О традиционных зороастрийских праздниках

Опубликовано Ramyar -

Содержание:
Новруз
Джашн-е Рапитвин
Задруз
Сизде-бедар

Джашн-е Фарвардинган
Джашн-е Ардибехештган
Медейо-зарм Гаханбар
Джашн-е Хордадган
Джашн-е Тирган (Абризеган)
Медейо-шахам Гаханбар
Джашн-е Амордадган
Джашн-е Шахриварган
Паити-шахим Гаханбар
Джашн-е Мехрган
Аясарм (Аятрима) Гаханбар
Джашн-е Абанган
Джашн-е Азарган
Джашн-е Дэйган
Шаб-е Йалда
Медьярам Гаханбар
Джашн-е Бахманган
Джашн-е Садэ
Джашн-е Эсфандган
Хамаспат-медейом Гаханбар

Новруз
 
Новруз – величайший праздник нашей веры на все времена.
Новруз посвящен Джамшиду Пешдадияну – величайшему царю древности, основателю цивилизации. Согласно Авесте и традиции Маздаяснийской Веры Джамшид был первым из людей, кто обрел божественный фарр. Джамшид научил людей земледелию и строительству из глины и камня.
 
С Новрузом связаны следующие традиции:
 
1. Рассказывают, что во времена Джамшида в Иране случились холода, длившиеся 3 года. Когда холода закончились, с наступлением весны Джамшид, радуясь этому, учредил празднование великого праздника, называемого Новруз.
 
2. Говорят, что когда Джамшид усмирил дэвов, разбив их в битве, он устроил празднование и пригласил людей во дворец, отсюда пошло празднование Новруза.
 
3. Великий иранский ученый Хаям Нишапури так рассказывал о Новрузе:
Новруз назван так потому, что Солнце возвращается в знак Овна, а день становится равным ночи. Когда Джамшид открыл этот день, он назвал его Новруз (перс. Новый День) и устроил великий праздник, а люди стали следовать ему.
 
В древности празднование Новруза длилось весь месяц. Сегодня оно сократилось до 13 дней.
Древние цари, такие как Ахемениды, Ашканиды и Сасаниды приказывали помогать бедным. Рассказывают, что Хосров Аноширван приказывал раздавать людям новые белые одежды и сам одевался во все белое, потом выходил на возвышение и слушал просьбы людей, вершил суд и выносил решения.
 
В Древнем Иране часто бывало, что шахи в день Новруза прощали долги людям своей страны. Так например Аноширван Бахрам Гур простил людям долги за три предшествующих года.
В празднование Новруза входит праздник Сизде-бедар
 
Джашн-е Рапитвин

Джашн в честь Язата Рапитвин. Почитается отдельной праздничной службой покровителю "большого лета" , когда Рапитвин возвращается и покровительствует росту растений. Также является покровителем полуденного времени Рапитвин-Гах. С конца "большого лета" начиная с месяца Абан следующие полгода Рапитвин будет охранять источники под землей от замерзания. Тогда днём в ежедневной службе вместо Рапитвин Гах читается второй раз Гах Хаван.

Задруз

Задруз – День Рождения Ашо Заратуштры, отмечаемый в день Хордад месяца Фравардин, что соответствует 26 марта. В этот день наш пророк появился на свет в иранской семье своего отца Порушаспа Спитамана и матери Дугдо. Он был наречен Заратуштрой, что имеет два значения «желтый верблюд» и «блистательная звезда».
 
Согласно традиции Веры Маздаяснийской, когда Заратуштра родился, он не заплакал как все младенцы, но засмеялся. Рождаясь, люди предчувсвуют свою смерть, а потому плачут, но Заратуштра увидел собственное бессмертие и конечное избавление всего мира от смерти, а потому засмеялся.
 
С детства Заратуштра вступил на путь борьбы с невежеством и все время был в поисках Истины, и когда ему было 30 лет, Благим Помыслом он был приведен к Ахура Мазде, от Которого он обрел откровение и стал Его пророком и посланником среди людей. Ашо Заратуштра запечатлел свое учение в своих Гатах, которые являются основой Благой Веры, а после сообщил людям все остальные наски Авесты.
Он до конца своих дней не жалел сил на пути утверждения в мире Истины и погиб от предательского кинжала жреца старой формации в возрасте 77 лет.
День памяти Заратуштры
В этот день Великий Учитель Веры Маздаяснийской Ашаван Заратуштра, пророк Ахурамазды пал, приняв последний бой в храме огня от рук кочевников хионитов и своего личного врага из числа жрецов старой формации. День этот выпадал на весну, но во время сасанидских календарных реформ сполз на 11 число 10 месяца, где и зафиксировался, приходясь на темный период, обрамленный праздниками в честь Творца, напоминая о торжестве своего учения. Заратуштра принял выбор смертного, чтобы мир обновился и с ним Благая вера до конце времен испытает вместе с ним Фрашо-Кэрети - Великое Преображение. В день этот проходит памятная служба.
Да будет благословенна его Фраваши! Сегодня мы, заратуштрийцы, являемся его наследниками и заместителями в мире, и должны не только оберегать его учение, но и проповедовать его во всем мире.

Сиздэ-бедар

Праздник Сиздэ-бедар является заключительным днем празднования Новруза в Иране. В этот день по традиции все старались уехать за город и провести его, взяв угощение с собой на природу. В этот день проростки с новогоднего стола отпускались по ручью в знак прощания с прошлым. Считалось неблагоприятным остаться сидеть дома в этот день.
 
Джашн-е Фарвардинган

Джашн (праздник) Фарвардинган, отмечается в день Фарвардин месяца Фарвардин по авестийскому календарю, что соответствует 8-му апреля.
 
Слово «фарвардин» в традиции Благой Веры означает фраваши, то есть, дух. Первый месяц года потому называется Фарвардином, потому что в это время фраваши праведных возвращаются на землю, чтобы увидеть своих потомков.
 
