источник - сайт Фравахр
В конце каждого зороастрийского года, последние десять дней связаны с ушедшими душами и Фравашами (Фраваши-духи-Хранители) усопших. Эти дни называются Муктад, когда души призываются молитвами и ароматом цветов.
Wadiaji Аташ Бахрам, Бомбей 1985.
Зороастрийцы празднуют Новруз - Новый год девять дней (в Иране 13 дней). Но при этом они гораздо раньше начинают праздновать, вспоминать об ушедших душах. В Муктад церемония проходит в течение последних 10 дней, когда храмы огня во всем мире особо прекрасны. Причина в том, что они будут заполнены (буквально до краев!) всеми видами цветов. Дни Муктад начались вчера (16 марта в обычные годы и 15 марта в високосные по современному григорианскому календарю) и будут обычным явлением ближайшие несколько дней, чтобы увидеть свежие цветы, которые продаются (а у некоторых растут) за пределами всех храмов огня.
Согласно Дастуру Д.-ру Фирозу Котвалу: Муктад, в переводе с санскрита, означает "с освобожденной душой". В эти дни, души ушедших людей спускаются на Землю. Проще говоря, это праздник душ. Совершаются обряды для усопших членов,читают молитвы. Последние пять дней известны дни Гат, Гатах. Эти дни священны и отделены от остальных месяцев в году. Гимны, которые пелись во время этих пяти дней можно найти в священной книге зороастрийцев в Ясне (Yezashne).»
Вчера, как старики, так и люди в расцвете сил, а так же молодежь с малышами, вооружившись яркими, свежими цветами, приехали в храмы огня. Из-за того, что цветы на церемонии должны быть свежими, продавцы цветов всегда получают в эти дни большую прибыль.
Храмы огня по всему городу в спокойствии. Вчера тысячи парсов и их религиозных единомышленников посетили храмы огня, чтобы поднести цветы и фрукты душам усопших. Проще говоря, для каждого умершего члена семьи есть серебряная резная ваза, которая устанавливается на белый мраморный стол. Имя умершего начертано на каждой вазе и в каждом храме огня будут читать молитвы (Сатум) начиная с шести часов утра, в Хаван-Гах (24-часовой день разделен на пять разных временных периодов, известных как гахи). Вторая молитва начнется после 11:00 утра, а последняя будет начинаться после 3:45 вечера в Узаирин-Гах (последний перед новым восходом Солнца).
Когда молитвы закончились, огонь продолжает гореть и ему (огню)подбрасываются сандаловые дрова. В эти дни парсы не разрешают стричь волосы или ногти. Они должны максимально сосредоточить внимание только на духовной сфере.
По традиции, глава семьи спрашивает души умерших придут ли они снова в следующем году и благословят ли новых членов семьи. Есть также несколько храмов огня, в которых дни Муктад и церемонии, связанные с ними начинают за 18 дней и заканчивают после Хордад-Сал.
**********************************************************************
сайт Фрашогард
- источник
Что делать и как молиться во время Muktad - часть 1
Написал: Эрвад Марзбан Дж. Хазирам
Месяц Спендармат, 1382 AY.
Церемония Муктад
Итак, священные дни Муктад скоро наступают. Какие особые молитвы читаются в эти дни? Как парсы ведут себя во время этого чрезвычайно благоприятного времени? Какие правила мы должны помнить, как в нашей повседневной жизни дома, в храмах огня? Есть ли какие-то особенности, относительно Муктад?
Слово Муктад является производным от Санскритского ‘мукта атма’ - или свободная душа. Правильным термином в зороастризме для этих дней можно так же считать ‘Фарвардиган’ или ‘Парвардиган’ - дни питания. Как мы знаем, после физической смерти человека, переходит в область тонкой (внутренней) Вселенной под названием мост Чинват. В пределах этой обширной области, душа (раван) движется через различные ‘даз’ или духовное познание, где душа получает определенный опыт через созерцание и чувствование, она проходит через различные стадии, разбираясь с последствием плохих мыслей, слов и поступков, совершенных человеком в его физической жизни.
Однако, в дни Фравардиган, душам дается короткий тайм-аут, духовный отдых от повседневной рутины. В это время души праведных (Anusheh Ruvan) под руководством и защитой праведных духов (называется Ashaunam Fravashinam) оставляют свои назначенные места за мостом Чинват и спускаются на нашу землю. Отдельные души привлекаются в те места, где их имена читаются, где их родственники помнят их и где специальные места посвящены им. В былые времена, когда парсы жили в больших домах, где все правила чистоты были соблюдены, церемонии Муктад проводились в домах. Однако, сегодня вся сцена переместилась в храмы на всей территории страны, где отдельные столы устанавливаются не только для душ,принадлежащих к конкретной семье, но шире. Молитвы читаются в местных храмах, учитывая плачевное состояние современных домов парсов. Это является гораздо лучшей альтернативой, хотя у этого есть определенные духовные недостатки.
Самое первое, что нужно учитывать - это тот факт, что полный период Муктад составляет 18 дней, а не 10. Наши предки и предки наших предков всегда соблюдал Муктад 18 дней. К сожалению, в последние 60 лет, часть священников, при помощи и поддержке определенных целеустремленных личностей, решила, в своей бесконечной мудрости, что правильнее было бы отвести на все это всего 10 дней. В их мудрости, из которой следует, что их предки и предки были невежественными и неграмотными людьми. Эти "достойные" люди, внесли изменения решили соблюдать Муктад всего 10 дней. Несмотря на многочисленные протесты, как традиционных священников, а также простых заратуштрийцев, все подчиняются их решениям и почти все храмы перешли на этот сокращенный вариант.
Наш Учитель, Устад-Сахеб Бехрамшах Новрузи Шрофф, пояснил, что правильнее проводить Муктад всегда в течение 18 дней. Первый день Муктад является день Ашишвангх, которая называется Иджан - это день приветствия. В этот день Муктад жилье нужно мыть и прибирать, столы расставляют по утрам, и вазы ставятся на них. Однако вода пока не заливается и никакие цветы еще не ставят. Но особые слова приветствия читаются. Так Ушахин Гах дня Ашишвангх наступает, Благие души, которые начали являться под защитой и руководством Благих духов (фраваши) постепенно находят свой путь к вазам, специально освященным для них. В это весьма благоприятное и духовно напитанное время вазы уже заполнены водой и свежие ароматные цветы (в основном розы) помещаются в вазы.
- виды серебрянных ваз.
Источник - статья с сайта парсов
Пятидневный срок со дня Аштад до дня Анаран, известный, как Пяндж-я-Кех, ("чем меньше дней").В течение этих дней читаются обычные молитвы Бадж, Афринаган, Фарокши в честь Праведных Фраваши.
Следующий 5-дневный срок, с Ахунаваити Гаты до Вахиштоишт Гаты называется Пяндж-я-мех ("чем больше дней") и это самый благоприятный период Муктад. Эти пять дней - период Хамаспатдьем Гахамбар. В эти дни специальные Баж, Афринаган, Фарокши и другие молитвы читаются в честь Гат а также Гахамбара. Специальные Джашн-Гахамбар также проводятся в эти дни.
Следующий 7-дневный срок от дня Хормазда до дня Амердата месяца Фравардин известен, как дни семи Амешаспентов. В эти дни духи-покровители - праведные Фраваши, которые направляли Благие Души на Землю, начинают свою работу по очищению всего мира от накопившегося зла. Эти весьма благоприятные дни так же имеют особую молитву и почитание. В это время обычные Бадж, Афринаган, Фарокши читаются в честь Праведных Фраваши. 6-й День Хордад особо благоприятный, так как это день рождения пророка Заратуштры, и празднуется как Хордад-Сал (26 марта).
Наконец в ночь с дня Хордад-Сал на Амертат Сал, специальные прощальные молитвы проводятся во время Ушахин Гаха. В это время, Бадж, Afringan, Farokshi молитвы читаются в честь Праведных Фраваши и Духам Фраваши предлагается закончить свой "отпуск" и начинается медленный подъем душ обратно, через сферу Чинват. Напоследок делается одна ваза (или карасья, как из специально называют) освобожденная от цветов и воды, означающий конец периода Муктад. Многие, как бы со слезами на глазах, души начинают свой путь, осыпая благословениями всех тех, кто выполнял духовные предписания в этот период.
Таким образом, полный период Муктад составляет 18 дней - первый день "вступительный", 2 периода по 5 дней и 7 дней Амешаспента.
Ниже приведены общие рекомендации для этих особых дней:
Дни Муктад - духовно благоприятные дни. Это дни молитвы, поклонения и преданности по отношению к тем из нашей семьи, кто от нас ушел. Как таковой, это долг каждого зороастрийца - выделить достаточно времени в своем расписании для духовной деятельности. Сроки всех других работ, учебы должны быть скорректированы и первый приоритет должен быть отдан для Муктад. Для тех работников, чьи организации настаивают на отпуске, Муктад - это один из лучших периодов, чтобы взять отпуск.
Все дома должны быть очищены надлежащим образом в течение этих дней. "Вечное диво" (специальное оформленное место) в течение 18 дней является обязательным.
Если в вашем доме есть небольшое место, предназначенное для молитвы или ритуального почитания, то его следует чистить каждый день и зажигать новый светильник от догорающего, тем самым сохраняя преемственность.
Свежие цветы должны быть куплены и помещены в алтарной части.
Если это возможно, Лобан ритуал следует выполнять дважды в день-утром (сразу после ванны) и вечером (на закате).
Отвлекающие факторы и источники негативных вибраций, например телевизоры и т.д.- следует свести к минимуму.
Если Муктад-молитвы проводятся для семьи в любом храме огня, члены семьи должны выкроить время, чтобы посетить храм и присутствовать во время молитвы.
В конце молитвы следует должным образом поесть и правильно утилизировать отходы, так как утилизируются предметы религиозного культа.
Годовая сумма благотворительности (около одной двенадцатой от общего дохода, или 8%), которые каждый зороастриец призван отдавать должны быть честно распределены в эти святые дни.
Дамам, к сожалению которых, период месячного очищения совпал с этими святыми днями следует проявлять особую осторожность, чтобы не касаться любых ритуальных предметов, либо в храме либо полученных там.
О конкретных молитвах, которые читают в эти дни - в нашем следующем посте.
Ervad Марзбан Дж. Hathiram
Что делать и какие молитвы читать в Муктад (часть 2)? - продолжение
****************************************************************
Праздник Хамаспатмаэдайя (30гр Рыб)
Праздник возвращения Первопредков
Праздник Хамаспатмаэдайя предшествует Ноурузу и календарно вытекает из поста «Дни Скорби и Плача», являясь его последним днем. Отмечают этот праздник после заката Солнца, когда заканчивается пост. Ночь накануне Ноуруза, как и ночь накануне Рождества у христиан, считается священной. Спать нужно как можно меньше. В эту ночь к нам возвращаются Предки и благим знаком является увидеть их во сне - это символ защиты. Благоприятным считается сон, в котором мы видим птиц, особенно, если Солнце уже находится в 1 градусе Овна.
Накануне Фравардина устраивают уборку, открывают окна и форточки, женщинам желательно быть с покрытой головой. Канун праздника лучше проводить в молчании и в труде. Во время праздника зажигают 16 свечей, располагая 15 из них по кругу, а одну - в его центре. Это - символ 16 благих земель (каршваров), из которых центральная - Арьяна Вэджа - «Арийский простор». Далее читаются священная зороастрийская молитва «Ахунвар» и молитвы из «Фравардин-Яшта». В праздник Фравардин едят постный даршат (творог, сметана, мед, изюм) и овсяную кашу с изюмом, пьют красное вино с пряностями (глинтвейн) и поминают Предков. Одна треть пищи после праздника выносится на высокое место птицам и собакам, как символ поминальной жертвы Фравашам.
Особенно важен этот праздник, если в «Днях Скорби» был 6-й день (т.е. в високосный год), посвященный расе будущего, которая еще не явилась на Землю. Этот день считается также днем мантики. Можно общаться с Предками, просить их о чем-то или же просить за них Творца. Например, женщина может попросить Предков о наиболее благоприятном времени рождения детей.
Праздник Хамаспатмаэдайя - последний в календарном году. Он призывает каждого к осмыслению прожитого в течение года, отказу от ненужного. Здесь соединяются окончание одного цикла и начало другого. Чтобы прожить следующий год достойно, нужно вступить в него очищенным от грехов прошлого и полным жизненных сил, которые даруют нам наши Прародители. Именно поэтому последний праздник года посвящен светлой памяти Предков.