Глава XXVII О свойствах растений

О свойствах растений он говорит в Авесте, что до прихода Врага растения, что выросли из земли, не имели на себе (колючек и кожуры), но потом, когда пришел Враг, они покрылись кожурой и стали ядовитыми, потому что ко всему примешано зло. По этой причине есть (растения), с которыми смешано особенно много яда, такие, как (аконит) и анакардия, которые ядовиты, и все люди, которые их поедят, умрут, так же как и животные. Вместе с пятьюдесятью пятью видами зерна и двенадцатью видами целебных растений от единосотворенного быка была создана тысяча видов из многих видов основных растений. Сто тысяч видов <из> растений произросло из дерева всех семян, всеисцеляющего (дерева) со многими семенами, что выросло в море Фрахвкард. Каждый год, когда семена всех этих растений вместе с теми, что были от единосотворенного быка, (вырастают) на нем, птица раскидываемые (их) (с) этого дерева жизни (?) и <все семена> смешивает с водой. Тиштар захватывает (их) с дождевой водой и проливает дождями. Рядом с этим (деревом) жизни, в водном источнике Ардвисур, сотворен белый хом, целебный и чистый, и каждый, кто (его) отведает, станет бессмертным. Его называют “дерево Гокирн”, и, как он говорит в Авесте при воскрешении (мира) из него приготовят (напиток) бессмертия, (потому) он — глава растений. Некоторые (говорят), что имеется много видов (растений): деревья, фруктовые деревья, злаки, цветы, душистые травы, пряности, дикорастущие, лекарственные, (источающие) смолу, все (растения), используемые для получения масел, красок и одежды. Я назову их второй раз. Все (растения), плоды которых не годятся в пищу людям и (которые) являются многолетними, — такие, как кипарис, платан, белый тополь, самшит и другие этого вида, — называют “дерево”. Все (растения), плоды которых годятся в пищу людям и (которые) являются многолетними, — такие, как финик, мирт, держи-дерево, виноград, айва, яблоко, цитрон, гранат, персик, инжир, орех. миндаль и другие этого вида, — называют <вид> “фрукт”. Все, которые (требуют) ухода и труда (?) и (которые) многолетние, называют “дерево”. Все, которые требуют труда, (чтобы) взять их (?) плод, (когда) высохнет стебель, — такие, как пшеница, ячмень, рис, разные виды бобовых, горох и другие этого вида, — называют “зерно”. Все (растения с) пахучими листьями, не возделываемые постоянно („ручным трудом") человеком, называют “душистые травы”. Все (растения), цветущие и ароматные, (требующие) труда человека, (которые) являются сезонными или имеющими постоянные корни, с цветущими (?) побегами и ароматными цветами, — такие, как роза, нарцисс, жасмин, шиповник, тюльпан, колоквинт, ..., ..., левкой, желтый шафран, фиалка, ... и другие этого вида, — называют “цветок”. Все (растения), у которых ароматные (плоды) или ароматные цветы, не (требующие) труда человека, и (которые) являются сезонными, называют “дикорастущие”. Все (растения), которые годятся для корма скота и верховых животных, называют “трава”. Все (растения), которые годятся для закуски, называют “пряности”. Все (растения), которые годятся для еды с хлебом, — такие, как рута, сельдерей, лук-порей, лук-сеянец и другие этого вида, - называют “овощ”. Все (растения) — такие, как конопля, хлопок и другие этого вида, — называют прядильными („одежда"). Все (растения), которые содержат масло, — такие, как кунжут, конопля, ... и другие этого вида, — называют “масличные” („масло"). Все (растения), которыми можно красить одежду, — такие, как шафран, бразильское дерево, желтый имбирь, ... и другие этого вида, - называют “красители”. Все (растения), корень которых, или кора, или древесина (имеют) аромат, — такие, как …, колоквинт, ладан, кардамон, камфора, цитрон и другие этого вида, — называют “благовония”. Всякий липкий сок, (который) вытекает из растений, называют “смола”. Брусья, что получаются из этих деревьев („растений"), сухие или влажные, называют “дрова”. Эти все растения, каждое из которых называют “лекарство”, ((бывают) двух видов, <как> исцеляющие и хорошо (?) исцеляющие). Из тридцати видов основных фруктов — десять видов, (у которых) можно есть внутреннюю и наружную (часть), (это) такие, как инжир, яблоко, айва, цитрон, виноград, тутовая ягода, груша и другие <этого вида>. Десять — (у которых) можно есть наружную (часть), а внутреннюю есть нельзя, (это) такие, как финик, персик, белый абрикос и другие <этого вида>. Те, (у которых) можно есть внутреннюю часть, а наружную есть нельзя, (это такие, как) грецкий орех, миндаль, гранат, кокос, фундук, гурганская фисташка. Из числа (названных) в этой главе — большая часть основных фруктов.

