СРЕДНЕПЕРСИДСКАЯ ТРАДИЦИЯ часть3

Submitted by star72 on

 
Шли годы. Ангхро Майнью и его дэвы больше не начинали великих баталий, сотрясающих весь мир. Злое воинство теперь вредило и пако­стило исподтишка, то здесь то там. Появились гниение и плесень; к священной стихии — Огню — примешало! горький чадящий дым, ко­торый отравлял воздух; стала протухать и цвести застоявшаяся вода; пересыхала и трескалась почва; возникли пустыни, и там, где некогда звенело щебетанье птиц и всё благоухало, теперь безмолвствовали пес­ки. А из северных каршваров, как разбойники на караван, налетали зимние вьюги.
С тех пор, как Хвархшайта, главное светило, присоединило к своему сиянию [Бр] воровку-паирику Муш, хвост имеющую, по их взаимному согласию, — с тех пор золотые лучи ещё ярче засверкали в небесной выси, и во вращении сияния Солнца прочистилось [Бр] семя Гайа Мартана, которое он обронил перед смертью на лоно Земли-Спандармат. А семя Первобыка прочистилось в сиянии Луны.
Из семени Первобыка произошли бык, корова и 272 вида полезных животных. А из семени Гайа Мартана сорок лет спустя вырос куст риваджа [ревеня] одностеблёвый, пятнадцатилетний1, пятна­дцатилистный [Бр]. Этот ревеневый куст состоял из двух растений, сросшихся воедино.
То была первая человеческая пара, мужчина и женщина — Машйа и Машйои (в поздней традиции М а х л и я и Махлия- на). Датуш Ахура Мазда создал их в виде растений, одноформ­ными и однообразными, и в середине [тела] их обоих были соеди­нены [Бр].
(Датуш (парфянск.; среднеперс. Дай) — «Творец», эпитет Ормазда.)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
По одному из поздних мифов, Махлия и Махлияна родились из золота — металла, который произошёл из тела Гайомарта (см. выше — с. 94).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
 
Машйа и Машйои не знали, обладают ли они общей душой или же у каждого из них есть своя собственная. И они спросили Датуша Аху­ра Мазду: что важнее — тело или душа, и что было создано раньше?
—  Душа существует для того, чтобы тело могло творить добрые де­ла в согласии с Истиной, — ответил бог, — а тело создано для добрых дел. {Душа управляет телом, как наездник — лошадью.}(Метафора из «Арта-Вираф намак».) Вот почему душа важнее тела и была создана прежде него. У вас две души. Отны­не у вас да будут два тела!
После этих слов Творца Машйа и Машйои обрели облик людей и разъединились.
И выросло то дерево, из плода которого впоследствии произошли люди-страшилища: хвостатые, мохнатые, одноногие, крылатые и про­чие такие же — всего десять народов.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
В оригинале: дерево <...> плод которого был десятью разновидностями людей. Толкование фрагмента в пересказе является предположительным, основанным на сопоставлении с другим фрагментом «Бундах ишна» (15.31), перевод которого при ведён далее (с. 103).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
—            Вы — люди! — напутствовал Машйа и Машйои Ахура Мазда.
Вы — моё самое совершенное творение, ибо с тех пор, как Дух Разрушения напал, ко всем моим благим творениям примешалось и Зло, — а в ваших душах и телах Зла нет. Но берегитесь, чтобы оно не вселилось в вас! Живите согласно с Правдой-Арштат и не покло­няйтесь дэвам.
Дэвы к этому времени совсем обессилели от поражений в битвах с ахурами, и поначалу Машйа и Машйои беззаботно наслаждались жиз­нью, благодарили Ахура Мазду и воздавали ему хвалу. Но постепенно они привыкли, что ничего им не грозит, решили, что их благоденствие будет вечным, мало-помалу забыли напутственное предостережение Ахура Мазды. И тогда в их души стало проникать Зло.
