Путь Арты в зороастрийской религии

Опубликовано star72 -

Путь в мире один есть - и это путь Правды

Путь Арты в зороастрийской религии: космический закон и порядок, правдивость и праведность, благочестие и чистота

Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней».
Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998). Перевод с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М.

Арта, Аша, Рата (Rta), как понятие, определяющее космический закон и миропорядок, известна ещё со времён древних ариев, чью великую культуру и знание унаследовала первая мировая религия - зороастризм, отразившись впоследствии на традициях славян, иранцев и индийцев.

Так, в книге Монака джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней» в параграфе «Арта/Аша - символ правдивости и чистоты» читаем:
Корни древних воззрений, касающиеся духовных (высших, небесных) существ, доходят до индоиранской эпохи. Слово «Аша», как оно звучит сегодня, в древние времена произносилось по-другому, как «Арта» и «Арэта». Оно аналогично ведийскому слову «Рата» (Rta). В более поздних Гатах, как и в Авестийских записях, это слово писалось как «Аша», но в ахеменидской Персии - как «Арта». В пехлевийских письменах встречаются обе формы: «Аша» и «Арта».

Основное значение слова «Арта/Аша» - чистота и правдивость - приняло на себя роль обозначения высшей сущности со значением «ангел, символизирующий правдивость и чистоту», и часто употребляется, как возможность определения наивысшей характеристики (её превосходной степени). Например, слово «Аша» мы встречаем в имени одного из Высших Изедов - Аша-Вахишты, который олицетворяет собой «Наивысшую правдивость и чистоту». В Гатах место Арты/Аши находится на третьей ступени после Творца мира Ахура-Мазды.

В зороастрийской религии слово «Аша» предшествует имени Зартошта (Заратуштры) - Аша Зартошт, который является посланником Создателя мира Ахура-Мазды для установления Закона Арты/Аши среди людей.

Закон Арты/Аши был учреждён и определён самим Маздой в обоих мирах - как в мире материальном, так и в мире духовном, и впервые преподан людям посредством Аша Зартошта. Закон Арты/Аши - это незыблемый закон, он никогда непоколебим и не изменен.

В Ясне 29, гате 8 Изед Boxy-Ман признаёт Аша Зартошта единственным, кто принял божественную религию, и кто распространит её по всему миру. И Аша Зартошт берёт на себя эту столь великую миссию и принимает её всем своим сердцем и всею своею душою...

В этой же книге в параграфе «Арта/Аша, как символ праведности и благочестия» говорится о том, как жизнь, воззрения и верования людей с течением времени изменяли функции Арты/Аши, придавая им не только небесные, но и земные черты и обязанности:

В Гатах ангел Арта/Аша, являющийся символом благочестивой жизни, вместе с ангелом Сорушем будет судить души умерших людей (Ясна 43, Гата 12).
Здесь же Арта/Аша выступает как сила, к которой обращаются за помощью. Когда Аша Зартошт ослабевает от действия лжецов, он просит помощи у ангелов Артаити и Аша, чтобы посредством их силы победить ложь и лжецов.

В последующие времена, когда уровень могущества ангела Арты/Аши возрос, он стал устанавливать меру воздаяния благочестивым не только в загробном мире, но и воздавать должное добрым людям в земном мире в течение их жизни. Арта/Аша стал считаться символом удачи, судьбы и фортуны. Отныне для получения дара Арты/Аши глаза и уши людей стали обращёнными в его сторону...

Об этом же красноречиво рассказывает 17-й яшт Гатов Заратуштры, названный Ард-яшт и посвящённый именно Арте/Аши, как «богине благой судьбы и счастья, дарующей награду за благочестие - добрые мысли, слова и дела».
Позднее слово «благая» стало постоянным эпитетом богини Арты/Аши, дающей благоденствие. Ей возносили свои молитвы цари, жрецы и воины перед принятием самых важных решений или отправляясь на битву.

