ИЗЕД-ПОКРОВИТЕЛЬ ГОДА ЗОЛОТОГО ПЕТУХА: СРАОША

Опубликовано star72 -

Статья подготовлена Натальей Малаховой

petuh.jpg

СРАОША - ИЗЕД-ОБЕРЕГ

Тотемом предстоящего года является Петух - птица яркая, бойкая, примечательная во всех отношениях. Согласно зороастрийской мифологии Петух считается священной птицей Изеда Сраоши - вестника добра и света.

Петух подобно Сраоше является провозвестником рассвета и нового дня, не случайно во Франции (бывшей Галлии) галльского Петуха, ставшего символом нации, называют «птицей рассвета» - Шантеклер. Авестийское название священного петуха - Пародарш - не так привычно для нашего слуха, но по смыслу близко французскому.
Сраоша - интереснейший Изед авестийского пантеона, от сотворения мира он не смыкает глаз и является воплощением бодрости и активности. Так, во всяком случае, говорят о нём древние священные тексты. Наиболее активен он в тёмное время суток, когда люди уязвимы и чаще становятся жертвами нападок сил зла, как астральных (суккубов и инкубов во снах), так и физических (насильников, воров, грабителей и пр.). Молитвы , обращенные к Сраоше, именно как к Изеду-оберегу, помогают Галльский петух избавиться от всякого рода страхов, кошмаров и боязни темноты, успокоить психику, одолеть любые ночные волнения и опасения.

coq_gaulois_commons.jpg
Галльский петух

Зороастрийцы считали, что Сраоша ведёт в ночное время борьбу с тёмными силами, выступая на защиту людей и прочих благих созданий Творца Ахура-Мазды. Когда Солнце-Хваршат поднимается над горизонтом, Петух - птица Сраоши - бдительный Пародарш, гонит последнего дэва, демона лени Бушьясту, обволакивающего людей дурманом сладкого сна. Посредством своего помощника, крик которого разгоняет демонов ночи, Сраоша пробуждает людей от спячки и побуждает к активным действиям.
Изед Сраоша является небесным покровителем 13-го года зороастрийского календарного цикла. В иранской мифологии наряду с возложенной на него функцией вестника - посланника Ахура-Мазды, он исполняет роль борца с ересями и лжеучениями, а также считается духом религиозного послушания и порядка. Он наблюдает за тем, насколько добросовестно люди относятся к выполнению своего религиозного и социального долга. Ему посвящены «Срош-яшт» и 57-я глава Ясны. Согласно авестийским текстам, Сраоша призван отвращать заблуждения, наставлять верующих на путь истинный, он благословил Заратуштру на проповедь, испытав его на истинность веры (Гаты 12,15 и 43). Более того, Сраоше предстоит возвестить тайны откровения трём грядущим Спасителям человечества. 

Основная функция этого Изеда — благовестие, проповедническая деятельность, миссионерство. Очевидно, год Сраоши должен пробудить немалое число потенциальных проповедников и вызвать активизацию борьбы умов, которую некоторые будут воспринимать как мифологическую битву между добром и злом. Поскольку для христиан благой вестью является Евангелие, которое именно так с греческого и переводится, можно предположить, что в год Ангела-Благовеста общественное внимание будет обращено к священным текстам. Возможно, произойдут какие-то знаковые открытия наподобие Кумранских рукописей, а быть может, евангельские истины вновь будут озвучены от лица ведущих деятелей Церкви, играющей немаловажную роль в современном обществе. Это касается как России, переживающей период возрождения православия, так и Европы, в политической жизни которой далеко не последнюю роль играет папа Римский. Поскольку древние зороастрийцы были индоевропейцами (хотя по современным иранцам после 1400-летнего арабского засилья этого уже не скажешь!), а зороастрийские жрецы-волхвы благословили Христа, мы считаем вполне уместным употребление образов авестийской (древнеарийской) мифологии в интерпретации событий жизни нынешнего европейского общества, избравшего для себя христианский путь развития.
Зороастрийский древнеарийский календарь универсален для всей индоевропейской цивилизации на всей её обширной территории, поскольку в нём закодированы базовые планетные циклы и образы общей для различных Народов индоевропейской Древний Иран, группы мифологии.