Фраваши не тождественна душе, но и не отделима от нее. Фраваши – это ахурическая сила, которую Ахура Мазда поместил в творение. Эта сила является божественной внутренней сущностью, которая каждому творению указывает путь к добру.  
 
В день Фарвардинган, который еще называется Форудаг, бехдины поминают умерших, просят мобедов помянуть их имя чтением Авесты, а затем идут к местам упокоения с цветами, являющимися символом радости, жизни и любви.
 

Джашн-е Ардибехештган

День Ардибехешт месяца Ардибехешт приходится на 22 апреля.
 
Ардибехешт происходит от авестийского Аша Вахишта. На русский язык слово аша обычно переводят как Истина, Правда, Порядок.  Закон Аши – это путеводная нить каждого человека и всего мироздания в осушествлении Великого дела Ахура Мазды – приведение мира в Совершенство. Слово Вахишта значит Наилучшая. Поэтому Аша Вахишта – это Наилучшая Истина, истина, воплощая которую человек обретает счастье, как об этом говорится в наше великой молитве Ашем Воху. Вахишта – на современном персидском звучит как бехешт – так обозначается Рай. Поэтому Аша Вахишта – это наш путь к Раю, к Наилучшему Бытию в обоих мирах.
 
Амешаспанд Ардибехешт – это третий из Амешаспандов, ангелов Ахура Мазды. Величайшая значимость его подчеркивается тем, что в Гатах Праведного Заратуштры он упоминается больше других Амешаспандов – 180 раз.
 
На этого Амешаспанда возложена охрана всех огней. Посредством Закона Аши, пути Истины, Ахура Мазда исполняет дела мира и его населяющих его существ, раздает награды и воздаяния.
 
Ардибехешт – третий источник учения Праведного Заратуштры. И если следующий этому учению не постигнет его, он никогда не сможет припасть к следующим источникам, особенно к седьмому – Амордаду, т.е. Бессмертию.
 
В день праздника Ордибехештган бехдины одевая белые одежды, являющиеся знаком Благой Веры, идут в Аташкаде для восхваления Ахура Мазды и Амешаспанда Ардибехешта. После совершения религиозных обрядов и чтения мобедами Авесты бехдины отдаются веселию и развлечениям.
 

Медейо-зарем Гаханбар

Гаханбар Чехре Медейо-зарм (Маидьо-зарема), длящийся пять дней с дня Хоршид до дня Дей-бе-Мехр месяца Ардибехешт, приходится на 30.04 - 4.05
 
Праздник Медейо-зарм гаханбар - первый в году из гаханбаров – шести величайших заратуштрийских праздников.
В Авесте, в Нияишн-и Афрингане об этом гаханбаре говорится так: С начала года до гаханбара Чехре Медейо-зарм 45 дней.
 
Этот праздник отмечается в середине весны, потому что Медейо-зарм (авест. Маидьо-зарема) – это «середина весны». (Маидья – авестийский корень, родственный русским словам между, межа, латинскому medium, английскому middle, означает «середина»). В Виспереде, карде 1, стих 2, он назван молочным, сочным – в это время травы набирают сок, а вымя коров, коз и овец – молоко. Во многих местах Авесты и в традиции веры словом медейо-зарм называют райский напиток, который подносит праведникам Вохуман.
 
Согласно Авесте главным днем гаханбара является день Дей-бе-Мехр месяца Ардибехешт, вместе с тем, все бехдины в соответствии с религиозной традицией встречают его в день Хоршид и таким образом справляют его 5 дней.
 
Все бехдины должны праздновать этот день и угощать гостей едой и напитками. Если кто-то не имеет возможности отметить праздник, его должны позвать на праздник другие люди, кто в состоянии устроить праздник. Прежде всего они должны вместе с мобедами вознести руки в хвале Творцу Ахура Мазде за его прекрасное творение, а потом устроить веселье и развлечения.
 
Праздник Медейо-зарм гаханбар из всех праздников и обычаев в Благой Вере имеет особенное значение. В традиции веры говорится:
 
У каждого бехдина, кто праздник Медейо-зарм не отпразднует или на праздник не пойдет, благие дела, что он творил в жизни, уменьшатся на треть, а его грехи на одну треть возрастут.
 
Согласно традиции Маздаясны, Ахура Мазда в день Медейо-зарм гаханбара сотворил небо.
 
Иранский Бундахишн об этом говорит так:
 
Он (Ахура Мазда) сотворил эти шесть творений в шесть отрезков времени года, в котором насчитывается 365 дней, 12 месяцев, в каждом месяце 30 дней и в одном месяце  - 35 дней. К каждому дню приставлен один Амешаспанд, о свойствах которых я расскажу:
Сначала Он сотворил небо в 40 дней: от дня Ормазд месяца Фарвардин до дня Абан месяца Ардибехешт. 5 дней он подождал до дня Дей-бе-Мехр. Эти 5 дней составляют гаханбар Медейо-зарм. В нем установлено жилище Любви [Мехра] и луны и появляется зелень.
 
Одно из других значений праздников гаханбаров заключается в том, что бехдины в этот праздник восхваляют землю Ахура Мазды за первые всходы, благодарят их и просят больших и лучших всходов в наступающем году.

 
Джашн-е Хордадган

День Хордад месяца Хордад приходится на 25 мая.
 
Хордад – это шестой Амешаспанд. На авестийском языке Хордад звучит как – Хаурватат, что означает – целостность, чистота, ясность, достоинство или величие.
 
В Благой Вере Амешаспанд Хордад в материальном мире является хранителем источников и рек.
Хордад – это шестой источник или шестое царство из семи царств мирвоззрения веры Маздаяснийской – философии Ашо Зартошта.
 
Каждый, кто желает достичь седьмого источника Амордад или вечности, прежде должен пройти источник Хордад или чистоту.
 
