НАСТАВЛЕНИЕ МУДРЕЦА [АНДАРЗ-И ДАНАГ-МАРД]

Мудрец обратился к своему сыну, дал (ему) наставление, обучил, распорядился и приказал: “Сын! Будь безгрешен, чтобы не испытывать страха. Будь благодарным, чтобы быть достойным. Будь благоразумным, чтобы быть богатым. Будь благодарным, чтобы иметь хороших друзей. Будь довольным и смиренным, чтобы иметь много друзей. Остерегайся людей завистливых так, как лживого Ахримана, который сотворил зло в этом мире. (Следует) думать об устройстве своего дома, а не о чужих домах, так как лучше устроить небольшое число своих домов, чем желать приобретения (?) многих чужих. Будь любезным с друзьями и уступчив с каждым, чтобы тебя не стыдили. Садись на такое место, чтобы тебя взяли за руку и подняли наверх, а не на такое („другое"), чтобы тебя взяли за ногу и стащили вниз. Не ссорься ни с кем, не борись за место. ...Злому духу по размышлении (?) (не) служи (ему) и не ешь скот. Пей вино в меру. Во время вкушения вина говори умеренно. Сам внимательно следи за (своими) недостатками. Говори разумно, то есть правдиво. Порока в умеренном вкушении вина нет. Согласно наставлению и обязанности, (будь) послушен родным и друзьям, а также не ссорься со своим наставником. С пьяным трапезу не разделяй, чтобы тебя хвалили и возносили все благочестивые. Не бери накопленное (?) у начальников и правителей, так как все (они) присваивают добро и дают тебе, (мол): „Копи(?) его для себя, чтобы его (стало) больше(?) и чтобы оно достигло дальних мест и принесло бы (тебе) уважение („почитание")(?)". Везде и всегда остерегайся врага и мысли о (нем) считай враждебными. Тогда больше остерегайся (врага), когда он стоит у власти. Друзей и уважаемых людей не обижай, ибо от обиды друзья уйдут, и (от этого будет) много большого вреда. Везде и всегда искренне, для своей (же) пользы, будь старательным, обязательным, совестливым и красноречивым. Того, что тебе (не) кажется хорошим, не делай никому. Каждый, кто помнит эти четыре вещи, тот („сам") изгонит Ахримана из обитаемого мира: считай самым плохим (человеком) невежественного и считай его несчастным; на собрании, когда (ты) перед начальниками и правителями, имей разум, смелость и храбрость; слово, если не спросят, иначе как подумав, не говори, и даже если спросят, говори, подумав: при (заключении) договора, чтобы не сказать и не вызвать ложь, не клянись и не проси защиты. Не будь мстительным и завистливым, так как месть и зависть не возвеличивают душу, <а потомство не достигнет...>. Из-за этого на земле тело (станет) бесславным, а на небе душа — разочарованной, и потомство не достигнет процветания. К жене и детям относись как можно лучше и доброжелательнее („радостнее"), а именно беседуй (с ними), наставляй и обучай. Каждый день для себя определяй: „Какое (я совершил) сегодня доброе дело, какой грех, какую пользу и какой вред". Выбирай („проси") жену смышленую, друга обходительного, благодеяние действенное для тебя(?), иначе не выбирай, чтобы тебя, не дай бог, не постигли („скорее") горе и беда. 3лобу(?) в себе не допускай и никогда не дерись, чтобы твой враг (не) радовался. Не будь переменчив, не водись („сиди") с распутницей, иначе все те грехи, что она совершает, перейдут на твою душу. Будь щедрым за счет своего имущества, а не за счет чужого, чтобы твое имущество (не стало) приносящим благо телу из приносящего благо душе; давай (его) (людям) добрым и достойным, так как тело не вечно, а душа вечна. Старайся поступать так, (как если бы вечной была жизнь), и ешь так, как если бы завтра тебе надо было бы умереть”.