Примером тому такой персонаж иранской мифологии, как Хушанг, названный в «Авесте» первым царём династии Парадата (Пешдадидов), а в пехлевийских текстах - культурным героем и открывателем огня. Согласно 17-му яшту, посвящённому Арте, царь Хушанг, стоя под горой Хара Хаошьянха, молился богине Арте/Аши, прося у неё смелости для победы над мазанскими дэвами (Ард-яшт, п.23-26). Царь-воин Хушанг стал обладателем хварно и правил всеми «семью каршварами» земли, людьми и дэвами, и убил «две трети мазанских дэвов и слуг варнийских Зла».

Пехлевийские тексты сделали его культурным героем, который установил царскую власть, судопроизводство, браки, изобрёл кузнечное ремесло, ввёл земледелие, научил орошать поля, строить каналы, печь хлеб, шить одежду, строить жилища и добывать огонь, высекая его из камней.

Коль речь зашла о воинах и войнах, заметим, в русском (др.-русск., ст.-слав.) языке есть слово «рать» (воинство), слово «ратник» (воин) и многие другие их производные, образуемые как в положительном, так и в отрицательном значении («соратник», но и «врать»), указывающие либо на созидательную, либо на разрушительную силу (энергию) этой «рати». В связи с чем, заметим также, что этимология русского слова «рать» соответствует не только ведийскому rta («рата»), но и авестийскому aratis («энергия»). То есть Арта (Аша) - это в том числе «энергия», благая энергия, лучезарная, осветляющая и согревающая своими лучами, ибо её атрибутами являются свет и огонь, как узнаем далее.

А возвращаясь к книге «Зороастрийское боговедение...», читаем параграф «Качества и дела Арты/Аши»:
... Арта/Аша - это излучающий свет, высокопоставленный, грациозный и изящный; это Изед, имеющий искрящуюся колесницу. Она - целительница и дарительница. Она - хранительница и защитница добрых людей, а злодеям она наносит удары и уничтожает их (Эрэт-яшт, п. 1-14).
Дом, в котором призывают Арту/Ашу, будет полон богатства, будет благоухать приятными ароматами, будет преисполнен силы, уничтожающей врага, будет наполнен счастьем, а также многочисленными пастбищами и стадами овец и лошадей (Эрэт-яшт и Аштад-яшт)...

Отдельно отмечены приверженцы Арты/Аши:
... Поклонение Арте/Аше было ещё до появления Аша Зартошта. Её поборниками были цари: Хушанг, Джам, Ферейдун, Кей Хосро, и шах Гоштасб (Эрэт-яшт, 24-39).
Изед Паранди - изобилия и благ - тоже является одним из союзников и сторонников Арты/Аши в Авесте, в Ведах его называют Пурамдхи. Он дарит богатство, множество благ, активность и силы для труда тем, кто его прославляет. Изед Паранди вместе с Изедом Мехром являются хранителями обширных пастбищ (Мехр-яшт, п. 66).

Аша Зартошт также был сторонником Арты/Аши - пути Истины; благодаря этому он достиг своего благочестивого статуса и стал пророком (Эрэт-яшт, 17-22)...
Далее рассказывается о том, как Аша Зартошт общается с Творцом мира Ахура-Маздой и призывает всех людей следовать по пути Арты/Аши (Правды/Истины):
... В своих Гатах Аша Зартошт говорит о том, что Творец Ахура-Мазда - отец Арты/Аши (Ясна 47, гата 2).

В Ясне 31 (гате 8) праведный Аша Зартошт сообщает: «О, Мазда, как только я увидел тебя глазами сердца, мой разум понял, что ты - начало и конец всего, ты - источник мудрости и мысли, ты - создатель правдивости и чистоты, ты - справедливый судья всех поступков мира!».

Зартошт называет Ахура-Мазду соратником Арты/Аши (Ясна 28, гата 8). В Ясне 29 сказано также: «Ахура-Мазда создал Арту/Ашу, своего соратника, для спасения мира» (гата 7), - и просит Ахура-Мазду призвать огромную силу и энергию «Правдивости и Чистого Нрава», чтобы от её луча во всём мире установился мир и спокойствие (гата 10).