Амешаспанд Хордад – шестое свойство из семи свойств Ахура Мазды, Хордад или ясность (совершенная чистота) является символом того, что Ахура Мазда в пяти предыдущих свойствах Совершенен и Бесконечен.
Ахура Мазда в Хордад-яште из наска Яшты говорит:
Восхвалющий Амешаспанда Хордада восхваляет всех Амешаспандов.
 

Авеста описывает также множество других свойств Амешаспанда Хордада.
В день праздника Хордадган бехдины, как и древние иранцы, идут к источникам или рекам, прося Ахура Мазду сохранить их чистыми и прозрачными и после восхваления Ахура Мазды и Амешаспанда Хордада устраивают веселье и развлечения.

Джашн-е Тирган (Абризеган)
 
День Тир месяца Тир приходится на 1 июля.
 
Праздник Тирган - самый торжественный из праздников древних иранцев и современных бехдинов после Новруза, Мехргана и Саде.
 
Язату Тир соответствует авестийский Тиштрия. Согласно традиции Благой Веры Тир – язат дождя, поскольку в его обязанности входит брать воду из моря Фарах-карт и низводить ее дождем на ахуровскую землю.
 
Тир соответствует звезде Сириусу.
 
В этот день древние иранцы брызгали водой и подметали внутри и снаружи дома, а также надевали новую одежду. Затем из тонкой нити из семицветного шелка делали браслет и называли его Тир-о-Бад (Стрела и Ветер). Этот браслет повязывали себе на руку на рассвете дня Тир, а в день Бад – через десять дней – его развязывали и пускали поветру.
 
В маздаяснийской традиции  рассказывается, что в этот день в Табарестане – нынешнем Мазендеране – аноше раван Манучехр Пешдадид потерпел поражение от Афрасияба Туранского. Один из иранских воинов по имени Араш взобрался на гору Демавенд и пустил стрелу (по-персидски тир) для указания границы между иранцами и туранцами. Согласно традиции веры, стрела летела с рассвета до полудня и вонзилась в толстое дерево – толще которого не было – на берегу реки Аму-дарья. Там пролегла граница между иранцами и туранцами.
 
В день Тирган устраивается и другое торжество под названием Абризеган (день разбрызгивания воды), начало которму было таково:
 
Рассказывают, что во времена аноше равана Пируза Сасанида, деда великого Хосрова Аноше Равана, в Иранском царстве семь лет стояла засуха и не шли дожди. Люди и животные очень страдали. Поэтому аноше раван Пируз отдал приказ молиться в храмах огня о дожде. И вот в день Тирган седьмого года пошел дождь. Чтобы увековечить память об этом дне великий аноше раван Пируз издал приказ именовать этот день праздником Абризеган и в последующие года отмечать его.
 
В день Абризеган бехдины выходят из дому, обливают друг друга водой и веселяться. Во многих соверменных иранских деревнях и некоторых странах иранского корня, например, в Армении, его справляют до сих пор без понимания причины.
ПРАЗДНИК ТИРЕГАН (день Тир в месяц Тир)

Праздник Тиреган – один из наиболее значимых праздников Древнего Ирана, который имеет свою философию и о котором рассказывались целые истории. Ещё не так давно он ежегодно и повсеместно проводился в день Тир месяца Тир, но сегодня от этой славной традиции не осталось и следа.

Способ проведения этого праздника был таким. В день накануне праздника начисто убирался дом и двор. Утром праздничного дня все, вымывшись дочиста, надевали новую одежду. Предметом, специально предназначенным для этого праздника, была лента «тиробад», состоящая из семи тонких шёлковых нитей семи цветов («радуга»), скрученных вместе в виде тонкой изящной повязки на руку. Эту нить ранним утром дня Тир зороастрийцы завязывали у себя на запястье и через 10 дней, в день Бад (Ветра), раз-вязывали её, снимали с руки и пускали на ветер.

В праздник Тиреган читались тексты «Хоршид-ньяйш» и «Мехр-ньяйш». Обязательным правилом было то, что когда при чтении «Хоршид-ньяйша» доходили до места «Тэштарим сэтарем рионтэм харанангхентэм яза мидэ», связанного со звездой⁄сэтаре Тиштар, то повторяли это предложение сто, двести и даже больше раз, и только после этого дочитывали «Хоршид-ньяйш» до конца.

Берега ручейков и рек – главное место проведения праздника Тиреган

В этот день все молодые люди и девушки, принадлежащие зороастрийской вере, с радостью и весельем бегали друг за другом, обливая друг друга водой, и их весёлый смех разносился по всем улицам и закоулкам. По-другому можно сказать, что этот день был «праздником обливальщиков».
Одна из историй, связанных с этим праздником, рассказывает о войне иранцев с туранцами в эпоху падишаха Манучехра и о легендарном подвиге лучника Араша (см. выше).
Другая история о празднике Тиреган связана с засухой и неурожаем во времена царствования Фируза Ануширвана Справедливого. Говорят, в эпоху этого падишаха в течение целых семи лет с неба не упало ни одной капли дождя, и очень много людей умерло от засухи и голода. Спустя семь лет, в день Тир месяца Тир огромные дождевые тучи покрыли небо и омыли сухую и горячую землю. Люди так возрадовались дождю, что от излишков воды стали обливать ею себя, а затем и друг друга. С тех пор праздник Тиреган был назван «праздником обливальщиков».

