Поиск по сайту



Вы здесь

Словарь имен и терминов. Источники. Литература

Иногда в книге слово приводится в разном написании в соответствии с изменениями на протяжении истории, в этих случаях первой дается более старая форма.

Авеста — собрание священных книг зороастризма на авестийском языке

агиари — у парсов святилище, храм огня

акабир — букв. “старейшины” (араб. мн.ч.), означает старейшину, старшину, руководителя общины

Амэша-Спэнта, Амахраспанд — букв. “Бессмертный Святой”, название зороастрийского божества, вызванного к жизни Ахура-Маздой; употребляется чаще в отношении шести величайших из этих божеств

анджоман — ассамблея, собрание или местный совет зороастрийцев

аташ-зохр — приношение огню

атахш, аташ — огонь

Атахши-Адуран, Аташ-Адуран — букв. “Огонь огней”, священный огонь второго ранга Атахши-Варахрам, Аташ-Бахрам — букв. “Победный огонь”, “Огонь Варахрама (Бахрама)”, священный огонь высшего ранга

Ахуна-Ваирйа, Ахунвар — самая священная молитва зороастрийцев, соответствующая “Отче наш” у христиан

Ахура — господин; родовое наименование одной из групп индоиранских божеств, враждебной даэва

Ахура-Мазда — верховное божество зороастризма (более поздние формы этого имени Ахурамазда, Ормазд)

аша — порядок, истина, справедливость (принцип, правящий всем миром)

ашаван — праведный, благочестивый

барашном — ритуальное омовение, часть обрядов очищения

барэсман, барсом — пучок прутьев, которые жрец держит в руке во время богослужения

бехдин — букв. “(исповедующий) благую веру”, то есть зороастриец

Вахрам — см. Атахши-Варахрам

Видевдат, Вендидад — букв. “Закон против демонов”, одна из книг Авесты, читаемая во время ночных богослужений

Висперед — “(Богослужение) всех глав”, книга Авесты, читаемая главным образом во время празднования гахамбаров и в Ноуруз

габр, гаур — мусульманский термин, означающий, вероятно, “неверный” и применяемый в Иране по отношению к зороастрийцам

Гаты — гимны, сложенные Зороастром

гахамбар — один из шести священных дней, обязательное празднование которых было предписано общине Зороастром

гетиг — физический, материальный, осязаемый, телесный (в противоположность меног)

Дадгах — священный огонь третьего ранга

дастур — главный, верховный жрец

дахма — могила, позднее место для трупоположений, “башня молчания”

даэва, дэв — злое божество, отвергнутое Зороастром; позднее демон

джизйа — подушный налог, платившийся немусульманами

джуддин — иноверец, незороастриец

друг — ложь, зло, беспорядок (принцип, противоположный истине-аша)

зимми — люди писания, иноверцы, находящиеся под защитой мусульман

Зэнд — комментированный перевод Авесты на среднеперсидский язык

Йенхе-Хатам — короткая древняя молитва

кави, кэй — титул Виштаспы, царственного покровителя Зороастра, и других правителей из его династии

кусти — священный шнур, который зороастрийцы носят в качестве пояса

маг — латинская форма древнеперсидского слова магу — “жрец, священнослужитель”

меног — духовный, нематериальный (в противоположность гетиг)

мобад — главный жрец, в современном словоупотреблении жрец, более квалифицированный, чем эрбад

Ноуруз — букв. “Новый день”, самый священный день зороастрийского религиозного календаря, седьмое обязательное празднество

Пазэнд — запись текстов на пехлеви авестийским алфавитом

пехлеви — язык позднейших зороастрийских сочинений, среднеперсидский

Саошйант — грядущий спаситель мира

спэнта — святой, полезный, растящий (эпитет, характеризующий благие творения)

Стаота-Йеснйа — центральная и старейшая часть Ясны

судра, сэдра — ритуальная рубашка белого цвета

урван — душа

фраваши, фравахр, фравард — дух, существовавший до этой жизни и остающийся после смерти человека, часто синоним души

фрашо-кэрэти, фрашегирд — окончание нынешнего состояния мира, Последний День (букв. “Чудо-делание”)

хаома, хом — священное растение, сок которого выжимается во время главного зороастрийского богослужения

