АХУРЫ И ЯЗАТЫ Часть 1

Submitted by star72 on

ФРАВАШИ
ВЕРТРАГНА И ПТИЦА ВАРАГН
ХВАРНА

ФРАВАШИ
 

Изложено по: "Яшт" 13 («Фравардин-яшт » )
Ф р а в а ш и (древнеперс. и среднеперс. Фраварти) — одно из олицетворений души праведного маздаяснийца.
Их, окружённых лазурным сиянием, создал Ахура Мазда {ещё в начале творения, вместе с Амеша Спента, — раныпе, чем появился Гайа Мартан, первый человек}. И у самого Творца тоже есть своя фраваши.
Фраваши обитают в небесах, прекрасные, священные, благие. Их многие мириады, {— столько, что когда Ангхро Майнью в начале вре­мён напал на небо, и фраваши праведных вместе со всем звёздным воинством встали на защиту творения Ахуры, они покрыли небо, как волосы голову} (В  среднеперсидской традиции, — например, по логике сюжета «Бундахишна». «Фраваши неправедных» в зороастрийской литературе не упоминаются. «Бундахишн» 6.3, «Затспрам» 5.2.), — {но с той поры не убавилась и не приумножи­лась их блистательная рать, ибо каждая из фраваши существует изна­чально, до рождения человека; потом она отлетает от трупа) («Меног-и Храт» 49.22—23 — см. на с. 99.), {осквернённого дэвами смерти и тлена — Пасу и Асто Видоту} («Видевдат» 8.72; 5.8, 27 — 28 и др.) , и возвращается на небеса.
Фраваши — хранители миропорядка Истины. Если б их не было, если б они не помогали Ахура Мазде, сильные фраваши праведных [Х], то у Ахуры
<...> не было бы скота и людей,
Которые из разных видов лучшие;
Друджу — сила, Друджу — власть,
Друджу телесный мир принадлежал бы.
Между землёй и небом [тогда]
Лживый Дух сядет [победителем],
Между землей и небом
Лживый Дух победит,
[И] потом в победе побеждённому
Не уступит Злой Дух
Святому Духу [X].
Фраваши — творцы. Они создали мир, зажгли в небе звёзды. (Древнее, дозороастрийское представление о фраваши как о творцах-демиургах, следы которого сохранились в «Фравардин-яште».) Их могуществом, их праведностью и святостью Ахура Мазда поддер­живает
...это небо, которое наверху,
Сияющее и блистающее,
Которое эту землю Со всех сторон окружает,
Подобно птице — яйцо3;
Которое стоит, установленное Духом,
Укреплённое, с далёкими краями,
С металлическим телом раскалённым,
Сверкающим над [всеми] тремя [частями земли]4,
Которое Мазда носит как одежду,
Украшенную звёздами <...>
Два края которого не обозреть вокруг [X].
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 -В этом фрагменте отражены космические представления зороастрийцев, согласно которым мир мыслится как «яйцо», небо — как «скорлупа», а Земля — как «желток». Эта картина мира описана в «Большом Бундахишне» (см. с. 85—86), она была известна Плутарху (Плутарх. 47). (Примеч. 3. Ф. Харебати.)
4 -Деление мира, несомненно, более раннее, чем деление на семь каршваров; оно восходит к древнейшим представлениям о тройственной природе Вселенной: зем ля, воздух, небо. (Примеч. 3. Ф. Харебати.)
 -------------------------------------------------------------------------------------------------------