В Ясне 28, гате 5 и Ясне 43, гате 10 Аша Зартошт просит Ахура-Мазду о возможности познать и увидеть Истину.
В Ясне 31, гате 16 Аша Зартошт называет следование указаниям Арты/Аши «путём к Ахура-Мазде», а в Ясне 47, гате 5 говорит: «Наивеличайшие дары Ахура-Мазды достигаются путём следования за Артой/Ашей».

Когда же Аша Зартошт приступает к обучению людей Благой религии, он встречает их сопротивление - друзья и родственники отворачиваются от него, а цари и прочие повелители его страны начинают преследование. По этой причине Аша. Зартошт бьл вынужден бежать в иранские деревни и города для выполнения своей пророческой миссии. Воздев руки в молитве к престолу Господню, он говорит: «О, Мазда, как ты и обещал мне со всей уверенностью, дай мне стойкости и стабильной опоры, чтобы смог я от луча Boxy-Мана (Благой мысли) и Арты/Аши (Правдивости и Праведности) преодолеть вражеские раздоры и одержать победу!» (Ясна 28, пункт 6).

Пророк, прилагая огромные усилия и преодолевая многочисленные неудачи, усердствует в деле обучения людей следованию путём Арты/Аши (Правды/Истины). Он полон надежд, что однажды, как обещал Ахура-Мазда, наступит время, когда добро, истинность и праведность одержат победу над злом, ложью и пороком. И все благоверные последователи Ахура-Мазды во всём мире придут к согласию и единению, сплотившись во имя этой победы...

Особого внимания в цитируемой книге заслуживает параграф с названием «Арта/Аша - это ось, на которой держатся все нравственные качества человека». Приведём его полностью, поскольку в нём кроется суть зороастрийской религии, её морально-нравственный закон:

В зороастрийской культуре Арта/Аша - ёмкое и высоко значимое слово. Именем «Арта» или «Артабан», как и «Аша» или «Ашаван», называют того, кто обладает добронравием (благочестивыми качествами) и верой в Бога. Этот дар Ахура-Мазда преподносит тому, кто честен, чист и воздержан от зла. Благочестие - это воля Божья и закон Природы, подчиняться которому входит в обязанности каждого человека. Благочестивый человек, или Ашаван, это тот, кто в течение всей своей жизни является верующим, благонравным и по-настоящему признаёт Бога.

Все благие мысли, благие слова и благие поступки человека берут своё начало в благочестии, в так называемом «ашуйи». Это есть истинное основание и главный фундамент зороастрийского культурного и религиозного учения, простая и правдивая суть которого абсолютно доступна для всех представителей человечества. Понимание и ощущение этой сути, как и совершение поступков в соответствие с ней, были и есть долгом не только людей всезнающих - мудрецов и философов, но и долгом каждого человека. Применение в жизни закона Арты/Аши для каждого человека от момента его рождения и до смерти - абсолютная жизненная необходимость наряду со здоровьем и счастьем.

Следование по пути Арты/Аши, как противостояние неискренности и нечистоте, пророк Аша Зартошт объявил обязанностью каждого своего последователя. И убедил всех в том, что Господь Бог создал человека в этом мире для совершения добрых дел и борьбы со злом, чтобы, в конце концов, своими человеческими усилиями установить в мире порядок, согласие, дружбу, просвещение, честность, чистоту, и возродить этот мир своими руками, - именно в этом величайший и высочайший долг человека. Этот закон учит нас тому, как победить свои пороки и вырвать с корнем из своего существа любое проявление зла, которое является источником злых мыслей, речей и дел.

Аша Зартошт сообщает своим последователям радостное предвестие: «В конце времён лживость и нечистота потерпят поражение; и обещанный дар Ахура-Мазды во Дворце Благочестия будет дан тому, кто пленит своё зло и сдаст его в руки добра. Но пройти этот путь легко не удастся никому. На этом пути надо вынести множество трудностей, тяжестей, мук и уроков, прежде чем человек достигнет святой цели и исполнит свою заветную мечту».

Поддаваться своим порокам (соблазнам и прихотям), слушать слова Ахримана внутри себя очень легко и просто, но стать господином над своими пороками и не выполнять приказы Ахримана - дело могущественных богатырей и терпеливых людей (Ясна 30, гата 10).

Так, воин Ростам при виде дэва (дива) должен возжелать битвы с ним: «Если его победим, всё равно, что кленовую мельницу свалим!». Или же другой пример: «На пути любви есть множество соблазнов Ахримана, будь бдительным и настрой своё сердце услышать послание Соруша!».

Усмирение этих соблазнов не каждому под силу, и прохождение этого пути слишком сложно, но достижение конечной цели несёт огромную пользу и безмерный успех, который достаётся героям. Возможно, тот, кто ступит на этот путь, не одержит победу с первого же шага и потеряет надежду. Но каждый человек, осознавший этот путь и ставший на него, после каждого поражения будет обретать новые силы; и в продолжение всего пути будет становиться всё решительней; и до тех пор, «пока не коснётся полы платья возлюбленной» (т.е. не достигнет цели), не опустит рук.

В любом случае, достижение этой цели не останется без-возмездным; и тот, кто победит, получит большой духовный дар. Но и тот, кто в своём усердии будет разбит на этом пути, тоже не останется без покровительства Мазды.

Что же означает следование за Артой/Ашей?
Прежде всего, человек должен всегда, ежедневно и ежечасно, поддерживать в чистоте своё тело, душу и дух.
В известной всем зороастрийцам молитве «Ашем Воху» читаем: «Благочестие - это наивеличайшее благо и причина человеческого счастья!». Путь достижения этого благочестия - следование за Воху-Маном и Спента-Армаити с любовью и пониманием, то есть с использованием сердца и разума. Другими словами, Boxy-Ман очищает разум, а Спента-Армаити - сердце и веру. Boxy-Ман делает человека мудрым и знающим, а Спента-Армаити создаёт в человеке любовь и веру. Человек без знаний и мудрости будет несчастен и немощен, душа человека без любви и веры - мертва и бесполезна. Знание и мудрость учат правильному пути в жизни, а любовь и вера показывают нам способы преодоления этого пути.

Может статься так, что некий учёный-философ будет убеждён в существовании Бога, но одоление божественного пути окажется для него невозможным без любви и веры. Как теория без практики не приносит результата, так и убеждения без веры не дают пользы. Знающий познает Бога, но верующий придёт к нему! «Ашаван», или человек верующий и благочестивый, - это тот, кто имеет и знание, и веру.

Познание добра и его поддержка - это лишь одна половина дела и долга, а битва со злом и пороком, активное противостояние ему - вторая половина. Следование путём веры и благочестия может быть реализовано двумя способами: один путь - «жизнь вне мира», вдали от людей, как побег от влечения к искушениям, другой - «жизнь в миру», вместе с людьми и усердие на пути избегания искушений, что без сомнения в несколько раз полнее и правильнее!

В современной жизненной среде праведный человек должен отказаться от исключительно внутренних желаний и своего личного спасения, а следовать по пути служения людям и спасения, как себя, так и других. По-настоящему верующий человек - это не тот, кто думает только о себе, но тот, кто расходует свою жизнь на пути спасения других!

Праведный Аша Зартошт говорит в Гатах:
«Счастье исходит от того человека, который пытается сделать счастливыми других!» (Ясна 43, гата 1).

Сегодня человечество подобно большой семье, в которой ни один из её членов не может хорошо жить без помощи других, и каждый член этой огромной семьи должен стараться для благополучия и во благо остальных. Как только в современном обществе человек возжаждет жить лишь для своего спасения и своего личного счастья, он перестанет служить народу Божьему.

Духовный и душевный прогресс становится возможным лишь на пути служения другим людям... Вера в Бога не приходит через эгоистичные желания, но становится возможной на пути служения людям... Тот, кто будет стараться только ради своего спасения, не пройдёт праведный жизненный путь... По-настоящему верующий человек - тот, кто живёт для установления правильности и праведности в обществе (наведения идеального порядка в обществе!) и спасения других; тот, кто, подобно солдату, борющемуся за веру, приносит себя в жертву во имя своей Родины, своей земли и своих соотечественников. Одним из самых важных стремлений благочестивого человека (Ашавана/Артабана) должно быть самопожертвование на пути торжества Закона Благочестия - правдивости и правильности в мире.

Противостояние злу, как и сражение со злом - это не только личное устранение от зла, но и постоянное ведение «священной войны» против всех проявлений зла и порока в обществе. И пока человек не уничтожит зло, он не должен опускать руки. Нет, не достаточно просто вырывать зло с корнем из своей души.

Истинный «благоверный» - это тот, кто уничтожает зло и внутри себя, и внутри других тоже. Человек, который будет просто наблюдать за несчастьем своего соседа и лишь выражать ему своё сочувствие, не является праведным человеком. Он должен поспешить ему на помощь, и насколько позволяют его силы, уменьшить боль и мучения своего ближнего. Пророк Аша Зартошт убеждает нас в том, что смысл жизни - это не только достижение личного счастья, но и помощь другим в этом. Долг истинного зороастрийца состоит не только в распространении добра, но и в уничтожении зла, причём повсеместно...

Далее в книге Дехала «Зороастрийское боговедение...» идёт параграф «Огонь и свет - символы Арты/Аши»; это та самая энергия (с авест. arotis), о которой говорилось ранее: ... Огонь и свет - элементы святости и культовый знак отличия всех последователей религии зороастризма; это символ, который «во все времена Авесты» считался атрибутом Арты/Аши, как Правды/Истины (Ясна 34, гата 4).

Так, Аша Зартошт, размышляя об Арте/Аше, говорит: «О, Мазда Ахура, пока будет гореть твой чистый огонь, я со всей искупительной жертвой, которую приношу тебе, буду последователем Истинности!» (Ясна 43, гата 9). Эти действия и намерения Аша Зартошта показывают его готовность следовать закону Арты/Аши в течение жизни.
Каждый зороастриец должен знать, что почитание света и огня - это уважение и прославление закона Арты/Аши. Если во время возложения благовоний на материальный огонь зороастриец не задумывается о свете духовного огня, то есть об Арте/Аше (своём пути праведности), он выполняет бесполезную работу. Искупительная жертва в виде подношения благовоний огню - это искупительная жертва нашего сердца и души, принесённая свету Арты/Аши.

Если всякий раз, находясь в Аташкадэ (храме огня) и читая тексты Авесты, мы не будем обращать наш разум и душу в сторону Арты/Аши, а мысли и сердце - в сторону Истины, и будем произносить молитву лишь для простого прочтения, бесцельно и без духовного намерения, наша работа будет напрасной и безрезультатной!...

Далее в книге Дехала «Зороастрийское боговедение...», как итог, даётся определение пути Арты/Аши:
... «Открыта только одна дорога вечности, и эта дорога - Арта/Аша (Благочестие). Только те смогут устоять в мире и победить бедность, нужду, врагов, противоречия и недоброжелательность, которые будут искать и найдут наиправеднейший путь. Тот самый путь Арты/Аши - путь Благочестия, путь, который ведёт к наилучшему бытию, в Рай Благочестия, всегда светлый и полный успокоения и безмятежности» (Ясна 72, гата 11; Ясна 68, гата 13).

С наставлением потомков - всегда и во всём следовать праведным путём, никогда не отклоняясь от него - обращается и царь Дарий в своих письменах на камне.
В Вендидаде (раздел 10, гата 19) говорится: «Совесть нужно очищать, так как если совесть очистится, то станут чистыми и мысли, и речи, и поступки человека».

А в Ясне 40, гате 2 сказано: «О, Ахура-Мазда, сделай так, чтобы и в мире этом (при земной жизни), и мире ином (став вечностью) мы нашли дорогу к твоему престолу и престолу Арты/Аши. Пусть в этом доме кротость одержит победу над непослушанием, пусть война и неуживчивость превратятся в мир и согласие, щедрость и великодушие одолеют жадность и скупость, скромность победит гордость, правдивые речи одержат верх над речами лживыми, а правда - над ложью!» (Ясна 60, гата 5)...>

Это и есть наставление, сделанное в Авесте в отношении Арты/Аши, как пути праведности, и то, как ему следовать.
Однако на этом повествование о пути Благочестия (Арты/Аши) не оканчивается. Следом идёт речь о том, что «Благочестие - это наилучшее богатство», единственное, которое можно забрать с собой в мир иной:
... Говорят, что человек, чтобы прибрать богатство к своим рукам, не отказывается ни от каких путей... Но если хорошо подумать, то в земном мире нет богатства лучше и долговременнее, чем благочестие (праведность).

Всем известно, когда человек отправляется в путь, он берёт с собой какое-то количество припасов, чтобы не остаться в дороге без пропитания, и даже берёт больше, чем нужно, на всякий случай. Поэтому будет намного лучше, если перед отправлением в мир иной человек тоже возьмёт с собой некий запас, возьмёт его в путешествие, из которого нет возврата (Авагма-даэчэ, разделы 41-47 и 84).

В конце бытия человек не сможет взять в мир иной своё материальное богатство и имущество, и даже его нежное тело будет подвержено разложению. Всё, что после смерти станет «вашими припасами на пути в загробный мир» - это праведность, или благочестие. В тот день, когда ваша душа покинет тело, всё ваше земное богатство, все ваши пастбища, стада и табуны превратятся для вас в «пустое»... А тем наилучшим и наивеличайшим богатством, которое можно забрать с собой в мир иной и использовать после смерти, будет то самое благочестие (праведность), благоверие и добронравие (Авагма-даэчэ, разделы 51-52).

Поэтому наилучший человек - благочестивый человек. Истинно сильный человек - тот, который использует свою силу для приумножения благочестия. Подлинно мощный человек - тот, у кого хватит мощи, чтобы приобрести благочестие. Но тот богач, который не возьмёт в загробный мир запас благочестия, станет бедным и несчастным...
Не обойтись без рассказа и о том, кто же противостоит Арте/Аше, с кем приходится бороться силам добра и света, когда будет достигнута окончательная победа, и что такое Царствие Арты/Аши. Обо всём этом говорится в параграфе «Мир добра и зла, или Арта/Аша и Друдж»:

... Мир разделён на два противоположных полюса: первый есть мир добра, блага и благочестия, то есть мир Арты/Аши, а другой - мир зла, или мир Друджа. Все люди благочестивые принадлежат миру добра и любимы Ахура- Маздой, а все злые зависят от мира зла, или Друджа.

В более поздних Авестийских письменах мир добра называется Ashaono sti (миром Ашаванов), а мир зла называется Drvato sti (миром Дорвандов). Обязанность каждого благочестивого и благоверного человека - усердствовать в деле установления власти добра и устранения власти зла.

В соответствии с Ясной 52, пунктом 4 это предполагает увеличение количества «чистых и праведных созданий» и сокращение числа «созданий лживых и нечистых».
«Делать добро злым людям, значит совершать зло в отношении добрых!» (Ясна 71, пункт 13).
«Не кормить грешников не является грехом. Мечта благочестивых состоит в том, чтобы ими управляли благие руководители, а не угнетатели и злодеи» (Вендидад 5, п. 11).
«Счастлив тот человек, который делает других людей счастливыми!» (Ясна 8, пункт 8)...
Далее идёт разъяснение, кто же такой этот Друдж, каковы его злодеяния, и наступит ли им конец?

Друдж - противник Арты/Аши, символ всякого зла и уродства. С самого начала творения разрушитель мира Ангро-Манью (Ахриман) направил свою силу против человеческой жизни и начал действовать против добра; и до конца времён и воссоздания нового мира будет существовать эта двойственность, как битва добра и зла.

Приверженцы Ахура-Мазды выбрали закон Арты/Аши, а «глупцы и распутники» предпочли зло и присоединились к войску зла, или Друджа. Таким образом, все сторонники «чистоты» создали мир Арты/Аши, а их противники, или поборники «нечистоты», основали мир Друджа. Святая миссия Аша Зартошта состояла в руководстве и направлении «заблудших» в сторону Ахура-Мазды, или добра.
Тот, кто с помощью Друджа был обманут и сбился с пути, в Авесте называется «Дарегвант» (Дареванд, Дорванд), то есть «нечистый» и «заблудший»; и такой человек противостоит «Ашавану», то есть «благочестивому».

Разрушитель мира Ангра-Манью тоже считается одним из «даревандов» (Ясна 30, гата 5), который своими злыми поучениями распространяет религию лжи и неправедности, стараясь разрушить мир (Ясна 45, гата 1).
Согласно нравственным, разумным и религиозным доводам Аша Зартошта, итогом сражения между этими двумя противоборствующими силами в мире будет бесповоротное свержение зла и победа добра. Это и есть та цель, к которой движется материальный мир в период своего совершенствования. Цель, кроме которой ничего другого не будет: «Когда же наступит пора возмездия Ахуры над грешниками, Царствие Небесное опустится на Землю, и Ложь навсегда будет передана в руки Правды» (Ясна 30, гата 8).

В этот день даже «дарванды» (грешники) раскаются в совершённых ими прегрешениях и присоединятся к стану благих и чистых; и Ахура-Мазда, как заботливый пастух, вернёт всех «сбежавших (заблудших) овец в стадо»... Ну и, конечно, в книге говорится о помощи спасителей, которые периодически посылаются Господом Богом на землю, дабы помочь страждущему человечеству - об этом говорится в параграфе «Появление спасителей»:

... В более поздних Авестийских письменах речь идёт о Спасителях, которые в различные времена приходят на Землю для исправления ситуации в мире. Их называют «Соушиос», а в соответствии с произношением по Гатам - «Саошиант». Причём слово «Саошиант» в Гатах употребляется как в единственном числе, так и во множественном числе в значении «Группа Благочестивых».

В Гатах Аши Зартошта Саошиантами считают тех, кто выполнил своё задание по оказанию помощи «Мудрости и Правде» и пришёл в мир от Ахура-Мазды, чтобы нанести поражение «Гневу и Ярости» (Ясна 46, гата 12).
Аша Зартошт спрашивает у Ахура-Мазды о времени прихода Саошианта: «Когда, о, Мазда, наступит рассвет мечтаний? Когда же Великий Спаситель со своими полными мудрости речами достигнет желаемого? Кто они - те, кому придёт на помощь Boxy-Ман? Надеюсь, ты сделаешь такой подарок мне, о, Ахура!» (Ясна 46, гата 3).

«Тот, кто в будущем унизит и сделает презренными дивов и распространит святую религию, несомненно, станет таким спасительным судьёй для людей, подобно доброму другу, брату и отцу» (Ясна 45, гата 11).
«Мы желаем жить таким образом, чтобы направлять людей в сторону Правды. Пусть станется так, что Мазда и его ангелы придут к нам и одарят нас своей Правдой и дружеской помощью, чтобы наша мысль последовала туда, где находится Источник Знания» (Ясна 30, гата 9)...

А закончим экскурс в «Зороастрийское боговедение...» параграфом «Всё человечество будет принимать участие в создании Царствия Арты/Аши»:
... Во все времена человечество, в соответствии с уровнем своей мудрости и степенью цивилизованности, имело своё видение развития духовности. Понятно, что установление Царствия «Праведности и Истинности» во всём мире является всеобщим идеалом, и Ахура-Мазда заново сотворит мир таким образом, что сторонники Лжи не смогут ещё раз разжечь вражду со сторонниками Правды, как не смогут и обмануть их (Ясна 43, гата 15).

Существующий мир стремится к совершенству и достоинству, и человек, в конце концов, поймёт эту Истину. Верующие и добродетельные этого мира всегда стараются и усердствуют в целях наступления такого дня, хотя постоянно сталкиваются с проблемами и помехами. И всё же с уверенностью можно сказать, что такой день непременно наступит. На пути к достижению этой цели Ахура-Мазда даёт людям достаточно возможностей. Когда же после длительного опыта и тяжёлых испытаний люди отделят добро от зла, отказавшись от зла и злодеяний, этот день наступит.

Да, праведникам приходится страдать из-за проблем, причиняемых грешниками (сбившимися с пути Арты), - причина этого кроется в несовершенстве людей. Но придёт день, когда каждый человек достигнет совершенства умственного и нравственного - совершенства Совести, и все люди обязаны помогать друг другу на этом пути.
Если каждый человек в обществе посвятит свою жизнь не только своим интересам, но и служению другим, это станет причиной сближения людских сердец и не причинения зла ближнему своему.

Если каждое новое поколение будет признательно предшественникам за их труд, то и оно будет усердствовать на благо потомков. Каждый шаг на этом пути станет шагом, приближающим конечную цель - окончание «великой мировой драмы», спектакля о сотворении и развитии мира, в котором, наконец, станет возможной победа Добра над Злом, общая победа всех героев этой мировой драмы вместе с могущественным Всевышним.

Именно тогда Господь Ахура-Мазда распахнёт ворота Дворца Вечности, Царствия Арты/Аши, чтобы в него вошёл человек, полный радости и спокойствия, достигший своей конечной цели и исполнения заветной мечты, в соответствии с тем, как обучал этому Аша Зартошт, пришедший в сей земной мир от его же создателя - Ахура-Мазды.
В конце времён «Ахура-Мазда с помощью своих ангелов Boxy-Мана и Арты/Аши одарит всех, оказавшихся в его мире, совершенством и вечностью» (Ясна 45, гата 10)...

***
В заключение несколько слов о молитвах и мантрах, которые своей звуковой волной разрушают зло и укрепляют благо, способствуя торжеству Истины - Арты/Аши.
Авеста: «АЙУ ВАПАНТАЙУ АШАХА!»
В переводе с авестийского на фарси:
«РОХЕ ДАР ДЖАХОН ЙЕКИ ACT, ВА АН РОХ РАСТИ АСТ!»
В переводе на русский язык:
«ПУТЬ В МИРЕ ЛИШЬ ОДИН ЕСТЬ, И ЭТОТ ПУТЬ - ПРАВДА»

О значимости выбора своего пути каждым человеком, как творением Божьим, говорят и Гаты Заратуштры:
«Выслушайте “Наилучшее Слово” и посмотрите со светлой мыслью. Затем пусть каждый мужчина и каждая женщина из этих двух путей - добра и зла - выберет для себя любой. Эту религию постигните до того, как наступит Судный день!» (Ясна 30, пункт 2).

.. «Тогда, о, Ахура, я признал тебя Творцом, когда впервые в жизни увидел Тебя и узнал, что ты постановил: плохой будет видеть и выберет зло, а благой - добродетель. Исходящий из луча Твоего знания, этот Закон будет оставаться незыблемым до конца времён» (Ясна 43, пункт 5).

А это изречения о силе молитв и мантр:
... «При чтении молитв, мантр и священных гимнов дэвы разбегаются» (Яшт 13, п. 9).
«При чтении книги ‘Таты Заратуштры”, священной молитвы “Ята-Аху-Ваирьё” и других зороастрийских мантр и молитв, как и при питии сока, выжатого из растения Хом, дивы уничтожаются» (Хом-яшт, п. 6).

МОЛИТВА «АШЕМ ВОХУ»

АШЕМ ВОХУ ВАХИШТЭМ АСТИ
правда благо наилучшее есть
УШТА АСТИ УШТА АХМАЙИ
счастье есть счастье от того есть
ХИЯТ АШАЙИ ВАХИШТАЙИ АШЕМ
кто хочет наилучшую правду

Перевод:
Правда есть наилучшее благо и причина счастья. Счастье будет с тем, кто возжелает наилучшей правды.

Эта молитва о ценности и важности понятия Арты/Аши как Истинности, Праведности и Благочестия.
Арта/Аша - великое и много значимое слово, которому в персидском языке невозможно подобрать одно единственное значение, полностью определяющее его суть, потому что, когда мы называем кого-либо Аша, то приписываем этому человеку все самые благородные качества: благочестивый, праведный, ведущий праведную жизнь.

В маздаяснийской религии словом Арта/Аша называют того, кто чист внутри и снаружи. Говоря о чистоте внешней, подразумевают чистоту тела, одежды и окружающей человека жизненной среды. Говоря о чистоте внутренней, имеют в виду чистоту помыслов (благомыслие).