Митраизм

«Mithrahe vourugaoyaotoish hazangnro-gaoshahe, Baevarechashmano.
Aohktonamano yazatahe, ramano khastrahe».

«Славьте Митру, господина широких пастбищ, Имеющего тысячу ушей, десять тысяч глаз,
Иязата, называемого по собственному имени, И Рама Кхастра»
(Мехер Яшт)

Митра (в Авесте Митхра, на языке пехлеви Митро, на языке Пазанд и персидском Мехер, на санскрите Митра) - это уникальный религиозный феномен. Он является предметом религиозного поклонения в трех различных религиях - индуизме, зороастризме и римском митраизме. Как часть двойственной божественной сущности, Митра- Варуна, он был важной фигурой в теологии Вед.
Слово «Митра» имеет разные значения. Митра - это дух, покровитель правдивости, честности, добросовестности, дружбы. Он ожидает души людей по ту сторону смерти и судит их, восседая рядом с ангелами Сраоша и Рашну.
Из всех индо-иранских божеств, нашедших место в теологии зороастризма, Митра является наиболее заметной фигурой. В индо-иранский период Митра не имел большого
значения, выступая только как сотрудник и спутник Варуны. После разделения двух групп ариев Митра превратился в очень крупную фигуру. Он был главным божеством в Западном Иране, когда Заратуштра проповедовал там свою религию. Как в Авесте, так и в ведических гимнах Индии к Митре обращаются как к Господину Божественного Света. Его величие воспевает самый длинный яшт, в восемь раз длиннее яшта в честь Ахура-Мазды. Митра никогда не спит, он всегда на страже, имея тысячу ушей и десять тысяч глаз. С их помощью он внимательно следит за всеми созданиями, все видит и все слышит. Ничто не может обмануть его. Он является богом правды и преданности. В духовном аспекте Митра защищает правду. В материальном аспекте Митра управляет светом, особенно светом, который излучает Солнце. После заката Митра объезжает весь мир и проверяет все, что находится между небом и землей. По Ригведе, тысячу глаз имеет Варуна, и о Митре тоже постоянно говорится как об имеющем тысячу ушей и десять тысяч глаз.
Митра был «символом оригинального вклада Ирана в вечные ценности культуры, олицетворением света, несгибаемым врагом лжи, мрака, злобы и несправедливости». Изучение Митры является одним из важнейших направлений западного востоковедения на протяжении двух веков. Недавно важность этих исследований побудила западных ирановедов впервые собрать Международный Конгресс по изучению культа Митры, чтобы обсудить последние находки в этой области и работы ученых. Конгресс проходил в университете Манчестера в 1971 г. До тех пор в изучении культа Митры -господствовали постулаты, методы и заключения, принадлежащие одному человеку - Францу Кумонту. На этом конгрессе ряд молодых и маститых ученых рассказали о своих независимых исследованиях предмета. Вслед за этим было основано Общество изучения культа Митры, председателем которого стал самый именитый английский ориенталист сэр Гарольд У. Байли. Материалы Первого Международного Конгресса по изучению культа Митры, проходившего в июле 1971 года, были опубликованы в двух томах под названием «ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТА МИТРЫ» под редакцией Джона Р. Хиннельса.

Митра воплощает спонтанные мистические верования Персии. Он является символом божественного принципа жизни. Наши праотцы придавали большое значение этической и духовной философии Митры. Митра - это духовный свет, даритель жизни, которая (если ее рассматривать в этическом плане) является светом правды и справедливости. Митра представляет собой небесный свет. Духовное послание Митры восходит значительно выше. Он является символом света (Солнце), он охраняет порядок и справедливость и ведет человечество к конечному спасению.
Но в Гатах Заратуштры Митра не упоминается ни единожды. Во времена до Заратуштры Митра, как представляется, был гарантом всех договоров и обещаний и наказывал всех, кто нарушал свои обязательства или не держал слова. Подобные люди в Иране назывались Митра- Друдж, т.е. согрешившие против Митры, и считались самыми страшными грешниками. Таких преступников сурово карали. «Митра оберегает от горя и смерти тех, кто не лжет ему. Ни острое копье, ни заточенная стрела не причинит вреда тому, кому помогает Митра. Дом, клан, город и страна, где Митре нанесут оскорбление, будет снесен с лица земли» (Мехер яшт).
Хетты, имевшие тесные контакты с Вавилоном и Египтом, также поклонялись Митре наряду с другими арийскими богами. В надписях раннего ахеменидского периода «Величайшим из богов» называют только Ахура- Мазду и только его, но в более поздних надписях кроме Ахура-Мазды эти эпитеты также сопровождают имена Митры и Анахиты. Старые персидские надписи Ахеменидских царей в Сузах и Хамадане упоминают очень ограниченное число божественных сущностей. Митре принадлежит заметное место среди этих божеств. Артаксеркс Мнемон и Артаксеркс Окус (Ochus) обращаются к Митре за помощью и защитой. Культ Митры существовал во всех государствах Малой Азии. Плутарх говорит, что в 67 г. до н.э. захваченные в плен Сицилийские пираты принесли культ Митры в Рим. Орудием распространения его культа послужили также римские рабы. Культ Митры быстро завоевал обширные территории. Его слава достигла границ Эгейского моря. На Ближнем Востоке культ Митры распространился в разных частях Малой Азии, и в третьем веке нашей эры достиг Индии, где и укоренился в Северо- Западных провинциях и Гуджарате. Митраизм процветал везде под покровительством императоров. Митра в персидском костюме и верхом на лошади появился на монетах. Император Нерон (54-68 гг. н.э.) пожелал, чтобы маги, сопровождавшие армянского царя Тиридата, посвятили его в мистерии Митры.

Существует эзотерическая сторона митраизма, согласно которой желающие приобщиться к мистериям Митры должны практиковать строгий самоконтроль. Они должны жить суровой жизнью и выполнять сложные оккультные церемонии. Существовало семь степеней инициации, и только тот, кто прошел все семь ступеней, становился участником мистерий. Святилища Митры располагались в пещерах и гротах. На алтаре всегда горел огонь.
Обращение в христианство императора Константина Великого стало поворотным пунктом в судьбе митраизма. Культ больше не уважался, его просто терпели. Но при императоре Юлиайе-отступнике (360-363 гг. н.э.) наступил откат назад. В юности Юлиана посвятили в мистерии Митры, и он считал, что находится под защитой этого бога. Юлиан сделал последнюю попытку восстановить митраизм, но она оказалась неудачной. Взойдя на трон, император ввел в Константинополе поклонение Митре, но его безвременная смерть положила конец этому движению. Митраизм, возникший в среде противников Рима, оставался религией Рима более 200 лет. Он пал, когда потерял поддержку государства. Христианство праздновало победу над своим самым сильным соперником. Когда-то принятый Римом, культ Митры распространился очень быстро. Он прослеживается на берегах Дуная и Рейна, мы находим его следы вдоль римских стен в Великобритании, на границах Сахары, а также в долинах Испании.

Кажется странным, что древние греки никогда не вводили у себя культа Митры. Доктор Дж. Тарапоревала утверждает, что «о причинах этого можно только догадываться. Некоторые из них, возможно, это 1) наследственная нелюбовь греков ко всему иранскому; 2) их расовая гордость и, как следствие, узкий кругозор, 3) их духовная неспособность подчиниться мистическому символизму и 4) их неспособность подчиняться дисциплине, требуемой культом Митры. (Религия Заратуштры, стр. 156).