С-Я

Сатавайса – авест. «Сто мужей», по другому «сто слуг», пехл. Садвес – название звезды Вега, изэд, страж Запада, покровитель растений. В «Тиштар Яште» (Гимне звезде Тиштрьи) Сатавайса – ближайший соратник Тиштрьи, владыки небесного воинства звезд.

Святой Дух – см. Спэнта Майнью.

Спэнта Армайти – авест. «Святое благочестие», пехл. Спандармат – одна из Амеша Спэнта, покровитель земли и плодородия, олицетворение женского начала. В Видевдате всю Землю называют Спэнта Армайти. Большим грехом для зороастрийца является превращение Земли в свалку, бесплодную пустыню. В античной мифологии к Спэнта Армайти ближе всего Деметра, в христианстве с ней можно отождествить Богородицу. Все, что есть лучшего в женщине – любовь, материнство, способность к сопереживанию и самопожертвованию, связано с этим Бессмертным Святым и с Ратой.

Спэнта Майнью – авест. «Святой Дух», творческая ипостась Ахуры Мазды. Противостоит Ангра Майнью. Святому Духу посвящена одна из гат Заратуштры – Спэнтамайнью Гата.

Сраоша – авест. «Послушание, внимание», пехл. Срош – один из наиболее почитаемых изэдов, иногда приравнивающийся к Амеша Спэнта. С ним связывается святая молитва, как связь с Господом Ахурой Маздой. С обращения к Сраоше начинается любое зороастрийское богослужение, потому что Сраоша – сама молитва. Отсюда его эпитет – «мантротелый», т. е. телом его является Святое Слово, Мантра Спэнта. Функции Сраоши во многом пересекаются с функциями античного Гермеса: это посланник Ахуры Мазды к людям, он обеспечивает связь молящегося с небожителями. Поскольку Святое Слово названо в Авесте мощнейшим оружием против Ангра Майнью и его демонов, Сраоша всегда представлялся в виде могучего воина, разящего Друджь и Айшму – демонов лжи и разнузданности, ярости и гнева. Птица Сраоши – петух, чей крик разгоняет тьму ночи и заставляет верующих вставать для совершения ритуала. Вместе с Митрой и Рашну Сраоша судит души на посмертном суде. Иными словами, наша посмертная участь во многом зависит от наших молитв. Иногда слово «Сраоша» используется в Авесте нарицательно, как обозначение послушания и религиозной дисциплины.

Сраошаварэз – 1) жрец древнего зороастрийского ритуала, следящий за порядком в храме. 2) название петуха, птицы Сраоши, в «Видевдате».

Стаота Йаснья – авест. «Молитва Хвалы», наиболее почитаемая часть Ясны, записанная на диалекте, близком к Гатам Заратуштры, куда входят сами Гаты, Ясна Хаптангхаити («Ясна семи глав») и самые важные мантры.

Сура – авест. «Сильный» – обычно переводится как характеристика Айрьямана, но положение этого слова в Сирозахе 2,3 говорит о самостоятельности его как изэда. Возможно, это мужская ипостась Саоки.


Тиштрья – пехл. Тиштар – авестийское название звезды Сириус. Зороастризм во многом основан на астральных мифах. В Авесте говорилось, что в начале времен, когда в материальный мир вторгся Ангра Майнью, звезды созвездий выступили на стороне Святого Духа, а планеты – на стороне Злого. В этой битве звезды, которыми предводили зодиакальные созвездия, победили, подчинив себе зловредные планеты. С тех пор планеты могут проявлять как свою низкую природу, так и высокую природу тех ангелов, которые за ними надзирают. В Авесте перечислены главные звезды, которые являются главнокомандующими и небесными стражами. Сириус-Тиштрья – главный из них, одновременно он является стражем восточной части неба. Западная часть неба охраняется звездой Сатавайса. Страж Юга Звезда Ванант. Стражем Севера являются хорошо всем известные семь звезд Большой Медведицы – созвездие Хаптоиринга. Звезды являются хранителями генофонда; считается, что каждой воплощенной на Земле душе соответствует своя звезда. В Тиштар Яште (Гимне Тиштрии) рассказывается, как Тиштрья, Сатавайса и Фраваши праведных разносят живительную влагу к арийским селениям. Поэтому Тиштрью называют «дождевой звездой», но это не полностью отражает смысл этого мифа. Здесь подразумевается влага Ардви Суры, которая черпается из небесного моря Воуру-Каша (в «Видевдате» говорится, что это море выше всех вод). Таким образом, под дождем подразумевается именно непрекращающийся поток человеческих душ, Фраваши, воплощающихся в телесной форме. Звезды же называются хранителями семени вод, земли и растений, т. е. материальных форм.