Однажды Машйа сказал Машйои:
—   Воду, свет и растения создал для нас Ангхро Манью.
Едва только эта лживая мысль была произнесена вслух, у дэвов прибавилось сил, а Ангхро Манью завладел душами первых людей: они сделались грешными и злыми.
Некоторое время после этого Машйа и Машйои ещё жили как прежде, без забот, не испытывая нужды ни в пище, ии в одежде. По­том они вдруг почувствовали голод — это ощущение было им прежде незнакомо. Па исходе тридцатого дня муки голода стали невыносимы­ми. Тогда Машйа и Машйои поймали белую козу и высосали у неё молоко из вымени. Машйа воскликнул:
—    Праведная жизнь, которой мы жили до сих пор, доставляла мо­ей душе немалое наслаждение. Но несравненно большее наслаждение получило моё тело от нескольких глотков молока. Я думаю, что и все плотские радости доставляют больше удовольствия, чем духовные. Бог обманул нас, когда сказал, что душа превыше тела.
От этих лживых слов сила дэвов ещё больше увеличилась.
Ещё через тридцать дней Машйа и Машйои поймали белую овну, убили её и изжарили мясо. В костёр они бросали траву и сырую дре­весину, оскорбляя тем священные стихии — воду и огонь, ибо вода не должна соприкасаться с пламенем, и огонь можно поддерживать толь­ко сухими чистыми дровами. Кроме того, в огонь капал жир с жаря­щегося куска. И от каждого неправедного деяния первых людей воз­растала сила дэвов.
Машйа и Машйои сделали себе одежду из шкуры убитой овцы, до­были железо, выковали топор и соорудили деревянный дом. Лживые помыслы владели ими, поэтому они всякий раз делали что-нибудь во­преки Истине-Аша, нарушали какой-нибудь запрет или заповедь, тем усиливая дэвов. И пришёл день, когда дэвы обрели достаточно сил, чтоб наброситься на Машйа и Машйои.
—   Поклонитесь нам! — потребовали они.
Машйа взял в руки кувшин с молоком, повернулся к северным каршварам, вылил молоко в сторону севера и восславил дэвов. (В ведийской религии представления о дэвах (считавшихся благими божествами) тоже связывались с севером: там, в частности, находился рай, а бог смерти пре­бывал на юге.) По­сле этого лживого деяния дэвы полностью восстановили силы, растра­ченные в боях с ахурами, и преисполнились готовности к новому сра­жению.
Важнее всего для воинства Ангхро Майнью было — не допустить появления в мире праведных людей, чьи души-фраваши Ахура уже создал. Поэтому дэвы лишили Машйа и Машйои полового инстинкта.
Но дэвовских сил хватило только на пятьдесят лет. Через пятьдесят лет Машйа и Машйои почувствовали влечение друг к другу и совоку­пились.
Своих первенцев, мальчика и девочку, они съели. Чтобы такого не повторилось впредь, Ахура Мазда вложил в их души родительскую лю­бовь,     и следующие семь нар своих детей Машйа и Машйои благополучно вырастили. От потомства первых людей произошло всё чело­вечество: четыре расы, пятнадцать народов. И поскольку [уже] были [на земле к тому времени] десять разновидностей людей [которые произошли от плода древа? — см. с. 101 и примеч. 180], <...> всего [таким образом] двадцать пять народов пошло от семени Гайа Мартана. Люди же, произошедшие от плода древа, были те, кото­рые с глазами на груди, с ушами на груди, одноногие, и те, которые живут в лесу и имеют хвосты, и те, у которых тела покрыты шерстью.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
«Людьми с хвостами», скорее всего, названы человекообразные обезьяны — горил­лы и шимпанзе; «людьми, покрытыми шерстью» — бурые медведи. Сравн. фрагмент мифа о Йиме в «Бундахишн» 23.1 — с. 177.