Сириус

Тир (авест. Тиштрия) – это звезда, которую все авеставеды перевели как Сириус и назвали «звездою дождя». «Люди, а также крупные и мелкие четвероногие жаждут увидеть Тиштара. Когда же снова взойдёт эта звезда, полная величия и сияния? Когда же снова потекут ручейки воды на плечи лошадей?» (Тир-яшт, гл. 5).
Зороастрийцы Кермана называют этот день Тируджашн, или праздник Тира. Согласно повествованию Джамшида, в этот праздник ангел-вестник Соруш (Сраоша) посылает всем помолвленным, а также всем женихам и невестам особое подношение (подарок) – большой кусок сахара, вокруг которого обёрнута семицветная шёлковая лента, в которую вплетена золотая нить. Данное подношение относят семьям жениха и невесты. Со дня Тир и до дня Бад (т.е. с 13-го по 22-й день месяца Тир) эту разноцветную ленту (тиробад) обматывают вокруг руки или прикрепляют к одежде и не снимают, а в день изеда Бад (Ветра) пускают на ветер, стоя где-нибудь на возвышенном месте. Этот обряд своими корнями тоже уходит к истории о легендарном Араше-лучнике – люди полагают, что стрела Араша, выпущенная им в день Тир, долетела до той далёкой границы и отвела от иранской земли беду, лишь благодаря помощи изеда Бад (Ветра).
Заметим, что слово «тир-о-бад» в переводе с фарси означает «стрела и ветер» («тир» – стрела, «бад» – ветер).

«ЧАКО-ДУЛА» – праздничное гадание
Ещё одним из старинных иранских обрядов, связанных с праздником Тирган, является одно праздничное гадание «Чако-дула».
За день до наступления праздника Тиреган, то есть в 12-й солнечный день (Мах) юная непорочная девушка наполняет водой глиняный кувшин зелёного цвета с широким горлышком, который называется «дула». Воду для гадания, как правило, берут из источника подземного оросительного канала. Девушка несёт кувшин перед всеми собравшимися для гадания, и каждый бросает в него какой-либо небольшой предмет (кольцо, заколку, монетку, браслет, ключик и пр.), загадывая при этом желание или вопрошая о судьбе. Падающий в воду предмет издаёт характерный звук – «чак», отсюда название кувшина – «чако-дула».
После того как все желающие бросили предметы, этот «чакающий кувшин» несут туда, где растёт миртовое дерево, или кипарис. Кувшин покрывают тканью зелёного цвета (символ жизни) и ставят на землю, а напротив него прямо у дерева ставят зеркало.
Назавтра, в праздник Тиреган все гадающие собираются вместе. Девушка, ответственная за «чако-дулу», приносит кувшин к собравшимся людям. Присутствующие на празднике пожилые женщины читают вслух особые (гадательные) четверостишия, а юная барышня опускает руку в кувшин и достаёт из него один из предметов. Вытянутую вещь возвращают её хозяину, который сопоставляет прочитанные стихи с загаданным желанием или заданным вопросом.
Самой распространённой книгой для гаданий является сборник стихов Хафиза, персидского поэта-философа.
Вот, к примеру, один из таких бейтов:

Рассветный ветер с доброй вестью
влетел в проём моих дверей,
Шепнул: «Идёт на убыль время
твоих несчастий и скóрбей!»

 
Медейо-шахам Гаханбар

Гаханбар Чехре Медейо-шахам (Маидьо-шема), длящийся пять дней с дня Хоршид до дня Дей-бе-Мехр месяца Тир, приходится на 29.06 - 3.07
 
Медейо-шахам – второй из шести основных праздников заратуштрийского календаря (гаханбаров). От первого гаханбара Медейо-зарм до второго гаханбара Медейо-шахам 60 дней. Медейо-шахем означает «середина лета». В Виспереде, карде 1, стих 2, гаханбар Медейо-шахам назван временем покосов трав. В этот день была сотворена вода.
 
Традиция веры говорит, что кажды бехдин должен справлять гаханбар и приглашать в гости других бехдинов, угощать их едой и напитками. Если бехдин не может сам устроить праздник и принять гостей, он должен пойти в гости к другим отмечающим праздник. После восхвалений и поклонений бехдины угощаются едой и напитками и устраивают веселье и танцы, поскольку Благая Вера – это вера веселья.
 
Традиция веры так характеризует значимость этого праздника:
 
Кто не будет справлять гаханбар Медейо-шахам и на праздник не пойдет, добрые деяния его уменьшатся на треть и на треть возрастут его грехи.
 
Великий Бундахишн так говорит об этом празднике:
 
Он, Ахура Мазда, эти шесть творений сотворил вшесть периодов времени – гаханбаров. В году 365 дней и 12 месяцев. В каждом месяце 30 дней, а в одном – 35.Каждому дню соответствует имя одного их Амешаспандов, как я об этом расказал. Второй Он сотворил воду в 55 дней, с дня Мехр месяца Ардибехешт по день Абан месяца Тир. Пять дней Он подождал до дня Дей-бе-Мехр. Эти пять дней составляют гаханбар и он называется Медейо-шахам. И во время его Он осветил воду, поскольку прежде она была темной.
 

Джашн-е Амордадган
 
День Амордад месяца Амордад приходится на 25 июля.
 
Амордад (по-авестийски Амеретат) значит «Бессмертие», «Вечность».
 
Амешаспанд Амордад – седьмой Амешаспанд и седьмое свойство Ахура Мазды. В мировоззрении Ашо Зартошта Амордада – это конечный источник, которого старается достичь искатель с тем, чтобы стать бессмертным.
 
Амешаспанд Амордад в телесном мире – покровитель трав и растений. Поэтому как и древние иранцы, современные бехдины в день праздника Амордадаган после посещения храма огня и слушания Авесты вместе с семейством выходят на луг или к подножию гори и устраивают веселье и танцы.

Джашн-е Шахриварган

 
День Шахривар месяца Шахривар приходится на 21 августа.
 
Шахривар по-авестийски Хшатра Ваирья. Согласно традиции веры, Хшатра означает Царство Ахура Мазды в мире. Ваирья означает желание и год. Иными словами Хшатра Ваирья – это год или время, когда Царство Ахура Мазды охватит весь мир: мир духовный и мир телесный. От этого авестйиского слова происходит персидское «шахр», «шахрияри» - владычество, власть.
 
Амешаспанд Шахривар – четвертый Амешаспанд. Этот Амешаспанд является символом власти и могущества Ахура Мазды в духовном мире. В телесном мире Амешаспанд Шахривар – покровитель металлов.
 
