Каждая религия имеет ряд факторов, которые отличают ее от других религий. Каждая религия представляет на обсуждение этическую систему, которая является подобной с другими, и открытой для изучения разными людьми. Но каждая религия также представляет собственную теологическую основу и ритуальные детали, исключительные в своей особенности. Зороастризм имеет логичную и убедительную Космогонию (представление о мире), Богословие (учение о Божественной Иерархии) и четкое место человека в них.
Доктрины Зороастризма могут быть объединены следующими главами:
II. Теология: Бог, Духовный мир, Два Духа.
III. Материальный Мир: Человек
IV. Правила жизни в Материальном мире: Путь, Ритуальная Чистота, уважение аспектов природы.
V. Связь между этими двумя мирами: молитва, огонь.
VI. Конечная Цель: Воскресение (Frashokereti).
Космогония означает религиозную концепцию Творения. Согласно этому, в начале мир был совершенным духовным Светом, в который появился Ахура Мазда. Затем он подумал о Творении, и создал Аша - Неизменный Закон, на основе которого были рождены все Духовные создания. Далее, на основе Аша, был создан Спента Маинью (Spenta Mainyu) - Дух Света, Красоты, идея всех форм. На основе Закона Полярности получил свое рождение Ангра Маинью (Angra Mainyu) - Дух Тьмы, энтропия. И затем был создан Духовный мир.
Согласно книге Бундахишн (пахлави), Творение происходило в течение символических 12000 лет, разделенных на четыре части, по 3000 лет каждая. Период 1000-лет упомянут, как хазаро, но это не было принято буквально - тысячу лет.
Периоды Творения
1. 6000 лет Bundehishn - "Творение".
Существуют Совершенные Духовные Создания. Нападение Ахримана на Духовных Созданий окончилось его поражением и высылкой назад, в его место существования - Безрадостную Темноту. В конце этого периода Ахриман атаковал снова. Ахура Мазда спел Ахунавар и тот был скован в течение следующих 3000 лет. Ахура Мазда совещался с Фравашисами (Духовными Хранителями) и начал период 9000 лет, после которого зло будет полностью лишено сил. Последние 3000 лет периода Ахуро Мазда, создал Духовный прототип созданий, и затем материальные создания, которые были совершенны.
2. 6000 лет Gumezishn - "Смешение".
Первые 3000 лет - Ахриман нападает и захватывает 7 материальных созданий. Начинается хаос и беспорядок, после которого появляется пророка Заратуштры. Следующие 3000 лет находятся в противоречии между Добром и Злом, которое усиливается, Спаситель будет рожден, Последний Суд, Воскресение, Рождение нового бессмертного тела и обретение Бессмертия праведными. Зло будет уничтожено.
3. Vizarishn "Разделение" Время прекратит существовать, и создания вернуться назад к их совершенному духовному состоянию.
Индусская идея относительно периодов - Юг подобна идее Хазаро. Согласно индусам имеется четыре Юги - Сатья Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга. Зороастрийская концепция Тан и Пазин (Tan-i-Pasin) подобна еврейской, христианской и исламской модели. Создания состоят их Света разной степени чистоты. Таким образом, Ахура Мазда - самый чистый Свет, Божественные Существа - следующая стадия, и затем материальные создания.
Время:
Кордад Амешаспент (Khordad Ameshaspand) управляет временем. Бесконечное время, разделено на периоды - Дарего Кадхат, они, на годы (ярья и саредха), месяцы (мах), дни (роз), и части дня (гехсы). Гахамбары - специальное время для благодарения Бога.
1. Бог: Ахура Мазда.
Понятие Бог означает - Самосущий Всезнающий Владыка, отец всех существующих вещей, милостивый и милосердный. Он признан единственным создателем и абсолютным правителем Мира. Ахура - владыка, и Мазда - всезнающий.
Ахура Мазда - создатель духовных и материальных миров, и всех созданий там. Он установил Законы Природы, и все создания существуют, согласно этим Законам. Законы работают во всем Космосе, в физической, мысленной и духовной сферах. Творец никогда не вмешивается, чтобы изменить действие Законов.
