ЗОДИАК И «КНИГА ПЕРЕМЕН» - ЧТО ПЕРВИЧНО?

Опубликовано star72 -

Валяев А.Л. Доклад на конференции в Минске по авестийской астрологии.
(занял Первое место!)

25 апреля 2010

Каждому доводилось слышать о китайской «Книге перемен» и почти все хотя бы раз пробовали прочесть свое будущее в раскладе гексаграмм И-цзин. Но мало кто пытался разобраться в сути того, что сказано в туманных образах китайской книги предсказаний. Тот факт, что в «Книге перемен» идет речь о 64 простейших иероглифах, наводит на мысль, что составители данной гадательной модели руководствовались строгой логикой (ведь 64 это 2х2х2х2х2х2), чего не скажешь о множестве интерпретаторов И-цзин, написавших в разные века ряд запутанных философских трактатов, посвященных осмыслению последовательности гексаграмм. Изначально стройная гадательная модель со временем превратилась в сложную систему отвлеченно-абстрактных наставлений. Мы считаем, что есть возможность понять суть древнего китайского трактата, взглянув на последовательность гексаграмм с другой точки зрения.

kniga peremen fravahar (2).JPG

64 гексаграммы вполне можно соотнести с 64 предками в 7-ом поколении, 64 триплетами в молекуле ДНК, 64 байтами простейшей 6-разрядной операционной системы, 64 клетками на шахматном поле. Понятно, что Конфуций, коему вероятно принадлежит авторство «Книги перемен», не знал ни о генетике, ни о компьютерах, и даже не играл в шахматы. Но, тем не менее, китайский мудрец много путешествовал и многому учился, и вероятно, был знаком с персидской «Книгой предков», в которой шла речь о семи поколениях, так или иначе влияющих на судьбы потомков. Древние персы особенно выделяли 64 предка 7-го поколения, соотнося их с высшей сферой Сатурна – последней видимой невооруженным глазом планеты. Семь поколений – это максимальное число представителей одного рода, которое может встретиться при жизни главы семьи - патриарха. Всего же предков в целостном древе рода -126 человек (включая 7-е поколение).
Шестьдесят четыре гексаграммы в «Книге перемен» удивительным образом соотносятся не просто с количеством предков человека в седьмом поколении, но и с логической последовательностью их расположения на круговом генеалогическом древе. Последовательность эта отличается четкостью и логикой, но внутренняя логика Круга Перемен понятна лишь тому, кому известен принцип формирования разветвленного фравахара (родового древа).

kniga peremen fravahar (6).JPGkniga peremen fravahar (10).JPG

Для того, чтобы изобразить генеалогическое древо человека в семи поколениях (а это 126 предков), необходимо прибегнуть к круговой модели, воспроизводящей кольцеобразную структуру древесины. На этой схеме, как на спиле дерева каждое кольцо – отдельный временной отрезок. У обычного дерева одно кольцо – это год, в генеалогическом древе – это жизнь одного поколения. В центре ствола – сам человек - молодая растущая сердцевина родового древа, по которой жизненные силы фравахара поднимаются от корней к кроне, следующее кольцо – родители, на периферии – давно почившие предки седьмого поколения – самый ранний круг жизни родового древа. Чтобы понять логику кольцевого древа рода, в котором можно поместить всех предков на свои места со строгим соблюдением генеалогической иерархии, важно запомнить главный принцип: подобно тому, как в центре древесного ствола ежегодно прорастает молодой слой, образуя центральное кольцо, в центре круговой модели фравахара помещается самый молодой представитель рода, а на окружности – далекие предки 7-го поколения, образующие защитную кору родового древа.

kniga peremen fravahar (4).jpg

Каждая из шести черт гексаграммы – одно из шести поколений, представленное мужчиной либо женщиной, причем нижняя – самая ранняя (древняя), с нее и начинается истолкование гексаграммы, в которой каждая последующая черта – последующее поколение. Сам человек воплощает собой первое поколение. По отношению к нему пара его родителей, представляющая дуальный принцип «Инь-Ян» - второе поколение, они то и оказываются на месте верхней черты гексаграммы (ближайший к нам этаж родового древа). Дальше – больше, с погружением во время число предков постоянно удваивается, а идеограмма рода постоянно изменяется, прирастая сплошными и разорванными чертами. Количество поколений (этажей фравахара) в этой схеме может быть сколь угодно большим, при этом своей простоты, подобно молекуле ДНК, данная конструкция не меняет. Как в «винтовой лестнице» молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) чередуются «ступени» - пары аминокислот (Аденин- Тимин, Гуанин-Цитозин), так и в лестнице родовой идеограммы чередуются черты, воплощающие противоположные принципы «Инь» и «Ян». При этом как в одном случае, так и во втором образуется все многообразие жизни. Гексаграмма – лишь модель шести поколений. Число этажей (сплошных либо разорванных линий) может быть различным, при этом и кодируемая ими информация будет различной. На шести этажах гексаграммы китайские мыслители остановились как на достаточном количестве информационных блоков, ведь при этом число различных сочетаний линий в гексаграммах увеличивается до шестидесяти четырех. Это число мыслители Китая называли «Кругом перемен», мы же называем кругом предков седьмого поколения. Известно, что гексаграммам предшествовали триграммы (восемь «трехэтажных» идеограмм), а им – четыре простейших двухлинейных иероглифа. В основе всего же лежат две черты (сплошная и разорванная), воплощающие противоположные начала, синтез коих порождает все многообразие природы. Если смотреть на линии в гексаграммах Книги Перемен как на мужчин и женщин в родовом древе – тогда все становится просто и понятно, а гадательный процесс из простого выбрасывания жребия превращается в сакрализованный акт обращения за помощью и советом к предкам.
Кольцеобразная схема фравахара позволяет разместить на листе бумаги все родовое древо и провести логические связи между поколениями без риска перепутать предков, число которых в каждом круге времени удваивается. В такой генеалогической схеме каждый предок занимает строго ему отведенное место в круге жизни, при этом выясняется, что последовательность гексаграмм в китайской книге перемен точно соответствует положению каждого предка в матрице родового древа здорового в генетическом отношении человека (в роду которого не было кровнородственных браков). В случае рождения ребенка от инцестуальной связи фравахар (родовое древо) заметно теряет свои ветви, что хорошо видно на приведенных графических моделях. Ребенок, рожденный от родных брата и сестры теряет половину геноскопа, от двоюродных – четверть, от троюродных – восьмую часть и так далее. Наличие пробелов во фравахаре гарантирует появление «пробелов» в генетическом коде, что приводит к снижению защитных сил организма и созданию тлетворной среды, в коей расцветают наследственные и приобретенные заболевания (ведь свято место пусто не бывает). Полноценное здоровье человеку может обеспечить лишь целостный фравахар, в котором каждый предок занимает свое, лишь ему отведенное место.

incest (1).jpg
incest (2).jpg
incest (3).jpg
incest (4).jpg
incest (5).jpg

Китайскую «Книгу перемен» можно понять, читая ее лишь как Книгу Предков, в противном случае ее остается принимать как данность и довольствоваться комментариями типа: «Хулы не будет. Благоприятен брод через великую реку». В своих комментариях к Книге Перемен (а их известно немало) китайские мудрецы жонглируют одними и теми же понятиями подобно тому, как непринужденно меняются местами сплошные и разорванные черты в гексаграммах. Создается впечатление, что комментаторы сами не очень хорошо представляют о чем идет речь и чем принципиально отличаются 16-я гексаграмма от 33-й или, скажем, 42-я от 18-ой. Желающих в этом убедиться отправляем к источнику «Чжоу И чжэчжун» - фундаментальному компендиуму китайской философской мысли. Практически в каждом веке появлялся новый комментатор Книги Перемен, а его утверждения наслаивались на уже и без того немалый информационный пласт многочисленных комментариев к этому удивительно лаконичному и красивому философскому труду.
Мы утверждаем: для того, чтобы понять И-цзин не просто как набор гадательных формулировок, а как совершенную модель круга жизни, необходимо, отбросив предрассудки, вернуться к истоку – к самой Книге Перемен и составляющим ее гексаграммам, попытавшись взглянуть на них под иным углом зрения. Само слово гексаграмма означает иероглиф, состоящий из шести простейших символов-идеограмм – сплошных либо раздвоенных черт. Сплошные и разорванные черты двоичного кода гексаграмм – это не просто графическое изображение двух космических принципов Ян и Инь, но еще и простейшее, возможно, восходящее к каменному веку, обозначение принципов мужского и женского начал методом черт и резов. Сплошная линия, воплощающая идею жесткости и прямоты, несомненно, самое простое, а значит и самое древнее изображение фаллического мужского начала. Две малых черты с пустым промежутком между ними – простейшая идеограмма принимающего женского начала. Казалось бы, в этом нет ничего нового и удивительного. Так и есть. Но если посмотреть на каждую из гексаграмм не как на абстрактную последовательность «янских» и «иньских» черт, а как на абсолютно реальную последовательность мужчин и женщин, тут то и приходит мысль о поколениях, закодированных в этом простейшем иероглифе.

kniga peremen fravahar (18).jpg
kniga peremen fravahar (20).JPG

Конечно, «Книга Перемен» является достоянием китайской культуры. Однако далеко не многие догадываются о том, что 64 гексаграммы, используемые китайцами в гадательной практике, содержат более глубокую информацию и восходят к более древним корням. Существует два вида расклада 64 гексагамм – квадратом 8х8 и по кругу, но ни в одном источнике не объясняется логика расстановки компонентов гадательной «Книги перемен». Применив графологичекий анализ к гексаграммам, состоящим из шести черт, мы «дешифровали» код главной гадательной системы Китая.

Если последовательно изображать предков попарно (мужчину и женщину) в виде простейшей идеограммы – сплошной, либо раздвоенной черты, добавляя за поколением поколение, расставляя их по кругу (во втором поколении 2 предка, в третьем – 4, в четвертом – 8 и т.д.), то в седьмом поколении мы получим строгую последовательность из 64 гексаграмм, точно совпадающую с китайским кругом И-цзин. Прийти к этой последовательности можно следуя лишь от центра к периферии, последовательно добавляя за поколением поколение. В этом и заключается ключ к построению, а значит и пониманию китайской «Книги перемен», записанной двоичным кодом – специальным шифром, доступным пониманию, если смотреть на гексаграммы как на графические символы 64-х представителей предков седьмого поколения. На основании дешифровки мы предполагаем заимствование китайскими мыслителями графической модели персидского Фравахара (но не только потому, что количество гексаграмм совпадает с количеством предков в 7-м поколении). Методом «черт и резов», оказывается, можно зашифровать любого предка из любого поколения, причем так, что будет точно ясно, кем он приходится своему потомку. Мужчины и женщины, входящие в состав родового древа каждого из нас, являются носителями двух взаимодополняющих, но противоположных принципов – Инь и Ян, которые представляют собой вариант первичного двоичного кода. Лишь рассматривая круговую последовательность 64 гексаграмм как последовательность предков в циркулярной модели родового древа можно увидеть внутреннюю логику данной гадательной системы.

kniga peremen fravahar (21).JPGkniga peremen fravahar (22).JPG

Второй известный расклад 64-х гексаграмм представляет собой уже не круговую, а квадратную модель, напоминающую шахматное поле, состоящее из восьми горизонтальных и восьми вертикальных рядов. При анализе подобного расклада становится очевидным, что гексаграммы в нем отражаются относительно центра, взаимно дополняя друг друга до абсолютной гармонии. В этом проявляется принцип комплементарности – взаимной необходимости, в высшей степени проявленной в символе Дао, объединяющем в динамическом единстве два противоположных принципа – светлый ЯН и темный ИНЬ.

Книга перемен, описывающая естественный ход событий через последовательность гексаграмм – один из лучших в истории человечества примеров использования двоичного кода – универсальной системы хранения информации. Гексаграмма - типичный пример 1 байта информации, записанной при помощи двоичного кода – сплошных и разорванных черт, - информационных битов. Кстати, первые компьютеры работали в шестиразрядной операционной системе, в которой 1 байт состоял из 6 битов – точно так же как одна гексаграмма состоит из последовательности шести сплошных, либо прерывистых линий. Лишь позже появились компьютеры, работающие с «октетом» - восьмибитовым байтом, позволяющим использовать не 64, а 256 комбинаций байтов для записи информационного потока. Если изобразить последовательность 64 гексаграмм в виде комбинации черных и белых точек, то мы получим картину, напоминающую перфорацию времен первых компьютеров:

kniga peremen fravahar (23).jpg

Вообще, двоичный код лежит в основе естественного восприятия окружающей действительности, имеющей полюса - крайности. Мужское – женское; светлое – темное; горячее – холодное; день – ночь; зима – лето; север – юг; чет – нечет; да – нет и прочие противоположности закодированы в базовой системе временных и пространственных координат. Дуальность помогает структурировать весь поток информации, обрушивающийся на человека. Какое бы понятие или явление мы не рассматривали, практически все можно свести к набору противоположностей и записать в виде двоичного кода, примером чему является компьютер, в котором может содержаться огромный объем информации о цвете и звуке, сведенной к последовательности единиц и нолей – информационных битов.

kniga peremen fravahar (26).jpg
kniga peremen fravahar (29).jpg

Подобный метод записи информации используется природой и при кодировании наследственности. Молекула ДНК состоит из последовательности парных соединений нуклеотидов, триады (триплеты) которых кодируют 20 аминокислот, участвующих в синтезе белка, являющегося основой жизни. Пары: Аденин – Тимин и Цитозин – Гуанин, образующих две и три водородные связи, можно уподобить прерывистым и сплошным линиям двоичного кода триграмм и гексаграмм из «Книги перемен». Поскольку аденин комплементарно может соединиться только с Тимином, а Цитозин только с Гуанином, и на комбинации подобных соединений строится все многообразие жизни, то последовательность нуклеотидов в спиральной молекуле ДНК можно смело назвать природным двоичным кодом. Другого природа не создала: 4 нуклеотида как 4 первостихии в различных комбинациях обеспечивают бесконечное многообразие природных форм. ДНК людей, животных и растений состоит из одних и тех же компонентов, а различие состоит лишь в их последовательности, именуемой генетическим кодом.

kniga peremen fravahar (1).gif

Кстати, существует всего 64 возможных триплета ДНК (по числу гексаграмм), кодирующих аминокислоты. В настоящее время расшифрован генетический код каждой из 20 аминокислот, кодируемых триплетами ДНК, и мы можем сопоставить их с теми или иными гексаграммами из «Книги перемен». Однако, поскольку практического смысла это не имеет, гораздо важнее то, что каждую из 64 гексаграмм мы можем уверенно соотнести с тем или иным предком 7-го поколения, а также с одним из 64-х сегментов зодиакального круга. Проведение подобных параллелей позволяет превратить гадание на И-цзине из простого выбрасывания жребия в гораздо более содержательный процесс обращения за советом к 64 предкам, каждый из которых воплощает один из аспектов судьбы. Соотнесение «круга перемен» с зодиакальным кругом позволяет по-новому взглянуть на И-цзин, а также увидеть в зодиаке места каждого из предков 7-го поколения, что представляет совершенно новые возможности в исследовании геноскопа.

kniga peremen fravahar (19).jpg

Но одно дело – расположить гексаграммы по кругу и совсем другое - прочитать и понять их. Здесь не обойтись без универсального астрологического ключа, позволяющего соотнести восемь базовых триграмм с планетами. Известно, что изначально китайцы пользовались восемью триграммами – иероглифами состоящими из трех ярусов сплошных либо раздвоенных черт, и лишь позже пришли к необходимости увеличить число идеограмм, удвоив каждую из триграмм. Так получилось 64 гексаграммы. Тем не менее, в толковании гексаграмм они по-прежнему опираются на 8 базовых понятий: небо, земля, гора, яма, огонь, вода, ветер, гром. С каждым из этих понятий, а соответственно и с восьмью триграммами, вполне можно соотнести семь планет септенера с учетом Фаэтона - бывшей планеты, рассыпавшейся в результате космической катастрофы на тысячи частей – астероидов. Пояс астероидов согласно правилу Тициуса-Боде располагается как раз на орбите более не существующей планеты. Собственно, астероиды Церера, Паллада и прочие были обнаружены лишь тогда, когда астрономы стали пристально разглядывать небесную сферу в поисках «пропавшей» планеты. Естественно, Фаэтону как символу катастрофы должна соответствовать триграмма «Гром» – символ неожиданного стихийного проявления природы. Фаэтон в этом планетарном октете – вторая планета, наделенная качеством ДЭН – нейтральным, ни мужским, ни женским началом. Фаэтон – это мертвый брат-двойник Меркурия, коему как покровителю воздушной стихии соответствует триграмма «Ветер». Известно, что с Меркурием как покровителем знака Близнецов связан близнечный миф, в котором фигурируют два брата: смертный и бессмертный. Переводя мифологему в планетарную плоскость нетрудно понять, что смертный брат – это рассыпавшийся Фаэтон, а бессмертный – это вечно молодой Меркурий.

Остальные планеты также нетрудно соотнести с оставшимися триграммами. Они делятся по принципу Инь-Ян и взаимно дополняют друг друга: огонь-вода; небо-земля; гора-водоем (долина). Несколько непривычным длоя нас выглядит то, что в китайской традиции максимальное проявление качеств Ян соотносят с Небом, а не Огнем, а высшее состояние Инь с Землей, а не Водой. Тремя сплошными чертами (Ян) изображается иероглиф Неба, и ему соответствуют такие «мужские» понятия как творчество и крепость. Тремя прерывистыми чертами (Инь) изображается иероглиф Земли, и ей, естественно, соответствуют такие «женские» понятия как податливость и исполнение. Максимальному Ян в астрологической системе соответствует Солнце, максимальному Инь – Луна. Марсу соответствует мужская Ян-ская триграмма «Огонь» внутри которой содержится одна женская черта. Венере, вышедшей из воды, соответствует женская Инь-ская триграмма «Вода», внутри которой содержится зерно Ян – мужская сплошная черта. Эти, сексуально заряженные триграммы, тяготеют друг к другу и взаимно дополняют до гармонии, как две капли, содержащих частицу друг друга в даосском символе Инь-Ян. Мы предлагаем Вашему вниманию собственную версию планетарно-триграммных аналогий, не претендующую на истинность в последней инстанции. Это лишь гипотеза, но она имеет право на существование.

kniga peremen fravahar (30).JPG

На основании планетарных аналогий можно построить систему из 64 гексаграмм, состоящих из удвоенных планетарных влияний. Так, гексаграмма двойного Солнца носит название «Творчество»; двойной Юпитер – «Радость»; двойной Марс – «Сияние»; двойной Фаэтон – «Молния»; двойной Меркурий – «Проникновение»; двойная Венера – «Опасность»; двойной Сатурн – «Сосредоточенность»; двойная Луна – «Исполнение». В трактовке гексаграмм основной упор делается на нижнюю триграмму, в ней содержится вывод, исход ситуации, а в верхней – то, что было, но уже ушло в прошлое. Гексаграмма – это описание динамического перехода от планеты к планете, симбиоз их взаимных влияний с учетом характерологических особенностей каждого небесного тела из числа «магического октета» - великой восьмерки планет, известных древним астрологам.

kniga peremen fravahar (25).jpg

Подобный подход к гексаграммам позволяет взглянуть по-новому на содержание «Книги перемен» и протрактовать 64 иероглифа понятным нам языком без китайских аллюзий типа: «наступи на хвост тигра; если не укусит тебя - свершение!»; «Стропила прогибаются. Благоприятно иметь куда выступить»; «Меняют города, но не меняют колодец» и так далее… И тем не менее, мы должны быть благодарны китайскому этносу за то, что он сохранил такой культурный артефакт как «Книгу перемен», являющийся философским осмыслением персидской Книги предков. На основании «графологического» анализа последовательности 64 гексаграмм, составляющих «великий круг перемен», мы пришли к выводу, что данная мировоззренческая концепция не является сугубо китайским изобретением.
Конфуций черпал знания из самых разных источников, и, пропуская через призму собственных взглядов и убеждений, оставлял лишь то, что не противоречило здравому смыслу и могло пополнить его информационный багаж. Мы берем на себя смелость утверждать, что Кун-цзы общался с кем-то из западных пределов Китая, от кого и мог почерпнуть основные постулаты широко распространенного в Иране (тогда – в Персии) учения пророка Заратуштры. Один из главных трудов Конфуция – комментарий к «Книге Перемен», которую весьма трудно понять, если не проводить параллелей между этим важнейшим философским сочинением Китая и традицией зороастрийского почитания предков.

************ Cтатьи по теме предков*******************

Зороастрийское учение о роде, предках и связи поколений
Культ предков в жизни индоевропейцев
Взаимосвязь со своим Родом. Практика