В мировоззрении Ашо Зартошта Шахривар – это четвертый источник из семи источников, упомянутых в Гатах. Для достижения седьмого источника – Бессмертия – необходимо с успехом постичь и четвертый источник. Для этого бехдин должен прежде всего следовать в мире власти Ахура Мазды так, как это сказано в молитве:
 
Хшатремча ахураи – «Власть принадлежит Ахуре Мазде!»
 
После бехдин обнаружит, что в Хшатре, т.е. Царстве Ахура Мазды все творения едины и никто из них вновь не прикоснется к небытию.
 
В день праздника Шахривара в Древнем Иране иранцы после рассвета солнца шли в храмы огня и восхваляли Ахура Мазду, а затем доставали из хранилищ старые металлические предметы и чистили их до блеска, ибо согласно традиции Благой Веры бехдин не должен допускать появления на металле ржавчины, поскольку металл чист и приносит много пользы. После этого они устраивали веселье и танцы. Также поступают и сегодняшние бехдины.
 
Паити-шахим Гаханбар

Гаханбар Паити-шахим (Паитиш-хахья), длится пять дней со дня Аштад до дня Анарам месяца Шахревар, что соответствует 12.09 – 16.09
 
В Афаринган-е Гаханбар в строфах с 7 по 12 об этом празднике говорится так: Гаханбар Паити-шахим – в день Анарам. От второго гаханбара до этого праздника – 75 дней. Паити-шахем означает «приносящий хлеб», к этому дню ожидают, что поспеет пшеница и будет собран урожай. В этот день была сотворена земля.
 
Паити-шахим – это третий праздник из шести гаханбаров, начинающийся в день Аштад и завершающийся в день Анарам месяца Шахривар. Как и все остальные гаханбары, он длится пять дней, из которых самым значимым является последний день.

Традиция веры говорит: Каждый бехдин должен праздновать гаханбары, приглашать единоверцев в гости и угощать их пищей и напитками. Если бехдин сам не может отметить праздник, он должен пойти в гости к тем, кто устраивает празднование и после восхвалений и молитв отмечать праздник за столом с едой и напитками, устравать веселье и танцы, ибо Благая Вера – вера веселья и радости.
О значимости этого праздника традиция веры говорит:
 
У любого, кто не отпразднует Паити-шахим гаханбар и на праздник не пойдет, пропадет треть добрых дел, а грехи возрастут на треть.
 
Великий Бундахишн об этом празднике говорит так:
 
Он (Ахура Мазда) эти шесть творений сотворил в шесть гаханбаров года, в котором 365 дней в 12 месяцах, в каждом месяце 30 дней, а в одном – 35. Каждому дню он дал имя одного из Амешаспандов, как я сказал. Третьей Он сотворил землю в 70 дней: от дня Мехр месяца Тир до дня Ард месяца Шахривар. После пять дней подождал до дня Анарам, эти 5 дней – гаханбар Паитишахим. В этот день отмечается установление Им творений на земле.
 

Джашн-е Мехрган

День Мехр месяца Мехр приходится на 2 октября.
 
Джашн Мехрган после Джамшидовского Новруза – величайший и торжественнейший иранский праздник. Поэтому многие древние цари, особенно досточтимые Сасаниды короновались в этот день и клялись язату Мехру (Митре), что до смерти будут защищать страну и Чистую Веру Ахура Мазды. Так поступили, например, Шапур II и Бахрам Гур.
 
Джашн Мехрган начинается в день Мехр месяца Мехр и заканчивается после шести дней празднования и веселья в день Рам. Первый день называется Мехрган-е мардоман (Мехрган людей), поскольку в первый день праздника шах, присутствуя на суде, мог выслушать любое прошение или жалобу без посредников. Одним из самых известных шахов, кто так поступал, был Хосров Аноширван Справедливый, которого приветствовали язаты и амешаспанды. Последний день Мехргана – день Рам – называют Мехрган-е бозорган (Мехрган великих, т.е. вельмож), поскольку всех вельмож Ирана в этот день звали в царский дворец, где после восхваления Ахура Мазды и Амешаспандов и выражения соответствующего уважения царю, устравиались танцы и пиры. Поскольку каждый бехдин должен понимать значение Мехргана, обратимся к словам великого арийского пророка.
 
Ашо Зартошт говорит: Мехрган-е мардоман и Мехрган-е бозорган – оба одинаково велики и значимы. Поэтому празднуйте и тот, и другой.
 
Джашн-е Мехрган имеет два аспекта в традиции Древнего Ирана и Благой Вере.
 
Во-первых, национальный. Как говорится в Благой Вере Маздаяснийской, досточтимый Феридун-шах Пишдади, сын Атбина и Фаранак, из рода Джамшида с помощью Каве, бывшего исфаганским кузнецом в день Мехр месяца Мехр поразил Беюраспа (Заххака арабского), а в день Рам того же месяца заточил его в горе Демавенд и принял царский венец. По его приказу с тех пор и до наших дней празднуется Джашн-е Мехрган (или по-древнеирански Митракана)
 
Во-вторых, аспект религиозный. «Мехр» означает «договор», «клятва», «дружба», «любовь». Язат Митра – один из самых главных язатов Благой Веры. Он является охранителем договоров, заключаемых на земле людьми между собой. В Михр-яште сказано: Если кто-либо в седьмом кишваре земли нарушит договор или клятву, Митра, у которого тысяча ушей и десять тысяч глаз, увидит его и накажет.
 
Каждый год в день Мехргана мобеды и бехдины обновляют свои клятвы и просят Мехр-язата, чтобы тот оказал им помощь в следовании клятвам и договорам. Особенно просят помощи в следующих клятвах: во-первых, клятвах мобедов до самой смерти защищать Бессмертный Огонь и Чистую веру Ахура Мазды, а во-вторых, в клятвах мужчин и женщин быть верными друг другу в семейных узах и воспитании детей.
 