Тхваша – бесконечное пространство, космос. В Зерванизме – протоматерия, из которой был сотворен мир.


Узайерина – авест. «Вечерний», Изэд, страж вечера (до заката).

Упамана – авест. «Подобность», Изэд, символ подобия творения Творцу, тот идеал, к которому необходимо стремиться.

Упаратат – авест. «Превосходство» – изэд, связанный с победным превосходством, спутник Вертрагны.

Урван – авест. «Душа». Согласно зороастрийским представлениям душа человека бессмертна, а после смерти попадает в рай или ад в зависимости от тех поступков, которые человек совершал в течение жизни. В отличие от души, Фраваши человека всегда находится одесную Господа.

Ушахина – авест. «Рассветный» – изэд, страж ночи (от полуночи до рассвета).

Уши-Дарна – название горы, на которой Ахура Мазда открыл религию Заратуштре.


Фрабэртар – жрец древнего зороастрийского ритуала, готовивший жертвоприношение. В настоящее время его обязанности исполняет райтвишкар.

Фраваши – пехл. Фравахр – очень важная составляющая зороастрийского мировоззрения, бессмертный дух человека и его ангел-хранитель. Иногда Фраваши отождествляют с душой (Урван), но это противоречит Авесте (см. например, «Молитву Солнцу», стрф. 9). Фраваши – духи-хранители. Это слово можно так и перевести «Охраняющая». Все наши предки – это тоже Фраваши. Еще не рожденные наши потомки – тоже Фраваши. Фраваши – это то, что соединяет каждого человека с миром чистого Духа. У каждого человека есть своя Фраваши. Считается, что Фраваши – это самое тонкое человеческое тело (всего в Авесте упоминается 9 тел), по сути, это и есть наш дух. В то же время Фраваши – это то, что всех нас объединяет, это то, что является основой эгрегора, общего коллективного поля народа, нации, государства, всего человечества. Фраваши есть не только у людей. Свои Фраваши есть у всех благих творений, и даже у самого Творца есть своя Фраваши. Фраваши помогали Создателю творить мир, и именно по их выбору (а, значит, по нашему собственному выбору) люди приняли вызов и борются против Ангра Майнью. В гимне, который им посвящен (Яшт 13), Фраваши представляются грозными наездницами-воительницами, охраняющими арийские селения от врагов. Символ древа Фраваши (см. Гаокэрна) – один из ключевых в зороастризме. Каждый человек должен знать всех своих предков хотя бы до седьмого колена и обязательно помнить, поминать, молиться за них – тогда их Фраваши реально приходят на помощь, и человека защищает весь его род. Поскольку именно с Фраваши начиналось Творение, им посвящен 1-й месяц зороастрийского календаря. Кроме того, Фраваши посвящен 19-й день каждого месяца.

Фрадад-Вира – авест. «Растящий мужей» – изэд, страж вечера, покровитель мужчин.

Фрадад-Виспам-Худжьяйти – авест. «Растящий для всех благую жизнь» – изэд, страж ночи (с заката до полуночи).

Фрадад-Фшава – авест. «Растящий скот» – изэд, страж полдня, покровитель мелкого скота.

Фрашми – авест. эпитет Хаомы. Это слово можно перевести как пылкий, т.е. дающий возбужденное состояние, или как пылающий, что может быть справедливо для очень крепкого напитка.

Фрашо-Кэрти – авест. «Обновление Мира», авестийский вариант «Страшного суда», завершение Мирового круга, когда зло будет окончательно побеждено, а добро восторжествует, произойдет воскресение мертвых, ад будет уничтожен, каждый человек получит окончательное нетленное тело, очистится через расплавленный металл и будет жить вечно и счастливо.

Фшушо Мантра, Фшуше-Мантра – авест. «Молитва процветания», по другому – «Молитва скотовода», одна из старейших частей «Авесты», сейчас – 58 глава Ясны.


Хаванан – жрец древнего зороастрийского ритуала, в обязанности которого входило выжимание хаомы. В настоящее время его функции поделили заотар и райтвишкар.

Хавани – авест. «Относящийся к хаоме» – изэд, страж утра, от рассвета до полудня.

Хаданайпата – благовонное растение (предположительно – гранатовое дерево), которое кладут в огонь для аромата.