«Люди с глазами и ушами на груди» — сравн.:
а) сообщение Плиния Старшего в «Естественной истории» (V.8 и VII.2) о «безголовых людях с глазами на плечах»;
б)   «Видевдат» 1.19: страна, где проживают не имеющие главы [Бр] (голов? царя?)
—  с. 115; в) фрагмент среднеперсидской поэмы (восходящей к утраченному парфян­скому оригиналу III — IV вв.) «Вавилонское дерево» (44): по горам я [коза] брожу, по земле большого кешвара [Хванираса], от границы Индии до озера Варкаш. Разные люди живут на этой земле: ростом в пядь [ок. 12 пальцев]; грудоглазые, у которых глаза на груди; головы которых напоминают собачьи, а брови — как у людей; которые едят листву деревьев, надаивают козье молоко <...> [Ч].
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Когда Maшианa и Машйои умерли, Дух Зла унёс их грешные души к себе, в преисподнюю Тьму. Там они и пребывают по сей день, ожидая конца света, суда над мёртвыми и очищения мира от Зла.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
В пехлевийском «Ривайате» (51.11) утверждается: Махлия и Махлияна съели своих первенцев из-за любви, (однако] являются ли они по Закону Мироздания [Аша] грешниками, не вполне ясно. Обоснование этого утверждения таково: Любовь одинакова и её плотские проявления одинаковы у всех одушевлённых [существ], но есть такие, у кого её больше, и есть такие, у кого её меньше, — в точности как у одних людей больше доброты, а у других доброты меньше.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
А народы, оставшиеся жить на земле, вскоре заселили всю Хванирату, начали сеять, разводить скот, вести хозяйство, — и об этих лю­дях были думы и заботы Ахура Мазды.
{Маздой было так законоположено, что каждый арийский народ в Хванирате имеет свою страну, разделённую па племенные владения
—   племя, область. Племя состоит из родов, роды — из семей (домов).
В каждом из четырёх подразделений есть свой Рату — духовный наставник и Судья; Глава, чьё слово непреложно для всех и вся, от данных под его надзор. Пятый, верховный Рату для арийских народов, чтущих Ахуру, — это Заратуштра, его фраваши.
Судьи-Рату поставлены также над всеми классами существ — жи­вых и неживых: у морей, у гор, у скота, у птиц, у каршваров и у рас­тений тоже есть свои Рату. Каждый Рату покровительствует тем, кто ему вверен, стережёт их от дэвовских злокозней, как пастух и собака стерегут стадо от волков; наставляет жить в согласии с Истиной-Аша, соблюдая заповедь «хумата—хухта—хваршта» — «добрые мысли, доб­рые речи, добрые дела».}.( Искусственная вставка в содержание «Бундахишна».)
{Самим Маздой установлено это, и об этом он речь держал перед земными творениями. И в этой речи Маздой было сказано о трёх мерах, четырёх сословиях, пяти Рату <...>
Какие [это] меры? Добрая мысль, доброе слово, доброе деяние.
Какие [это] сословия? Жрец, воин, скотовод, ремесленник, [которые] сопутствуют артовскому человеку и днём и ночью мыслями, речами и деяниями <...>
Какие [это] Рату? Для семьи, для рода, для племени, для страны, и пятый — Заратуштра.
От этих [то есть всех остальных] стран [отличается] Рага заратуштровская: у Раги заратуштровской четыре Рату. Какие у неё Рату? Родовой, общинный, племенной и четвёртый — Заратуштра [Б]}( «-Ясна» 19.15—18.)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Рага (среднеперс. Рей) — город и местность в Мидии, близ совр. Teгерана (илл. 2, 3; южнее Каспийского моря); упоминается в числе «лучших стран», создан ных Ахура Маздой («Видевдат» 1.25 — с. 114). Приверженцы «мидийской» теории ло­кализуют в Раге родину Заратуштры.