Он - самый благотворный Дух, и самый Духовный среди Духов. Он полон Светом, Блеском, и Славой. Силой своей мысли, Он сначала наполнял Духовные области Светом. Сверкающее солнце, самый яркий Свет, видимый нами, предстает, как наиболее прекрасный символ Творца. А красный, сверкающий огонь - "сын", или представитель Ахура Мазды на Земле. Его невозможно обмануть. Он наблюдает за всеми своими созданиям острым, пронизывающим взглядом. Он воспринимает мысли, слова, дела - которые были и которые будут созданы людьми в их жизни. Ахура Мазда - единственный Высший Судья действий человека. Он добрый, прощающий и понимающий. Он помогает человеку, как его друг и брат, если тот ведет справедливую жизнь.
2. Духовные Существа в Зароастризме
5. Человек:
Человек наиболее одарен из созданий Бога. Ему было доверено управление другими телесными созданиями, с помощью его мысли и речи. Человек был создан с целью и для исполнения миссии. Именно с активным участием человека, божественные существа будут способны реализовать Фрашокерети - Воскресение мира. Чтобы помогать человеку выполнять его божественную цель, он был одарен несколькими способностями.
Человек был сделан из девяти компонентов, из которых три являются физическим, три полудуховными и три духовными. Три физических компонента: Тану (оболочка, волосы, ногти, мышцы, ткань, кровь), Гаета (органы, подобно глазам, сердцу и легким) и Азди (скелет). Сами по себе эти компоненты безжизненны. Они содержат органы чувств, но не чувственные восприятия.
Жизнь дающие и мотивирующие силы - три полудуховных компонента:
Кехрпа - астральная форма тела. Все создания - включая духовные и безжизненные, имеют ее. Все сверхфизические и духовные действия связаны с ней. Кхваренанг (божественная энергия) и божественные центры (чакры) содержатся в ней. Баодх и Раван также размещены в Кехрпе. Это тело, которое перемещается во время мечтания и астральных путешествий, независимо от физического тела. Это место, где действует охрана и защита, утвержденная мантрами и молитвами. Кехрпа также имеет склонность привлечения хороших и плохих элементов из природы. Ритуал Кушти очищает Кехрпу.
Душа умершего содержится в Кехрпе до его Суда на рассвете четвертого дня после смерти. Скорость спада Кехрпы зависит от скорости распада физического тела. Проявления после смерти, которые упомянуты как призраки, которые не был способен распасться из-за своей плотной и огрубевшей Кехрпа.
Все создания - полезные ископаемые, растения, животные, люди и божественные существа имеют Астральную форму Кехрпа.
Уштан: Жизнь, теплота и энергия тела, передающие жизненность. Она пронизывает каждую клетку тела.
Физически теплота образуется процессом взаимодействия кислорода вдыхаемого воздуха и углеводами потребляемой пищи, с поступлением в кровь. Здоровье тела полностью зависит от его Уштан.
Тевиши: Это - тело, составленное из желаний, чувств и эмоций.
Три духовных компонента:
Баодх: Божественный Интеллект, который руководит условными и безусловными функциями тела. Включает работу интеллекта на различных уровнях подобно:
1. мышление, контролирующее бессознательные рефлекторные действия. Инстинктивные реакции мозга, управляющие нервной системой и безусловными функциями тела подобно дыханию и потоотделению.
2. мышление, отвечающее за подражание, которое наиболее проявляется в детском возрасте.
3. мышление, позволяющее рассуждать, устанавливать связь между причиной и следствием, получать логические заключения, осознавать моральные и этические аспекты действий.
4. Самый высокий тип мышления, который наделяет человеческое сознание способностью понимать высокие Истины.
Также Баодх получает импульсы от Фравашисов и доводит их до высшего сознания. В Авесте смерть описывается, как разделение Баодх и физического тела. Наряду с душой, Баодх присутствует во время Суда, определяющего место человека после смерти.
Среди животных, только собака обладает развитым Баодх (Вендидад.13.50). Это - известный факт, что животные не обладают интеллектом, то есть силой сравнения и понимания. Однако они обладают первыми двумя типами мышления, то есть отражают инстинкты, и подражающее мышление, следовательно, Баодх присутствует в них в этом виде.
