Зороастризм в Ираке добивается официального признания

Опубликовано star72 -

rtr1ek96.jpg

на фото - Зороастрийцы молятся в Зороастрийский храм Чак-Чак, к юго-востоку от Тегерана, июня 16, 2006. (фото Reuters/Raheb Homavandi)

СУЛЕЙМАНИЯ, Ирак.

Зороастризм -старейшая в мире религия, основанная на божественном Откровении, которая служила государственной религией трех великих иранских империй на протяжении 12 веков, начиная с шестого века до н. э. до седьмого века.

Зороастрийский духовный лидер в Ираке - Лукман Хаджи, говорит о возрождении тысячелетней религии, проблемах и необходимости толерантности в регионе, раздираемым ростом религиозного радикализма.

АВТОР Саад Саллум
ОПУБЛИКОВАНО 17 Февраля 2016
ПЕРЕВОДЧИК Мохаммад Халиль

События в ближневосточных странах, особенно в Сирии и Ираке, происходящие после подъема исламского государства и его угрозы - все это облегчает для приверженца зороастризма раскрывать себя. Это происходит после того как они скрывали свою религию на протяжении 15 веков и дает возможность превратить зороастризм в новую религию, после мусульманского завоевания Ирака.

Зороастрийцы сегодня присутствуют в нескольких районах иракского Курдистана и других районах административно не связанных с иракским Федеральным правительством. Но там нет точных цифр их количества, их еще называют "мусульмане” по документам, даже если они участвуют в Зороастрийских религиозных ритуалов. Это представляет собой ограничение их права на свободу вероисповедания, особенно после перехода из ислама в другую религию. Сейчас это считается преступлением в соответствии с Законом о личном статусе.

В Зороастрийском Центре культуре и наследия в Сулеймании содержится небольшой храм, где Зороастрийские ритуалы проводятся впервые в современной иракской истории. Лукман Хаджи, духовный лидер иракских зороастрийцев, проводит обращения из ислама в Зороастризм путем церемонии повязывания Кушти (Кушти - священный пояс зороастрийцев) и церемоний бракосочетания в соответствии с Зороастрийской традицией.

Хаджи разговаривал с корреспондентом в этом небольшом храме в Сулеймании о степени признания Зороастризма в Ираке, про число последователей и места их нахождения. Он также говорил об возвращении этой древнейшей религии после того, как она исчезла на протяжении веков и как это относится к возникновению и оккупации значительной части территории страны. Хаджи также уточнил число курдов в поисках религиозной идентичности других, помимо ислама, в дополнение к реакции исламских религиозных кругов относительно возвращения этой древнейшей религии, что привело многих мусульман обратиться в Зороастризм.

Хаджи обеспокоен тем, что он делает это не просто как религиозное представление тысячелетней религии, но и как культурную революцию. Он стремится направить умы и сердца людей к любви к жизни и принятию умеренности в стране под угрозой из-за сегрегации и этнической напряженности. Он уверен, что его революция будет иметь положительные результаты по стране.

Полный текст интервью Мадлен Олбрайт.

Корреспондент: Зороастризм является официально признанной религии в иракском Курдистане? И каковы пределы такого признания?

Хаджи: Зороастризм признан одним из религиозных убеждений согласно Закона № 5 защиты конфессий иракского Курдистана 2015 года, который является новым и позитивным. Это подтолкнуло нас к созданию официально этого места [ Центр Зороастрийской культуры и наследия], представляющего Зороастрийцев, после столетий отсутствия. У нас также есть официальный представитель министерства Вакуфов и религиозных дел, и это считается шагом вперед на пути к официальному признанию. Но мы не думаем, что этих шагов достаточно для нас, чтобы действовать свободно, поскольку Министерство пока не знакомо с этим местом, как зороастрийским домом поклонения, как мечети и церкви. Мы требуем, чтобы мы имели молитвенный дом, который символизирует наше существование и поэтому дает нам правовую защиту.