хварэна — харизма, божественная благодать и божество, олицетворяющее ее

хваэтвадата, хвэдода — брак между кровными родственниками

храфстра — вредное существо, принадлежащее миру зла

Худинан пешобай — букв. “Глава исповедующих благую веру”, титул главы общины зороастрийцев в период раннего ислама

эрбад, эрвад—обозначение зороастрийского жреца, менее квалифицированного, чем мобад

язата, язад — букв. “достойное почитания, поклонения”, зороастрийское обозначение божеств, созданных Ахура-Маздой

Ясна — букв. “богослужение”, главная зороастрийская религиозная служба

Ясна-Хаптанхаити — букв. “Ясна семи глав”, часть Стаота-Йеснйа

Яшт — гимн отдельному божеству

Источники

В настоящем издании источники и литература приводятся в том виде, в каком они даны в оригинале.

Арда-Вираз-Намаг — Arda Viraz Namag. Ed. and transl. by H. Jamasp Asa and M. Haug. Bombay and L., 1872.

Балазури — Baladhuri. Futuh al-Buldan. Transl. P. K. Hitti and F. С Murgotten. — The Origins of the Islamic State. Vol. I. N.Y., 1916.

Бируни, 1957 — Бируни Абурейхан. Памятники минувших поколений. — Избранные произведения. Т. I, Таш., 1957.

Бундахишн — Zand-Akasih. Transl. by m. Т. Anklesaria. Bombay, 1956.

Вендидад - [Darmesteter, 1895]. — Darmesteter J. The Zend-Avesta. Pt. I. The Vendidad — SBE. Vol. IV. Oxf., 1895; Delhi, 1965.

Визидагихаи-Задспрам - Wizidagiha i Zadspram. Ed. by В. Т. Anklesaria. Bombay, 1964.

Дадестани-Диниг - Dadestan i Dinig. Pt. 1. Transl. by E. G. West. — SBE. Vol. XVIII.

Дадестани-Меноги-Храд - Dadestan i Menog i Khrad. Ed. and transl. by E. W. West. — The Book of the Mainyo-i-Khrad. Stuttgart and L, 1871.

Динкард — Dinkard. Ed. by D. M. Madan. Vol. I, II. Bombay, 1911.

Ибн Исфандияр — Ibn Isfandiyar. History of Tabaristan. Transl. by E. G. Browne. L„ 1905.

Карнамаг - Karnamak i Artaxsir i Papakan. Ed. by E. K. Antia. Bombay, 1900; Ed. D. P. Sanjana. Bombay, 1896.

Мадигани-Хазар-Дадестан — Bulsara S. J. The Laws of the Ancient Persians. Bombay, 1937.

Масуди — Mas'udi. Les Prairies d'Or. Ed. by Ch.Pellat. Vol. II, P., 1965.

Наршахи — Narshakhi. History of Bukhara. Transl. by R. N. Frye. Cambridge, Mass., 1954.

Послания Манушчихра - Epistles of Manushchihr. Transl. by E. G. West — SBE. Vol. XVIII.

Саддар Бундахеш - Saddar Bundahesh. Transl. by B. N. Dhabhar. Bombay, 1932.

Са'либи — al Tha'alibi. Histoire des Rois des Perses. Texte arabe publie et traduit par H. Zotenberg. P., 1900.

Сийасат-наме — Siyasat Name. Transl. by H. Darke as The Book of Government of Nizam al-Mulk. L., 1960.

Тансар-наме — Tansar Name. Transl. by M. Boyce. Rome, 1968.

Шахнаме — Firdausi. Shahname. Transl. by A. G. and E. Warner. Vol. VI—IX. L., 1912—1925.

Шканд-гуманиг-Визар — Shkand-gumanig Vizar. Transl. by P. J. de Menasce. Freiburg-in-Swirtzerland. 1945.

Яcнa — Yasna [Mills 1887]. Mills L. H. The Zend-Avesta. Pt. III. The Yasna, Visparad, Afrinagan, Gahs and Miscellaneous Fragments. — SBE. Vol. XXXI. Oxf., 1887; Delhi, 1965.

Яшт — Yasht [Darmesteter 1883]. — Darmesteter J. The Zend-Avesta. Pt. II. The Sirozah. Yashts and Nyayesh — SBE. Vol. XXIII. Oxf., 1883; Delhi, 1965.

