ахриманом, который ограничен как Временем, так и Пространством. Сверху же он ограничен Пустотой, которая простирается между ним и Хормаздом. Но это временно, пока «творение Хормазда не воцарится в Последнем Теле навечно и навсегда». В зороастризме Хормазд временно ограничен в себе самом «противоположным принципом, Ахриманом». Предание о космической битве заканчивается уничтожением Ахримана и «становлением совершенным несовершенного Бога». «Добрый Дух раздвигает свои границы и превращается в бесконечного, и человек, сражаясь на стороне Хормазда. сражается за свое собственное бессмертие» (Зенер Р. Ч., с. 19). Путь борьбы со злом был выбран духами-хранителями людей еще в самом начале создания мира.
В книге «Живой огонь» говорится о том, что развитие нашего мира происходит в четырех промежутках времени. В Эру творения Ахура Мазда (Хормазд) создал наш мир - Вселенную. Пока не было реального выбора, не было и зла, которое возникло тогда, когда «по воле Ахура Мазды начался процесс перехода мира из идеального, невоплощенного состояния в проявленное, воплощенное состояние». И проявилось зло в нашем мире именно «вследствие неправильного использования реального права выбора». Тогда дух зла Ангра Майнью (Ахриман) вторгся в мир и начал его разрушение. Вторая эра, наступившая при переходе мира в воплощенное состояние, называется Эрой смешения добра и зла. Она продолжается до сих пор, но скоро завершится.
В 2008 г. наступает этап перехода к новой эре, время размежевания, разделения света и тьмы и замыкания зла в самом себе. В конце Эры разделения зло будет уничтожено. Именно это описывается в христианстве как «Страшный суд», а в Авесте - как Фрашегирд. Он может тянуться миллионы лет. Затем наступит Эра мудрости и воссоединения, когда зла уже не будет, все творения очистятся и сольются в едином потоке.

О различии добра и зла в древних источниках говорится следующее.
«Добро и зло различимы в этом мире, доброе и злое поведение, тьма и свет, праведное и ложное, благоухание и зловоние, жизнь и смерть, болезнь и здоровье, справедливость и несправедливость, рабство и свобода. Это существует и наблюдается во все времена и во всякой стране» (Зенер Т. Ч., с. 191)

«Несхожесть добра и зла, света и тьмы и других противоборствующих сущностей — это есть paзличие не в предназначении, а в самом их существе. Это можно заключить из того, что их природы не допускают сочетания и взаимно разрушают друг друга. И6o там, где есть добро, невозможно быть Злу. Где присутствует свет, не может быть тьмы... Это существенное различие и взаиморазрушительность весьма заметны в явлениях материального мира. Материальный мир является следствием духовного, а духовный — его причиной, поскольку следствие может быть понято через причину» (Сиканд Гуманик Вазар. Гл. Vlll // Зороастрийские тексты, с. 38).

«…несмотря на то, что противоположности могут носить разные имена и быть многих видов, все же они сводятся к двум именам, которые подобны семени, включающему в себя все остальное - это добро и зло. Разнообразие имен и видов, существующее кроме них представляет собой лишь ветви, развивающиеся из этих двух семян; и нет ничего, что не охватывали бы эти два принципа. И не было и никогда не будет чего-то такого, что было бы ни добром, ни злом, ни смесью этих двух. Стало быть, абсолютно ясно, что есть два первоистока, не более, и что добро не может происходить от зла, а зло от добра... "Если Бог совершенен в благости и знании, то ясно, что невежество и зло не Могут проистекать из Него, а если бы это происходило, то он не был бы совершенным; но если бы он не был совершенным, то он не почитался бы как Бог или как совершенное благо» (там же, с. 41).

«... такая исключительная сущность, как, человеку совершает и добрые, и злые дела; но дело в том, что человек не совершенен ни в одном отношении. Будучи несовершенен в отношении добродетели, он дает начало злу; поскольку он несовершенен в отношении здоровья, он подвержен болезням; и по той же причине он умирает, ибо причиной смерти является столкновение двух (полярно) противоположных начал в одной сущности, а там, где оба противоположных принципа сходятся в одной сущности, неизбежны болезнь и смерть» (там же, с. 42).

Добро и зло существенно отличаются друг от друга: добро может существовать без зла, а зло без добра - нет; зло никогда ничего не создает и не может создавать в отличие от добра, зло проще, чем добро, оно проявляется как вирусная система, но не любое нарушение целостности есть зло. Зло в нашем мире - это совокупность злых дел. злых слов, злых мыслей за все время существования воплощенной Вселенной, появившихся вследствие неправильного выбора. Важнейшей задачей человека является служение добру и борьба со злом. В книге «Живой огонь» (с. 67) П. П. Глоба пишет:

«Граница между добром и злом проходит не между расами, не между народами, не между странами, не между группами людей, не между имущими и неимущими, и даже не между отдель¬ными людьми. Граница между добром и злом про¬ходит через сердце каждого человека, через его душу. Граница между добром и злом проходит через каждого из нас. В каждом человеке есть добро и зло вследствие нашего прошлого выбора. И у каждого из нас есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону... Поэтому прежде всего человек должен бороться против зла в своей душе.
Ощутить свое единство с Творцом позволяет Вера. Если она есть, человек не сделает духовный выбор в сторону зла. Вера дает возможность пользоваться поддержкой высших сил
».

Статью подготовила Галина Соколова

Разделы: 
Rus
08 День перед Атаром (Хварна) день.
07 Митры месяц.
3756 год ЗРЭ

День перед Атаром (Хварна) день (Ав. Дадвах) День Создателя перед днем Атара.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:49
Завтрашний день начнется в: 06:51
Текущее время Узерин-гах, осталось 00:49 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 18:53 часов.

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/10/2018 по 16/10/2018