Ардвисура Анахита в зороастрийском календаре

Опубликовано star72 -

Статья подготовлена Малаховой Н.М.

"Парадокс" стр 53-62

Каждый год зороастрийского календаря находится под покровительством великого небесного заступника - Изеда (букв, «достойного почитания»). Этим-то авестийская календарная система и отличается от китайской, в которой годы распределяются по двенадцати животным, пяти стихиям, сторонам света и, в общем-то, все... Конечно же, тотем года - исключительно важный образ, выражающий основную идею того или иного периода времени на языке зооморфного символизма, но тотемом далеко не исчерпывается семантическое наполнение года. Тотем определяет лишь характерологические особенности года, подсказывая, как следует себя вести, дабы соответствовать потоку времени, но он ничего не говорит о высшей мистерии года, его мифологической составляющей. А ведь идея всегда предшествует ее материальному воплощению, она пребывает в эмпирее - в горних сферах, где аккумулируются лучшие мысли людей, их молитвы и представления о божественном, великом, над-человеческом.
Идея всегда первична, впрочем, как и мифологический прообраз, психологический архетип, который может получить развитие, проявление как в зооморфной среде в образе того или иного животного, так и в мире минералов либо растений, символически соотносясь с тем или иным священным деревом или камнем. В китайской логической последовательности «год - животное - стихия - сторона света - минерал» отсутствует важнейшее звено, то с чего все начинается, а именно - некий космологический движущий принцип, аккумулируемый в идее того или иного божества. Это может свидетельствовать о заимствовании китайцами более совершенной календарной системы, которую они почему-то «обезглавили», лишив сакрального смысла и главного мифологического содержания, и оставив в ней лишь то, что было доступно их пониманию. Разумеется, чужеродные божества были им совершенно непонятны и не нужны, а вот животные: кони, свиньи, петухи и собаки - совсем иное дело. Как же без них?
12-летний китайский календарь очень сильно напоминает календарную систему древних персов, базировавшуюся на 12-летнем цикле Юпитера, но в ней отсутствуют древние арийские божества, которые были чужды китайскому менталитету. В изначальной же традиции нисходящая логическая последовательность начиналась с божества и, проходя по всей иерархической лестнице природы, заканчивалась минералом, металлом, первоэлементом и стихией. К счастью, в этой логической цепочке человек занимал не последнее место.
В «Скрижалях Гермеса» - наиболее уважаемом алхимиками и астрологами разных веков оккультном источнике сказано: «то, что внизу, подобно тому, что вверху». Этот постулат стал выражением древнейшей идеи взаимосвязи причины и следствия, космоса, природы и человека.

Согласно представлениям древних мистиков и современных ученых, мы наряду с животными и растениями являемся частью единой вселенной и подчиняемся вместе со всей остальной живой природой единым законам. Древние астрологи, называли законы, управляющие мирозданием, Божественными, поскольку отчетливо видели проявление одних и тех же закономерностей, как в мире людей, так и в остальной природе, не зависящей от воли человека. А раз всеми процессами и явлениями в воплощенном мире управляют одни и те же законы, то, стало быть, их установил некий сверхразум, Божественный промысел, Великий демиург, творческая воля которого нашла проявление как в самых простых, так и самых сложных явлениях природы. Пытливому человеческому уму свойственно анализировать, проводить параллели и взаимосвязи, разделять определенные сферы жизни на различные области, и выделяя из прочего множества движущих принципов естественных процессов наиболее значимые, придавать им силу законов.
В мифологическом сознании древних эти законы и движущие силы природы облекались в доступные человеческому пониманию образы богов и богинь, покровительствующих ветрам, дождям, Солнцу, Луне, звездам и так далее. Все человеческие порывы, побуждения, влечения и то, что сейчас называют инстинктами, также были соотнесены с божественными либо планетарными силами.
Так, например, все материнские чувства и вся репродуктивная область человеческой жизни оказались связанными с циклами Луны; силу, волю, гнев и прочие активные проявления мужского характера соотнесли с Марсом; женственность, красоту и обаяние - с планетой Венерой.

Ардвисура Анахита (наскальный рельеф)

Половая, возрастная и социальная принадлежность - все по¬лучило должную структуризацию, и на основании уже этой сформированной и логически обоснованной картины мира люди строили свои отношения и пытались планировать и предсказывать будущее.
Согласно астрологической картине мира человек представляет собой микрокосм, являющийся не просто частью, но и уменьшенной моделью макрокосмоса. Таким образом, все, что происходит в мире в глобальных масштабах, должно как-то отражаться на нас. Мы вместе со всем остальным миром несемся в едином потоке времени, постоянно принимающим все новые и новые очертания. Понятие времени, выработанное человечеством в качестве необходимейшего инструмента для координации прошлого, настоящего и будущего, напрямую связанно с циклами Солнца и Луны. Но помимо дневного и ночного светил на ход времени оказывают влияние и другие небесные тела. Поскольку совокупное положение всех планет солнечной системы никогда не повторяется, каждый момент времени уникален и в каждом отдельном промежутке времени как в музыкальном действии роль первой скрипки играет одна из планет. Потому-то каждый день месяца, каждый месяц года и каждый год большого календарного цикла связан с одной из планет, доминирующее влияние которой предопределяет специфическую событийную и психологическую окраску того или иного отрезка Времени.

