Персеполь – величие и загадка Ахеменидской державы

Опубликовано star72 -

persepol 01.jpg

Персеполь – одно из подлинных чудес света, один из самых знаменитых городов древности. Он раскапывался археологами в течение многих лет, и сейчас достаточно хорошо изучен представителями науки из самых разных стран, однако этот город оставляет за собой еще множество тайн и загадок. Более двух тысяч лет назад Персеполь являлся священной, ритуальной столицей древнейшей мировой державы Ахеменидов. Он был символом величия и великолепия Ахеменидской империи и он же стал символом ее падения. Ему же суждено было стать поворотным пунктом истории во время войны Запада и Востока, во время военных походов Александра Македонского. Персеполь сохранил значение зороастрийского духовного святилища до наших дней, однако мусульмане придумали про этот город свои легенды и стали называть его Тахт-и-Джемшидом, т. е. троном мифического правителя Ирана Джемшида. Интересно, что первые европейские исследователи Персеполя находили в его рельефах и элементы христианства. Это неудивительно, если вспомнить, что зороастризм является одним из корней древа христианской религии и древа ислама.

persepol 02.jpg

Монументальный комплекс Персеполя был возведен между 520 и 450 гг. до н. э. тремя поколениями ахеменидских царей. Строительство начал Дарий I (Дараявауш – «держащий добрую мысль»), правивший Персией с 522 по 486 гг. до н. э. и именовавший себя сыном Виштаспы (Гистаспа), Ахеменидом (Хахаманишия). Кстати, именно с именем отца Дария Виштаспы, жившего в начале VI в. до н. э., ошибочно связывают года жизни Заратуштры. Воздвигая Персеполь, Дарий желал тем самым достигнуть бессмертия, и это ему удалось, несмотря на то, что ахеменидская держава пала под ударами македонцев, руины этого города, его рельефы, протянувшиеся на сотни метров, надписи, высеченные на памятниках, через тысячелетия повествуют нам о событиях, о религии и о богатейшей духовной и материальной культуре того времени.
Родословная Ахеменидов гораздо древнее родословной Александра Македонского, разрушившего их царство. Они считали себя арийцами. В одной из своих наскальных надписей Дарий с гордостью заявляет, что он – «перс, ариец, арийского происхождения». Еще во II тыс. до н. э. из-за неблагоприятных климатических условий арийские племена, двигаясь с севера, с земель от Днепра до Урала, пересекли реку Окс (современная река Амударья) – северо-восточную границу Иранского нагорья, обширной территории. которую в настоящее время занимает Иран и Афганистан. Постепенно, через большие интервалы времени, одни из них повернули в Индию, где победили местных жителей с более темной кожей (впоследствии их стали называть индоязычные арии), другие двинулись к западу, через плато. Последние, так называемые ираноязычные арии, придя на плато, и дали этой стране свое имя. Лингвистически Иран и Ариана означают одно и то же, хотя как название страны слово «Иран» появилось только после Ахеменидов.

persepol 03.jpg

Арийцы были светлокожими людьми,высокого роста, по роду занятий – преимущественно кочевники-скотоводы. Они несли с собой свою культуру и свою религию, основные сведения о которой хранит Авеста – сборник древнейших гимнов и прозаических текстов. Доказательством же того, что арийцы пришли на плато и двигались по нему, вплоть до равнины Двуречья, служат надписи. В одной из них, датированной примерно 1370 г. до н. э., содержатся имена арийских богов, а в других засвидетельствованы индоевропейские слова. Пришельцы ассимилировались с местным населением, и только с появлением иранцев, т. е. мидийцев (от древнеиранского «mada» – опьяненный, яростный в бою) и персов (от древнеиранского «parsava» – широкогрудый богатырь), число арийцев настолько увеличилось, что они могли навязывать свою волю исконному населению, сильно поредевшему к тому же в результате войн с могущественной Ассирией.

car 001.jpg
Серебрянная фигура ахеменидского царя из Амударьинского клада V–IV вв. до н.э.