Аясарм (Аятрима) Гаханбар

Гаханбар Чехре Аясарм (Аятрима), длится пять дней со дня Аштад до дня Анарам месяца Мехр, что соответствует 12.10 – 16.10
 
Праздник Аясарм гаханбар – четвертый праздник из шести гаханбаров. В Авесте, в Афаринган-е Гаханбар так говорится об этом гаханбаре: Чехре Аясарм гаханбар празднуется в дни Аштад, Асеман, Замьяд, Мантра Спанд до последнего дня – Анарам. Как и иные гаханбары он длится пять дней, из которых первые четыре посвящены встрече праздника, а последний пятый – самый значимый его день. От третьего гаханбара до Аясарм 30 дней.
 
Аясарм означает время, когда пастух со стадами возвращается с летних пастбищ домой в виду приближения зимы. Согласно традиции Веры Маздаяснийской в этот день была сотворена трава и вся растительность. Последний день его открывает счет 100 дням "большой зимы" до праздника Седэ и 150 дням до Хамаспат Маэайо гаханбара (дням гат), последнего перед Новрузом.
 
Все бехдины должны отмечать этот день и угощать гостей едой и напитками. Если кто-либо не может устроить праздник у себя, он должен пойти в гости к единоверам и как и все сначала под руководством мобедов вознести руки в хвале Ахура Мазде, а затем предаться веселью и танцам.
 
Как и иные праздники, Аясарм гаханбар имеет большую значимость и ценность. В традиции веры говорится:
У любого бехдина, кто не отметит Аясарм-гаханбар пропадет треть благодеяний, что он сотворил в жизни, а грехи возрастут на треть.
 
Великий Бундахишн говорит:
Он (Ахура Мазда) эти шесть творений сотворил в шесть гаханбаров года, в котором 365 дней в 12 месяцах, в каждом месяце 30 дней, а в одном – 35. Каждому дню он дал имя одного из Амешаспандов, как я сказал. Четвертой Он сотворил растительность в 25 дней со дня Ормазд месяца Мехр до дня Ард месяца Мехр. Затем пять дней подождал. Эти пять дней называются Аясарм. В этот день отмечается сотворение Им растений лиственных, благовонных, разноцветных и зеленых.
 

Джашн-е Абанган

Джашн (праздник) Абанган, отмечается в день Абан месяца Абан авестийского календаря или 26-го октября.

Язат-бану Ардвисура Анахита – это Язат и покровитель текущих вод. Ей поручено оберегать и охранять воды. В Авесте, в Абан-яште Бану Ардвисура Анахита описывается как красивая и прекрасноликая женщина.
 
Некоторые исследователи Авесты говорят, что одежды и облик Бану Ардвисур Анахиты списан с арийской женщины и древние иранские женщины одевались в подобные одежды и так же украшали себя.
Анахита означает «Чистая Вода» или «Текущая Вода». Имя Нахид, которым сегодня иранцы часто называют дочерей, является сокращенной формой этого красивого имени.
 
В учении Ашо Зартошта предписано всячески оберегать чистоту четырех стихий: огня, воды, почвы и воздуха. Поэтому покойный мобед Азарбод Мехреспандан заботу о четырех стихиях назвал одним из столпов Благой Веры.
 
Издревле иранцы никогда не моются  и не моют ничего в проточной воде и ничем не загрязняют ее. Они заботятся о том, чтобы потоки не пересыхали и не терялась попусту драгоценная влага. Чтобы не загрязнять реки у них существовало значительное ограничение на судоходство. В древних книга говорится, что некоторые цари, например, Тирдад Арашкаид, правивший в Армении, из-за того, что не хотел загрязнять воду, не стал ехать на корабле по морю, но отпраивлся сухопутным путем.
 
В день Джашна Абанган бехдины, как и в праздник Хордадган, отправляются к ручью или источнику, или на берег и читают Нияеш Аб-Зур, а после предаются веселью и танцам.
 

Джашн-е Азарган

Джашн (праздник) Азарган, отмечаемым в день Азар месяца Азар по авестийскому календарю, что соответствует 24-му ноября по григорианскому календарю и 3-му азара по современному иранскому.
 
Азар означает «огонь». Это слово заимствовано из сасанидского пехлеви современным персидским, в котором собственно огонь обозначается древним заимствованием непосредственно из авестийского – аташ (атарш по-авестийски).
 
Язат Азар - один из самых значимых язатов в Маздаяснийской Вере. Этот язат оберегает огонь и прежде всего – Вечный Огонь, горящий в Аташ-каде. В Благой Вере Огонь – это символ Ахура Мазды, поскольку Блистательный Ахура Мазда бесконечен в том смысле, что Он не имеет ничего общего с тьмой – символом зла. Также пламя символизирует огонь жизни, горящий в творениях и ясное незамутненное состояние Сознания.
 
Маздаяснийцы восхваляют Огонь как символ и знак Ахура Мазды. Благая Вера не является не огнепоклонничеством, а восхвалителем Огня. Традиция Благой Веры говорит:
 
В Благой Вере Маздаяснийской должно во время чтения молитв стоять лицом к огню, как источнику света.
 
Поэтому враги Благой Веры и древних иранцев называли бединов «огнепоклонниками». Это все равно что называть мусульман «каабапоклонниками», а христиан – «иконо-» или «крестопоклонниками», что есть неправда.
 
В этот день бехдины идут в Храм Огня и после восхваления Ахура Мазды, Вечного Огня и чтения соответствующих молитв, возвращаются домой, где устраивают веселье и танцы. В этот день из уважения перед Огнем необходимо одевать белую одежду, являющуюся символом Амешаспанда Вохумана.
 
Джашн-е Дэйган

Джашн (праздник) Дэйган, отмечается в день Ормазд месяца Дэй по авестийскому календарю, что соответствует 16-му декабря.
 