Литература

Кроме работ, цитируемых в книге, в список включены также работы советских и иностранных ученых на русском языке, рекомендуемые для дополнительного чтения.
Бонгард-Левин Г. M., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Изд. 2-е. M., 1983.
Дандамаев M. А.. Луконин. В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. M., 1980.
Дорошенко E. А. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). M., 1982.
Дрезден M. Мифология Древнего Ирана. — В кн.: Мифологии Древнего Мира. M., 1977, с.337—365.
Дьяконов M. M. Очерк истории Древнего Ирана. M., 1961.
Луконин В. Г. Культура сасанидского Ирана. M., 1969.
Периханян А. Г. Сасанидский судебник. Ер„ 1973.
Периханян А. Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. M., 1983.
Фрай Р. Наследие Ирана. M., 1972.
Bailey, 1943 — Bailey H. W. Zoroastrian Problems in the Ninth-Century Books. Oxf., 1943, 1971.
Boyce, 1975 — Boyce M. A. History of Zoroastrianism. Vol. I (Hand-buch der Orientalistik). Leiden, 1975.
Boyce, 1977 — Boyce M. A Persian Stronghold of Zoroastrianism. Oxf., 1977.
Boyce, 1982 — Boyce M. A History of Zoroastrianism. Vol II (Hand-buch der Orientalistik). Leiden, 1982.
Boyce, 1984 — Boyce M. Textual Sources for the Study of Zoroastrianism. Manchester, 1984.
Braun, 1915 — Braun O. Ausgewahlte Akten persischen Martyrer — Bibliothek der Kirchenvater. Vol. 22, 1915.
Browne, 1906 — Browne E. G. A Literary History of Persia Vol II Cambridge, 1906, 1928; Vol. III, 1920.
Bulsara, W4 — Bulsara 1. F. Bird's Eye Picture of the Parsis. Bombay, 1969.
Chardin, 1735 — Chardin J. Voyages en Perse et autres lieux de 1'Orient. Vol. II. Amsterdam, 1735.
Commissariat, 1938 — Commissariat M. S. A History of Gujarat Vol. I. Bombay, 1938.
Darmesteter, 1883 — Darmesteter I. The Zend-Avesta P H The Sirozah, Yashts and Nyayesh—SBE. Vol. XXIII. Oxf., 1883; Delhi, 1965.
Darmesteter, 1895 — Darmesteter J. The Zend-Avesta P I The Vendidad.-SBE. Vol. IV. Oxf., 1895; Delhi, 1965.
Daulier-Deslandes, 1672 — Daulier-Deslandes A. Les Beautez de la Perse. P., 1672.
Dennet, 1950 — Dennet D. C. Conversion and the Poll-tax in Early Islam. — Harvard Historical Monographs, XXII, 1950.
Dhabhar, 1932 — Dhabhar B. N. The Persian Rivayats of Hormazyar Framarz and Others. Bombay, 1932.
Dhalla, 1914 — Dhalla M. N. Zoroastrian Theology. N. Y., 1914.
Dhalla, 1938 — Dhalla M. N. History of Zoroastrianism. N. Y., 1938.
Dhalla, 1943 — Dhalla M. N. Homage unto Ahura Mazda. Karachi, 1943.
Drouville, 1828 — Drouville G. Voyage en Perse fait en 1812 et 1813.Vol. II. P., 1828.
Ehrlich R., 1930 — Ehrlich R. The Celebration and Gifts of the Persian New Year (Nawruz) According to an Arabic Source. — Dr. J. J. Modi Memorial Volume. Bombay, 1930, с. 95—101.
Figueroa, 1669 — Figueroa S. L'ambassade de D. Garcias de Silva Figueroa. P., 1669.
Fryer, 1915 — Fryer J. A New Account of East India and Persia, 1672—1681. Vol. II. L., 1915.
Geldner, 1896 — Geldner K. F. Avesta. Vol. I. Stuttgart, 1896.
Gershevitch, 1959 — Gershevitch J. The Avestan Hymn to Mithra .Cambridge, 1959, 1967.
Haug, 1862 — Haug M. Essays on the Sacred language, Writings and Religion of the Parsees. Bombay, 1862.
Hodivala, 1920 — Hodivala S. H. Studies in Parsi History. Bombay,
1920.
Hoffman, 1880 — Huffman G. Auszuge aus syrischen Akten persischer Martyrer. Lpz., 1880, 1966.