Страна Парса (Персия) впервые упоминается в ассирийской надписи 843 г. до н. э. под названием Парсуа, или Парсамаш, в центральном Загросе, современной провинции Фарс. Исконным населением этой территории со столицей в Сузах были эламитяне. Область, где позднее построили Персеполь, называлась Аншаном. Аншан считался одним из крупных эламских центров, а в некоторые периоды его истории – и могущественным независимым царством. В 690 г. до н. э. персы объединились с эламитянами для борьбы против Ассирии, и Аншан постепенно переходит во владения персов и начинает называться Персией, хотя еще долгое время страна сохраняет свое древнее, освященное многовековой традицией имя. В 609 г. до н. э., когда Ассирийская держава пала под ударами мидийцев и вавилонян, Элам попал в зависимость от Вавилонии, а персы были покорены мидийским царем Киаксаром. В то время (с 640 по 600 гг. до н. э.) Персией правил Кир I (Куруш), принадлежащий царскому роду Ахеменидов. Еще его дед Ахемен, основатель династии, был царем персов (700 – 675 гг. до н. э.) и имел резиденцию – дворец в районе Бахтиарских гор (современное название этого памятника – Масджид-и-Сулейман).

persia01.jpg

В 550 г. до н. э. персидские племена во главе с Киром II Великим, внуком Кира I, подняли восстание против мидийского царя Астиага и свергли его с престола. После этого в течение нескольких десятилетий успешных завоеваний Кир II создал огромную мировую империю, охватывавшую страны от Эфиопии и Египта до среднеазиатских областей и долины Инда. Так началась более чем 200-летняя история одной из великих держав древности.
Своей столицей Кир II сделал Хагматану, известную грекам как Эктабаны (современный Хамадан). На том месте, где была одержана окончательная победа над мидийцами, он начал сооружать свою резиденцию Пасаргады, ставшую первым крупным городом, который построили персы. Кира II обычно считают самой выдающейся личностью из пятнадцати ахеменидских правителей. Он добился, наконец, установления прочных отношений между персами и мидийцами, гарантировал жителям мир и личную неприкосновенность, сохранение и даже возможность восстановления храмов их богов. В годы его владычества, как, впрочем, и во времена всех ахеменидских царей, с покоренными народами обходились очень хорошо, уважали их обычаи и религиозные верования, сохраняли систему управления во главе с местными чиновниками, В каждой завоеванной стране персидские цари короновались по обрядам ее народов. Объединив под своей властью разные страны Востока, Ахемениды не нарушали их образ жизни, позволяя каждой жить на свой лад. Они считали, что их главная миссия заключалась в установлении «порядка» во всем мире.
Все это было совсем не похоже на политику ассирийских и поздне-вавилонских владык, которые уводили в рабство целые народы, срывали с лица земли цветущие города и единственной целю которых был сбор разорительной дани, массовое уничтожение тех, кто оказывал сопротивление и насильственное переселение на новые места захваченных в плен. Власть Ахеменидов не была связана с той ломкой жизни, которую некогда нес Вавилон. Как заявлял Кир II, персидская армия вошла в Вавилон без боя, вошла как «освободительница, свергшая царя-угнетателя, нарушившего благочестие по отношению к богам своей собственной страны». В 530 г. Кир II был убит в бою и похоронен в сооруженной в Пасаргадах гробнице.

persepol 04.jpg

При коротком царствовании его сына Камбиза II (530 – 522 гг. до н. э.), вошедшего в историю как завоевателя Египта, империя находилась в зените своего могущества. Однако вскоре в стране начались восстания. В 522 г. до н. э. восстал Бардия, брат Камбиза, объявленный впоследствии самозванцем Гауматой. Это был дворцовый переворот, завершившийся убийством Бардии другой группировкой, состоявшей из семи представителей знатнейших персидских родов. По описанию Геродота, этому предшествовал интересный факт: «…Появилось семь пар ястребов, которые, преследуя две пары коршунов, рвали и терзали их. Увидев это знамение, все семеро направились во дворец, одобренные явлением вещих птиц» [3, с. 37]. Один из них – Дарий, из младшей ветви рода Ахеменидов, по жребию его конь первым приветствовал рассвет, стал царем персов. Геродот это описывает так: «...конь Дария бросился вперед и заржал. На ясном небе в то же время сверкнула молния и загремели громовые раскаты. Это неожиданное знамение посвятило Дария на царство словно по предварительному условию. Тогда другие соскочили с коней, пали к ногам Дария и поклонились ему как царю» [3, с. 38].

