Поиск по сайту



ИЗЕД МАНТРА-СПЕНТА

fire-temples.jpg

Мантра-Спента в переводе с авестийского языка означает «святое слово». Зороастрийцы всегда придавали огромное значение сказанным словам. Они считали, что каждая звуковая вибрация несёт в себе определённый смысл, а тем более молитвенная формула, мантра или магическое изречение.
Самыми священными и наиболее действенными зороастрийскими мантрами, используемыми в борьбе со злом и всеми дэвами, считаются «Ашем Boxy» и «Ахунвар».

(Дэвы, или дайвы - в зороастрийской религии демонические сущности, служащие духу зла Ангра-Манью. Борьба с дэвами превращается в зороастризме в борьбу с человеческими пороками и слабостями.)

Молитвой, изгоняющей все виды зла, является священный Ахунвар, по преданию впервые прочтённый самим Творцом Ахура-Маздой в Бесконечном времени (Зервана Акарана) при сотворении материального Мира. Прочтение этой молитвы ознаменовало рождение материального Мира и ограничение духа Зла - Ангра-Манью - в пределах замкнутого времени, а в конце времён возвестит об окончательном уничтожении космического зла.

Эта молитва воплощает собой силу Божественного Слова, способного творить миры и побеждать зло. Она состоит из семи строк, заключающих 21 слово, каждое из которых имеет особый вес и смысл. Современные исследователи усматривают в этой молитве некий эсхатологический смысл. Конец света в зороастрийской традиции называется Фрашегирдом, и согласно авестийской мифологии перед наступлением Фрашегирда Хормазд вновь прочтёт Великую молитву Ахунвар, что станет сигналом к последнему акту великого действа космического масштаба.
Зороастрийцы вкладывали в понятие слова особый сакральный смысл. Библейские и евангельские изречения: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» или же «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», — восходят к зороастрийскому представлению о Боге, как некоему рождающему космическому началу, воплощённому в Слове.
«Всё чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» — сказано в Евангелии от Иоанна, и это полностью соответствует зороастрийскому осмыслению понятия Божественного Слова.

yazd_zoroastrian_temple.jpg
Зороастрийский мобад читает священные тексты Авесты в храме огня

Святая троица маздаяснийской религии, Ахура-Мазда, Boxy-Ман и Аша-Вахишта, представлена морально-этической триадой: «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». В этой триаде Ахура-Мазда проявляется как Благое Слово, или Мантра-Спента (буквально «Священная молитва»).
Значимость Ахунвара для зороастрийцев можно сравнить со значением молитвы «Отче наш» («Pater noster») для христиан. По своему содержанию она принципиально отличается от прочих молитв, поскольку не содержит какой-либо просьбы к Богу - верующий лишь высказывает своё желание скорейшего наступления Царствия Божьего и утверждения Его Святой воли. Многочисленные переводы Ахунвара предлагают различные варианты толкования этой древней молитвы, но общий смысл их сводится к следующему:

Поскольку Он избран Миром,
то суждение, исходящее из самой Истины,
да перейдёт на деяния Благого Помысла в Мире,
равно как и сила Мазды Ахуры, который поставлен пастырем над людьми.

Значимость Ахунвара для этой самой древней монотеистической религии переоценить невозможно - им побеждаются бесы, им раздвигаются рамки пространственно-временного континуума. Ахура-Мазда, прочитав Ахунвар в Бесконечном времени, сковал Злого духа Ангра-Манью в ограниченном пространстве и времени материального Мира, созданного специально для этой цели. Ахура-Мазда посредством Заратуштры передал молитву Ахунвар всему человечеству как наилучшее оружие для борьбы со злом в Эпоху разделения добра и зла.
Последователи Заратуштры, памятуя о том, что Ахура-Мазда сокрушил силы Ангра-Манью прочтением 21 слова Ахунвара, почитают за правило молиться не один раз в течение дня. Чтение молитвы перед едой, после сна, перед совершением какого-либо важного дела, во время омовения называется баджем, что в переводе с авестийского означает «скажи». Понятие баджа настолько глубоко вошло в сознание верующего зороастрийца, что стало неотъемлемой частью его ежедневного ритуала.
Последователи пророка Заратуштры вкладывали в понятие слова особый смысл. Зороастрийские космогонические представления о творческом потенциале Слова, его способности творить миры, были восприняты греческими философами (в частности, Гераклитом) и трансформированы в понятие Логоса.

(Логос - (гр. Logos - слово, понятие, мысль, разум) - в древнегереческой философии означает всеобщую закономерность, а в идеалистической философии - духовное первоначало, мировой разум, абсолютную идею. Древнегреческий философ Платон трактует Логос как «понятие», «суждение», «теорию», «критерий». Аристотель добавляет такие значения, как «слово», «определение», «доказательство» и «силлогизм».)