Insler, 1975 — lnsler S. The Gathas of Zarathushtra. Leiden, 1975.
Jordanus, 1863 — Jordanus. The Wonders of the East. Transl. and ed. by H. Yule. L., 1863.
Kreyenbroek, 1985 — Kreyenbroek G. Sraosa in the Zoroastrian Tradition. Leiden, 1985.
Lord, 1630 — Lord H. A Display of Two Forraigne Sects in the East Indies. L., 1630.
Mandelslo, 1669 — Mandelslo A. von. Supplement to the Voyages and Travels of the Ambassadors Sent by Frederick Duke of Holstein to the Great Duke of Muscovy. L., 1669.
Mills, 1887 —Mills L. H. The Zend-Avesta. Pt. III. The Yasna, Visparad, Afrinagan, Gahs and Miscellaneous Fragments. — SBE. Vol. XXXI. Oxf., 1887; Delhi, 1965.
Modi, 1922 — Modi 1. J. The Religious Ceremonies and Customs of the Parsees. Bombay, 1922; 2nd ed., 1937.
Monnot, 1974 — Monnot C. Penseurs musulmans et religions iraniennes. P., 1974.
Moulton, 1917 — Moulton 1. H. The Treasure of the Magi. A Study of Modern Zoroastrianism. Oxf., 1917, 1971.
Niebuhr, 1792 — Niebuhr K. Travels through Arabia and Other Countries. Edinburgh, 1792. Noldeke, 1879 — Noldeke Th. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden aus der arabischen Chronik des Tabari. Leiden, 1879.
Nyberg, 1958 — Nyberg H. S. Sassanid Mazdaism according to Moslem Sources. — Journal of the K. R. Cama Oriental Institute. 39, 1958, с. 3—63.
Olcott, 1885 — Olcott H. S. Theosophy, Religion and Occult Science L.,1885.
Ovington, 1929 — Ovington J. A Voyage to Surat in the Year 1689,ed. H. G. Rawlinson. Oxf, 1929. Perron, 1771 — Perron Anquetil du. Zend-Avesta, Ouvrage de Zoroastre. P., 1771.
Petermann, 1865 — Petermann H. Reisen im Orient. Vol. II. Lpz., 1865.
Pratt, 1916 — Pratt J. B. India and its Faiths. L., 1916.
Pur-Davud, 1927 — Pur-Davud I. Introduction to the Holy Gathas. Bombay, 1927.
SBE — Sacred Books of the East, ed. by Muller.
Streynsham, 1888 — Streynsham Master (Quoted by H. Yule, ed.). The Diary of William Hedges Esq. Vol. II. L., 1888.
Stavorinus, 1798 — Stavorinus J. S. Voyages to the East Indies. Vol. II. L., 1798.
Taraporewala, 1951 — Taraporewala I. J. S. The Divine Songs of Zarathushtra. Bombay, 1951. Tavernier, 1676 — Tavernier J. B. Six Voyages en Turquie, en Perse et aux Indes. P, 1676; L., 1684.
Tritton, 1970 — Tritton A. S. The Caliphs and their Non-Muslim Subjects. L., 1930, 1970.
Valle, 1661—1663 — Valle Pietro della. Fameux voyages de Pietro della Valle, gentilhomme romain. Transl. into French by E. Carneau and F. le Comte. P., 1661—1663.
Wilson, 1843 — Wilson J. The Parsee Religion... unfolded, refuted, and contrasted with Christianity. Bombay, 1843.
Yarshater, 1982 — Yarshater E. (Ed.) Cambridge History of Iran. Vol. 3. Cambridge, 1982.
Zaehner, 1955 — Zaehner R. C. Zurvan, a Zoroastrian Dilemma. Oxf., 1955.
Zaehner, 1961 — Zaehner R. C. The Dawn and Twilight of Zoroastrianism. L., 1961, 1976

07 Амертат день.
02 Аша-Вахишты месяц.
3756 год ЗРЭ

Амертат день (Ав. Амеретат) Бессмертие или Жизнь. Покровитель растений.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 05:11
Завтрашний день начнется в: 05:08
Текущее время Хаван-гах, осталось 00:04 часов.
Рапитвин-гах будет в 12:57 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 30/04/2018 по 04/05/2018
с 29/06/2018 по 03/07/2018

Зервано-зороастрийские праздники