В приведённом выше фрагменте «Ясны» 19 роль Раги явно подчёркивается: «в то время как остальные страны, признавая высший авторитет Заратуштры, имели собст­венного Рату, в стране Раги таковым является сам глава зороастрийской веры, что могло бы указывать на особую связь с этой страной Заратуштры, — пишет С. П. Виноградова. — Но, по распространённому мнению, версия о его происхождении из Раги (Рея) является поздней, или вторичной (см. с. 53—54). С другой стороны, вместо обычного отождествления с мидийской Рагой (греч. Риги) предлагалось также мнение, что авестийская Рага, упоминаемая в „Ясне“ 19 и „Видевдате“ 1, — это иная область на востоке Иранского плато или юге Средней Азии. Но и „Видевдат“ не даёт надёжных оснований для локализации Раги».
[Виноградова С. П. Примечания) // Хрестоматия по истории Древнего Вос­тока. Ч. 2. / Под ред. акад. М. А. Коростовцева, д. и. н. И. С. Кацнельсона. проф. В. И. Кузищина М., 1980. С. 64—65.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Над шестью окраинными каршварами были поставлены Рату- покровители из числа ахуров; потом к их сонму присоединились иран­ские цари и герои, обретшие бессмертие. {Благоденствие же Арьяна Вэджа, лучшей из стран Хванираты, обеспечивает Го пат шах. Гопатшах с ног и до половины тела [подобен] быку, а с половины тела  и до головы [имеет] образ человека [Бр]. Он сидит на берегу мо­ря, совершает возлияния Ахура Мазде и язатам и наблюдает за бы­ком Хад айаш, благодаря чему достигается совершенное совер­шенство [Г] для Земли и людей. Гопатшах льёт священную воду в море <...> — 11 бесчисленные мириады храфстра, речных и озёр­ных, подыхают от этого. Если бы Гопатшах не лил в море воду, тогда, где бы ни шёл дождь, храфстра бы падали на землю по­добно дождевым каплям.}1(Меног-и Храт» 62.31—36, «Датастан-и Деник» 90.4. Отождествление Гопатшаха человекобыка («Меног-и Храт») с Гонатшахом — правителем некоей страны Гонат, наблюдающим за быком и совершающим возлияния богам («Датастан-и Деник»), здесь условное: долгое время оно принималось почти всеми иранистами, однако примерно с конца 1980-х гг. возобладала точка зрения, что это — разные персонажи. См. на с. 203 о Гопатшахе и Агрерате и статью: Гопатшах.)
 
Всей же Хванирате покровительствует фраваши Заратуштры. {Незадолго до рождения пророка Ахура Мазда поместил его духовную сущность фраваши в ствол священного дерева Хаомы (среднеперс. Хом), и она пребывала там до того дня, когда Заратуштра получил телесное воплощение и пришёл в мир. Это ознаменовало конец Эры Смешения Добра и Зла и начало последнего этапа мировой истории — Эры Разделения.}
Хаома, древо бессмертия, царь всех лекарственных растений, находится на острове в океане Ворукаша.
 
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
По «Младшей Авесте», Хаома растёт в Гаронмане у источника Ардви. В среднепер­сидской и поздней традициях «остров древа Хом» локализуется обычно или в мировом океане Варкаш, или в мировой реке Рах (авест. Ранха).
«Царями врачующих трав» и «Рату над целебными растениями» зороастрийские тексты называют как собственно Хаому/Хом, так и «белую Хаому» — древо Г а о - керну (среднеперс. Го к ерт). В разных источниках (в том числе в разных фраг­ментах «Бундахишна») Хом и Гокерт иногда различаются, иногда отождествляются.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Кто вкусит от плода Хаомы-Гаокерны, над тем будут не властны старость и смерть. Поэтому десять тысяч дэвовских ящериц, порожде­ний Ангхро Майнью, стремятся похитить священное древо. Но рыба Кара (среднеперс. Кар) плавает вокруг острова и неусыпно стере­жёт Хаому. В пречистом океане нет никакой нищи, ничего съедобно­го, — однако Каре пища и не нужна: жизненную силу в её теле под­держивают Атар и Аша-Истина, чей дух разлит по всему миру.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
В «Бундахишн» 24.13 и 14.12 рыба Кар упоминается в единственном числе; соглас­но же фрагменту 18.3, этих рыб десять. Сравн. в «Меног-и Храт» 62.29—30 — с. 141.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Ещё в Ворукаше обитает рыба В а с и м (среднеперс. Вас). Только благодаря её опёке и заботе живы все водные твари. Эта рыба огром­на: всаднику на лихом коне надо мчаться во весь опор целый день, от зари до заката, чтоб покрыть расстояние, равное длине туловища ры­бы Васим.