Урван - Душа:
Человек имеет душу, которая является бессмертной, существует после распада человеческого тела и ответственна за действия человека в жизни. В Авесте слово 'душа' - Урван, и Раван на пахлави. Слово буквально означает 'выбирающая'. Душе свойственны божественные качества. Однако, в нашей жизни, она может быть ограничена в проявлениях, низкими мыслями и желаниями.
После смерти душа проходит через Суд, на основе действий, совершенных человеком в его жизни. На рассвете четвертого дня после смерти душа должна пересечь аллегорический Мост Разделения (Чинвад). Душа, проходя через Суд, далее попадает в Небесный Рай - Вахишта Аху, или В Ад - Ачишта Аху, судя по делам.
Фравашисы: ангельские Духи хранители людей, постоянного спутники, советчики и водители души в ее жизнях. Фраваши вдохновляет человека быть хорошим, добродетельным, и вести набожную, трудолюбивую, и доброжелательную жизнь. Однако, душа может воспринимать или отклонять руководство Фраваши. Следовательно, хотя они постоянные неподкупные помощники души в этой мирской жизни, но не ответственны за действия, совершенные человеком в этой жизни.
Концепция Фравашис аналогична ведическим Питрас, римским Манес, и греческим - Идеям Зороастрийское понимание тела и мира вообще, вмещает в себя и западное материалистическое, привязывающее к физическому миру, и индийское отшельническое, освобождающее от оного.
Дух, в форме Бога, Божественных существ и душ - достигает глубины причинности. Самая цель и результат материального существования состоит в том, чтобы реализовать божественность в совершенной телесной форме. Это религиозный долг каждого Зороастрийца, сделать свое тело прибежищем для божественных существ, чтобы помочь превратить весь мир в ареал их действия.
СПОСОБНОСТИ ЖИЗНИ:
Аху: Самосознание, идея относительно 'Я', 'Сам'.
Даена: Сознание человека, как социо-этно ячейки, части общественного сознания, как коллективная форма действий человека в жизни, обусловленная условиями рождения и существования, прекрасными или не очень.
Вир: Сила желания искать и получать.
Хош: Сознание, которое обслуживает и защищает душу. Через него душа получает впечатления из внешнего мира.
Кхерад: "Мудрость", способность постижения истины, наблюдает, отличает и побуждает к действиям.
Зло всегда исходит извне. В космической борьбе между добром и Злом, тело - одна из внешних стен защиты против врага. Это - уникальная идея Зороастризма. Поэтому, каждый должен всегда быть бдителен и осторожен в сохранении тела. Лучший способ - соблюдать правила ритуальной чистоты. Энциклопедическая работа на пахлави Денкард следующим образом описывает эти идеи: 'Находящийся в теле, делает свое тело подобно крепости, устанавливая защиту изнутри, призывая Язадов и не позволяя демонам войти.'
Таким образом, эмоции и качества были восприняты как независимые силы, над которыми индивидуум имел управление с помощью воли.
Эта идея находится на контрасте к Восточному и особенно Западному отношению к телу, описанному часто, как убежищу греха. Еретик Мани, в начале н.э. проповедовал идею, что человеческое тело - демон, и за это его называли ' вдохновленный демон '.
Кроме того, тело - ворота к моральной и духовной природе. Тело должно сражаться против следующих пяти демонов духа, желающих овладеть им: Жадность, Зависть, Жажда, Гнев и Позор. Таким образом, когда человек не позволяет Злу останавливаться в теле, оно не будет иметь места в нем. Когда все люди закроют врата к Злу, то оно будет, наконец, уничтожено во всем мире.
В материальном мире тело более важно, чем душа. Тело - 'скорлупка души'. Тело, с другой стороны сохраняется Мудростью Души. В том же самом тексте говорится, что тело и душа бескорыстно помогают друг другу. И тело и душа должны заботиться о себе таким способом, чтобы никакое зло не могло воспользоваться слабостью одного из них.
