«В поисках Заратуштры» (о фильме В. Кальпиди)

Опубликовано star72 -

Рубрика "Отражение"

В сентябре 2005 г. на международном кинофестивале «Золотой Бубен» в
г. Ханты-Мансийске художественно-публицистический фильм «В поисках Заратуштры» получил Гран-При «Золотая богиня». Автор, продюсер, режиссер этого фильма – Варвара Кальпиди, оператор – Матвей Вершинин, композитор – Алексей Поляков.
Научные консультанты: историк, философ, президент Международной авестийской ассоциации Павел Глоба и научный сотрудник Института истории и археологии Российской академии наук Олег Лушников.

v poiskah zaratushtri.jpg

-------------------------------------------------------------

смотрите фильм

------------------------------------------------------------

Тысячелетия ученые ищут прародину ариев, прародителей всех индоевропейских народов, и родину Заратуштры – первого пророка человечества. Последние лингвистические (М. Бойс), и археологические (Г. Зданович) открытия позволяют считать таковой Урал. Авестийское предание гласит: пророк родился у слияния двух больших рек, что недалеко от современной Перми. По мнению Павла Глобы, это место должно быть таким же священным, как Мекка или Иерусалим, для всех носителей российской культуры, продолжающей древние традиции.

varvara.jpg
Пермский режиссер Варвара Кальпиди

Фильм Варвары Кальпиди «В поисках Заратуштры» – уникальное в своем роде произведение искусства. Это первое обращение в современном отечественном художественном кинематографе к теме древней истории Руси, к теме древних ариев.
Фильм уникален по местам съемок. Основное действие – реконструкцию древней истории – авторы фильма снимали в Кунгурской ледяной пещере – крупнейшей карстовой пещере России. В гротах подземных озер, под мощью нависающих над ними каменных сводов, при температуре плюс 5 градусов экзотические декорации обживались актерами. В фильме также использованы живописные съемки уральской природы: озеро Тургояк, остров Веры, археологический заповедник Аркаим.
Действие в фильме начинается в наши дни в деревне Городище и устремляется назад в прошлое – на глубину тысячелетий, в эпоху древних ариев. Узнав от своего друга Олега о легендарном месте рождения пророка Заратуштры, наш современник Игорь отправляется к этой необычной горе. Там он знакомится с Проводником, который, подобно Сталкеру, соглашается проводить их к «Священному Входу». Упав в карстовый провал, оказавшийся таинственной «Воронкой Времени», Игорь оказывается в неком «параллельном пространстве».
Фактически это современное прочтение древнего персидского текста «АрдаВираз-Намаг». Как и зороастрийский святой АрдаВираз, главный герой фильма Игорь, попадает в иной мир, для того чтобы впоследствии, по возвращении, рассказать людям что-то очень важное, сокровенное, о чем они забыли в суете своих обыденных дел. Но если АрдаВираз рассказывал о кругах Ада и Рая, то для нашего современника Игоря важнее самому осознать, куда ему необходимо идти, важнее самому найти свой духовный Путь. И Путь этот непрост. Фильм напоминает нам, что Путь этот – лабиринт, и человека на нем подкарауливают темные сущности. И главное – сделать правильный Выбор. Выбор между Добром и злом.
Варвара Кальпиди оригинально использовала для обозначения темных сущностей и ложных путей наследие Ницше. К глубокому сожалению, ницшеанский «Так говорил Заратустра» ассоциируется у многих с истинным учением пророка Заратуштры. Фильм подчеркивает демоническую сущность Лже-Заратустры и обозначает ницшеанство как ложный путь. Но свой Выбор Пути, Герой фильма должен сделать сам, сообразно своей Совести.
Именно ее, свою Совесть, Даэну, Герой встречает первой в «параллельном» мире древних ариев. Здесь авторы фильма обращаются к глубинным пластам «Авесты». По авестийским преданиям человек в момент Великого Перехода между Мирами, между жизнью и смертью, встречает Даэну – свою Совесть, которая и сопровождает его на ту сторону Моста Чинват. Если Совесть чиста – Даэна предстает в образе прекрасной дамы, ведущей в Сияющий Мир, если нет – злобной старухи, тянущей в страшную пропасть… Но тем, кому еще рано уходить навсегда из этого мира, Даэна открывает Сокровенные Знания, знания Прошлого и Будущего, и помогает обрести свой Путь…
Именно Даэна сопровождает Игоря в его мистическом путешествии по миру древних ариев. Игорь знакомится с хранителем огня Атхарваном, астрологом Джамаспой, перед его глазами предстает Дугдова, мать Заратуштры, появляется и сам первый пророк человечества. Герой узнает о легендарной прародине ариев Арктиде, космической катастрофе Фаэтона, изменившей ход мировой истории. Старейшины рассказывают Игорю о древней столице ариев Аркаиме, приводят его на праздник Зимнего Солнцестояния. Здесь, уже сделавший свой Духовный Выбор, Игорь проходит посвящение и начинает свой путь вместе со всеми ариями, ведомый Заратуштрой.
Арии доверяют Игорю ответственное поручение, и ему приходится вступить в неравную схватку с демонами, стремящимися погасить Огонь. Но, несмотря на все их усилия, Игорю удается сохранить частицу Священного Огня ариев. Частицу, которую он навсегда унесет с собой в своем сердце. Этот глубокий символизм фильма подчеркивает неистребимость священной арийской традиции, напоминая слова Заратуштры, что «Учение непременно вернется туда, откуда оно вышло».
Оригинален и выход Героя из «параллельного пространства» в наш мир. Он покидает его так же неожиданно, как и попал в него. Подземная река вынесла пребывающего в состоянии клинической смерти Игоря от карстовой воронки у Горы Заратуштры в самый центр Перми. Где, благодаря расчетам его друга и Сталкера, Игоря в одежде древнего ария и извлекла из-под земли ошарашенная Служба Спасения. Проходящий по «коридору времени» Игорь продолжает слышать голос Даэны, наставляющей его и напоминающей о том, что Заратуштру нужно искать в своем сердце, что он всегда появляется тогда, когда он нужен, а также то, что судьба мира зависит от Духовного Выбора каждого человека.
Пройдя курс реабилитации, Игорь вновь приходит к горе пророка Заратуштры. И неожиданно для себя понимает, что лицо его друга Олега напоминает ему знакомый образ из мира древних ариев. В лучах заходящего солнца друзья видят силуэты ариев, как будто возвращающихся из далекого странствия на родину. Смех друзей, звенящий в финале фильма на горе «Смеющегося пророка», словно разгоняет тьму и заряжает нас своим оптимизмом.
Философский и многоплановый фильм Варвары Кальпиди ставит перед нами вечные вопросы. Заставляет задуматься о глубине нашей истории и о том, как мало мы сегодня об этом знаем. Напоминает о том, что каждый из нас в своей жизни находится в духовном поиске, ищет свой путь к Истине, ищет своего Заратуштру…
Ведь Заратуштра уже давно перестал быть просто реальным человеком, просто пророком древних ариев, он стал метаобразом, мифом, символом. Символом стремления к Знанию, чистоты помыслов, непреклонности на пути к Истине и кладезем Мудрости Вселенной. Кто-то ищет его в дальних странах. Кто-то находит его совсем рядом. Нужно просто научиться видеть, слышать, чувствовать… Чувствовать Мир и самого себя, свое Сердце, свой Разум, свою Совесть…