Рядом с Хаомой-Гаокерной растёт Древо Всех Семян — Виспо­биш (илл. 12). Когда земля была отравлена ядом храфстра, издох­ших во время потопа, бог Амертат собрал семена всех растений, отнёс их в океан Ворукашу и высыпал в воду. Из тех семян и выросло дере­во Виспобиш, и плодоносит оно семенами и зёрнами всех полезных растений, какие есть в мире. На Древе живёт Ceнмурв, царь птиц, крылатый пёс, покрытый рыбьей чешуёй (илл. 13): этот облик символизирует господство в трёх стихиях — в воздухе, на земле и в воде. {Обиталище Сенмурва — на Древе Всех Семян, исцеляющем от Зла, и каждый раз, когда он [Сенмурв] подымается, у дерева вырастает тысяча ветвей; когда же он садится, он ломает ты сячу ветвей и рассеивает их семена. А птица Чамраош сидит всегда невдалеке, так что семена, которые [Сенмурв] рассыпает с Древа Всех Семян, исцеляющего от Зла, она собирает и отно сит в то место, где Тиштрия пьёт воду. Таким образом, Тиш трия выпивает воду со всеми семенами и проливает её дождём на весь мир [Бр].}( «Меног-и Храт» 62.37-42.)
{Мы славим Тиштрия,
Блестящую, сверкаюшую звезду,
Таящую в себе семена вод,
< ...>
По которой тоскует и крупный и мелкий скот и люди [Бр].
Каждый год в четвёртый месяц календаря Тиштрия появляется на небе в обликах своих инкарнаций. Первые десять ночей Тиштрия появляется в образе прекрасного пятнадцатилетнего отрока <...> Вторые десять ночей <...> — в образе златорогого быка <...> Третьи десять ночей — в образе прекрасного белого коня [2эр].
Конь-Тиштрия, прекрасный, златоухий, с золотой уздою [Б], направляется к океану Ворукаша. Там его встречает дэв Апаоша — безобразная чёрная лошадь, тощая и лысая. Дэв засухи, снедаемый злобой, преграждает путь белому коню, чтобы тот не смог напиться воды и напоить иссушённую, истосковавнгуюся по влаге землю.
В полдень между ними начинается битва. Тиштрия просит Ахура Мазду о помощи — и бог-Творец наливает его тело силой. Однако ес­ли в прошедшем го,чу люди без достаточного усердия поклонялись Тиштрис и мало славили его, Апаоша всё равно одолевает повелителя дождей и отгоняет его от океана. Тогда в наказание людям предстоит пережить засушливый неурожайный год. Но если люди чтили Тиш трию, как должно, он обращает в бегство дышащего злобой дэва, го­нит его от океана на расстояние в хатру; после этого погружается в океан, пьёт воду, смешанную с семенами всех растений, потом снова взмывает ввысь и разливается дождём.
 
И поёт хвалебную песнь Тиштрия блестящий, сверкающий:
«Благо мне, Ахура Мазда,
Благо, воды и растения,
Благо вере поклонников Мазды,
Благо вам, страны!