Я бывал в Министерство Вакуфов и религиозных дел в иракском Курдистане 12 раз, начиная с сентября 2015 года, встретился с министром по пять раз и спросил, для официального признания, в частности, для Зороастрийской культуры и наследия Центр, как место, которое представляет нас с религиозной точки зрения. В центре уже была признана некоммерческой организацией НПО Дирекции. Это означает, что признание Зороастризма еще не достигла того момента, что дает нам в храм для совершения религиозных ритуалов, или, по крайней мере, признания Центра как дом религиозного поклонения. И следует отметить, что в открытии центра принял участие представитель министерства Вакуфов и религиозных дел. В тот же день — на Дек. 20, 2015 — мы представили докладную записку в Министерство с требованием, чтобы центр признал.

Корреспондент: так вы говорите, что юридическое признание Зороастризма не достигнет равенства с другими религиями? Какие аспекты равенства вы требуете?

Хаджи: Во-первых, мы требуем признания этого места и небольшого храма, построенного как молитвенный дом для Зороастризма. Мы также требуем, чтобы Зороастрийские священнослужители признавались наряду с христианскими, мусульманскими и заиди священнослужителями. Например, как у духовного лидера зороастризма, у меня есть диплом Зороастрийской теологии из Зороастрийской школы во Франции. Я заработал звание “пира” [старейшина, наставник, прим. ред.], который является первым чином в иерархии зороастрийского священства и наивысшим религиозным званием, полученным зороастрийцем в Ираке. Это была сложная процедура — после получения моего диплома по Зороастрийской теологии — я должен был быть официально выдвинут представителем зороастризма и должен был быть официально избранным Зороастрийским советом в Соединенном Королевстве, что действительно произошло. Но Министерство Вакуфов еще не признало меня, как представителя религии; я работаю над этим.

Корреспондент: вы были первым, чтобы требовать признания Зороастризма после веков своего упадка в Ираке, или там были другие исторические требования?

Хаджи: Я не думаю, что Зороастризм действительно исчез на протяжении всего этого времени, но это был действительно духовным, поскольку человеческие существа не имеют никакой власти над сердцами и душами других, так что они будут скрывать свои истинные верования из-за боязни преследования не отказываясь от них полностью. Я дам вам пример: зороастриец из Ханакина в мухафазе Дияла рассказал мне, что его дед представил официальную памятку иракского суда в 1924 году, требуя, чтобы Зороастризм было заявлен, как своя религию в его официальных документах. Но его требование было отклонено, поскольку Зороастризм был не одним из официально признанных религий на территории современного Ирака. Это показывает, что зороастрийцы не перестали требовать признания на протяжении последних веков и, что по политическим, религиозным и социальным причинам вынуждены скрывать свою религиозную идентичность — так же, как они делают сегодня, потому что боимся реакции радикальных исламистов. В результате многим из них приходится идти к мечети для молитвы так, что они не обвиняют в зороастризме и считают за неверующих. Удостоверение личности все-таки обозначает их как “мусульманин”.

Корреспондент: есть ли какие-то точные или хотя бы приблизительные статистические данные, касающиеся числа Зороастрийцев или тех, кто придерживаются его сегодня в Ираке?

Хаджи: число Зороастрийцев в иракском Курдистане и других регионах неизвестно, и я не собираюсь скрывать эти цифры, потому что я на самом деле понятия не имеют о приблизительном количестве публичных или тайных приверженцев Зороастрийской веры. Я получаю новых адептов каждый день в этом храме. Они раскрывают свои истинные религиозные убеждения после десятилетий сокрытия их или унаследовав их от своих отцов и дедов, не будучи в состоянии выносить это на публику, пока они сейчас, наконец, не смогли получить эту возможность.

Корреспондент: как Зороастрийцы распространены в различных регионах Ирака?

Хаджи: Каждый день мы узнаем новые истории о Зороастрийцах во многих районах иракского Курдистана и других, которые административно являются частью [иракского] федерального правительства. Зароастрийцы [в основном] обнаружены в провинции Дахук, в городе Заху на Севере [близ Северной границы с Турцией] и в провинции Сулеймания, особенно в районах Дарбандихан, Ранья, Калаат Даса и Чамчамале. Они также сосредоточены в Халабдже провинции и в провинции Эрбиль, в частности Койсинджакском районе. Зороастрийцы проживают в Дакук [округ] и Алтун Купри [северо-западу от Киркука] в провинции Киркук; в Кафри и Ханакина в провинции Дияла; в Туз-Хурмату [в административном подчинении провинции Салахуддин] в Каларском районе, связывающих между несколькими курдских, арабских и туркменских областей, таких как Сулеймания, Дияла, Киркук, Салахуддин и Багдад. Каларский район граничит с Дарбандихан [Сулеймания] на севере, район Ханакина [Дияла] на восток, в город Джалавла [Дияла] и Кифри район [Салахуддина]. Есть и другие сферы, как хорошо, что я в настоящее время посещаю и нахожу открыто новых приверженцев.

Корреспондент: есть ли высокие темпы перехода из ислама в Зороастризм в иракском Курдистане и среди курдов?

Хаджи: Это не обращение к религии как таковой. Более точный термин был бы “возвращаясь к прежней религии”, или его восстановления. Несколько дней назад я был в Ханакина посетив ряд семей, которые придерживаются Зороастризма. Они оплатили мне визит в храм в Сулеймания, и мы потом определили дату для меня, чтобы посетить их — что я и сделал. Мы проводили в жесткой экономии ритуал, который состоит в оборачивание пояса три раза вокруг талии человека, символизирующий его посвящение в Зороастризм. Они образуют Зороастрийский совет в области, и у нас теперь есть совет в каждом городе хостинг Зороастрийцев в иракском Курдистане. Совет состоит из единомышленников, которые придерживаются символа веры и религии, чтобы наладить отношения с другими единомышленниками в своем регионе и в других областях.

Есть высокие темпы возвращения к религии среди курдов через Зороастрийский ритуал повязывания пояса Кушти, который является эквивалентом произнесения Шахады [Шахада состоит из декламации “нет Бога, кроме Бога. Мухаммад-посланник Бога”.] для мусульман до Ислама". Церемония включает в себя завязывания пояса три раза вокруг талии, которая называется Tathbeet [связывание], т. е. человек теперь стал привязан к Зороастризму и не просто переходит из одной религии в другую. В храме, я регулярно провожу бракосочетания согласно Зороастрийской традиции. Пять семейных пар приехали пройти венчание согласно Зороастрийским ритуалам, а шестая приехали с детьми. Эта последняя пара прошла исламские церемонии, но здесь они снова прошли все в соответствии с Зороастрийским ритуалам.

Церемония начинается с того, что я спрашиваю пару, чтобы объявить свою волю, чтобы жениться на друг друга три раза. Я тогда начинаю с ритуала; молодожены держатся за руки, что связаны с зеленым сукном. Они дают обещание для всех применять Зороастрийское основное правило: добрые мысли, добрые слова и добрые дела. Жених покупает обручальное кольцо для невесты, и наоборот; кольца не должны быть сделаны из определенного материала — это может быть сделано из железа, дерева, золота или серебра. Все это происходит в присутствии свидетелей; у жениха есть женщина-свидетель и невеста имеет мужского свидетеля. Жених не обязан платить приданое. После того, как церемония закончилась, пара клянется посадить дерево каждый год в день своего юбилея и отказаться от всех своих обязательств и посвятить себя волонтерской работе, чтобы служить другим в тот день.

Корреспондент: как мусульмане реагируют на провозглашение нового Зороастрийского Верховного Совета и учреждение храма, где проводят Зороастрийские ритуалы и обращения из ислама в Зороастризм?

Хаджи: Чтобы избежать каких-либо гневные реакции, мы никому об этом не сообщали. Мы не угрожаем никому, потому что наш закон - миролюбивый, основанного на ценностях мира и любви. Тем не менее, мы по-прежнему нуждаемся в юридическом признании в Конституции, а также официальной финансовой и моральной поддержке для того, чтобы укрепить нашу позицию в отношении ислама радикального толка. Это особенно актуально, поскольку [последние] уже начали распространять ложь и ложные обвинения через мечети в целях дискредитации нас. Примером является утверждение, что мы похотливые и разрешаем инцест. И есть также много других ложных утверждений, направленных на социальное отдаление нас друг от друга. Это очевидное подстрекательство против нас. В Янв. 7, 2016, мулла Абдул-Латиф Ахмад из Сулеймании опорочив нас публично перед аудиторией. Мы считаем, что это прямое подстрекательство, чтобы убить нас. Все, что я хочу сказать, что все люди — даже мусульмане — радуют нас положительным образом, но некоторые радикального толка считают нас неверными публично, что требует эффективной реакции со стороны государства.

Корреспондент: как бы вы ответили на претензии, что Зороастризм является омоложением национальной религии курдов, и растет в рамках новой курдской идентичности против арабов-мусульман?

Хаджи: я не согласен с этим аргументом, хотя мы считаем, что Заратустра был Курдский пророк, и это не значит, что арабы не придерживаются Зороастризма. Просто потому, что Пророк Мухаммад был арабом не остановило курдов, придерживающихся Ислама. Трех членов арабского племени Аль-Джаббар в Киркуке посвятили в Зороастризм, и я сам провел их в Кушти церемонию здесь, в храме. Я считаю, что Зороастризм - это не национальная религия курдов, хотя это была их изначальная религия. Приглашаются все желающие, особенно поскольку мы рассматриваем Заратустру как пророка, философа и учителя одновременно. Зороастризм - это религия реформаторов, которая постоянно модернизирует и развивает свою идеологию в соответствии с последними разработками. Зороастризм - это вне всяких националистических ограничений и распространен в Индии и Иране. Есть даже западники, которые придерживаются его, в том числе американцы, британцы, немцы, французы и австралийцы.

Корреспондент: как насчет утверждений, чтобы пойти так далеко, чтобы связать возрождение Зороастризма в Ираке и зверства в нескольких регионах Ирака, и что эти зверства отвратили людей от ислама и привели их обратно в Зороастризм?

Хаджи: Я не думаю, является ли прямым следствием роста возвращения в Зороастризм в Ираке, или официально объявив, что это так, спровоцировало бы негативную реакцию. Мы работаем уже много лет в европейских странах, таких как Франция, Великобритания и многие другие, чтобы принести Зороастризма назад на его родине в Курдистане. Этот всплеск не увидел бы свет, если бы не Закон № 5 защиты конфессий в иракском Курдистане. Закон четко признал, что Зороастризм - одна из религий Курдистана. И только после этого мы смогли действовать в Курдистане, а затем мы провозгласили Зороастрийский Верховный Совет в Ираке. Этому предшествовали тайные усилия, которые требовали годы, как я раньше регулярно посещал Курдистан с требованием признания. Однако, мы не выступали публично и официально пока этот закон признал нас — хотя многие из наших коллег работают в течение многих лет, не отказываясь от своих религиозных убеждений в Зороастризме.

Корреспондент: на фоне повсеместного религиозного радикализма на Ближнем Востоке, что Зороастризм может предложить для борьбы с этим явлением?

Хаджи: я думаю, что нам нужна культурная революция, которая проложит путь для новой культуры толерантности. Как Зороастрийский священнослужитель, я твердо верю, что мы должны распространять любовь и восстановление дома [Ирак], где мы живем без какой-либо дискриминации.

Поэтому священнослужители должны проповедовать реформу и построить общество на основе сотрудничества и с целью, ищущих рай на земле, не дожидаясь Судного дня, чтобы решить наши проблемы. Зороастризм выступает за свободу вероисповедания, так что это выбор каждого человека выбирать свою религию. Это означает, что никто не должен придерживаться определенного вероисповедания в возрасте до 15 лет. Когда религия превращается в жесткую идеологию, которая отвергает любые дебаты или реформы, а священнослужители утверждают, что они говорят от имени Бога — веря, что их слова и толкования Слова Божьего — общества будут доведены до руин. Реформа является императивом и отправной точкой для нас, представителей Зороастризма, чтобы распространить наше послание.

Обе курдских и иракских общины являются традиционными, где религиозные чувства играют роль в интенсификации конфликта. Похоже, правительству не удается достичь любого уровня религиозной гармонии среди верующих всех религий и конфессий — одно, что могло бы привести к ослаблению напряженности. Поэтому наш долг - начало этой культурной революции. Мы имеем в виду не только понятие свободы религии или возвращение к старой религии, но выбор новой идеологии, которая может удовлетворить и примирить с духом века сего. Вот почему я называю это “культурно-Реформаторская революция.”

Сотни людей стекаются в наш маленький храм для совершения брачных ритуалов согласно Зороастрийской традиции завязывания Кушти или Tathbeet в Зороастризме. Вы будете удивлены, когда я скажу, что мои посетители не приходят в одиночку, их сотни, и они просят меня навестить их в других местах. Они также посещают наши представительства в городах, где живут Зороастрийцы. Это настоящая революция, которая будет стремиться к совершенствованию общества.

источник -