Пермская авестийская школа астрологии

--------------------------------------------------------

Павел Глоба,
Москва

О фильме «В поисках Заратуштры»

Пермяки сделали хороший фильм «В поисках Заратуштры». Это, безусловно, прорыв, глоток свежего воздуха среди чернухи, тупости и пошлости, заполонившей сегодня наше кино и телевидение. Замечательно, что именно на Урале – Колыбели Зороастризма, проявлено такое внимание к теме арийского наследия. Прекрасно, что данный художественно-публицистический фильм, поднимая проблему арийской прародины для широкой аудитории, делает это исключительно лояльно к Зороастризму, ненавязчиво разъясняя основные положения этой Древней Мудрой и Доброй Веры. Фокусирует внимание зрителя на основных символах уральской арийской цивилизации – Горе Заратуштры, острове Даэны, Аркаиме. Безусловно, фильм этот не отвечает на все вопросы, но он ведь не дидактическое пособие по зороастризму и арийской истории. Хотя самую важную, основную информацию фильм доносит верно. Главное, фильм не скучный, он никого не оставляет равнодушным, не уводит от темы, а заставляет думать. Он заинтересовывает простого человека зороастрийской и арийской тематикой, заставляя искать дальше. А ищущий человек, безусловно, найдет Истину.
Я всем рекомендую посмотреть этот глубокий, интересный фильм.

Разделы