Каналы вод ваших
Да текут без помехи
К посевам с крупным зерном,
К травам с мелкими семенами,
Ко всему телесному миру!» [Бр]
Бог дождей торжественно шествует но небу. Его неизменно сопро­вождает стремительная II аренд и — богиня изобилия, покровитель­ница женщин и материнства, хранительница сокровищ и кладов. Паренди управляет тысячеконной небесной колесницей, быстрой, как ве­тер. В ней она сопровождает и других богов.}( Яшт 8 («Тиштр-яшт»), кратко в «Датастан-и Деник» 93. «Яшт 13.43—44.)
Дожди из мирового океана приносят также Сатаваеса и Хафтаринга. Хафтаринга орошает северные страны Хванираты и два северных необитаемых каршвара, Сатаваеса — южные каршвары и южные зем­ли Хванираты.
{Сатаваеса плывёт но небосводу
Между землёй и небом,
Заставляющий течь воды, слышащий зов,
Заставляющий течь воды, расти растения,
Защищающий скот, человека,
Защищающий арийские страны,
Защищающий животных <...>
В помощь мужам праведным.
Между землёй и небом Сатаваеса спускается <...>
Прекрасный, блистающий, светящийся,
Защищающий скот, человека <...>
В помощь мужам праведным [X]
(«Яшт 13.43-44)
Вода, священная стихия Ахура Мазды, загрязняется, протекая по земле, а часто даже и оскверняется — от соприкосновения с утоплен­никами или трупами животных: ведь во всех мёртвых телах живёт дэв смерти и заразы Пасу; или от того, что друджванты, приверженцы Лжи, моются, не совершив перед этим очистительного обряда над сво­им телом, плюют в воду, ополаскивают ею грязную посуду; или собака обронит в лужу недогрызенную кость и она сгниёт в воде. Поэтому во­да должна быть очищена перед тем, как её выпьет бог дождей.
Все земные воды стекают к южному хребту Хара Березайти, а от­туда по 100000 каналов, русла которых из чистого золота — ибо золо­то предохраняет другую священную стихию, землю, от соприкоснове­ния с осквернённой водой — но золотым каналам, как кровь в теле по венам, переливаются в океан Ворукашу.
13 мировом океане живёт пречистый осёл Хара. Он весь белый, трёхногий, у него шесть глаз, два уха и один золотой рог, на котором, как ветви на стволе дерева, растут тысяча рожек. Этим рогом Хара убивает дэвов. Как и рыба Кара, несущая стражу у острова, где растёт Хаома, пречистый осёл не нуждается в пище: жизненную силу в нём поддерживают Атар и Истина. Хара настолько велик, что под одним его копытом могут поместиться тысяча человек и тысяча лошадей. Когда он погружается в глубины мирового океана, начинается буря; ко­гда мочится, все воды, влившиеся в Ворукашу по золотым каналам, очищаются от скверны; когда кричит, у полезных животных начи­нается брачный период и их самки зачинают детёнышей.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Важнейшей частью зороастрийского очистительного ритуала было омовение оск­вернённого предмета коровьей мочой.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Полезные животные противостоят храфстра так же, как ахуры — дэвам. Птицы поедают насекомых. Выдра уничтожает змей и крыс, — поэтому, когда в странах Хванираты восторжествовала вера Мазды, зороастрийцам было предписано оберегать выдр. {В «Авесте» сказано, что если кто убьёт выдру, жилищем тому будет ад, род его угас­нет, он не сможет искупить свой грех, если не получит десять тысяч ударов ритуальной плетью <...> не принесет для священно го огня десять тысяч вязанок сухих крепких дров, десять тысяч вязанок сандала, не сделает десять тысяч барс мая о в (среднеперс. барсом), не совершит десять тысяч жертвоприно шений, не убьёт десять тысяч змей, десять тысяч ящериц, десять тысяч жаб, десять тысяч древесных лягушек, десять тысяч Муравьёв, десять тысяч мух <...> не подарит жрецам всё необходимoe для богослужения, воинам — оружие, земледельцам — земледельческие орудия [Б].}( «Видевдат» 14.1 — 10, сокращённый перевод. О почитании выдры см. также на с. 289-290)
{Конь и бык — истинные праведники |Бр], их вид приятен богу.