Фраваши вдохнули жизнь во всех пернатых и вскормленных моло­ком. Благодаря их великолепию и величию текут устремлённые вперёд воды из неиссякаемых источников <...> произрастают из земли растения <...> веют ветры, разгоняющие тучи <...> зарождаются у женщин дети [Бр].Вместе с Сатаваесой, Хафтарингой и лучезарным Тиштрией фраваши праведных поливают дождями изны­вающую от жары землю — каждая для своей семьи, для своей общи ны, для своей области, для своей страны [Бр].
Весь год благие фраваши в железных шлемах, со щитами, воору­жённые кинжалами, неусыпно охраняют от дэвов родную землю, род­ной дом — каждая свой, тот, где она жила некогда, — и если дэвов- ское полчище нагрянет, фраваши бросаются в бой, и они подобны доблестному воину, который, препоясанный, обороняет нажитое самим имущество [Бр].А последние десять ней года все фраваши спускаются с небес на землю — к своим общинам, и благодарные лю­ди устраивают празднество в их честь и поют им хвалебственные гим­ны.
И тот, кто встретит их щедро,
С яствами и одеяниями в руках и восхвалением,
Тот достоин [за это] высшего вознаграждения,
Того человека могучие фраваши праведных,
Удовлетворённые и ублаготворённые,
Так благословляют:
«Да будет в этом доме
Обилие скота и множество людей!
Да будет здесь резвый конь И прочная телега!
Да пребудет здесь муж маститый и красноречивый! [Бр]2з
23 - По мнению В. Б. Никитиной, «Фравардин-яшт» является описанием древней мистерии «покойницкой игры». См. Никитина В. С. 200—201.
Особые почести воздаются фраваши Заратуштры и Гайа Мартана. Мы чтим, — распевают люди, — фраваши Гайа Мартана правед­ного, который первым услышал думы и заповеди Ахура Мазды, и из которого [он, Ахура Мазда] произвёл семью арийских народов, древо арийских народов. Мы чтим и судьбу, и фраваши Заратуш­тры Спитамы, верного Истине, который первым добрую мысль подумал, доброе слово произнёс, который первым доброе деяние сотворил, в качестве первого жреца, первого воина, первого ско­товода, который <...> первым добыл право на скот <...> который первым из существ, наделённых костями (т.е. телесных, материальных, земных), восславил Истину Аша, проклял дэвов, выбрал себе Веру [и исповедовал веру] как маздаясниец, заратуштровский, враждебный дэвам, преданный учению Ахуры, который первый из земных существ произнёс сло­во, направленное против дэвов, следующее учению Ахуры <...> ко­торый первым из земных существ провозгласил всё, сотворённое дэвами, недостойным восхваления, который могучий, обладающий всем, что делает жизнь хорошей, первый [веро]учителъ стран [В].
Добрым, сильным, святым
Фраваши праведных поклоняемся,
Которые звёздам, Луне, Солнцу,
Анагранам Раучама39
 Путь указывают, праведные;
<...>
Которые управляют морем,
Которое Ворукаша блистательное
<  ..>
Которые управляют созвездием Хафтаринга,
[Их] девять и девяносто,
Девять сотен,
Девять тысяч,
Девяносто тысяч 7.
Которые самые большие,
Которые самые сильные,
Которые самые быстрые,
Которые самые мощные,
Которые самые победоносные,
Которые самые целительные <...>
39 -Четыре сферы Вселенной в зороастрийской космологии (см. с. 85—86, 98, сравн. на с. 88).
7 - Сравн. этот пассаж о Хафгаринге («Яшт» 13.60) со сходным её описанием в «Меног-и Храт» 49.15 — с. 99, где под 99999 фраварти, сопутствующих Хафто­ренг, подразумеваются звёзды.
 