darius-i.jpg

По сравнению о другими ахеменидскими царями Дарий оставил о себе более полные сведения. Свои этические взгляды он подробно описывает в надписи на гробнице в Накш-и-Рустаме: «Я не вспыльчив. Я владею собой и умею сдерживать гнев… То, что один человек говорит против другого, не убеждает меня, пока я не услышу речи их обоих. Тому, что человек делает или совершает по силе своих возможностей, я радуюсь и бываю удовлетворен. Верных людей я щедро награждаю… Когда ты увидишь или услышишь о том, что было сделано мной во дворце и на поле боя, это будет свидетельствовать о моей деятельности и разуме, ибо мое тело сильное… Я – испытанный воин. Мои руки и ноги натренированы. Я хороший всадник… Пусть не покажется тебе неправдоподобным то, что услышали уши твои» [4, с. 19].

persepolis1.jpg
План Персеполя
1. Главная лестница. Вход на террасу
2. «Ворота Всех Стран»
3. Восточная лестница на ападану
4. Ападана
5. Северная лестница на ападану
6. Двор Тронного зала
7. Восточные «Ворота Всех Стран»
8. Конюшни
9. Тронный зал
10. Трипилон
11. Двор трипилона
12. Западные здания у ападаны
13. Дворец Дария I
14. Дворец Артаксеркса I
15. Дворец Ксеркса I
16. Сокровищница
17. Подземный водопровод
18. Гробница Артаксеркса II
19. Крепостная стена

В рельефе на Бехистунской скале Дарий дает себе похожую характеристику: «Я не был лжецом или злодеем… Согласно справедли вости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Человека, который старался [делать добро] для моего дома, я благодетельствовал, того, кто вредил, я строго наказывал» [4, с. 19]. Здесь же он перечисляет своих предков, вплоть до Ахемена. Он пишет: «Испокон веков мы знатны. Испокон веков наш род был царским… восемь [человек] из моего рода были прежде царями. Я – девятый. Милостью Ахура Мазды, я – царь» [2].
Дарий подавил восстания и провел ряд реформ, которые способствовали укреплению государственного управления, упорядочиванию сбора податей, налаживанию экономики. Он разделил свою державу на 20 административных округов, сатрапий, как их называли греки. Наместники этих сатрапий (древнеперс. Хшатрапаваны – «хранители царства») происходили из знатных персидских родов. Такие должности по традиции переходили по наследству. Фактически эта система – монархия, опиравшаяся на полузависимую провинциальную знать, – существовала в Иране на протяжении многих веков и была ликвидирована только в ХX в. Сельское хозяйство при Дарии процветало, широко развивались торговля и ремесло, правосудие вершилось справедливо, поскольку в государстве царил мир. Правовой кодекс Дария с почтением упоминали в древнем мире.

persepolis_nowruz1.jpg

Укрепив свое положение на троне, Дарий начал строительство величественного Персеполя, которое продолжил его сын, взошедший на престол в 486 г. до н. э., Ксеркс I (Хшаярша – «герой среди царей») и внук Артаксеркс I (Артахшасса – «владеющий царством справедливости»), правивший с 465 по 425 гг. до н. э.
Неизвестному архитектору Дария нужно отдать должное – смело задуманное и мастерски исполненное это сооружение было под стать империи, находившейся тогда в расцвете своего могущества. До начала строительства Персеполя им был тщательно разработан план застройки, вплоть до направлений дренажной и водопроводной систем, которые соответствовали расположению зданий более позднего периода. Каждое последующее сооружение было сориентировано по одной оси с севера на юг, а обширные квадратные залы большинства дворцов вообще были открытиями гениальных архитекторов.
Мастерство скульпторов здесь также было доведено до совершенства – все значимые детали изображений выполнены настолько тщательно и натуралистично, что. рассматривая рельефы Персеполя, можно получить очень точное представление обо всем декоративно-прикладном искусстве Ахеменидов. Произведения торевтики (художественные изделия из металла), глиптики (изделия из драгоценных и полудрагоценных камней с резьбой), костюмы, ткани, украшения, выполненные армянскими. мидийскими, малоазийскими восточно-иранскими мастерами той и последующих эпох, представляют те же, ставшие каноническими формы, образы, также орнаментированы, сходны по размерам, а иногда даже точно копируют персепольские рельефы.