Ардвисура Анахита
(скульптурное изображение)

В системе 32-летнего зороастрийского календаря временной промежуток между весенними равноденствиями 2009 и 2010 годов пройдет под покровительством Нахид (Венеры) - планеты любви и гармонии, названной так в честь богини-повелительницы женщин. С Анахитой связывали источники небесных и земных вод, а саму водную стихию почитали как благой дар богини любви, кормилицы природы и человечества. Питающая и возрождающая сила воды издревле наделялась магическими свойствами, а исследования ученых нашего времени подтвердили, что представления древних о воде, как о носителе информации, оказались поразительно близки к истине. Чистая питьевая вода рек и источников стала символом живительной силы Анахиты, а тотемом этой богини древние арии сочли Бобра - одного из самых священных животных, чья созидательная деятельность по устройству плотин способствует очищению рек. Само имя Ардвисуры Анахиты переводится как «дарующая жизненную силу чистая непорочная влага». Ардви переводится с авестийского языка как «влага», «вода»; Сура - «сильная», «жизненная», а Анахита - «чистая», «непорочная». Иными словами, просто и понятно: «чистая вода». В зороастрийском литургическом каноне Ардвисуре Анахите посвящен отдельный гимн, который так и называется: «Абан Яшт» («Гимн водам»). В этом гимне Ардвисура воспевается как повелительница водной стихии:

Бескрайняя, знаменитая,
Равная по длине всем водам,
Что здесь, по земле, текут...
Все берега моря Ворукаша
Приходят в волненье,
Вся середина его вздымается волнами,
Когда к ним прилетает,
Когда к ним устремляется
Ардвисура Анахита,
Которая тысячу заливов,
Тысячу притоков имеет...
И приток воды ее
Струится непрестанно зимой и летом.

Магическая очищающая сила Ардвисуры состоит в ее способности восстанавливать (как сейчас бы сказали, структурировать) воду, превращать ее из «мертвой» в «живую». В «Яште» сказано: «Ардви делает прекрасными воду, и семя мужей, и материнское лоно жен, и молоко женской груди». Сексуальный аспект культа Ардвисуры Анахиты порой выступает на первый план, а красота богини и ее способность наполнять природу жизненной производительной энергией заслоняет ее функции как покровительницы водной стихии.
В Лидии персидскую богиню вод и плодородия Анаитис отождествляли с «великой матерью богов» Кибелой, культ которой носил откровенно оргиастический характер.
В эллинистический период религиозного синкретизма Анахиту соотносили с египетской Богиней Исидой, малоазиатской Атаргатис, греческой Афродитой, римской Венерой, а в более поздние времена при Хосрове, правление которого пришлось на период обострения соперничества зороастризма и христианства, богиню Анахид стали отождествлять с Богоматерью - Девой Марией.
Таким образом, можно считать, что Ардвисура Анахита воплощает собой универсальное женское божество - собирательный образ различных богинь, покровительствующих чувственной любви, дарующих красоту, желание, а главное - возможность участвовать в продолжении рода человеческого. В гимне, ей посвященном, неоднократно говорится о том, что именно она, красавица Анахита, «приготавливает семена всех мужей и готовит к родам лона всех женщин». Ее называли богиней, «страсть вызывающую, Артой освященную». Поскольку Арта - божество истины, правды и космического закона, можно сказать, что Анахита («Чистая») - повелительница и покровительница чистой любви и естественной сексуальности без каких либо перверсий и извращений. Этим культ Ардвисуры Анахиты принципиально отличался от экстатических культов плодородия малоазиатских народов и жителей Пелопоннеса.

Богиня Анаитис

Любовь и благорасположение Анахиты по определению не может быть предметом торга, а посему пресловутые «жрицы Венеры» не имеют никакого отношения к чистой богине. По странному стечению обстоятельств, которое можно было бы считать парадоксом истории, на родине культа Ардвисуры Анахиты по сей день преследуются смертной казнью такие преступления против нравственности как проституция и гомосексуализм. Религия Мухаммеда, распространившаяся по территории Персидской империи, многое впитала из духовного наследия зороастризма, в том числе и отношение к сексуальной распущенности. Но последователи пророка явно перестарались в своем религиозном рвении, заставив женщин носить паранджу, и всячески ограничив их свободу. Арабам удалось привить иранцам (ариям) совершенно чуждое европейскому менталитету отношение к прекрасному полу. Древние же персы, предки современных иранцев, смотрели на женщин совершенно иначе, и авестийские гимны - лучшее тому подтверждение. Богиню любви единственную из всех божеств иранского пантеона изображали в антропоморфном образе, а ее красота и сексуальность воспевались в религиозных гимнах.

