Авестийские тексты

Авеста – так называется собрание Священных текстов Благой Веры, в котором запечатлено Откровение праведного Спитамы Заратуштры, учение, переданное пророком людям от Ахура Мазды и сохранённое его учениками и последователями, знания о духовном и телесном мирах, молитвы и благословения, обращённые к Ахура Мазде и его благим творениям.

Как гласит предание, впервые Авеста была принесена на землю птицей Каршипт, главой всех птиц. Вестник принёс учение в заратуштрийский ковчег Йимкард – город-крепость, выстроенный царём Йимой для того, чтобы защитить людей от холодов и наводнений. Но царь Йима отказался от предложения Ахура Мазды стать основателем Благой Веры и её пророком. Первым и единственным пророком Благой Веры стал наиболее праведный из людей – Спитама Заратуштра. Он получил своё откровение, войдя в чистые воды реки Даитья. С момента получения пророком откровения началась новая эра земного мира – Визаришн – эра разделения добра и зла.
Благодаря тому, что учение Заратуштры передавалась устно, оно смогло сохраниться на протяжении 500 лет. Возрождение Благой Веры началось при парфянской династии Аршакидов (250 до н. э. – до 227 н. э.). В это время начинается целенаправленная работа по сбору уцелевшего наследия Веры. Этот процесс завершился позже, при царе Шапуре II из династии Сасанидов, в IV в. н. э. В его правление Адарбад Мехраспандан, именуемый защитником Веры, восстановил Авесту в виде канона из 21-й книги (наска):

Сатудгар-наск
Вахишта Мансар наск
Баг-наск
Дамдад-наск
Надар-наск
Паджам-наск
Ратоштай-наск

Бараш-наск
Кашасруб-наск
Виштасп-наск
Хешт-наск
Джераст-наск
Сафанд-наск
Баган яшт наск

Ниярамн наск
Двасрауб-наск
Аспарам-наск
Аскарам-наск
Видевдад-наск
Хадохт-наск
Сатуд яшт наск

Все наски были сгруппированы в три группы, по семь насков в каждой.
Первая часть – основа откровения Ашо Заратуштры – называлась Гатик и состояла из гимнов, рассказывающих о духовных мирах и их законах.
Вторая часть называлась Датик («Закон, кодекс») – собрание социальных и политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев.
Третья часть Авесты называлась Хада Мантрик («Мантры») – в ней содержались духовные правила жизни заратуштрийцев. Эти правила, так же как и части Гатик, не могут быть изменены.

Второй, более страшный удар Благой Вере нанесли в VII в. н. э. арабы, с ещё большим ожесточением, чем воины Искандера, искоренявшие учение Ашо Заратуштры. После арабов по территории Ирана прошли орды Чингисхана и Тимура. Казалось бы, уже ничто не уцелеет под этими сменяющими друг друга волнами насилия. Но истина бессмертна! В пожаре завоеваний, захлестнувших Иран, уцелело только то, что удалось сберечь общинам самых стойких заратуштрийцев. К настоящему времени Авеста сохранилась в составе следующих книг:
Ясна (авест. «Почитание») – заратуштрийская литургия, центральной частью которой являются Гаты – гимны пророка Ашо Заратуштры, в которых запечатлено его учение.
Висперед (авест. «Все владыки») – дополнение к литургии «Ясна», включающее почитание всех хранителей благих творений.
Яшты (авест. «Гимны»), посвящённые Ахура Мазде и его творениям.

  • Малый Фравардин Яшт
  • В будущем мы добавим тексты на наш сайт. Сейчас Авесту можно почитать на русском языке на сайте сетевого сообщества Благоверие
    Смотрите также