Пока тело живет, оно имеет силу сопротивляться злу во всех формах. Однако, как только жизнь уходит, в тело входит Насу - демон разрушения и загрязнения, и поэтому мертвое тело является самым большим источником Насу.
Человеческое тело создано из земных элементов; но в нем имеются духовные элементы - частицы Бога, без которых человек не может жить.
IV. ЗАКОНЫ В МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ
Путь: Человек, как предполагается, идет путем Аша (праведности), которая есть Закон мироздания, приводящий к жизненной реализации. Авеста называет Аша все, что является правильным и законным. Это подразумевает все достоинства жизни, подобно правде, честности, чистоте, благочестию, преданности, трудолюбию, ответственности и свободе; и также все законы чистоты и ритуального очищения. Эти термины обозначены в Авесте как: ╚Хумата, Хуката, Хваршта■ - праведные мысли, праведные слова, праведные дела. Аша состоит из двух частей:
а) Этика.
б) Правила ритуальной чистоты.
Свобода Выбора: Человек свободен выбрать любой из двух путей: путь Добра - достоинства, развития и гуманизма; или путь Зла - недовольства, пассивности и эгоизма. Однако, строгое предупреждение утверждено в таких условиях: человек должен будет отвечать за последствия своих действий, и получать соответственно им.
Ритуальная Чистота: Чтобы охранять себя от зла и находиться в единении с духовным миром, человек обязан соблюдать некоторые законы ритуальной чистоты в его ежедневной жизни.
Все Зороастрийские храмы огня - очищенные и освященные места, и, следовательно, они используются только Зороастрийцами. Все мужчины и женщины, священники и обыватели - должны соблюдать правила ритуальной чистоты, чтобы сохранить Божественную Энергию, в соответствии с принципами Аша и Кхварнах. Перед входом в храм огня, посещения церемонии, Зороастриец должен соблюсти правила чистоты подобно омовению, переодеванию в чистую одежду и выполняя церемонии Кушти.
Зороастрийские храмы огня построены по ритуальным границам, известным как Карша в Авесте, Каш в пахлави и Пави на парсийском наречии языка гуджарати. Эти специальные границы - борозды, каналы, отмеченные на земле или в кладке, активизируют и включают ритуальное пространство, а также ограничивают и охраняют его от внешнего воздействия. В Очищенном месте происходит возжение Святого Огня, и выполняются церемонии высшего служения. Когда ритуальное место правильно сооружено и используется, границы не пересекаются никак, и чистота сохраняется.
Как замечено выше, человек должен предоставить вместилище (Мехмани) божественным существам в своем физическом теле. Главное условие их присутствия в теле - состояние чистоты (Паки). Типы зла, которые воздействуют на человека через тело, это физическое (злые люди, дикие животные, вредные создания), моральное (плохой характер), также как и духовные (демоны). Чистота важна не только телесная, она также относится к окружающей человека среде. Для Зороастрийца, благочестие фактически начинается с заботы обо всех материальных созданиях и поддержания окружающей чистоты, так же заботы о чистоте своего людского окружения.
Человеческое тело признается священным, и это - святой долг каждого человека, чтобы сохранять его в наибольшей святости и чистоте.
Правила Чистоты помогли Зороастрийцам в сохранении тождества религиозного меньшинства в мусульманском Иране, защитили от жестокого притеснения. В Индии, те же самые правила чистоты помогли Зороастрийцам твердо, но неагрессивно исключить незороастрийцев из своих социальных и религиозных обрядов.
Некоторые современные умы рассматривают религиозную исключительность как стремление к ограничению допуска не соответствующих требованиям гигиены. Кроме того, они утверждают, что эти правила имеют мало общего с истинным Зороастризмом. Однако, объективное изучение религии показало бы, что правила чистоты сослужили очень существенную роль в социальной, физической и духовной жизни парсов. Правила чистоты неизбежны для нерасторжимой связи между физическим и духовных миром, именно они регулируют связь человека с божественным миром.
