Внутренние литургические службы

«Ava padha, ava zaste, ava us hi Dctrayadhwem Mazdaysna Zarcithushtrayo. Daityanam rathwyanam hvarhtanam shyaothnanam varezai!»

«О дети Мазды, зороастрийцы,
Пусть ваши ноги, руки и ум
Будут всегда готовы для добрых дел,
Согласно Закону и в нужное время»

(Виспарад - Карда 15.1)

Литургические церемонии можно разделить на две группы:
I. Внутренние литургические службы
II. Внешние литургические службы.

Церемонии первой группы проводятся только в отдельном, специально отведенном для этих целей месте, которое называется Дар-и-Мехр (буквально «Дом божественного света и справедливости»). Обычно это место связано с Аташ-Кадех. Внутренние литургические службы обычно называют ритуалами Пав-махал, то есть ритуалами священного или сакрального дома. Они выполняются священниками, которые соблюдают Барешнум и которые обязательно прошли через обряд инициации Мартаб. К внутренним службам относятся следующие церемонии:
1. Язишна, или Ясна
2. Виспарад
3. Видсвдад
4. Бадж

.... Для проведения церемоний Язишна, Виспарад и Видевдад обязательно нужны два священника. Место, где выполняются эти ритуалы, называется Язишна-гах (Урвис-гах)

dashan_1.jpg

(а) пави (Ъ) атас ксван (с) афринганью (d) сарпош (е) санг и эсм-бой (f) хумчи (g) чипъо (h) чамах (i) кахарну (j) подставка под кахарну (к) алат-ксван (1) карасио (ш) карасио (для дживам) (п) кунди (о) зодгах (р) нигиес (q) металлический ящик с ветками хом

Это место отделяется от окружающей среды посредством Пави, служащего одновременно барьером и коридором для подачи воды, используемой во время службы. Если кто-либо заходит за барьер, обряд считается испорченным и теряет свою силу. Старший или главный священник, отправляющий службу, называется Заоти, он всегда располагается лицом на юг. Другой
священник, помощник главного, называется Ратхви или Распи (еще одно название - Атравакхши или жрец огня).

I. ЯСНА ИЛИ ЯЗИШНА

Слово «Язишна» происходит от авестийского корня "яз" (санскритское «ядж»), означающего «взывать, поклоняться, почитать, молиться». Во время обряда зачитываются семьдесят два Ха (главы) из Ясны. Это длинная молитва, которая включает хвалу Богу и созданным им духовным и материальным сущностям, Амеша Спента и Язата. В этой молитве также взывают к их помощи. Служба сопровождается определенными ритуалами, где некоторые предметы используются как символы. Служба включает две Части:
I. Парагна
II. Собственно Ясна.

«Парагна» - это ритуал, предшествующий Ясне. Он состоит bp следующих церемоний:
1. Церемония Барсам: От авестийского слова «Баресман», происходящего от авестийского корня «барез», означающего «расти». «Барсам» - это веточки особого дерева, используемые в литургических церемониях. Живой «Барсам», использовавшийся прежде, теперь заменяется «Барсамом» из отрезков проволоки (обычно медной или серебряной), длиной около 9 дюймов и толщиной одна восьмая дюйма. Такие кусочки проволоки называются «Тае».
2. Церемония Аивиаонгана: поскольку важным компонентом литургической службы является лист финиковой пальмы, то финиковая пальма растет в пределах ограды каждого Аташ-Кадеха. «Барсам» символизирует сущности, созданные Богом. Веточки или кусочки проволоки представляют единицы творения. Аивиаонгана, связывающая «Барсам» в один пучок, символизирует союз или единение этих отдельных сущностей. Таким образом выражается мысль, что природа - едина и что мы с ней - одно целое.
3. Церемония Урварам: Слово «Урварам» происходит от авестийского «Урвара» («дерево»). Этим словом называют веточку гранатового дерева, используемую во время службы. Она также называется «Хадханепат», т.е. «вечнозеленая». Эта веточка символизирует бессмертие души, изобилие и процветание. Она также обозначает собой весь растительный мир.
4. Церемония Дживам: каждый Дар-и-Мехр должен иметь козу, так как во время службы используется козье молоко. Под чтение молитв Авесты три струи молока собираются в ритуально очищенный горшок.
Язишна-гах (Урвис-rax)