Сила быку, слава быку,
Слово быку, победа быку!
Пища быку, убор быку!
Работа быку,
Бык пищу даёт нам \СК\.}
(«Ясна» 11.1 и «Яшт» 14.61.)
Пасущиеся стада охраняет от убийц-волков собака — {самое лю­безное творение <...> кроткая острозубая собака [Бр]. Бить сё — тяжкий грех. Ещё непростительней давать ей горячую еду, обжигаю­щую язык, или не дать ей еды, когда она скулит и просит (Сравн. таджикское поверье: если собаке, подошедшей к застолью, ничего не дать, что кто-нибудь из сотрапезников заболеет.). Во иску­пление этих грехов человек должен понести суровое наказание. Но и собаке полагается кара за нечестивые поступки. Если, например, она укусит человека, ей следует отрезать ухо, лапу или хвост.}19 («Видевдат» 13.8—9, 11 — 15, 20—28, 32: 15.3—4; подробно о собаке см. на с. , 287—292.)
Борются животные и с дэвами. С раннего утра люди должны рабо­тать по хозяйству, выгонять скот на ноля, печь хлеб, — все такие дела угодны Ахура Мазде, ибо укрепляют стан Добра, — но к людям на за­ре подкрадывается дэв лепи, длиннорукая Бушъя ста (среднеперс. Бушасп): она хочет обвить человека своими длинными руками и на­гнать на него сон. И тогда в борьбу с дэвом вступает петух — {птица, коей имя П а р од а р ш <...> [Пародарш] возвышает свой голос, [встречая] утреннюю зарю: «Воспряньте, о люди! <...> [Иначе] придет к вам долгорукая. Бушъяста, которая усыпляет все живые творения, едва они проснутся засветло <...> [говоря:] „Поспи ещё, человек, ещё не [время]11 <...> Взывает огонь |Атар|: ,,На по­мощь! Землепашец, разводящий скот, восстань, надень свои оде­жды, помой руки, достань дров, принеси их сюда, чтобы я снова запылал <...>“» [И тогда] друг говорит другу, — и они покоятся на подушках: «Проснись, это он [Пародарш] будит нас» [Бр]}( «Видевдат» 18.15—16, 20—21, 26: кратко в «Бундахшин» 19.33)
Пародарш и фазан — птицы бога Срооши (среднеперс. Срош, фарси Cypуш), вестника Ахура Мазды (илл. 14-А). Сраоша — дух дисциплины и религиозного послушания, противостоящий дэву разнуз­данности и буйства Айшме. Дэв Нахатья внушает человеку не проти­виться злым наущениям, поддаться искушению, соблазну, усыпляет его бдительность, нашёптывает злые мысли, — Сраоша гонит дэва прочь, как собака гонит зайца, и вновь возвращает человека на путь праведности, к добрым мыслям, словам и делам. По ночам он разит и бьёт всю нечисть, какая ему встретится. {Для этого у него есть булава и боевой топор.}( «Ясна» 57.9, 16, 30. В среднеперсидской и поздней традициях Срош часто причисляется к Амахраспандам.)
Царствует над всем пернатым миром птица Кар ill г/и та (среднеперс. Каршипт). Он всё время славит Ахура Мазду, распе­вает яшты на языке птиц и излагает птицам заповеди «Авесты».