И когда будут угрожать главе страны всемогущему враги и недоброжелатели, тогда он будет взывать к сильным фраваши праведных.
И они приходят на помощь, если они не будут обижены, будут довольны <...> Сильные фраваши праведных прилетают на помощь подобно птицам быстрокрылым [X].
 
АШИ, ДАЭНА И ЧИСТА
Изложено по: «Яшт» 16 («Дэн-яшт») и «Яшт» 17 («Ард-яшт»)
Благая Аши (среднеперс. Арти), дочь Ахура Мазды и Спента Ар­майти, сестра Амеша Спента — богиня изобилия и удачи.
Великая владычица,
Прекрасная, преславная,
Могучая и сильная,
Дающая здоровье,
Дающая добро [СК].
Люди, любезные Аши, ни в чём не знают недостатка: у них и дома удобны, стоят скотом богаты, красивы, долговечны [СК], и ревут верблюды с высокими горбами, стремящиеся к самкам [СК], а кла­довые ломятся от золота и заморских дорогих одежд. Аши помогает одержать победу в схватке с врагом. Поэтому люди молят Аши быть к ним милостивой и ублажают богиню, радуя её слух хвалебными пес­нопениями, почитая её возлияниями священного напитка — хаомой молочной и прутьями барсмана [СК],
Аши благосклонно принимает жертвенные дары от праведников и отвергает подношения друджвантов. Но даже от праведного маздаяснийца она не примет возлияний, если тот болен телесным недугом: сперва он должен излечиться, на молитву можно приходить только в полном здравии. Глуха Аши к просьбам тех, кто страдает бесплодием.
Не принимает она жертв и от отроков незрелых [СК], и от юных девиц, не знавших мужей [СК], — богиня сердита на них. Она не может забыть и простить их предательства — ведь юнцы с девицами предали её однажды. Это случилось во время войны арийского племе­ни с туранцами — злейшими из кочевниов-друджвантов. Те и другие сражались за обладание Аши и преследовали её, чтобы захватить. Аши спряталась сперва под копытами быка, после — в шерсти густорунного барана, — но каждый раз её находили незрелые юнцы с девицами и выдавали её убежище преследователям.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Подробности мифа о борьбе за обладание Аши неизвестны, в тексте «Ард-яшта» содержатся лишь ссылки на отдельные его эпизоды. Возможно, один из смыслов, выра­жаемых этим мифом, заключается в том, что богатство и процветание даёт плодови­тость скота, — «юнцы» же этого не поняли и выдали Аши. (Указано И. М. Стеблин-Каменским — см.: Стеблин-Каменский И. М. К «Гимну Аши» // Авеста. С. 193. Примеч. 8.)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Аши молились многие герои и цари, прося помощи в делах, угод­ных Ахура Мазде: кто искал её поддержки в битве с дэвами, кто про­сил тучности стадам и плодородия нивам, — сердце Аши преисполня­лось радости от таких праведных молений, и она охотно помогала ка­ждый раз, сопутствовала благим делам. Но в Хванирате было и много грешников, огорчавших богиню. Особенно она расстраивалась, когда видела бездетные пары. И эти люди ещё смели называть себя чтущими Мазду! Они пели гаты, молились, совершали возлияния — и бесстыдно грешили в жизни. Ведь маздаясниец живёт для того, чтобы укреплять стан Добра; и вырастить детей, воспитанных в духе праведной веры — это одна из главных зороастрийских добродетелей. Богиня трижды горько жаловалась Ахура Мазде на бездетных людей и спрашивала:
—   Что мне поделать с ними? [СК] Они не внемлют уговорам праведно наставляющих жрецов. Бросить их, людей, на произвол судьбы, пусть борются с дэвами как хотят, а самой улететь на небо? Или всё-таки остаться на земле?
«— Не уходи на небо, Аши богоданная [СК], — ответил ей отец, бог Ахура Мазда. — Но и не возвращайся на землю. Останься со мной и сопутствуй мне. Я сам почту тебя жертвой [СК]и воздам тебе хвалу, — а ты помогай мне вершить мои великие деяния, чтобы любое из них оканчивалось воистину победоносно!
С тех пор Аши пребывает с Ахура Маздой или сопровождает кого-нибудь их ахуровских божеств. Но хоть богиня и удалилась с земли, она не перестала помогать людям в их благих начинаниях, и благо­дарные люди, как и прежде, приносят ей жертвы и поют:
«Молитвы тем приносим,
Кому признал молиться
Ахура Мазда благом!» [СК]
Обычная для всех разделов яштов заключительная молитва «Й е н х е - X а та м».
Сестра Аши — Даэна (среднеперс. Дэн), «Вера [маздаяснийская]» — {олицетворение религиозного сознания человека, его внутреннего духовного мира, морали и нравственности, образа мыслей, его «речей и дел».
У каждого человека — и у праведного, и у грешного — есть своя Даэна, и каждый после смерти встречает её — прекрасную юную де­вушку, если покойный жил благочестиво, и отвратительную уродину-старуху, если он грешил. Имеют свою Даэну также и племена, и об­щины, и целые народы}.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Ясна» 30.6, 31.20, 44.9, 45.2 и др., «Яшт" 22.9—14, 27—32 (строфы 27—32 не сохранились, но их среднеперсидский пересказ известен по пазендской версии «Меног-и Храт»), надписи магупата Картира (прилож. 6-Б).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Даэне и Аши сопутствует прославленная Чиста — богиня пра­ведного выбора. Чиста облачена в белые жреческие одежды. Она на­ставляет зороастрийских священнослужителей и вероучителей, помога­ет им правильно истолковывать «Авесту» и покровительствует царям, чьё правление угодно великому Ахура Мазде.
 