Слово Дэй происходит от слова Дадар (Творец), являющимся одним из имен и свойств Ахура Мазды.
 
В авестийском календаре Ахура Мазде посвящены четыре дня: первый – в первый день месяца Дэй, то есть, в день Ахура Мазды (Ормазда), называемый Дэй-руз или Хоррам-руз (16 декабря); второй – восьмой день месяца Дэй – день Дэй бе Азар (23 декабря); третий – пятнадцатый день месяца Дэй – день Дэй бе Мехр (30 декабря); четвертый – двадцать третий день месяца Дэй – день Дэй бе Дин (7 января).
 
Все эти четыре дня называются джашном Дэйган и в Храмах Огня дастуры, мобеды, хербады и все верующие читают Авесту. После чтения молитв бехдины устраивают веселье и танцы.
 
Шаб-е Йалда

Шаб-э Йалда ("Ночь Рождения"), солнцеворот - один из любимейших народных иранских праздников, который восходит корнями к доисламскому Ирану. Шаб-е Йалда (известный также, как Шаб-е Челе) в Иране знаменует собой начало зимы.

«Шабе Йалда» означает «ночь рождения». Месяц Дэй (десятый по счету) на который приходится 1й день астрономической зимы в «Авесте» и других письменных памятниках на языке пехлеви происходит из корня «да» («дать», «сотворить»). Во времена Бируни месяц «Дэй» еще называли «хвармах», «хоршидмах» - т.е. месяц Солнца.

В этом месяце солнце возрождается. Именно с этого дня солнце вступает в новый цикл своего развития, жизнь сельских жителей, связанная с природой обновляется, наступает Солнцеворот.

Тот факт, что празник сохранился до наших дней можно объяснить целым рядом причин. В древности темное время суток ассоциировалось с господством темных сил, и поэтому ночь зимнего солнцестояния считалась краейне неблагоприятным временем, когда силы зла наиболее опасны. Однако, уже тогда люди подметили, что после этой, самой длинной ночи в году, день начинает прибавляться. А раз в традиционном понимании день означает торжество сил добра, то ночью, после которой день начинает прибавляться, а ночь укорачиваться , силы добра побеждают силы зла. Помимо мифологической, существовала и практическая составляющая сохранения праздника Шаб-е Йалда. Заключалась она в том, что канун праздника приходился на конец сбора ярового урожая, после которого у всех оседлых народов следовал праздник. И конечно, за сохранение этого древнейшего праздника мы обязаны иранскому народу, который крайне бережно относится к своим многовековым традициям.

Обычным занятием иранцев в этот праздник является излюбленное гадание по сборнику стихов Хафиза.

Традиционным кушаньем «шаб-е Йалда» являются свежие фрукты и сухофрукты, аджиль: поджаренные соленые фисташки, фундук, грецкие орехи, миндаль, семечки тыквы и дыни, горох. Этот факт говорит о внимании и уважении крестьян к запасам на продолжительную предстоящую зиму, в течение которой никто не может получить что-либо у природы. На столе обязательны гранаты и арбузы, так как по поверью считается, что они принесут здоровье. В число обязательных лакомств входит халва - она маслянистая и хорошо согревает в холод.

Медьярам Гаханбар

Гаханбар Чехре Медьарам (Маидьярья), длится пять дней со дня Мехр до дня Варахрам месяца Дэй, что соотвествует 31.12 – 04.01
 
Праздник Медьярам – пятый из шести гаханбаров. Как и иные гаханбары он длится пять дней: Мехр, Соруш, Рашн, Фарвардин и Варахрам. Как и в иные гаханбары последний день этого праздника является самым значимым и торжественным.
 
В Авесте говорится, что от четвертого гаханбара до пятого 80 дней.
Медьярам означает «середина года». В древности пастухи к этому дню наполняли амбары, чтобы скот не остался зимой без еды. Согласно традиции Веры Маздаяснийской в этот гаханбар были сотворены животные.
 
Все бехдины должны отмечать этот день и угощать гостей едой и напитками. Если кто-либо не может устроить праздник у себя, он должен пойти в гости к единоверам и как и все сначала под руководством мобедов вознести руки в хвале Ахура Мазде, а затем предаться веселью и танцам.
 
Как и иные праздники, Медьяарам гаханбар имеет большую значимость и ценность. В традиции веры говорится:
У любого бехдина, кто не отметит Аясарм-гаханбар пропадет треть благодеяний, что он сотворил в жизни, а грехи возрастут на треть.
 
Великий Бундахишн говорит:
Он (Ахура Мазда) эти шесть творений сотворил в шесть гаханбаров года, в котором 365 дней в 12 месяцах, в каждом месяце 30 дней, а в одном – 35. Каждому дню он дал имя одного из Амешаспандов, как я сказал. Пятым Он сотворил скот в 75 дней со дня Ормазд месяца Абан до дня Дей бе Мехр месяца Дэй. Затем пять дней подождал до дня Варахрам. Эти пять дней называются Медьярам. В этот день наполняются зимние амбары для скота.
 

Джашн-е Бахманган

 
Джашн (праздник) Бахманган, отмечаемым в день Бахман месяца Бахман по авестийскому календарю, что соответствует 16-му января.

Слово Бахман на авестийском звучит Воху Мано. Воху означает «благой», а Мано – «помысел», отсюда Бахман – Благой Помысел.
 
Амешаспанд Бахман – второй из семи Амешаспандов. В духовном мире он является хранителем блага, а в телесном – животных. Бахман – посредник между Ахура Маздой и добронравными людьми. Так, согласно авестийским и пехлевийским книгам, он привел Ашо Зартошта на встречу с Ахура Маздой.
 
Бахман – второй источник из семи источников учения Ашо Зартошта. Каждый, кто хочет достичь седьмого источника – Амордад, Бессмертия, должен с успехом пройти и второй.
 
