2002 год
Каждое утро для зороастрийца-куштивана начинается с перевязывания священного пояса кусги, которое сопровождается чтением священных молитв «Ниранг и кусти».
I. На восходе Солнца читается «Хошбам», молитва восходу. Свечу зажигать в дневное время необязательно. Светильник необходимо зажигать в вечернее время. Читать молитвы на огонь следует в падаме, белой повязке, закрывающей нос и рот. Перед утренней молитвой нужно обязательно умыться и надеть на голову шапочку.
Направление чтения зависит от положения Солнца — зороастрийцы называют его «оком Ахура Мазда». Желательно, чтобы свет Солнца не падал на огонь. Рядом с огнем можно ставить металлические стаканчики с водой и молоком. Это бескровная жертва. После ритуала воду и молоко следует выпить.
II. После «Ниранга и кусти» всегда читается вводная молитва «Срош бадж», которая нас соединяет с эгрегором. Это антидайвовская молитва, она расчищает ментальное пространство вокруг нас.
III. После восхода Солнца, в третью очередь, читается обращение к гаху, покровителю утреннего времени суток - Хавани гах. В полдень читают Рапитвин гах, от полудня до заката — Узаерин гах, на заходе Солнца и до полуночи — Айвисрутхрим гах, после полуночи и до восхода Солнца — Ушахин гах. Хранители времени суток — это воины, которые называются «ратуф- рити». Все изеды, Ахура Мазда и все праведные люди — все являются стражами истины — «апга хе рату».
IV. После прочтения гаха в дневное время следует обратиться с молитвами к Солнцу и Митре — нужно обязательно читать «Хоршед ньяиш» и «Михр ньяиш».
Самую большую службу лучше всего провести в Хавани гах, утром (лучше всего — на восходе Солнца). Это самый мощный удар по врагу. В эту службу включается максимальное количество молитв.
V. После «Михр ньяиша» читается молитва «Виспа Хумата» (в переводе с авестийского языка «Все благие мысли»),
VI. После молитвы «Виспа Хумата» можно почитать «Атаги ньяиш», молитву Огню, но только в том случае, если огонь зажжен.
VII. Утром также! полезно почитать: «Хормазд яшт» (особенно в 1-й, 8 й, 15-й, 23 й и 30- й солнечные дни) и большой «Хаптан яшт» (осо бенно в первые 7 дней зороастрийского солнечного календаря ежемесячно).
От нечисти в доме утром также читается «Вананд яшт», при этом чтение сопровождается хлопками в ладоши между строфами.
VIII. В дневное время, т. е. трижды, когда есть Солнце, — в Хавани гах, Рапитвин гах и Узаерин гах — читают «Дин-Но-Кальмо» — молитву о преданности вере (существуют два варианта: на пазенде и на авестийском языке). Другое название этой молитвы (авестийский вари ант) — «Фраваране», ее читают обычно после яштов. В конце статьи мы приводим полный текст этой молитвы.
IX. Обычно после «Фраваране» всегда чита ется «Тандарости», благословение дому и всему тому, что мы любим. «Тандарости» тоже существует в двух вариантах: на пазенде и на авестийском языке. В Авесте это 60 я глава «Ясны». Это заключительная молитва, прославление дому, людям и их потомкам.
X. В Рапитвин гах большие службы не про водят. Обязательно читают «Хоршед ньяиш» и «Михр ньяш», желательно почитать и «Аташ ньяиш». «Хоршед ньяиш» и «Михр ньяиш» читают в Хавани гах, Рапитвин гах и Узаерин гах. «Аташ ньяиш» читается обязательно на огонь. После него можно также почитать еще молитву «Обращение к светильнику».
XI. В Узаерин гах читают «Ардвисур ньяиш», молитву, посвященную Ардвисуре Анахите. Эту молитву можно читать вообще в любое светлое время суток на Солнце, на юг.
XII. После заката Солнца читают молитву Луне «Мах ньяиш». Она считается основной для Айвисрутхрим гаха.
XIII. В истинную полночь ничего не читается.
Гахи читают:
От восхода Солнца до полудня (Солнце в XI-XII домах гороскопа) — Хавани гах;
С полудня (Солнце в IX-X домах) — Рапитвин гах;
От полудня до заката (Солнце в VII-VIII домах) — Узаерин гах;
От заката до полуночи (Солнце в IV-VI домах) — Айвисрутхрим гах;
С полуночи (Солнце в I-III домах) — Ушахин гах.
В любую часть ритуала можно включать авестийский «Патент» — отречение от злых мыслей, слов и дел.
На этом традиционный зороастрийский ритуал заканчивается. Однако мы обычно продолжа ем ритуал чтением зерванитских мантр.
XIV. Произносятся мантры тем изедам, кото рым посвящены данный солнечный день, месяц и год. Вместе с этим читаются мантры Зервану, Владыке Времени, Тхваше, Великой Пустоте, Арте, Истине, и заканчивают чтение мантр молитвой «Ашем Воху» (3 раза).
XV. Когда что то радует Ваш глаз или перед началом какого то дела (например, перед занятия ми или перед едой), нужно произнести «Кшнаотра ахурахэ маздао...» и «Ашем Воху» (3 раза).
XVI. После еды рекомендуется читать:
«Ашем Воху» — 4 раза,
«Ахунвар» — 2 раза,
«Ашем Воху» — 1 раз,
«Ахмай Раэсча» — 1 раз.
Чтение богослужебных зороастрийских текстов для общинников куштиванов (носящих пояс-кусти) считается обязательным, для остальных — по выбору. А вместе с тем в реальной жизни соблюсти все правила практически невозможно, поэтому данный перечень молитв является рекомендуемым. Желательно сохранять последовательность чтения богослужебных текстов, как указано. Если нет возможности прочитать весь ритуал, зороастрийцы ограничиваются чтением «Срош баджа». В настоящее время все необходимые тексты есть практически у всех общинников и в библиотеке общины.
* * *
Молитва «Фраваране» иначе называется «Зороастрийское кредо». Она составлена на древнейшем авестийском диалекте времен Гат и «Ясны Семи Глав» и занимает 12-ю главу «Ясны». Этот текст неоднократно переводился на русский язык, достаточно вспомнить переводы В.И.Абаева и И.М.Стеблин-Каменского (см.: Авеста в русских переводах. СПб., 1977).