 

ВЕРТРАГНА И ПТИЦА ВАРАГН

Изложено по: "Яшт" 14 («Варахран » или «Бахрам-яшт»)
Вертрагна (среднеперс. Варахран, в поздней традиции и фарси Бахрам) — бог войны и победы, прекрасный, могучий, стре­мительный, не знающий себе равных, защитник и хранитель,
Который сокрушает,
Кромсает войск ряды.
<...>
Он вдребезги сминает,
Сметает войск ряды;
Вертрагна побеждает
Врагов — людей и дэвов,
И ведьм, и колдунов, и кавиев-тиранов,
И злобных карапанов.
<...>
[Он] силою — сильнейший,
Защитою — прочнейший,
[Он] — наиблагодатный,
[Он] — милостивей всех,
[Он] — самый благотворный,
Наицелебней всех [СК].
Пока Вертрагне воздаются почести, достойные этого великого бога, пока ему несут жертвенные дары и поют хвалебствия, — арийским странам не грозят никакие беды: ни набеги иноземцев, ни смуты, ни смертоносная чума. Вертрагна благосклонен к тем, кто обращается к нему с мольбой. Но, как и другие боги, он не приемлет возлияний от нечестивцев:
Пусть жертвы не приносят
Ни негодяй, ни шлюха,
Ни душегуб, ни верящий,
Но не поющий Гат,
Противник этой веры
Ахуры с Заратуштрой.
Когда приносят жертвы
Негодник или шлюха,
Убийца или верящий,
Но не поющий Гат,
Противник этой веры
Ахуры с Заратуштрой, —
То отстранит спасенье
Божественный Вертрагна.
Тогда в арийцев страны
Придут войска набегом,
Тогда в арийцев страны
Придут войска врагов,
И сто сразят арийцев
На пятьдесят ударов,
На сто ударов — тыщу,
На тыщу — мириад,
На мириад — без счёта [СК].
У Вертрагны десять обликов, десять воплощений-инкарнаций, в ви­де которых он является людям и богам. Вертрагна может налететь ураганным ветром, который пригибает к земле и с корнями выворачи­вает вековые стволы. Может воплотиться в прекрасного златорогого быка. Может, подобно лучезарному Тиштрии, — в коня белого, пре­красного, златоухого <...> с золотой уздой [СК], в могучего дву­горбого верблюда; может явиться
Рассвирепевшим вепрем,
Злым, острыми зубами
И острыми клыками
 Разящим наповал,
Взбешённым, неподступным,
Сердитым, пёстромордым,
Увёртливым, проворным [СК].
(илл. 14-Б, 15-Б).
Бог войны, кроме того, может принять обличье пятнадцатилетнего отрока, и зрелого мужа, и дикого горного барана — воплощения бо­жества царской принадлежности X варны (илл. 15-А), и дикого козла, и птицы Варагн.
Fla памятниках искусства Древнего Ирана засвидетельствованы многочисленные изображения медведей, однако дошедшие до нас тексты не содержат сведений, какому божеству соответствует эта инкарнация. Предполагается, что в облике медведя также изображался Вертрагна (хотя в «Бундахишне» (15.31; 23.1) медведь упоминается в числе монстров, фактически приравниваемых к храфстра — см. с. 103, 177).
Ширококрылая [СК] птица Варагн стремительна в полёте, а в её перьях заключена чудодейственная сила. Если взять перо птицы и провести им по телу, этим снимется колдовское заклятие врага. Обла­дателя такого пера никто не сможет ни убить, ни повергнуть в бегст­во, ни околдовать злыми чарами. Перо священной птицы Варагн — это талисман, дарующий удачу и победу:
Когда войска сойдутся,
<...>
Стоят друг против друга,
Свои ряды ровняя —
Никто не побеждает,
Никто не побеждён.
Возьми тогда четыре
Пера от птицы Варагн
И перед каждым войском
 Те перья подержи.
И первым кто помолится,
Кто призовёт Вертрагну
И всеблагую Силу,
Тому тогда и будет
Принадлежать победа [СК].
«Точная идентификация этой хищной птицы затруднительна — предлагалось ото­ждествление и с орлом, и с коршуном, и с ястребом. Вероятнее всего, что Варагн — это всё же ворон, птица бога войны у других индоевропейских народов, например, у древних германцев и скандинвов, у которых ворон, птица, питающаяся трупами, посвящена богу войны и смерти Одину. <...> Не исключено, что русское слово „ворон“ и другие, близкие но звучанию обозначения этой птицы в балтийских и уральских языках заимствования из древнеиранского» (Стеблин -Каменский И. М. К «Гимну Вэртрагне» //Авеста. С. 191. Примеч. 2.)
 