О том („природе того"), что каждый цветок (принадлежит) своему амахраспанду, так как желтый жасмин (принадлежит) Вахману, мирт и жасмин — собственность Ормазда. майоран — собственность Ардвахишта, базилик — собственность Шахривара, лимонная мята — Спандармад, лилия — Хордада. ... - Амордада. Дей(-пад-Адур) (имеет) мелиссу. Адур - ноготки (?). Лотос (принадлежит) Абану, белая трава — Хоршеду, нарцисс — Маху, фиалка — Тиру, ... — Гошу. ... — Дей(-пад-Михру), все фиалки - Михру, красный левкой — Срошу, шиповник — Рашну, амарант — Фравардину. тимьян — Вахраму, желтый левкой — Раму, мелисса — Валу, шафран - Дей(-пад-Дену). столепестковая роза (?) — Дену, все ноготки — Арду. Аштаду (принадлежит) весь белый хом. ... (принадлежит) Асману, Замйаду — шафран, Мараспанду - (цветок) Ардашира, Анаграну - ... хом, (которого) („имеется") три вида. Что касается растений, то каждый вид с каплями воды (на ветке держат на расстоянии четырех пальцев от огня). а прежде всего, как говорят, ... ... ....

Глава XXX
О сущности воскрешения

О сущности воскрешения мертвых и конечном воплощении он говорит в Авесте, что, поскольку Машйа и Машйане, которые выросли из земли, сначала питались водой, потом растениями, потом молоком, потом мясной пищей, то и люди, когда пришло время их смерти, сначала перестают есть мясо, потом (пить) молоко, потом есть хлеб, и до тех пор, пока не умрут, они питаются водой. Таким образом, в тысячелетие Хушидармаха уменьшится и сила алчности людей, так что в течение трех суток они будут пребывать в сытости только от (вкушения) освященной пищи. Затем они перестанут есть мясную пищу и будут есть растения и (пить) молоко, потом перестанут пить молоко и употреблять растительную пищу и будут питаться водой. И в течение десяти лет до прихода Сошйанса они будут оставаться без пищи и не умрут. Затем Сошйанс подготовит воскрешение („поднятие") мертвых. Как он говорит, Зардушт спросил Ормазда: “Откуда опять возьмется тело, которое унес ветер и увлекла вода? Как произойдет воскрешение мертвых?” Ормазд ответил: “Если мною (было создано) небо без колонн, на невидимой („духовной") основе далеко простирающегося света из вещества — блестящего металла; если мною была (создана) земля, которая несет весь материальный мир, и ничто не держит мир, кроме нее; если мною были направлены в воздушное пространство светил („светящихся тел") солнце, луна и звезды; если мною было сотворено зерно, которое, (когда) (его) разбрасывают по земле, прорастает и умножается; если мною были созданы (разного) рода цвета в растениях; если мною был создан огонь в растениях и в других предметах без (их) сожжения: если (мною) был сотворен и сформирован (?) в утробе матери сын и были созданы по отдельности кожа, ногти, кровь, ноги, глаза, уши и другие части (тела); если мною были созданы ноги для воды, так что она бежит, и было создано облако, которое уносит воду с земли и проливает дождем там, где пожелает; если мною был создан воздух, который силой ветра поднят с земли наверх и колышется („веет") согласно (его) желанию, и он виден глазом, а схватить его рукой невозможно; (то) каждое из того, что было (сотворено) мною, было для меня труднее, чем (осуществить) воскрешение, потому что мне при воскрешении поможет то, что они (уже) есть. А если бы они созданы не были, (это) было бы (сотворением (?)) из (того, чего не) было (?). Знай, что если уж я создал то, чего не было, то почему же для меня невозможно воссоздать то, что было? Поскольку в то время (людям) понадобится от духа земли - кость, из воды — кровь, из растений — волосы, из огня — глаза, (которые) они получили при сотворении основы”. Сначала поднимутся кости Гайомарда, затем — Машйа и Машйане, затем — остальных людей. За пятьдесят семь лет Сошйанс подготовит всех мертвых, и все люди восстанут: и те, кто праведен, и те <люди>, кто грешен, — каждый поднимется с того места, где уйдет его душа. Когда все материальные существа обретут свои тела и формы, тогда боги дадут (им) один облик (?), (Что касается) света солнца, то половину (его) (дадут) Гайомарду, а половину — другим людям. (Тогда люди) узнают, то есть душа и тело узнают: “Это — мой отец, это - моя мать, это мой брат, это моя жена, это — еще какой-то мой ближайший родственник”. Затем будет собрание Исадва-стара, и все люди, (что) на этой земле, предстанут на нем. И каждый увидит свои хорошие и дурные дела, и тогда на (этом собрании) грешный будет так заметен, как белая овца среди черных. На том собрании, если (праведный) на земле был другом грешному, грешный будет жаловаться на того праведного: “Почему на земле он не известил меня о добрых делах, которые творил сам?” И если тот, кто праведен, не известил его, то ему придется устыдиться на том собрании. Потом праведного отделят от грешного и затем праведного отправят в горний рай, а грешного — в ад. Три дня и (три) ночи (грешного) в аду будут наказывать телесно, а праведный в эти три дня в горнем раю телесно испытает радость. Как он говорит, в тот день, когда праведный будет отделен от грешного, слезы каждого упадут к его ногам. Когда сына отделят от ("общества") отца, брата от его брата, друга от его друга, каждый из них будет страдать из-за своих дел и плакать — праведный над грешным, а грешный над собой, потому что бывает, что отец праведный, а сын — грешный, один брат праведный, а другой — грешный. Те, кто добровольно (?) („сами") совершили (зло?)деяния, как Дахак, Фрасияг и другие подобного рода, как заслуживающие смерти подвергнутся наказанию, которое называют “наказание трех ночей”. Среди тех воскресителей - праведных людей, о которых написано, что они живы, — пятнадцать мужчин и пятнадцать дев, и они придут на помощь Сошйансу. Когда Гозихр, что на небе, с лунной вершины упадет на землю, земля испытает такую же боль, какую (испытывает) овца, на которую набрасывается волк. Затем огонь и божество Дрйаман расплавят металл, (что) в горах и холмах, и он останется на земле подобно реке. Затем они заставят всех людей войти в расплавленный металл и очиститься. Тому, кто праведен, тогда покажется так, словно он идет в теплом молоке, а тому, кто грешен, тогда покажется так, словно он на земле идет в расплавленном металле.