Между тем на земле размножилось и полчище дэвов. Некоторых из них Ангхро Майнью создал сразу, придя в мир; остальные появились позже — их породил Друдж, а ему способствовали люди — своей недисциплинированностью, жадностью, завистью, любопытством и про­чими грехами и пороками. Дэвовская нечисть летает, шатается и пол­зает везде, вертя башками и выглядывая, где бы намерзить. Ака Мана внушает злые мысли. Айшма изничтожает стада, насылая на скотоводческие общины грабителей — кочевников-друджвантов. У Айшмы семь подручных — потому и говорится, что Айшма наделён семью силами: Шару, дэв пьянства, анархии и развала власти; Нахатья, который усыпляет бдительность человека и с которым борет­ся Сраоша; Тарви и Запри — дэвы голода и жажды, противники Амертат и Хаурватат, а Тарви ещё подмешивает отраву в еду и срыва­ет намеченные планы; Таромаитн (среднеперс. Таромат) — дэв плохого поведения и неповиновения; Миаохта — дэв лживого слова; и А р а с к а (среднеперс. Рашк) — дэв зависти, недоброжелательности, стяжательства и «дурного глаза».
Дэв зимы приносит холода с севера, которые губят посевы. Дэв мрака налетает в виде огромной сизой тучи и закрывает Солнце, чтобы лучи не прогрели землю и погибло брошенное в пашню зерно. Дэв С п е н г аг р а (среднеперс. Аспенгаргак) вместе с Апаошей при­носят засуху, и пока Тиштрия и Апаоша сражаются у мирового океа­на, небесное воплощение Атара, Вазишта мечет в Спенгагру молнии и изгоняет его из Хванираты. Грызуны-храфстра крадут зерно из закро­мов.
В виде дэвовеких существ воплотились все людские пороки и не­честивые поступки: Акаташа — упрямство и упорство в грехе; Уда (или А уд а к) — словоблудие и болтливость; особенно вредоно­сен этот дэв Уда тем, что из-за него люди болтают во время еды — {тяжёлый грех по отношению к Амеша Спента — Хаурватат и Амертат [Ч]}( «Меног-и Храт» 2.34; в «Бундахишне» (28.19) сходно.); Пуш — скупость; Спазга — клевета; Бушьяста - лень; Варена — похоть и прелюбодеяние. А дэв жадности и эго­изма Аз и (среднеперс. Аз) вовсе ужасен: {из-за обмана и насилия Ази люди много говорят о человеческих качествах того, у кого больше имущества и богатства, и больше ценят его дела и дея тельностьу но в глазах язатов и Амеша Спента безгрешный и мудрый бедняк лучше и ценнее, чем богатый и невежественный царь т.}( «Меног-и Храт» 58.5—7.)
Зло человеческому роду несут дэвы Ф р и ф т а р — обман и Б у и т и (среднеперс. Бут) — {гибель коварная, злобная [З]} («Видевдат» 19.1.), чья сила в мерзостных каменных идолах.
Дэв Заурва (среднеперс. Зарман) — старость — делает человека дряхлым и больным. Когда человек совсем ослабнет, к нему с се­вера прилетает отвратительная трупная муха — дэв смерти Асто Видо­ту(в данном фрагменте «Бундахишна» (28.35) Астовидад иконографически отождест­вляется с Нас (авест. Насу) — сравн. «Видевдат» 7.2.) . Кому Асто Видоту посмотрит в глаза, тот сразу умрёт. В мёртвое тело вселяется трупная скверна Насу. Дэв Визареша (среднеперс. Визарш) сражается за отлетевшую душу зороастрийца, тянет её в преисподнюю, пока она пребывает на земле и не удалится в рай.
К войску дэвов присоединилось и множество людей-друджвантов: ашэмауги — лжеучители, кавии и карапаны — племенные правители и жрецы, враждебные маздаяснийской вере, и йату — « колдуны, покровителем которых стал дэв Kунда (среднеперс. Кундок).
И создатель всех дэвов, Дух Зла Апгхро Майнью, строго-настрого повелел своим исчадиям:
—   Никому из вас не дозволено видеть меня. Никогда не подходите ко мне ближе, чем на расстояние, с которого слышен крик петуха. Не расспрашивайте обо мне и не пытайтесь проникнуть в мои помыслы, а только делайте то, что я прикажу. Ибо тот из вас, кто увидит меня или догадается о моих замыслах, — он уже не последует за мной.