В античной философии Логос, вобравший в себя черты Зервана, выступает как вечность, охватывающая сменяющие друг друга века; как рок, определяющий судьбы миров; как необходимость, скрывающаяся за случайными событиями.
Гераклит первым из греческих философов ввёл понятие Логоса - Божественного Слова, существующего предвечно. Известная всем фраза «5 начале было слово...» явилась христианской интерпретацией неоплатонических идей о Логосе, само представление о котором впервые возникло на Востоке и благодаря античным философам прижилось на греческой почве. Гераклит считал, что последовательность космических циклов рождения и умирания Вселенной, ритм, направление и цель общего космического движения определяются именно Логосом. Космические катаклизмы (а гераклитовский Космос унаследовал от иранской модели мироздания представление о вселенской катастрофе) есть лишь необходимые звенья в цепи общей гармонии: Логос никогда не меняется и всегда остаётся равным самому себе. Он подобен Зервану, из которого возникло Мироздание, и к которому всё вернётся по истечении отведённого срока.
Для античной натурфилософии характерна космологическая модель, согласно которой существование Мироздания определяется двумя последовательно сменяющими друг друга процессами: становления и разрушения. Гармоничный космос рождается из хаоса. Космос рождается для того, чтобы пройти все этапы становления и в конечном итоге вновь подвергнуться дезорганизации и возврату в предвечное хаотическое состояние. Подобные взгляды были весьма близки воззрениям персидских и индийских философов, которые различали три основных этапа существования Мироздания: творение, оформление и растворение. Процесс растворения Космоса в беспредельном начале получил у Анаксимандра название апейронизации (то есть возвращения к Апейросу -Бесконечому), пифагорейцы именовали это явление утратой предела. Персы, рассуждая о сущности времени, которое наряду с пространством они считали основным формообразующим принципом Вселенной, говорили: «Действие времени состоит в том, что оно было бесконечным, а стало конечным в акте творения до завершения, которое наступит, когда Разрушительный дух обессилит, тогда оно соединится с той же Бесконечностью навсегда».
Многовариантность мироустройства в философии платоников не приходит в противоречие с идеей единства: таковое обеспечивается Логосом как универсальной закономерностью космических пульсаций. Платон понимал термин Логос в значении «первичная причина» и «закон движения звёзд», его же последователи неоплатоники развили учение о Логосе-слове, придав ему эманирующую созидательную функцию. Неоплатоники утверждали, что чувственный мир есть воплощение эманирующего Логоса («творческого принципа»): внутренний логос превращается в произнесённый. Неоплатоники развили предложенную стоиками идею креационной семантики Логоса, наполнив это понятие новым смыслом - творческий потенциал переадресуется слову.
Натурфилософские концепции античных мыслителей подготовили благоприятную почву для оформления христианского догмата о воплощении Бога-слова. В христианстве творение мира понимается как воплощение слова Божьего: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.... И назвал Бог свет днем, а тьму ночью... И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И стало так... и назвал Бог твердь небом...» (Бытие I, 1-7). Соответственно, пришествие и земная жизнь Христа интерпретируются как воплощение («вочеловечивание») Божественного откровения («слова жизни»).
Ноуменально отождествляясь с Богом-отцом {«Вначале было С [ново, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» - Ин, 1,1). Логос феноменально воплощается в Боге-сыне («И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» Ин, 1, 14), выступая таким образом связующей субстанцией всех ликов Троицы.
Христианские представления о «божественном слове» стали продолжением и развитием античных концепций о Логосе, которые в свою очередь сложились вод влиянием восточных идей о мантре - слове Господа, посредством которого он творит миры. Понятие мантры получило наиболее полное оформление в философских трудах индийских и тибетских мистиков, но иранская ветвь ариев в своём религиозном учении также сохранила представление о креатической (созидательной) функции мантры.
Магическую силу Ахунвара - молитву, которую Заратуштра получил в откровении от самого Ахурамазды, пророк передал своим последователям, которые считают эту мантру наилучшим оружием против сил зла. Комментарием к вышесказанному может стать фрагмент из авестийского текста «Видевдат» (Закона против бесов), который таким образом передаёт ответ Заратуштры испытывавшему его Злому Духу:

«Его спросил злокачественный Ангра-Манью:
- Чьим словом поразишь, чьим словом прогонишь, каким оружием [поразишь] мои создания, [сотворенные мною], Ангра-Манью?
Ему сказал Спитама Заратуштра:
- Ступкою, чашею, хаомой и Словом, изречённым Маздою! Вот моё оружие, самое лучшее! Этим словом поражу, этим словом прогоню, этим оружием [поражу] твои создания, о злокозненный Ангра-Манью! Сотворил [это оружие] Святой Дух, сотворил в Беспредельное время [Зерван Акарана], сотворили его Амеша-Спента, благовластвующие, благодетельные».