5. Церемония Заотра, или Зор: Заотра, или Зор - это вода, освященная для использования в церемониях: Ясна, Виспарад и Видевдад. Это слово происходит от авестийского «зу», означающего «выполнять религиозные церемонии». «Заотра» была средством заклинания, при помощи которого древние иранцы выражали признательность своему Создателю и II; настраивали себя на общение с Неизреченным. По & завершении описанных выше церемоний оба старших священника идут к колодцу, где они брали воду для литургического освящения, и Заота в три приема выливает воду обратно в колодец. Это действие должно подчеркнуть, что наш долг - хранить чистоту источников воды, а также чистоту мыслей, являющихся источником всех наших действий.

6. Церемония Хаома: слово «Хаома» происходит от корня «ху», означающего «растирать» или «выжимать». Посуда, в которой растирают веточки растения хаома, называется «хавана», а первая часть дня, когда растирают это растение, носит название «хаван гах». Хаома (санскритское «сома») - это лекарственное растение, произрастающее в Персии, Афганистане и Белуджистане (Пакистан). В Авесте хаома описывается как растение золотистого цвета, обладающее лекарственными свойствами. В Ясне (Ха IX) говорится, что хаома, приготовленная и выпитая в состоянии религиозного духовного подъема, дает мудрость, смелость, успех, здоровье, процветание и величие.
7. Варак: в каждой епархии, находящейся под управлением верховного жреца, для отправления религиозных церемоний освящается и выкармливается священный бык, называемый «варасио». Это должен быть абсолютно белый бык без физических недостатков, без единого черного волоска. Слово «варасио» происходит от авестийского «варека» («волос»), потому что волоски (три, пять и семь) священного белого быка, заплетенные вокруг металлического кольца, являются обязательным атрибутом ритуала Ясны.

СОБСТВЕННО ЯСНА

Читая первые две главы Ясны, Заоти взывает к Ахура- Мазде, Создателю, к Амеша Спента (святым бессмертным) и отдельно обращается к Заотре и Барсаму. Ха с III по VIII называются как главами Сарош-Дарун, они сопровождают освящение хлеба в честь Сраоши. Слово «дарун» происходит от авестийского «драонанга», т.е. то, что делает нас сильными (авестийский корень «дру» значит «быть сильным»). Священный хлеб - это плоский круглый хлебец из пшеничной муки, который является необходимым предметом для выполнения всех описанных выше внутренних литургических церемоний. Для Ясны, Виспарад и Видевдад требуется один хлебец, тогда как для Бадж количество их может меняться. Только верующие зороастрийцы могут есть этот освященный Дарун.

Церемониальное поедание Даруна происходит в Ха VIII. Согласно этой Ха, только праведные люди имеют право принимать участие в религиозных пиршествах. Ха с IX по XI это главы Хаомы, выпивание сока хаомы происходит в Ха XI. В Ха XII изложены статьи зороастрийской веры. Ха с XIII по XVIII - это молитвы с заклинаниями и посвящениями освященным предметам. Ха с XIX по XXI, также называемые Багхан Яшт, содержат восхваления и комментарии к трем старым молитвам Авесты - (1) Ахунавар (2) Ашем Boxy и (3) Йенге Хатам.
Ха с XXII по XXVII посвящены второму приготовлению сока хаомы. Глава XXVI представляет собой часть Сатум и читается во время церемонии Сатум.

Гаты, самое древнее из существующих произведений авестийской литературы, сочиненные нашим Святым Пророком Заратуштрой, начинаются с Ха 28. Гаты состоят из следующих глав:

Главы 28-34 представляют собой Ахунаваити Гату; 43- это Устахваити Гата; 47-50 - Спента Майнью Гата. ГййШа 51 - Boxy Кшатра Гата, а глава 53 - Вахиштоишт Гата. Анализ их содержания показывает, что в Гатах затрагиваются основные темы:
1) . Творение.
2) . Происхождение Зла.
3) . Обновление человека и вселенной
4) . Природа Ахура-Мазды и его силы.

Промежуточные главы с 35 по 42 составляют Ясну Хаптангхаити и читаются мирянами также как один из Яштов Хаптан Яшт). Ха 52 - это Хошбам, или молитва заре.
Глава 54 содержит молитву А-Айриама-ишио, которая представляет собой часть чтения Аширвад в обряде совершения брака. Ха 55 славит Гаты и содержит молитвы Стаота Ясна. Главы 56 и 57 славят Святого Сраошу. Глава 58 содержит молитвы, известные как Фшуша мантра, а глава 59 - это повторение двух предыдущих глав XXII и XXVI. Обе эти Ха содержат заклинания, восхваления и некоторые благословения. Глава 60 содержит молитву Афринган, призывающую благословение на дом молящегося. Глава 61 - это просьба о помощи в противостоянии злонамеренным людям и влиянию зла через упомянутые выше молитвы Ахунавар, Ашем Boxy и Йенге Хатам. Ха 62 - это Аташ Нияиш, восхваление Огня. Главы с 63 по 69 относятся к воде и ее освящению. (Ха 65 представляет собой Аван Ардвисур Нияиш). В последних трех главах (Ха с 70 по 72) Заоти взывает к Амеша Спента и славит благожелательное творение Ахура-Мазды.
Заоти и Распи выполняют ритуал Кушти, подходят к колодцу и смешивают освященную воду «Заотра» с водой колодца, откуда вода была взята.

II. ЦЕРЕМОНИЯ ВИСПАРАД

Виспарад («Виспа ратаво» на авестийском языке означает «все властители») делится на 23 кардыса (раздела). Она никогда не читается сама по себе, но только вместе с церемонией Ясны. Она специально читается во время Гахамбара (сезонных праздников). Церемония Виспарад предназначена для сезонных праздников, она является также молитвой, в которой взывают ко всем рату (властителям) или лучшим существам из всего созданного Богом.

III. ЦЕРЕМОНИЯ ВИДЕВДАД

Слово «Видевдад» произошло от авестийского «Видева- дата» («Закон против демонов»). Это уголовный кодекс, а также санитарные нормы древних иранцев. Церемония состоит из 22 фаргардов (глав), с добавлением различных глав Ясны и Виспарада. Видевдад является единственным Наском, который дошел до нас в полной форме. Эта церемония всегда проводится в Ушахин Гах после полуночи.

IV. ЦЕРЕМОНИЯ БАДЖ

Это короткий и простой ритуал освящения хлеба. Этот хлеб называется «Драона» («встряхиватель»), в главе 33 Священных Гат о нем говорится как о носителе силы и мощи Бога. Некоторые ученые выводят слово «Бадж» из авестийского «Вач», что значит «слово» или «речь». Бадж, таким образом, - это определенные слова или молитвы, читаемые в честь особых язатов (ангелов) и Фраваши или Фарохаров (т.е. духов живых или мертвых). «Бадж» также значит «доля», и все члены общины обязательно должны отдать часть своего дохода в память о душах усопших и как благодарность определенному ангелу. Главная идея, лежащая в основе этой церемонии, - благотворительность, так как все фрукты.или другая еда, собранная в этом обряде, уходит бедным или нуждающимся. Аналогично собирается и отдается одежда (сиав). Этот обряд передает любовь, хвалы и добрые пожелания от живых к их дорогим усопшим.

Объясняя различные значения слова «Бадж», д-р Дж. Дж.Моти говорит: (RCCP - стр. 333):
Слово «Бадж» имеет несколько значений в религиозной терминологии парсов. Они таковы:
1. Годовщина смерти человека (когда церемония Бадж обычно и проводится).
2. Предложение священного хлеба, плодов и т.д., подносимых во время чтения и празднования Бадж.
3. Особый приглушенный, похожий на бормотание способ чтения некоторых молитв или ведения беседы при некоторых религиозных обрядах или по торжественным случаям, когда читается Бадж.
4. Определенный класс молитв, читаемый по особым случаям с соблюдением некоторых формальностей.