alm1008.jpg
alm1001.jpg
работы мастера Шерафата Байяни (Иран)

Поэтому мы говорим персидское слово Сраоша (Соруш), а понимаем исконно русское - Благовест. Самое главное в астрологии и мифологии - видеть и понимать внутреннюю суть явления или персонажа, скрывающегося порой за самым причудливым названием и непонятным термином.
Сраоша по своей сути является огненным Изедом (в переводе с персидского языка он - «достойный почитания»). Его образ подразумевает борьбу за светлые человеческие идеалы и активное отстаивание своих | позиций. Не случайно бойцовский Петух стал символом Изеда Сраоши, ведь он отнюдь не самый мирный ангел авестийского пантеона божеств. Главная его функция - защищать умы верующих от ложных помыслов и происков нечистой силы. Как уже отмечалось ранее со ссылкой на зороастрийские тексты, этот воинственный Изед устраивает по ночам расправу злым духам - «Всенощная» у него не прекращается никогда!

petuh_1.jpg
petuh2.jpg
Флюгер-Петух: символ защиты от сил зла

Он неотступно следует за тенью вместе с вращением Земли и нападает на демонов, слетающихся к сонным и беззащитным людям, отдыхающим после тяжёлого трудового дня. Или, как говорится в зороастрийских текстах, «никогда не смыкающий глаз Сраоша» охраняет по ночам мирный (но не слишком долгий!) сон граждан. Для этого он вооружён булавой, копьём и боевым топором. Топор у Сраоши непростой, это настоящее магическое оружие, русский «меч-кладенец»; им не надо размахивать, он сам летает, и сам разит исчадия вражеского воинства.

1337957377_9.jpg
Бойцовский Петух - зооморфное воплощение Сраоши

Антагонистом Сраоши является демон разнузданности и ярости Айшма. В «Видевдате», или «Законе против бесов», так сказано об этом воине света: «Сраоша - бдительный, неусыпный, сметающий зло победоносным ударом, который всегда на посту, всегда начеку на благо людям. Он и ночью своей дубиною и боевым топором наносит Айише раны кровавые, повергает его, как сильнейший повергает слабого, благословенный герой».
Понятно, что в зороастрийских текстах речь идет об астральных битвах. Летающие топоры Сраоши - это, конечно же, аллегория искренней молитвы и вдохновенной проповеди, разрушающей неведение и рассеивающей сомнение.
Всё, что способно пробудить человека от духовной спячки - крик петуха, бой колоколов, пламенная речь полководца или проповедника, призыв к молитве или национально-освободительной борьбе - всё это и есть проявления незримого присутствия огненного ангела.
Перенося образ Сраоши из мифологической плоскости иранского пантеона божеств на более понятную европейцам эллинистическую платформу, его можно было бы соотнести с греческим Гермесом и римским Меркурием - покровителем словесности, наделяющим ораторов способностью влиять непосредственно на умы людей. Так же как и Меркурий, Сраоша является вестником верховного божества и проводником его воли, так же как и Меркурий, Сраоша никогда не спит и пребывает в постоянном движении, так же как и Гермес Трисмегист, Сраоша является хранителем знаний, и так же как Гермес-психопомп, встречает души умерших и провожает их на тот свет.

germes2.jpg
Гермес Трисмегист

Но в отличие от греческого Гермеса в иранском благовестнике Сраоше нет двойственности и коварства Меркурия, самого хитрого и лукавого из всех божеств греко-римского пантеона. Сраоша - рыцарь без страха и упрёка, не знающий преград между мирами - небом и землёй - и свободно перемещающийся, как среди людей, так и среди небожителей.
Зороастрийцы считают, что Сраоша первый пропел волшебные песни пяти Гат в духовном мире, проявленные и записанные через вдохновлённого пророка Заратуштру. Более того, зороастрийцы считали, что Сраоша является воплощением Божественного слова - телом молитвы (тану- мантра), в его ведении находится контроль над религиозным вдохновением, интуицией и откровением. Именно этот Изед способен открыть внутреннее зрение человека, пробудить от спячки его сознание и в конечном итоге помочь ему сделать выбор между добром и злом.

Изначально «Сраоша» переводится с авестийского и санскрита, как «слушание, интуиция, вдохновение». Поэтому, можно сказать, что Сраоша разжигает внутренний огонь в человеке, пробуждая его самосознание и готовность к действию. Это та незримая сила, которая заставляет нас быть психически активными не только во сне, но даже за границ физического существования. 
Подобно тому, как Сраоша защищает сон живых, также он охраняет покой тех, кто покинул сей бренный мир. Он защитник душ в жизни и после смерти. Зороастрийцы считали, что сразу же после смерти, когда душа оставляет тело, её состояние походит на состояние новорожденного ребёнка и нуждается в защите. Многим известно, что человек после смерти встречает на мосту Чинват свою собственную душу - Даэну, но не многие знают, что именно Сраоша подводит человека к Даэне и помогает праведному человеку пересечь висящий над пропастью мост. И он же заботится о душах в течение первых трёх дней и ночей, до Индивидуального Суда на рассвете четвёртого дня после смерти.
Вместе с Рашну Изед Сраоша присутствует при индивидуальном суде души. Судя по его непростому характеру и непримиримости по отношению к демонам, на него возложена миссия обвинителя (прокурора) на Посмертном суде. Зная о том, что этот Изед воздаёт каждому по заслугам, многие зороастрийцы пытались при жизни заслужить его покровительство праведными деяниями. Они считали его защитником всего Рода человеческого, и потому Изед Сраоша стал одним из наиболее почитаемых божественных сущностей (Изедов) среди зороастрийцев.

О столь высоком статусе Сраоши среди Божественных сущностей говорит и Пазанд литература, называющая его «салар и даман» - «руководителем созданий». Творец мира Ахура Мазда, утвердивший власть Изеда Сраоши, поручил ему защиту земных творений и руководство материальным (земным) миром. Как известно, наилучшей защитой от сил зла во всех традициях считается молитва.

Зороастрийцы считали молитву воплощением очищающей и разгоняющей бесов энергии Сраоши, тело которого составлено из священного слова. Не случайно последователи Заратуштры призывают именно этого ангела перед началом молитв другим духовным существам.
Связь Сраоши с Божественным Словом - эманацией самого Творца Ахура-Мазды - ставит его в центральное положение среди двадцати восьми язатов (ангелов), «достойных почитания», число которых говорит об их связи с лунным циклом. Более того, Сраоша - сын самого Ахура- Мазды и Спента-Армайти, брат Аши, Рашну и Митры.
Однако Сраоша не только проводник божественной энергии Святого Слова, но и носитель космических знаний и хранитель ключей к ним. Он появляется только там, где зло реально торжествует победу, и своим священным Словом (вибрацией звука) заставляет колебаться бесовские твердыни, пробуждая светлое начало в людях - искру Божью.
Культ Сраоши, несомненно, очень древний и восходит к временам индоиранской общности. На это указывает тот факт, что в одной из древнейших церемоний индоариев, которой является жертвоприношение Сомы, брахман, бросая в огонь траву или какую-либо иную растительную жертву, призывает «Атху Сраошат». Если даже Веды, древнейший литературный памятник человечества, свидетельствуют о почитании Изеда Сраоши древними ариями, мы просто не можем обойти стороной этот мифологический персонаж.
Итак, защитник рода человеческого Изед Сраоша испокон веков борется с демонами, препровождает в мир иной души умерших, а также вместе с изедами Митрой и Рашну участвует в посмертном суде.

В зороастрийской эсхатологии Изеду Сраоше, которого изображают, как всадника на быстроногом боевом верблюде, отведена совершенно особая роль.
Согласно «Бундахишну» в конце времён Сраоша выступит против могучего дракона Ажи-Дахака в решающем поединке. Когда же злой змей Ажи-Дахак будет окончательно сражён и повержен в ад, настанет финальная ода Вселенской битвы добра и зла. Обо всём этом древнеперсидские тексты говорят таким образом:
«И Ормазд явится на землю и сам станет первым жрецом9 а Сраош - вторым жрецом. Они возьмут в руки священный пояс и сделают беспомощнейшими Злого Духа и Аза,f разбитых посредством гатовской молитвы «Ахунвара», и по проходу, по которому Злой Дух и Аз пробрались на небо, они опять свалятся во мрак и тьму. Змей Гозихр сгорит в расплавленном металле, и зловоние и грязь, что были в аду, сгорят в этом металле, и ад очистится, а Ахриман, Злой Дух, свалится в этот металл. Ормазд возьмёт землю ада и принесёт её для расширения Мира, и в Мире произойдёт воскрешение, и согласно его воле, мир станет бессмертным навсегда и навечно» (Бундахишн. 23,34).
До последней битвы ещё далеко. Мы её, судя по всему, не застанем, но это не снимает с нас ответственности за нашу собственную битву со злом, ленью, слабостью и трусостью. Даже если мы живём в мирное время, и нам не нужно стоять грудью за самих себя, за свои семьи, за свою страну в жизни всё равно найдётся место подвигу!

31231231.jpg
Древнеперсидская монета с изображением двух мифологических жрецов

Предстоящий год Сраоши и его священной птицы Золотого Петуха, конечно же, не станет апокалиптическим, но от него можно ожидать реальных боёв и сражений самого разного масштаба, вплоть до мирового, тяжёлых конфликтов и крупных разоблачений, призывов к борьбе со злом. Поэтому мы желаем всем читателям Календаря мужества, решительности и готовности встретить невзгоды судьбы, если таковые будут, с гордо поднятой головой, как это делает рыцарь без страха и упрёка — неутомимый Сраоша.

Sraocha.jpg

АВЕСТА в русских переводах «ВИДЕВДАТ», 18 [ПЕТУХ]

18-ый фрагард, содержащий в основном отповеди лжежре- цам и предостережения против дэвовских козней, направленных на совращение зороастрийцев с праведного пути, в строфах 14—29 воспевает птицу бога Сраоши — птицу Пародарш, Петуха. Наряду с другими ахуровскими животными, которые противостоят храфстрам и дэвам в мировой битве Добра со Злом, Петух противостоит дэву лени «долгорукой» Бушьясте: Бушьяста на заре обнимает спящих длинными руками и нашёптывает им, что ещё очень рано и можно ещё поспать (отвлекая, таким образом, людей от угодной Ахура- Мазде полевой и домашней работы), — но Петух гонит Бушьясту прочь своим утренним криком. (Сравн. русское поверье: когда прокричит петух, нечистая сила покидает землю).
Перевод И. С. Брагинского
15. [Петух] возвышает свой голос, [встречая] утреннюю зарю:
16. «Воспряньте, о люди! [Иначе] придет к вам долгорукая [«длинноязыкая»] Бушьяста, которая усыпляет все живые творения, едва они проснутся засветло, [говоря]: "Поспи ещё, человек, ещё не [время]"».
20. Взывает огонь:
21. «На помощь! Землепашец, разводящий скот, восстань, надень свои одежды, помой руки, достань дров, принеси их сюда, чтобы я снова запылал».
26. [И тогда] друг говорит другу, - и они покоятся на подушках: «Проснись, это он [Петух] будит нас».

Разделы