Затем все люди соберутся в самой большой любви: отец и сын, брат и друг. И спросит один другого: “Где ты был так много лет? Что за суд был над твоей душой? Ты был праведен или грешен?” Сначала душа увидит тело, спросит его этими словами (и получит) (ответ). Все люди станут одним голосом и громко вознесут хвалу Ормазду и амахраспандам. К этому времени Ормазд завершит (свое дело), и творения будут (такими), что ему не надо будет выполнять другую работу, и тем („среди тех"), кто воскрешает мертвых, не надо будет делать никакую другую работу. Сошйанс и (его) помощники совершат жертвоприношения ради воскрешения мертвых. Для этого жертвоприношения они убьют быка Хадйош и из жира этого быка и белого хома изготовят (напиток) бессмертия и дадут всем людям, и все люди станут бессмертны навсегда и навечно. И еще он говорит, что (тот человек), кто достиг (возраста) зрелости, <„то"> того воскресят в возрасте сорока лет, а того, кто был мал, пока не умер, воскресят в возрасте пятнадцати лет. И каждому дадут жену и ребенка, и они так (же) будут сожительствовать с женами, как теперь на земле, но (у них) не будут рождаться дети. Затем по приказу творца Ормазда Сошйанс распределит всем людям возмездие (и) награду в соответствии с (их) делами. И бывают такие праведные, что он говорит, чтобы их взяли в рай и горний рай Ормазда, так как они заслужили (?). И (их) тела поднимаются, чтобы быть („ходить") с ним (?) всегда и вечно. И еще он говорит: “Кто (на земле) не совершал поклонения, не заказывал „гетиг-хрид" и не давал одежду в качестве милостыни, тот там нагой”. И тот совершит поклонение Ормазду и получит (от) богов в пользование одежду. Затем Ормазд схватит Злого духа, Вахман - Акомана, Ардвахишт — Андара, Шахривар - Савара, Спандармад — Тарумада, который Накаед, Хордад и Амордад— Тарева и Зарева, правдивая речь — лживую, Срош — Хешма. Тогда останутся два демона — Ахриман и Аз („жадность"). И Ормазд явится на землю и сам (станет) первым жрецом, а Срош - вторым жрецом. Они возьмут в руки священный пояс и сделают беспомощнейшими Злого духа и Аза, разбитых посредством (?) гатовской молитвы, и по проходу, по которому (Злой дух и Аз) пробрались на небо, они опять свалятся во мрак и тьму. Змей Гозихр сгорит в этом расплавленном металле, и зловоние и грязь, что были в аду, сгорят в этом металле, и (ад) очистится, а Ахриман, Злой дух, свалится в этот металл. (Ормазд ?) возьмет землю ада и принесет (ее) для расширения мира, и в мире произойдет воскрешение, и, согласно (его) воле, мир станет бессмертным навсегда и навечно. И еще он так говорит, что земля (станет) ..., гладкой (?), ровной, и (на ней) (не будет) ни холмов, ни вершин, ни гор, ни ям, ни возвышенностей, ни низин.