 

ХВАРНА

Изложено на основе компиляции сведений из «Авесты» и пехлевийских текстов разных эпох; стихотворные переводы — из «Яшт» 19 («Замйад-яшт»)
Хварна (среднеперс. Фарр) — абстрактная божественная сущность, харизма, сакральная сила; олицетворение неземного высшего начала и сияющего священного Огня Ахура Мазды — Атара.
Мы чтим недосягаемую,
Божественную Хварну —
Самое славное, превосходящее,
Наилюбезное, наиразящее,
Наиловчайшее, неуловимое,
Высшее средь созданий.
<...>
Многоблаженное,
Многопрекрасное,
Многообразное,
Многополезное И лучезарное [СК].
Хварна приносит изобилие, удачу во всех делах, счастье, добрую судьбу, славу и торжество над врагами:
Пусть кто-нибудь из смертных
<. ..>
Той Хварной недоступной Сумеет завладеть,
Тогда дары священные
Получит благотворные
И преблагословенные
 Возьмёт жреца дары.
Тогда благая Аши
Последует ему,
Дающая богатства,
И пастбища, и скот;
Вседневная Победа
Последует ему,
Сметающая силой
И длящаяся годы;
Сразит с Победой этой
Он всех своих врагов [СК].
Те же, кто несчастлив и в жизни, имеют плохую Хварну.
Хварна — символ власти, богоизбранности и царственной принад­лежности, воплощение героизма. Все иранские герои боролись за об­ладание Хварной и, заполучив её, совершали блистательные подвиги или становились царями — могучими и смелъиии, отважными и мудрыми, всесилъньими царями [СК]. Одним из таких царей был Кави Кавата (среднеперс. Кей Кавад, фарси Кей К об ад): завладев Хварной, он стал родоначальником славной царственной ди­настии Кавиев; его потомок Кави Хаосрава (среднеперс. Кей X о с р о в, фарси Кей X у с р о у) разгромил туров — извечных врагов иранских арийцев; а последний царь этой династии, праведный Кави Виштаспа (среднеперс. Виштасп, фарси Гуштасн), был пер­вым правителем, который обратился в веру Заратуштры и взял гони­мого пророка Ахура Мазды под своё покровительство. Со времён Кави Каваты Хварну как символ царственной принадлежности и праведного величия иранцы стали называть «Хварной Кавиев», или «кавианской Хварной».
Свою Хварну имеют каждое племя, каждая община, каждое селе­ние, каждая семья. Вместе с фраваши Хварна охраняет дом зороастрийца.
Как и все божества из окружения великого Датуша Ахура Мазды, Хварна является перед людьми в обликах своих инкарнаций. Она мо­жет воплотиться в зрелого мужа-воина, в хищную птицу Варагн, стремительную в полёте [СК], в лучезарный нимб вокруг головы великого шаханшаха из рода Сасанидов (илл. 10-А, 15-А), незыблемо царствующего в стране. Но чаще всего Хварна принимает облик пре­красного горного барана (илл. 15-А) — одной из инкарнаций Вертрагны, — потому что Хварна Кавиев родственна Вертрагне, дающему победу над врагами. Обладатели Хварны Кавиев — сасанидские ша­ханшахи и наследники престола часто украшали свои короны витыми рогами горного барана (илл. 15-Б).

 

 

 

Разделы