Поскольку Бахман является покровителем скота, чтобы проникнуться уважением к нему, в этот день бехдины не режут скот и не употребляют мяса ни в каком виде. Также не следует есть мясо в день Гуш и день Рам этого месяца. Некоторые бехдины воздерживаются от употребления мяса весь месяц Бахман.

Джашн-е Садэ

Джашн-е Садэ

Праздник Огня, буквально "Сто дней" - По традиции празднуется в день 9 (Абан) месяца Бахман (Воху-Мана) т.е 24 января по счёту фасли, но в современном Иране празднуется 9 Бахмана по иранскому гражданскому календарю что приходится уже на 30 января по григорианскому счёту (т.е в 16 день Митры по Фасли), как рубеж 50 дней длинной зимы до последнего перед Новрузом гаханбара Хамаспат-маэда (100 дней холодного периода с последнего дня осеннего гаханбара). Считается, что праздник помогает изеду Рапитвины сохранить подземные источники вод и корни растений в период "зимы дэвами созданной, толстоснежной" (Vd). В ознаменование победы тепла Ахура-Мазды над дэвовским холодом на открытой площадке собирается большая куча хвороста. Когда темнеет, три мобеда и их помощник выносят огонь из храма. Под пение молитвы Аташ Ньяиш они трижды обходят вокруг дров, а потом торжественно их поджигают. В это время принято водить хороводы и веселиться... Считается, что это день обретения огня царем Хушангом. Днем собирают сухой миртовый валежник, женщины готовят особый ритуальный плов и другое угощение, а вечером зажигают большой костер, радуются и веселятся. Утром следующего дня участники стараются забрать углей от общего костра для своего очага. В Иране приобрел характер народного праздника. В Индии больше не отмечается. По кадми также отмечается 26 дня месяца Адар (в общине в Кемране)

Джашн-е Эсфандган

Джашн (праздник) Эсфандган, отмечается в день Эсфанд месяца Эсфанд по авестийскому календарю, что соответствует 18-му февраля.
 
Амешаспанд Эсфанд (Спента Армаити -авестийск.) является покровительницей любви и дружбы, в особенности женской любви - в духовном мире, а в телесном мире - покровительницей земли и растительности. Эсфандармад - пятая из семи Амешаспандов. В Маздаяснийской Вере, в учении Ашо Зартошта Эсфандармад является одним из семи свойств Ахура Мазды, одним из источников учения. Каждый, кто хочет припасть к седьмому источнику Амордад, то есть Бессмертию, должен испить из пятого, проникнувшись любовью и почтению ко всему сотворенному Ахура Маздой.
 
В Древнем Иране вплоть до арабского завоевания джашн Эсфандган был днем женщин и матерей. В этот день женщины не выполняли никакой работы по дому. Этот древний праздник служит нам напоминанием о достоинстве женщин и материнства.
 

Хамаспат-медейом Гаханбар

Гаханбар Хамаспат-медейом (по-авестийски Хамаспат-маэда)отмечается в последние дни года, следующие за месяцем Эсфанд (или вклюяаемые в него дополнительными днями), что соответствует 16 – 20 марта (15-20 в високосный год*)
 
Имена этих пяти дней не соответствуют обычным тридцати дням месяцев года (Сирузе), но посвящены пяти Гатам (гимнам) нашего пророка Праведного Заратуштры:
1.Ахнуд (авест. Ахунаваити)
2.Оштавад (Уштаваити)
3.Сепантамад (Спента Маинью)
4.Вахухшатр (Воху Хшатра)
5.Вахиштоишт (Вахштоишти)
6.*День Авардад (раз в четыре года) - в памятование прихода Саошьянта, Фрашо-Керэти и конечного восстановления Мира.

Шесть гаханбаров суть символы творения мира Ахура Маздой в шесть периодов времени. (Не стоит их сравнивать с библейскими «шестью днями творения», это разные вещи)
 
Согласно традиции Маздаяснийской Веры, Ахура Мазда сотворил мир в 365 дней и шесть гаханбаров. В первый гаханбар Он сотворил небо, во второй – землю, в третий – море и воды, в четвертый – растительность, в пятый – животных, а в первый из дней шестого гаханбара – Гайомарда, то есть, первого человека.
 
Великий Бундахшн говорит:
Эти шесть творений Он сотворил в шесть гаханбаров года, в котором 365 дней в 12 месяцах, в каждом месяце 30 дней, а в одном – 35. Каждому дню он дал имя одного из Амешаспандов, как я сказал. Шестым Он сотворил человека – Гайомарда в 70 дней со дня Рам месяца Дэй до дня Анарам месяца Спандармад (Эсфанд). Затем пять дней подождал до дня Вахиштошт. Эти пять дней называются Хамаспат-медейом. В этот день отмечается сотворение Им своего воинства в земном мире (Согласно Бундахишну в мире происходит война между праведными людьми и лживыми) - фраваши праведных людей.
 
Согласно традиции Маздаяснийской Веры в эти пять дней фраваши спускаются на землю, чтобы повидать своих потомков. В эти пять дней бехдины занимаются уборкой своего жилища, чистят и моют свой дом, а потом устраивают поминовение усопших.
В авестийскому Фарвардин-яште говорится:
Могучие Фраваши праведных мы почитаем, которые в Хамаспатмаэду выходят из мест упокоения, 10 ночей присутствуют на земле. В этот день было сотворено человечество.
 
Современный иранский праздник Чахар-шанбе-сури также происходит от этого гаханбара. Он возник после арабского завоевания, когда обращенные в ислам иранцы стали забывать гаханбары.
 
В последнюю ночь года бехдины выходят на крыши своих домов и разжгаются там яркий огонь. Согласно обычаю мобеды громко читают Авесту и возжигают на огне благовония. Все люди молятся Ахура Мазде о благополучии в наступающем году и восхваляют фраваши.
 
Счастливых и радостных праздников вам!
 
Пребудьте под защитой Истины!

по материалам сайта "Благоверье"

Комментарии через vkontakte

VK comments block