Всякий может увидеть ее,
Ардвисуру Анахиту,
В образе прекрасной девушки,
Сильной, стройной,
Прямой, высоко подпоясанной...
Красуется она серьгами
Четырехгранными, златоковными,
Ожерельем обвила благородная
Ардвисура Анахита
Прекрасную шею.
Стягивает она стан свой,
Чтоб дивные груди ее восстали,
Чтоб влеклись к ней людские взгляды.
В бобровую шкуру одета
Ардвисура Анахита
Из трехсот бобров.
Меха обильно изливают на смотрящего
Блеск золота и серебра.

Одним словом: «Венера в мехах»! Автор столь выразительного гимна женской красоте явно был тонким ценителем прекрасного пола. Объектом его религиозного поклонения стала самая прекрасная, самая жизнелюбивая и самая близкая человеку богиня, «достойная того, чтобы мир телесный восхвалял ее». Согласно авестийской мифологии, не только люди, но и боги - ахуры и изеды преклоняются перед величественной красотой и несравненным великолепием Ардвисуры Анахиты. Сам Ахурамазда приносил ей жертвы, прося помощи в наставлении Заратуштры, дабы пророк мыслил и совершал поступки в соответствии с учением праведной маздаяснийской веры. С просьбами о покровительстве и молитвами о помощи к богине любви обращались практически все иранские герои, она даровала им удачу и победу в сражениях - так повествует самый красочный и яркий из авестийских гимнов. К ней обращались на восходе Венеры, которая в зороастрийской космологии соответствует Ардвисуре Анахите:

По окончании третьей ночи
К утренней заре поспел он,
К восхождению Ардвисуры.
И на утренней заре он
Воззвал к Ардвисуре Анахите.

Эта цитата из Абан-яшта свидетельствует о значимости астрологических представлений для древних иранцев. Перекликаясь с Тиштр-яштом, посвященным Тиштрии-Сириусу, этот гимн убедительно доказывает неразрывность астрологических и религиозных представлений в мировоззрении ариев, следовавших учению Заратуштры.

Ритуальное блюдо с изображением Ардвисуры Анахиты

Венера - Ардвисура, занимавшая особо почитаемое место в авестийской мифологии, распределяла свою милость лишь между достойными. Молитвы обращавшихся к ней за помощью лжецов и преступников она оставляет без внимания. Ей посвящен 15-й день месяца в солнечном календаре зороастрийцев, а также восьмой год 32-летнего цикла. Именно этот год наступает 21 марта 2009 года. Основной идеей предстоящего года является вечная как мир и всегда молодая, свежая и волнующая женственность - движущий фактор эволюции человечества. Ардвисура Анахита - это красота, которая спасет мир, ибо лишь ей подвластно приостанавливать войны, примирять враждующие стороны, возвращать к жизни тех, кто уже счел себя лишним на этом празднике жизни. Этот год будет способствовать полноценному раскрытию женского начала, многие представительницы прекрасного пола станут еще заметнее, и сумеют достичь гораздо большего, чем мужчины. Эпоха Водолея требует появления ярких харизматичных фигур женского пола, а наступающий год может стать временем появления влиятельных женщин, как в политике, так и в других сферах общественной жизни. Скорее всего, ближайшее время станет очередным этапом пробуждения женского самосознания на пути к полной феминизации нового человечества.

Но сколь амбициозными не выглядели бы заявления современных амазонок, женщинам все так же трудно будет обойтись без мужчин, как и представителям сильного пола без прекрасной половины человечества. В мире должна царить гармония и любовь между мужчинами и женщинами. Богиня любви благословляет браки и искренние человеческие отношения, наделяя своей благодатью и успехом у противоположного пола тех, кто готов любить и приносить жертвы во имя любви. Логика подсказывает, что предстоящий год станет временем всплеска творческой и сексуальной активности, в мире появятся новые прекрасные произведения кинематографического и театрального искусства, посвященные любви, а живописцы, художники и музыканты, вполне возможно, создадут свои лучшие шедевры. И во главе всего будет стоять образ прекрасной Дамы - ведь небесной покровительницей этого года является сама Ардвисура Анахита, высшая ипостась женского начала в авестийской традиции.

Разделы