Поиск по сайту



ОГНЕННЫЕ ОРДАЛИИ

17-й наск Авесты – Аспарам «О ритуалах»

Журнал "Митра" № 11 (15) 2011 год

ОГНЕННЫЕ ОРДАЛИИ

ogon_0.jpg
В зороастризме есть такое понятие, как «ордалии». По легенде, первые ордалии как некое испытание прошел Заратуштра при получении откровения от Творца Ахура Мазды. В зороастрийских мифах об этом говорится следующее.

«Творец явил пророку Заратуштре свой Божественный Разум – так, что Заратуштра лицезрел его во всем блеске и великолепии. Ему открылось, что Небеса противостоят царству Беско нечной Тьмы — обиталищу Ангра Майнью. И столь велик и всеобъемлющ был Божественный Разум Ахура Мазды, что голова его каса лась купола небес, ноги – дна, а руки – краев неба, востока и запада.
Затем Амеша Спента торжественно посвятили Заратуштру в таин ства истинной веры, открывшейся ему. Сперва Заратуштра, повторяя заповедь Ахуры: «благие помыслы, благие слова, благие дела», прошел сквозь пылающий огонь – и огонь не причинил ему вреда. Потом на грудь Заратуштре вылили чашу расплавленного металла. Когда металл стал застывать, пророк взял его руками и вручил Бессмертным Святым.
И сказал Ахура Мазда:
– После того как восторжествует вера маздаяснийская, если только в ней случится раскол или закрадется какая-нибудь ересь, подлинные твои последователи, о Заратуштра праведный, также пройдут испытание огнем и металлом и еще крепче уверуют в того, кто пре выше всех телесных творений – в тебя, Заратуштра, и убедятся, чьи правота и Истина на твоей стороне. А дэвопоклонникам испытания не пройти!
Третьим [испытанием] было вспарывание ножом [живота Заратуштры]; стали видны органы, которые внутри живота, истекающие кровью; но, когда на них были возложены руки, они исцелились. И это тоже было отмечено [Ахурой] – вот какими [словами]:
– Ты и твои единоверцы, принявшие пречистую религию, спо собны пройти эти три испытания– пламенем, расплавленным метал лом и острым инструментом».

(Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана
(зороастризм) / под ред. И.В. Рака. СПб. С. 271–272)

В зороастрийской истории также хорошо известен Адурбад, сын Мараспента. На него обычно ссылаются как на последнего толкователя зороастрийской ортодоксии в сасанидское время. Пехлевийские книги, которые пережили его, трактуют труды Мараспента как канон ортодоксии, и Денкард, претендуя на авторитет своего учения, восходит к нему.
Адурбад жил в период царствования Шапура II (309–379 гг. до Р.Х.), в то время, когда зороастрийская ортодоксия была еще слабо очерчена. Его главные оппоненты, по-видимому, были фаталистами, считавшими Фатум, или Время, независимым принципом, против которого человек был бессилен. Они отрицали, следовательно, основную зороастрийскую доктрину о свободе человеческой воли, что означало разрушение самой основы зороастрийского дуализма. Чтобы опровергнуть эту и другие ереси, Адурбад добровольно принял на себя ордалию расплавленной меди. Металл был излит на его грудь, но он вышел из ордалии невредимым. Память об этом чудесном событии поддерживалась, как доказательство того, что взгляды Адурбада были единственно правоверными, а таковыми они были объявлены Великим царем. После того как Адурбад, проявив стойкость, доказал неизменность своих взглядов, царь заявил перед всеми этими представителями других сект, доктрин и школ мудрости: «Теперь, когда мы видели религию здесь, на земле, мы не потерпим ложных религий и в этом мы будем исключительно ревностны». И так он и сделал.

В истории зороастризма известно несколько случаев, когда первосвященники для доказательства своей правоты подвергали себя ордалии. Кроме Адурбада, подобную ордалию прошел известный подвижник зороастризма Мехр-Нарсе. Когда лжепророку Мани предложили пройти подобную ордалию, он отказался.

Согласно учению Заратуштры, грядущее всеобщее воскрешение людей будет связано с тем, что все они пройдут через реку расплавленного металла, которая для праведников будет как парное молоко, грешники же сгорят в этой реке и исчезнут навсегда. В Авесте описывается огненная река, которая должна очистить мир перед фрашегирдом. В славянской мифологии тоже есть описание огненной реки под Калиновым мостом. Образ огненной реки разделяет мир живых и мертвых. В огне происходит суд над мировым злом. Огонь является символом бессознательных психических процессов. Он приближает нас к богам. Огненные ритуалы отражают глубинную взаимосвязь народов и культур с высшим миром. В этих ритуалах человек соединяется с огнем и образует сущность, близкую к божественной.

В древности у индоиранцев судебные споры часто разрешались с помощью водной или огненной ордалии. По указанию вождей и жрецов испытуемый должен был пробежать по узкому проходу между пылающими поленницами. Если при этом он оставался жив, то считался невиновным. Так, в поэме Фирдоуси «Шахнаме», содержащей в себе мифы и героические сказания иранских народов, также описывается и прохождение огненной ордалии. В главе «Сиявуш проходит сквозь огонь» рассказывается о том, как Сиявуш (авест. Сьяваршан), сын Кей Кавуса, был оклеветан мачехой и свою правоту смог доказать, только достойно пройдя ордалию огнем.

Древние греки также часто прибегали к огненным ритуалам. Иранская идея очищения мира от зла в огненной реке расплавленного металла получила дальнейшее развитие и очень сильно повлияла на греческих ученых и философов. Ван-дер-Варден в «Рождении астрономии» писал: «Мы должны предположить, что иранская идея испытания огнем перешла в Вавилон ранее конца VI в. до н. э. и была там соединена с древними вавилонскими идеями о потопе и мировых периодах. Из Вавилона учение о периодически повторяющихся огненных катастрофах перешло в Грецию». Таким образом, очищающая сила огня является наиважнейшим качеством этой священной стихии.

В дальнейшем данный принцип ордалий применялся и в других странах и культурах. Например, в районе Керчи были широко распространены факельные шествия, которые стали воинским ритуалом. А в районе Анапы до сих пор сохраняются сведения о спортивных соревнованиях с факелами. Каждый из 40 юношей должен был пронести зажженный факел 25 метров и затем передать его другому. Таким образом, огонь переносился на 1000 метров. Если факел гас, команда выходила из соревнования. Выигрывала и провозглашалась сильнейшей та команда, последний участник которой приходил на финиш первым с горящим факелом.

В латинском языке слово «ordalium» означает приговор, суд, в русском языке слово «орден» означает награду, которую человек заслужил, пройдя испытания. Орден вешается на грудь. Его синоним – «медаль». Происхождение этого слова также неслучайно. Его корень – медь, а именно расплавленная медь выливалась на грудь во время ордалии.

Ордалии в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком – суд путем испытания огнем и водой. Испытание огнем состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костер, держать руками раскаленное железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший – виновным. При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.

Ордалии имели распространение у многих народов, встречались и в период Средневековья. Во время Первого крестового похода после обнаружения Святого копья на ордалию пошел и погиб от ожогов Пьер Бартелеми.

Существовало мнение, что прошедший через огонь как бы переходит в иной мир, превосходит самого себя, становится сверхчеловеком, которому суждена особая социальная функция. Огонь является символом правды, олицетворением истины. Он приближает нас к вечности.

В Болгарии до сих пор сохранился такой религиозно-культурный феномен, как нестинары. Центром нестинарства является регион, расположенный на крайнем юго-востоке страны в горах Странджа. Главная особенность нестинарства – обрядовый танец на раскаленных углях. В нестинарстве можно проследить смешение древних языческих и православных традиций. Считается, что нестинары своего рода избранные, способные не только к танцу на углях, но и к пророчествам, целительству и ясновидению. Нестинары рассказывают, что впадают в состояние духовного транса во время танца и могут провидеть будущее. Историк из Болгарской Академии наук Валерия Фол, которая занимается исследованием нестинарства с 1972 г., описывает в своей книге «Огонь и музыка» пророчество греческого нестинара, предсказывающего войны в бывшей Югославии.

История нестинарства прослеживается до времен фракиян – древнего населения этих земель, почитающего Солнце как бога и верящего в бессмертие. Этнологи считают, что нестинарство тесно связано с экстатической религией фракиян и проистекает из Дионисовых ритуалов. Однако нестинары из Болгарии утверждают, что обычай ими унаследован от прадедов как чисто христианская обязанность – пока его соблюдают, люди здоровы и собирают богатый урожай, если же он нарушается – наступает период болезней и бедности.

Известное в несторианстве хождение по огню, по углям является также отголоском древней традиции – огненных ритуалов, обладающих очистительной функцией.

«Сиявуш проходит сквозь огонь» (отрывок из «Шахнаме» Фирдоуси)

Материал подготовил
Константин Старостин

Разделы: 
Rus
02 Вохуман день.
04 Тиштрии месяц.
3756 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:39
Завтрашний день начнется в: 03:40
Текущее время Хаван-гах, осталось 04:17 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:01 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники