Гаханбары

Гаханбары (гахамбары) - шесть традиционных сезонных праздников, отмечаемых по религиозному календарю, привязанному к Новрузу. С древнейших времен - это наиболее важные моменты, когда члены сообщества собираются для совместного богослужения, проводимого мобедами для собравшихся и символически связаны с этапами творения мироздания Создателем Ахура-Маздой. В эти дни верующие тщательно прибирают свои жилища, каждый старается принять посильное участие в организации праздника, помогая готовить угощение, дровами для ритуала, пожертвованиями или просто уделив время собраться всем вместе. Длится Гаханбар пять дней и кульминацией его считается последний, когда, как правило, все и собираются для торжества. В Индии ритуал традиционно более пышный, в Иране более аскетичный, но общие черты - это дни всеобщего воодушевления, помощи и чувства единства, пронизанные любовью и благодарностью к Создателю и друг другу. По уровню значимости гаханбары стоят выше рядовых джашнов дня и месяца и составляют основу годового праздничного цикла.
Бытует мнение, что порядок традиционных гаханбаров запечатлел воспоминание о северной прародине, с зимой, длящейся полгода, периоде так называемой великой зимы с октября по март.
Традиционно праздник состоит из богослужения, читаемого мобедом, которое включает в себя традиционные Срош Бадж, тексты перевязывания пояса, Гах, Аташ Ньяиш, Доа Нам Ситайшн и далее - Дибаче, Афринаган, Кардэ Соруш и один или несколько Хамазуров (пазендских "благословлений"). Если ритуал Ясны может читать только мобедиар и выше, то гаханбар может и должен при его отсутствии провести и представитель сообщества из рядовых, но подготовленных общинников. На накрытом столе представлены все шесть Амеша-Спента (Аша-Вахишта - огонь в аташдане, вода Хаурватата, цветы и фрукты Амеретата, металл Кшатра-Варью, земля виде скатерти и соведущие, представляющие Ахура-Мазду - Заотар и воплощенную душу - Распи. В кульминационный момент богослужения со словами Хуматанаам, хухтанаам, хварштанаам... ведущие праздник Зот и Распи ритуально обмениваются цветами (в Индии, в Иране - в этот момент священник и сообщество поднимает и держит один палец, и далее два, символ обмена между миром земным и духовным). В момент, когда по парсийскому обряду мобед протягивает ритуальный черпак (при чтении Ятха Аху Варья и Ашем Воху) и касается чаши с водой в четырех направлениях, мобед в Иране касается блюда с фруктами веточкой мирта также в четырех наравлениях и затем в четырех других (см ссылку). В завершающей части, во время чтения Хамазура, (индийские мобеды называют его Африн) дехмобед или почетный представитель собрания нарезает ритуальные фрукты (мьязд). После окончания и традиционного рукопожатия и поздравлений, всех присутствующих одаривают сухофруктами и орешками (лорк), раздают мьязд. Позже начинается более обстоятельное угощение собравшихся с умеренным количеством вина и традиционных блюд, а также музыка, танцы и всеобщее веселье. Жизнелюбивый характер праздников пронес через века дух оптимизма и радостного отношения к миру и человеку, его творческим созидательным силам, разуму и духу взаимопомощи, соразмерности земного и вселенского, непрерывности хода времени, смены сезонов и природной красоты.
См также Афринган

Гаханбар, по "Беседы о зороастризме и древняя история Ирана" Эрвад Годредж Диншоджи Сидхва, Благоверье

Пример Джашне Афринаган-е Ормазд