persepol 06.jpg
Общий вид Персеполя

Для каких же целей был сооружен этот город? Долгое время многие исследователи пытались найти ответ на этот вопрос. Административной столицей Ахеменидской державы был древний эламский город Сузы, который наряду с Экбатанами и Вавилоном являлся резиденцией ахеменидских царей. В этих городах в определенные сезоны года пребывал царский двор: Экбатаны с их горным воздухом были летней резиденцией, Вавилон, самый богатый город страны – зимней, в Сузах цари жили весной. В Персеполе же не было найдено ни малейшего следа износов ни на ступенях, ни на порогах, ни на полах, ни на царской домашней утвари, высеченной из камня. Выдвигалось предположение, что это был священный город, где короновались ахеменидские цари и где их хоронили после смерти. Действительно, в окрестностях Персеполя и поблизости от него в каменной скале Накш-и Рустам погребены все ахеменидские цари, начиная с Дария I. Однако Плутарх в биографии Артаксеркса II, основываясь на более ранних источниках, сообщает, что обряд посвящения на царство проходил в Пасаргадах и вступающий на престол представитель династии Ахеменидов должен был надеть одежду, которую носил Кир II еще до того, как стал царем, а также съесть сушеные фиги, фисташковые орехи и выпить чашу кислого молока. Следовательно, Пасаргады сохраняли значение древней столицы, и именно там короновались цари с соблюдением древних обрядов.
Персеполю же было предназначено стать городом Нового года, городом праздника, символизирующего долгожданную победу весны над зимой, света над тьмой, обновление всего мира и обретение утраченной гармонии. Свой главный религиозный праздник Ноуруз, отмечающийся в день весеннего равноденствия 22 марта, ахеменидские цари должны были праздновать именно здесь, в этом городе-храме. Именно здесь во время торжественных новогодних ритуалов происходила мистерия закладки ритмов на целый год. Весь монументальный ансамбль Персеполя был создан именно с этой целью, каждое его здание, каждый рельеф имели определенное ритуальное значение и место. Кроме того, существует предположение, что этот город также являлся своеобразной астрономической обсерваторией для определения дня весеннего равноденствия и что его здания были расположены таким образом, чтобы вести наблюдения за движением небесных светил.

perspolis07.jpg

Персеполь стал религиозной столицей Персии, ее духовным святилищем. Ни Сузы, ни Экбатаны, ни Вавилон не могли претендовать на это звание, поскольку арийская религия, свято хранимая Ахеменидами, не должна была смешиваться с чужеродными традициями, так или иначе проникающими в социальную и культурную жизнь персов.
Иранцы, будучи по существу кочевым народом, привыкшим передвигаться налегке, не знали ни архитектуры, ни пластики, они не имели хоть сколько-нибудь развитой художественной школы. Однако после внезапного обретения огромной территории с разнообразной по составу средневосточной цивилизацией, обладающей своей зрелой культурой, Ахеменидская империя очень нуждалась в создании собственного стиля. И поэтому она заимствовала, объединяла и видоизменяла унаследованные ею чужие традиции, привлекала таланты иноплеменных мастеров. Так, например, в строительстве Персеполя участвовали все народы, населявшие персидское государство. В персепольских «текстах крепостной стены» описаны «египетские золотых дел мастера», мастера-торевты из Мидии, мастера-каменотесы, ювелиры, кузнецы, плотники Ионии, Карии, Ликии, Фракии, Вавилона и Ассирии. Но несмотря на это, ахеменидское искусство вовсе не является суммой заимствований различных стилей.
Дело в том, что искусство Ахеменидов было прямым отражением их политики, идеологии и, самое главное, религии, оно было призвано прославлять их империю. Поэтому на основе чисто формальных изобразительных и архитектурных мотивов чужих традиций создавалось совершенно особое, цельное ахеменидское искусство, наполненное глубинным смыслом древнеиранской веры. В Пасаргадах, первом городе, построенном Ахеменидами, этот стиль только начинает формироваться, в Персеполе же их искусство достигло апогея. Созданный здесь «имперский ахеменидский стиль», строго канонизированный, впоследствии стал господствовать на всей территории, подвластной Ахеменидам, практически создав единую культуру от Инда до побережья Малой Азии.
О том, как происходило празднование Ноуруза в Персеполе и о том, какую роль этот город сыграл в мировой истории, мы расскажем в другом номере.

(Продолжение следует)

Лариса Захарова

Разделы
Комментарии через vkontakte

VK comments block