Хаома – 1) напиток бессмертия. В этом качестве Хаома будет играть важнейшую роль при воскрешении во время Фрашо-Кэрти; 2) растение, из которого он изготавливался. Существовало несколько видов хаомы, что подтверждается Авестой, однако из существующих сейчас видов растений на хаому более всего походит эфедра; 3) изэд, связанный с Хаомой; 4) культовый напиток, приготовляющийся во время богослужения. Туда входит сок эфедры, молоко и соки некоторых других растений; 5) состояние, в котором пребывает человек после принятия Хаомы. Подробнее о Хаоме см. предыдущее издание нашей серии (Авеста. Гимн Хаоме / СПб., 2003).

Хаосравангха – 1) царь династии Кавиев, в «Шахнамэ» – Кей-Хосров, сын Сиявуша (авест. Кави Сьяваршан); 2) название озера, на берегу которого Хаосравангха совершал жертвоприношение после победы над дайвопоклонниками.

Хаптангхайти – авест. ­«семь глав» – название центральной части Ясны (35-42), одна из самых священных частей Авесты.

Хаптоиринга – авест. «семь знаков» – древнейшее название созвездия Большой Медведицы. В небесном воинстве страж Севера. В пехлевийском сочинении «Меног-и-Храд» Большая Медведица названа небесным стражем, противодействующем сонмам демонов-дайвов, колдунов и ведьм, вылетающих из бездн ада. Помогают ей 99 999 Фраваши. Хаптоиринга, семь звезд Большой Медведицы – небесная родина ариев.

Хара Бэрзайти – авест. «Высокая Хара», мифическая цепь гор вокруг Хваниратха – центрального каршвара.

Хаурват, Хаурватат – авест. «Целостность», пехл. Хордад – один из Амеша Спэнта. В «Гатах» – женского рода, упоминается всегда в паре с Амертатом. Хаурват связан со здоровьем и исцелением, его свойства напоминают сказочную мертвую воду: он способен заживлять раны. Более глубокое понимание Хаурвата – обретение изначальной целостности, нарушенной Ангра Майнью, через единение со своей «половиной». Хаурватат покровительствует всем водам на Земле, а в организме человека - жидкостям. Поскольку Хаурват связан с утраченной гармонией, цельностью, он отвечает и за связь времен.

Хвайтвадатха – авест. «данный родственнику» в смысле «самопожертвование ради близкого человека» пехл. Хведода – патриотизм, самопожертвование, также изэд, покровительствующий этому. Также – единение со своей «половиной». Во времена позднего зороастризма, не ранее времен Ахеменидов, этот термин стал связываться с поощряемым в то время кровнородственным браком. Во времена Заратуштры этот термин такого значения не имел: ни сам Заратуштра, ни его дети не были в кровнородственной связи со своими родственниками. Современные зороастрийцы кровнородственные связи также категорически отрицают.

Хварно – этимологически связано со словом Хвар, «Солнце», пехл. Фаррсвятость, благодать, отмеченность, харизма – важнейшее понятие в зороастризме, особая связь с чистым миром Святого Духа. Хварно имеет огненную, солнечную природу. Каждый человек может быть исполненным Хварно, если будет следовать принципу Хумата, Хукхта, Хваршта – «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». Хварно изображали в виде солнечного диска над головой человека, что позднее перешло в христианство в виде нимба как обозначение святости. Существуют три вида Хварна, связанные с тремя типами священных огней и тремя кастами, сословиями, упомянутыми в Авесте.

Хукайрья – высочайшая гора в цепи Хара Бэрзайти, откуда берет начало Ардви Сура Анахита.


Чайчаста, Чайчиста – название озера, близ которого Кави Хаосравангха (Кей Хосров) совершал жертвоприношения после победы над дайвопоклонниками.

Чинват – полностью Чинват-пэрэту, пехл. Чинвад – мост-разделитель, по-другому – мост суда, после которого душа умершего попадает либо в рай, либо в ад. Этот мост разделяет наше и загробное существование. Для праведника этот мост расширяется (в зависимости от праведности), для грешника становится не шире лезвия меча, с которого грешник и падает прямо в ад, находящийся под Чинватом. Согласно Бундахишну это мост над рекой Даитья с горы Эльборц (Хара Бэрзайти) на мыс Чакат-Даити.

Чиста – часто с эпитетом Разишта, «Справедливейшая» – мировоззрение, знание, учение, мудрость. Тождественно Дайне маздаяснийской – зороастрийской религии.

Чисти – с эпитетом Вангхви – «Добрая» – процесс овладения знаниями, обучение, достижение Справедливейшей Чисты. Спутник Аши Вангхви.


Эртхе – изэд женского рода, ангел правдивости и праведности, спутник Аши Вангхви и Чисти.


Язата – см. изэды.

Ясна – 1) Молитва, жертвоприношение, богослужение; 2) главная часть Авесты, см. Предисловие, стр. 9.