mantra om mani.jpg

Мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»

Мантра (санскр. - «стих», «заклинание») - основополагающее понятие восточной философии. В древнеиндийской и древнеиранской религиозных традициях мантра является магической вербальной формулой общения с богами, изустно передаваемой от учителя к ученику. Древние мистики не сомневались в существовании особой сверхъестественной связи между конкретной молитвой (мантрой) и соответствующим ей божеством. Многие мантры в процессе медитации выполняют роль несущих конструкций.
Мантра «АШЕМ ВОХУ» частично в этой своей ипостаси выступает также и как повседневная молитва приверженцев зороастризма. Согласно традиции предполагается, что эта мантра в состоянии устанавливать связь человека с высшими сферами бытия, а также обладает силой освобождения человека от мучительного влияния болезней, бед и прочих несчастий, насылаемых на людей Ахриманом.
Санскритская мантра «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» выступает также и как повседневная молитва многих приверженцев буддизма. Согласно традиции предполагается, что эта мантра в состоянии «пронизывать» и «просвечивать» все шесть главных сфер бытия, а также обладает значимым потенциалом освобождения человека от мучительного цикла рождений и смертей.
В самом общем смысле слова, мантра - это звук или мелодия, состоящая из одной или нескольких нот. Некоторые буддийские мантры действительно состоят из одного единственного звука (или слога, обозначаемого одной буквой), имеющего глубокое символическое значение для посвященных. Другие мантры представляют собой не¬большие тексты, которые поют на определённый мотив. Наибольшую силу мантры приобретают при многократном повторении. Повторение мантр позволяет сконцентрироваться на определённом предмете, привести психику в состояние покоя.

images om.jpg
Биджа-мантра «ОМ»

Каждое божество в каждой религии имеет свой «слог-зерно», который служит его звуковым эквивалентом (биджа-мантра у индусов, ваэджа-мантра или просто бадж у персов). Существует три формы использования мантр:
• внешняя, при которой мантра произносится вслух;
• промежуточная, при которой мантра произносится еле-еле слышно;
• внутренняя, при которой мантра произносится мысленно (про себя).
Древние индусы настолько уверовали в магическую силу слов и силу мантр, что даже создали целую философскую школу, посвященную изучению мантр в рамках тантрического учения. Это тантрическое учение о звуке получило название Спхотавада. Тантристы полагают, что все явления, включая наиболее утончённые понятия и самые грубые формы материи, являются результатом «сгущения» простых и с ножных «вибраций». Таким образом, вибрация - не причин», и следствие звука. Спхотавада утверждает, что в основе всего мира лежит некий трансцендентный звук, не вызывающий вибрации; человеческое ухо его не слышит. Этот звук называют по-разному: спхота, «безмолвный», «статический», неизданный звук или анахата-дхавани. Есть все основания предполагать, что так называемое реликтовое эхо Большого взрыва, которое фиксируют радиотелескопы на частоте 13 герц, и есть тот самый неслышимый ухом неизданный звук Творения Мира.
Индусы считают, что первым слогом Творения Вселенной был «Ом». Слог ОМ произносится как АУМ и символизирует три аспекта индусской троицы - Брахму, Вишну и Шиву; он считается «невыразимым слогом», «предельным словом», за которым может следовать только молчание.
Биджа-мантра ОМ состоит из трёх звуков - «а», «у», «м», которые служат символами трёх гун - творения, сохранения и растворения. В них содержится всё знание о различных уровнях Вселенной. Мантру ОМ называют «квинтэссенцией всего космоса», «государем звуков», «матерью вибраций» и «ключом к вечной мудрости и силе».

ОМ - это звук-творец, созидающий миры. Тот, кто может правильно произнести этот звук, способен творить чудеса, а тот, кто знает его истинное безмолвное звучание и произношение, достигает истинного освобождения. В книге «Ман-дукья-упанишада» о звуке ОМ сказано: «ОМ — это весь мир... прошлое, настоящее и будущее... все есть ОМ... всё, что превосходит время... — это ОМ»
Индийское АУМ очень близко авестийской биджа-мантре АШЕМ. Латинское OMEN и привычное нашему ухо АМИНЬ - производные всё того же древнего слога-мантры. Кстати, египтяне считали, что Вселенная была сотворена словом АТУМ, которое до боли напоминает санскритское АУМ.
Найдите в своей вере или традиции свою мантру, молитву, заклинание - своё Святое Слово, которое поможет обрести Силу.

zoroastriccastle.jpg
зороастрийские священники читают мантры у чаши с огнём

Разделы: 
Rus
02 Вохуман день.
04 Тиштрии месяц.
3756 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:39
Завтрашний день начнется в: 03:40
Сейчас время молитвы !
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 04:38 часов.
Узерин-гах будет в 17:41 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники