ГАТЫ ЗАРАТУСТРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МИР В ДРЕВНОСТИ. Пер. с англ. яз. С. Каменевой

Опубликовано star72 -

Фариборз Рахнамун

ГАТЫ ЗАРАТУСТРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МИР В ДРЕВНОСТИ

Исследование стволовых клеток – актуальная тема сегодняшнего дня, показывающая, чего может достичь человеческое познание. Ученые надеются с помощью генной инженерии найти панацею от многих болезней, которые в настоящее время считаются неизлечимыми. Сахарный диабет, болезнь Альцгеймера, повреждения спинного мозга, предупреждение остановки сердца, омоложение сердечной мышцы, вот далеко не полный перечень того, что готова решить генетика сегодня. Стволовые клетки по своей природе похожи на чистый листок бумаги, именно поэтому их можно использовать для замещения поврежденных органов и тканей; у них нет своих собственных признаков и им может быть придан характер того органа, который они должны восстановить. Стволовые клетки формируются сразу после того, как женская яйцеклетка и мужская сперма встречаются вместе и создают эмбрион. Через несколько дней они начинают принимать характер разных частей человеческого тела. Ученые используют их прежде, чем происходят эти изменения.

Zorotustra s uchenikami.jpg
Заратустра со своими учениками

Сегодня основные религии мира выступили против исследований стволовых клеток и генной инженерии и хотят, чтобы эти работы прекратились. Они утверждают, что, как только мужская сперма и женская яйцеклетка объединились, жизнь зародилась и должна быть сохранена, потому что только Бог дает жизнь, даже если она зародилась и протекает в пробирке.
Вместе с тем, ученые утверждают, что ежедневно миллионы яйцеклеток и спермы выливаются в туалет. И если некоторые из них соединяются вместе в пробирках, как делают в научных лабораториях, и используются для прогресса науки и излечения смертельно опасных болезней, спасая жизнь и уменьшая страдания тысяч людей, разве это может оскорбить Бога и быть неуважением к жизни.

Забавно и то, что для убийства людей во имя религии у религии есть одобрение, говорят, что даже двери небес открыты для таких убийц. В то время как зародыш эмбриона, который еще не принял форму того или иного органа человеческого тела, является столь ценным для религии.
Есть и другие постулаты церкви, которые утверждают, что, если у кого-то смертельное заболевание, на то воля Бога, и какое право ученые имеют вмешиваться в планы Бога относительно жизни того или иного человека.
Религия и наука никогда не сходились во взглядах, когда вопрос касался познания окружающего мира. Адам и Ева были изгнаны из Рая за то, что вкусили запретный плод с ДРЕВА ПОЗНАНИЯ. Со времен Сократа, Галилея и до сегодняшнего дня, кто бы из ученых и философов ни проповедовал истину, он платит за это неимоверно высокую цену.

В противоположность всему этому древний учитель и пророк Заратустра призывает своих последователей не только к духовному продвижению, но и к развитию научного и творческого потенциала. Заратустра дал направляющие принципы, чтобы легко решать даже такие сложные проблемы, как генная инженерия. То, что он изложил в своих Гатах, – это те принципы, которым ученые умы как сегодняшнего, так и завтрашнего дня должны следовать. В конечном счете, весь мир должен жить по этим принципам. Поскольку Гаты Заратустры обращены к тем, кто находится в поисках истины.

И я буду говорить.
Я буду говорить с теми нетерпеливыми,
Что стремятся познать качества мудрости,
Ведь это самое мудрое желание,
Призывающее к раскрытию
всех творческих качеств,
И хорошее создание разума –
Всемогущая истина (Аша) –
Истинно подготовила им
большие и лучшие пути,
Ведущие к совершенству.

Гаты Заратустры. Ясна. Га.30.1 (фр. изд.)

Гаты содержат учение Заратустры, пророка и учителя древнего мира, которого никто не превзошел по сей день. В Гатах есть все о познании и мудрости, о том, как мы должны провести свою жизнь в поисках знания. Гаты определяют цель человеческой жизни и показывают, как эта цель может быть достигнута. Текст Гат прям и предельно ясен, здесь нет притч. В них не говорится о невидимом и неизвестном мире, но об истине и действительности, которая окружает нас на этой земле, а также о высшей мудрости и знании, и о том, как достичь ее обычному человеку, ведь она доступна всякому, кто искренне захочет познать ее.
В учении Заратустры познание, творчество и неуклонное продвижение вперед – вот те качества, что приносят нам успех на пути познания истины. Заратустра предупреждает нас о слабости и инертности человеческого разума и предостерегает от использования темной стороны разума (ахримана). Человек думает, что он могущественен, если может наносить ущерб, но мудрые избегают этого, выбирая правильный путь.

И эти мысли в начале,
Природа которых открыла себя
В мыслях и в словах, а также в делах,
Они были хороши или плохи,
И те мудры,
Кто правильно выбирают,
что истинно, а что нет.

Гаты Заратустры. Ясна Га.30.03

Общество, город, страна, которые находятся на правильном пути, делают правильный выбор, и таким образом движутся к прогрессу. В то время как все злые мысли вызывают разрушение. Это закон жизни, и Заратуштра хочет, чтобы все поняли, и признали его.

Итак, когда они вместе мыслили,
Они осознали, что было в начале творения:
Жизнь и не-жизнь,
И это породило результат,
Говорящие неправду творят зло,
Последователями истины создаются
лучшие мысли.

Гаты Заратустры. Ясна. Га.30.04

Есть ли решение?

Заратустра говорил, что лучшее решение – это то, что проверено временем. Он говорит, что, только давая людям информацию, обучая их и увеличивая знание, Вы сможете победить всех зломыслящих. Заратустра утверждает, что с увеличением хорошего знания и продвижения по пути свершения добрых дел, даже плохой человек будет в состоянии достигнуть праведности.

Это послание и праведное руководство
Должны настроить разум на познание добра.
Такой человек будет прогрессировать
И достигнет праведности, несомненно,
Те из Вас близки к цели, кто поступает
таким образом.
Путь их непременно приведет к успеху.

Гаты Заратустры. Ясна. Га 30.07

Испытание временем

На примере истории мы видим, как этот стих из Гат был успешно воплощен в жизнь во времена династии Ахеменидов 2500 лет назад. Кир Великий завоевал Вавилон и освободил все народы, находящиеся в рабстве вавилонском от уплаты тяжелого налога, дани, что взималась со всех на строительство огромного храма для местных богов. Но Кир не заставляет принять вавилонян новую религию, он советует им продолжать следовать своим верованиям. Кир проявляет уважение и к местному богу Мардуку, покровителю Вавилона, сделав щедрое пожертвование на его храм.

Пройдет несколько поколений, и известный историк Геродот, путешествуя по земле вавилонской, напишет: «Разрушение статуй, храмов, обращение покоренных народов в свою религию, все это было чуждо персам, они никогда не шли по этому пути диких варваров. Персы уважали веру и традиции покоренных народов. По-видимому, персидская религия не является антропоморфной и более веротерпима, чем греческая...». Далее Геродот говорит: «Персы не устанавливают алтаря и не зажигают лампады. Возлияние вина, музыка флейты, гирлянды, освященная еда в храмах – все эти вещи, хорошо знакомые нам, по всей видимости, им не нравятся».
Здесь мы ясно видим, что, получив знания Гат Заратустры, изменились и сами жители Вавилона. Ведь спустя многие века они рассказали об этом Геродоту с таким воодушевлением.
То же имело место среди иудеев, ведь персы предоставили им возможность вернуться обратно в Иерусалим, восстановили их храм и оказали существенную финансовую поддержку. У евреев также, как мне кажется, произошло изменение в мировоззрении и верованиях после знакомства с персами. Ведь мы видим, что вернувшись в Палестину, они не стали восстанавливать разрушенный храм Соломона, а стали строить совсем новый храм.

«И пришли они к Зоровавелю и к главам поколений и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда» (Библия. Книга Ездры 4:2).

«И сказал им Зоровавель и Иисус и прочие главы поколений Израильских: не строить вам вместе с нами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам Кир, царь Персидский» (Библия. Книга Ездры 4:3). Еще раз процитируем Гату: «Это послание и праведное руководство должны настроить разум на познание добра. Такой человек будет прогрессировать…». Не кажется ли вам, что этот принцип сработал относительно евреев?

Далее переместимся в Египет, древние египтяне верили в жизнь после смерти, и чтобы дать своим фараонам счастливое посмертное существование, они строили Пирамиды. Дарий Великий, придя в Египет, поступил совсем по-иному, он не стал возводить столь грандиозных, но не имеющих практической значимости сооружений, вместо этого он повелел построить Канал Дария, соединивший Красное и Средиземное моря через Нил. Это привело к увеличению торговли, и принесло процветание людям Египта.

И теперь, когда принесено им знание,
Чтобы коллективно исправить все их ошибки,
Теперь, когда мудрость принесла
им хорошее правление,
Правильное использование разума
должно показать,
Что они познали творение
И обладают познанием отличить
правду от лжи.

Гаты Заратустры. Ясна. Га 30.08

Везде, во всех землях, куда приходили иранцы, они производили только лучшие изменения, ведя народы к прогрессу на пользу человечества. Независимо от того, что бы они не делали, это осуществлялось для процветания всего человечества, а не для своей личной выгоды. Ведь как сказал Геродот: «Последователю учения Заратустры нельзя молиться и просить какое-либо личное благополучие или выгоду, он должен молиться только за благо своего правителя и процветание всего сообщества, частью которого он является». Таким образом, мы видим, что зороастрийцы не пытались построить храм, затмевающий по величине и славе вавилонскую башню, вместо этого они построили Канал Дария, провели ирригационные системы, проложили торговый, морской путь от Инда до Нила, проложили сухопутный маршрут от Шуша до Сардиса, изобрели почту, все это служило на благо всех людей Персидской империи и приносило процветание всей стране. Вот как жили древние персы, на эти высокие моральные принципы древности мы должны равняться в наши дни.

Персы внесли неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства, мировую торговлю и коммерцию, жили в мире и справедливости, вся их жизнь была основана на познании и религии.
В Авесте эти высшие принципы заложены в стихе «Тани о Равани». Как добиться гармонии души и тела? Тело должно подчиниться душе, но для этого тело должно насытиться. Руководствуясь этим принципом, иранцы улучшили условия жизни везде, куда они пришли. Древняя философия не позволила развиться эгоизму, но проповедовала существование в виде идеального общества, которое нацелено на улучшение условий жизни всех людей.
Душа начнет заботиться о себе, если потребности тела будут обеспечены, таким образом, Заратустра обратил особое внимание на значимость сельского хозяйства. Как известно, именно иранцы привезли рис в Месопотамию, посадили фисташковые деревья в Сирии, а кунжут в Египте. Иранцы первыми научились делать ткани изо льна, который раньше использовался лишь для изготовления елея для богослужений. Иранцы ввели в рацион питания фрукты и овощи всюду в империи. Даже те племена, которые раньше питались только мясом, стали выращивать фрукты и овощи. Ведь климатические условия были благоприятны для их роста, но сами эти растения были неизвестны местному населению. Люцерна, которая стала хорошим кормом для лошадей и коров, была привезена в Средиземноморье из Мидии.

Даже для такой бесплодной земли, как Египет, улучшение сельского хозяйства в других далеких от Египта странах дало свои результаты. В Египте не только увеличилось количество пищи, но египтяне разбогатели за счет торговли продуктами питания. Иранцы привезли дикую индийскую курицу в Средиземноморье, с тех пор курица стала домашней
птицей.
Введение ирригационной системы Кариз (Кханат), когда вода из источника через длинные подземные каналы течет и орошает далекие засушливые земли, также привело к тому, что люди перестали испытывать недостаток в воде, что дало развитие и успех сельскому хозяйству.

Кариз (Кханат) использовался зороастрийцами на каменистом иранском плато, земли которого традиционно считались непригодными для земледелия, но за счет этой гениальной ирригационной системы земли стали плодородными. Здесь особо важно было, что вода идет по подземным каналам, если бы она текла по обычным каналам, то большая часть ее просто бы испарилась из-за высоких температур воздуха. Огромный дефицит воды привел зороастрийцев к разработке этой ирригационной системы, где минимальное испарение и правильное распределение воды дают наилучший результат. Подземные каналы были вырыты на протяжении многих миль и вели воду по всем полям и фруктовым садам.
Рытье подземных каналов было большим подвигом иранских рабочих. Эта работа требовала от них точных знаний геометрии, математики и геологии, чтобы добраться до нужной глубины и сделать правильный угол наклона, так, чтобы вода спокойно текла в нужном направлении с минимальной эрозией стен подземных туннелей. Пифагор, который, как говорят, разработал свою философскую систему хороших и плохих вещей, под влиянием учения Заратустры, также в совершенстве изучил геометрию иранцев. Он записал, как теоремы, то, что было давно известно древним иранцам и что они широко использовали на практике.

Кариз иногда был проложен на расстояние более 60 миль, подумайте, как трудно это было сделать, особенно в пустыне. Сегодня мы обладаем научными и техническими знаниями, необходимыми для рытья подземных туннелей, и можем лучше оценить тот высокий уровень знаний и технологии, которая была среди иранцев более чем 2500 лет
назад. Эта система Каризов позже использовалась повсюду в Персидской империи, от Индии до Египта, и до наших дней продолжает использоваться в пустынях Йезда и Кермана в Иране.

Обладая такими познаниями, древние иранцы создали рай на земле, засадив все земли садами из фруктовых деревьев и чудесными цветами. Иранская земля была символом гармоничного слияния человека и природы, наградой за тяжелый труд и заботу о земле. Иранцы называли свою землю Фердоуз, а греки стали именовать Паридиза; что значило «гармония вокруг и внутри». Позднее греческое слово «Паридиза» превратилось в английское слово «Парадайз», что значит рай. Это понятие Паридиза впервые было введено Ксенофонтом в его книге «Оэкономикус», где он описывает, как Курош, сын Ардашира, лично провел Лисандра по своему раю в Сардисе. В этом произведении Ксенофонта можно найти не менее важные факты, которые проливают свет на выдающиеся познания иранцев. Ксенофонт пишет об этом: «...Лисандр был полон восхищения от красоты деревьев, четкости их рядов, точности интервала посадки, прямых углов проложенных дорожек и опьяняющих сладких ароматов...».

Ведь это именно та картина, которая может предстать перед нашим взором, если мы посетим современный сад, заложенный согласно строгой научной планировке. Какими же удивительными знаниями владели зороастрийцы древности, если они актуальны по сей день? В этом убедились и ученые из Японии и СССР, которые в 1960-х гг. изучали тексты «Мах Яшта» Авесты, написанные многие века назад («Свет растущей луны весной становится более теплым, а золотоцветные растения поднимаются из земли лучше»).
Сегодня ученые знают, что семена, посеянные весной на растущей луне, всходят быстрее, растения лучше растут и меньше подвержены болезням, чем посеянные на убывающей луне или где-нибудь в промежутке.
С помощью ирригационных каналов Кариз иранцы сделали пустыню цветущей. А у Вавилона была другая проблема – потоп. Эта проблема была настолько большой, что вдохновила древних авторов на создание эпопеи о герое Гильгамеше и его библейской версии о Ноевом ковчеге.

Зороастрийцы смогли решить и эту проблему с сильными наводнениями в Вавилоне. Они построили целую систему ирригационных каналов, крест-накрест пересекших земли между этими двумя реками – Тигром и Евфратом. Целая система дамб управляла потоком воды, шедшим в Ассирию, и вскоре земля Вавилона стала хлебной житницей всей Персидской империи. Система ирригации здесь была настолько успешна, что Геродот в 450 г.до н.э. описывает области Ассирии и Вавилона как самую богатую страну в мире, где выращивают зерно. Он говорит: «Здесь колосья пшеницы и ячменя, по крайней мере, в три дюйма шириной. Что касается проса и кунжута, я не буду говорить, какого удивительного размера эти семена здесь достигают, хотя я знаю достаточно хорошо, какими они должны быть. Но я также знаю, что люди, которые не были в Вавилоне, отказываются верить в это, как и в то, что я уже сказал о местном изобилии». И это изобилие не было только результатом ирригации, чтобы получить зерновые культуры, какие описаны Геродотом, иранцы также вводили в использование свое познание (Аша Вахишта) в области селекции и агрономии.

Таким образом, потопы остались далеко в прошлом, а процветание этих земель даже вдохновило авторов Святого Писания, поскольку там говорится: «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем; не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Бытие 8:21).
Но это обещание Бога длилось не всегда, согласно историку Баладури, в 629 г. от Р.Х. во время царствования Хосрова Парвиза, одного из последних зороастрийских императоров, реки Евфрат и Тигр вновь взбунтовались, и был такой страшный потоп, которого прежде никогда не случалось. Обе реки разорвали свои дамбы во многих местах, и в конце
концов затопили всю округу, земли на много миль скрылись под водой. Дело в том, что правитель Хосров Парвиз перестал следить за состоянием дамб, он не контролировал сброс излишней воды, экономя на этом, чтобы не платить специальным рабочим, все это привело к непоправимому бедствию, и потоп унес сотни человеческих жизней. Реки так и не вошли после потопа в прежние русла, и болота, образовавшиеся повсеместно, так и остались навсегда.
Сегодня земля болот Вавилона известна как безжизненная пустыня, где люди буквально молятся на воду, а их единственная пища – это финики. Зерновая житница зороастрийцев – сегодня пустошь в Ираке.
Чтобы все люди могли извлечь пользу и наслаждаться хорошими вещами, иранцы всячески развивали торговлю и коммерцию. По всей империи в ходу была единая денежная единица «зарик» («зар» – золото), всюду использовались стандартные меры и весы. Это сделало торговлю удобной и легкой, помогло ей процветать.

Правосудие очень важно для общества, справедливое правосудие ведет к процветанию, а персидское правосудие было известно не только на всю империю, но и далеко за ее пределами. Судьями были зороастрийцы, а Библия часто указывает и подтверждает их строгую приверженность закону: «Итак, утверди, царь, это определение и подпиши указ, чтобы он был неизменен, как закон Мидийский и Персидский, и чтобы он не был нарушен» (Книга пророка Даниила 6:8).

Знание, прогресс, служение на пользу человечества – все это мы видим на протяжении двух с половиной столетий истинного правления зороастрийцев. Хотя и в этот славный период было несколько плохих правителей, бездарное правление которых привело к плохим последствиям, например, к наводнению на реках Тигр и Евфрат, но таких было меньшинство. Большая часть славных правителей великой Персидской империи вызывает наше восхищение и по сей день.

Распространение знания

В Гатах Заратуштры говорится:
Знание, из которого Вы извлекаете пользу,
И правильное использование разума,
Постигшего мудрость,
Это Путь к праведности.
Окончательное послание Мудрости –
Через превосходные слова.
Мы повернемся к тем,
Кто не знает, что сказать.

Ясна. Га 28.05

2500 лет назад две сверхдержавы сияли на мировом горизонте: персы – с одной стороны, а греки и римляне – с другой. Их философии жизни сильно отличались. У греков и римлян было много богов, которые играли в шахматы на небесах, фигурами в этой игре были люди-пешки. Познание было ограничено храмами в пределах сферы этих богов. Вместо того чтобы использовать разум для решения своих проблем, они приносили жертвы богам. Дельфийский оракул в Греции была богатой богиней, которая никогда не делала ошибок в предсказании событий, потому что ошибки в ее предсказаниях всегда списывались на неправильное истолкование ее совета людьми. Мы видим это повсюду из сообщений Геродота и Ксенофонта.

Персы должны были расширить сферу своего познания, чтобы избавиться от такой примитивной философии. Мы видим такие случаи, когда греки постигают глубокий смысл персидской философии. Первоначально это вызывало сопротивление, Сократ был казнен за пропаганду чуждой философии. Но время расцвета греческой науки и философии начинается сразу после Мирного договора с Ардаширом II (449 г. до н.э.) и является доказательством влияния зороастрийцев на греческую мысль. Самые известные греческие философы, историки, поэты и мужи, все появились после этой даты. Платон (род. в 428 г. до н.э), Антисфен (род. в 446 г. до н.э), Эвклид (родившийся в 435 г. до н.э.) и Ксенофонт – все они были учениками Сократа.

Гораций, Велеиус Патеркулус, Стратагемс, Тактус, Плутарх, Дио Кассиус, Аппайн, Ариан, Иродиан, Фронто – вот некоторые из греков, которые воспользовались возможностью и ознакомились с Учением Заратустры, а потом изложили эту философию в своей собственной версии. Сегодня цитаты из работ этих выдающихся греческих мыслителей можно встретить повсюду, их идеи и новаторские решения способствовали развитию греческой философии, математики, медицины. Отдавая им дань уважения, мы забываем первоисточник, откуда исходит их познание.

Сам факт, что Персидская империя как сверхдержава вызвала так много положительных изменений, и научно-технический прогресс по сравнению с греческой цивилизацией того же периода, которая казнила Сократа, красноречивее всяких слов говорят о духовном вдохновителе этого развития, а когда мы прочитаем Гаты, мы найдем сам этот источник и перспективы, которые он открывает и для нашей современной жизни.
Этот самый источник, Гаты Заратустры, который интеллектуалы XXI в., кто стремится к познанию и прогрессу, должны непрестанно изучать и следовать ему в жизни, чтобы избежать повторения прошлых ошибок. Так, чтобы, когда они обнаружили атом, они не изобрели атомную бомбу, когда они научились летать, они не использовали бы эту силу для сбрасывания бомб. Когда они изучают стволовые клетки, они применили бы это открытие на пользу всему человечеству.

То, что эти законы Вы понимаете,
Что мудрость дала людям
Счастье и боль,
Что это знание может причинить злой вред
Или дать продвижение
последователям истины
И в результате привести их к Свету.

Гаты Заратустры. Ясна. Га 30.11

Несмотря на большие разногласия и то, что позже Гаты подверглись многочисленным нападкам, что привело почти к их полному забвению, 2500 лет назад Гаты посеяли семена прогресса и способствовали положительному продвижению мировой культуры и науки. Сегодня мы должны признать, что нужно еще раз понять смысл и последовать по пути, предписанному Гатами, без предубеждения и сомнения. Для сегодняшнего мира это важно, как никогда прежде.

Слушайте своими ушами высшие истины,
Без предубеждения сделайте выбор
Между двумя путями
перед принятием решения.
Только сам человек ответственен за себя
Перед величием этого послания,
Истинно открытого пониманию каждого.

Гаты Заратустры. Ясна, Га 30.02

Примечание.
Вышеупомянутый перевод Гат сделан дословно с французского на английский, возможно, он не совсем грамматически верен и может потребовать многократного прочтения, чтобы понять его полное значение. Однако этот метод был выбран, чтобы избежать вольных интерпретаций переводчика, необходимых для правильной грамматики, рифмы и стиха.

Иран Замин, октябрь 2001
Пер. с англ. яз. Светланы Каменевой

Разделы