Таким образом, чтобы понять правила ритуальной чистоты, мы должны выйти за правила элементарной гигиены. Это было приуменьшающим возможности человека заблуждением некоторых ученых, приписывание правил ритуальной чистоты к простым 'физическим инстинктам и физиологической психологии'. Но, однако, затем в науке были признаны духовные импульсы, за пределами простой физиологии.
Уважение к Элементам: Все создания материального мира являются священными, и их чистота должна сохраняться любой ценой. Амешаспенты контролируют каждое создание, и таким образом мы выказываем уважение Высшим. Человек должен заботиться обо всех других созданиях и не загрязнять их, иначе он дал бы злу точку опоры. Поэтому Зороастрийские обряды, и в том числе захоронение мертвых, являются безвредными для природы.
Молитвы: Человек должен быть в постоянной связи с духовным миром. Это возможно главным образом через молитвы и ритуалы.
Огонь: Это - важная связь между духовным и материальным миром, переносчик молитв и проявитель божественных благ. Является лучшим символом Ахура Мазды в физическом мире и, следовательно, очень уважаем.
Среди всех благодатных созданий Бога, светящиеся духовные создания занимают особенное место. Поскольку Ахура Мазда - "Дух среди духов", Он невидим для нас. Но, Он полон светом и Славой. Все светящиеся создания являются символами Ахура Мазды. Далее, самый высокий рай также назван Анагра Раочан - ' Бесконечный Свет '.
Как одно из наиболее удивительных созданий Природы, и одна из наиболее вдохновляющих эмблем Бога, огонь получил всемирное уважение и почитание почти во всех странах и религиях мира, особенно в религиях Арийских. В до-зороастрийские времена, Святые Огни были посвящены и установлены, в должным образом освященных местах, которые использовались как храмы в древнем Иране. Эта практика почитания Святого Огня возвращается к индо-иранскому периоду. Помимо древней Иранской литературы, ссылки на Святой Огонь найдены также в Ведической литературе.
Термин Авесты для видимого огня, и его тепловой энергии инфракрасных лучей, которая проницает Вселенную, является Атар. Как светящееся создание, в прямом и близком контакте с людьми, огонь в разных формах занимает важную часть в религиозной жизни человека, почти во всех религиях мира. Присутствие огня во всех Зороастрийских церемониях неизбежно, как присутствие Агни во всех Ведических церемониях.
Огонь особенно уважаем как чистая эмблема Ахура Мазды, молитвы обращаются к нему, и Зороастрийцы стремятся достичь Бога через Огонь.
Согласно Яшне 31.7, все творения были созданы Ахура Мздой из света, силой его мысли. Следовательно, огонь, свет, тепловая энергия - в основе всех созданий, и это во всей Вселенной. Самое существование, развитие, рост созданий зависит от огня, в одной из форм.
Имеются пять видов видимого и невидимого огня (Yasna 17.11):
1) Атар Берези-Саванг: огонь, горящий в Храмах в освященном очаге - Аташ Бехрам.
2) Атар Воху-Фрьян: огонь в телах людей и животных.
3) Атар Урвазишт: огонь в растительном мире.
4) Атар Вазишт: огонь в атмосфере, молнии, внутри земли.
5) Атар Спендишт: огонь, горящий в духовном состоянии в самых высоких сферах перед Богом.
Атар Язата, через красный, сверкающий огонь, будет творить Божий Суд в конце времен. Огонь совершит правосудие через жидкий металл. Эта концепция огня, являющегося божественным судьей стала источником Иранской традиции испытания жаром. Эта концепция также лежит в основе веры, что во время окончательного Преображения мира, все души будут проходить через поток жидкого металла. Чистые души не испытают боль и вред, но злые должны будут перенести несчастные страдания.
Фрашокерети: Эта мирская жизнь - смесь хорошего и плохого. Однако, в конечном счете, зло должно быть побеждено, и наступит Обновление всей жизни. Это случится в очень отдаленном будущем; и это будет вызвано объединенными, сознательными усилиями людей и Духовных Существ и по велению Бога. Этот этап известен в Авесте, как Фрашокерети, и Фрашогард, на более поздних языках. Это состояние не телесного, но духовного преображения Душ.