ИА REGNUM (C)
31 август 2015 Анаит Багдасарян
Зороастризм, такой древний, кажется чем-то не совсем реальным в современном городе, чем-то далеким и непонятным. Около двухсот тысяч зороастрийцев живут в современном мире, из них в Иране — всего около 25 тысяч. Если присмотреться поближе к насыщенной истории этой религии и ее содержанию, она окажется гораздо ближе к нам и намного понятнее.
Исследовательница Мэри Бойс (MaryBoyce) назвала зороастризм самой трудной для изучения живой религией мира. Это обусловлено его необычайной древностью и сложной историей. Возникновение зороастризма Бойс датировала периодом около 3500 лет назад. Будучи государственной религией Персидских империй с VI века до н.э. по VII век н.э., зороастризм распространился на огромной территории Ближнего и Среднего Востока. Однако арабское завоевание положило конец его доминированию. На смену зороастризму пришел ислам.
Точные даты жизни пророка Заратуштры, которого античные авторы упоминают под именем Зороастра, неизвестны, приблизительно установлено, что он жил после 1500−1200 гг. до н.э. Он был священнослужителем и составил Гаты, семнадцать гимнов, обращенных к богу. Гаты легли в основу и стали частью Авесты — священного писания зороастрийцев. Верховное божество зороастризма — Ахура-Мазда, «Господь мудрости», которого Заратуштра провозгласил «единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая всех других добрых и благих божеств». Ему противостоит Ангра-Манью («Злой дух»), который является источником злого, темного, небытия. Мир, сотворенный Ахура-Маздой, предстает как арена борьбы добра и зла, в которой каждый человек должен сделать свой выбор. Отсюда основной принцип этой религии — благие мысли, благие слова, благие дела. Как видно, хотя это монотеистическая религия, ей присущ дуализм.
В зороастризме уже присутствовала идея свободного выбора между добром и злом, посмертного суда и воздаяния, рая и ада, где владычествует Ангра-Манью. Посмертное воздаяние зависит от поступков и помыслов человека, которые будут взвешены на суде после его смерти. Существовало и представление о конце времен, периоде последнего суда, после которого наступит царство справедливости и добра, а все злое и все грешники будут окончательно уничтожены. Позднее появляется идея о грядущем Спасителе. Таким образом, те идеи, которые мы встречаем в иудаизме, христианстве и исламе, присутствовали еще в зороастризме.
Заратуштра предписал последователям новой религии молиться пять раз в день, предварительно омыв лицо, руки и ноги. Зороастризм особенно внимателен к понятию чистоты, прежде всего ритуальной, отсюда многочисленные обряды очищения и ограничения, связанные с загрязнением и осквернением. По этой причине, например, труп человека не захоранивался в земле и не сжигался, чтобы избежать осквернения священных стихий. Раньше покойников оставляли на открытом воздухе — на специальных «башнях молчания». Сейчас зороастрийцы прибегают к другому способу: земляная могила заполняется цементом, чтобы мертвая плоть — воплощение нечистого — не соприкасалась с землей.
Зороастризм — еще и самая древняя в мире религия откровения (т.е. посланная через пророка), повлиявшая на развитие иудаизма и складывание христианства и ислама. Хотя корни ее уходят намного глубже. Мэри Бойс указывает на то, что некоторые из ритуалов и верований, которые были восприняты зороастризмом, отсылают нас к культуре протоиндоиранцев, то есть общности, которая в начале III тысячелетия до н.э. разделилась две ветви — иранцев и индийцев-индоариев. «В течение столетий устойчивого, неизменного образа жизни, начиная, видимо, с IV-III тысячелетий до н.э., протоиндоиранцы сформировали такую стойкую религиозную традицию, что элементы ее сохранились до наших дней у их потомков — брахманов Индии и зороастрийцев Ирана». Стихии воды и огня уже тогда были основными объектами культа, ведь именно вода и огонь обеспечивали жизнь человека.
Современный Иран унаследовал много зороастрийских традиций. Например, к таким относится празднование Новруза, который отмечается 21 марта и официально является началом нового года в Иране. С приходом ислама зороастризм, который имел потенциал стать мировой религией, стал религией меньшинства и постепенно утрачивал своих последователей. Кроме того, община сжималась за счет эмиграции и смешанных браков, потомки которых были мусульманами. Зороастрийцы, наряду с христианами и иудеями, относились к числу «людей Писания» и могли исповедовать свою веру. Хотя верность зороастризму перестала быть выгодной с экономической и общественной точки зрения, что способствовало переходу в ислам (помимо прямого принуждения, конечно).
При шахах династии Пехлеви на некоторое время зороастризм из притесняемой религии превратился в символ иранского национализма. Реза-шах Пехлеви (1925−1941) использовал зороастризм, чтобы ослабить влияние шиитского духовенства. В тот период Иран, особенно интеллектуальная элита, переживал настоящую моду на зороастризм. Мусульмане отдавали своих детей в зороастрийские школы, а государственные учреждения украшала символика этой религии. Представители данного меньшинства начали занимать высокие должности в государственном аппарате и получали офицерские чины, что раньше было невозможно. Шиитское духовенство, хотя и недовольное таким положением вещей, в конце 1930-х годов издало специальную фетву, объявляющую, что зороастрийцы находятся под защитой ислама. В 1960 году в Тегеране состоялся первый всемирный зороастрийский конгресс. Такую политику продолжал последний Пехлеви, Мохаммад-Реза-шах, свергнутый в феврале 1979 года.
После Исламской революции зороастрийцев коснулись те же ограничения, что и представителей других религиозных меньшинств. Наряду с христианами и иудеями, для них зарезервировано одно место в парламенте, они могут содержать собственные школы и детские сады, создавать культурные и спортивные объединения и иметь отдельное кладбище. У них есть собственные новостные и информационные ресурсы и печатные издания. Например, «Берасад» и «Амордад». Для религиозных церемоний и праздников, а также свадеб у зороастрийцев есть свои залы и помещения.
К 1970-м годам большинство зороастрийцев Ирана уже проживало в Тегеране, такое положение сохраняется и сейчас. Однако Йезд был и остается одним из важнейших центров этой общины. В одноименной провинции сохраняются зороастрийские селения. В настоящее время США, Канада и Великобритания, наряду с Индией, являются главными центрами проживания зороастрийцев за пределами Ирана.
Один из зороастрийских храмов — атешкаде — Тегерана находится неподалеку от улицы Фирдоуси, прямо напротив армянской церкви Сурб Аствацацин и в паре минут ходьбы от культового кафе «Надэри». К храму примыкает школа. Сам храм с улицы не видно, к нему ведет небольшая дверь, за которой собственно храм в небольшом дворе, офис, библиотека и другие постройки. В храм может прийти любой желающий, но до определенного времени, когда там начинается богослужение. Приходят сюда и мусульмане, которым интересно больше узнать о зороастризме. Некоторые члены общины заходят в течение дня, чтобы помолиться. С одной стороны интересно наблюдать зороастрийские религиозные церемонии, с другой стороны, тишина пустого храма с горящим в центре огнем вызывает благоговение. Хотя профанное всегда находит свой путь в просторы сакрального: однажды в храме сломалась вытяжка, огонь пришлось перенести, а очаг, расположенный в центре за стеклом, просто прикрыли пленкой.
Атмосфера в храме стала особенной, когда молодой представитель общины нараспев читал гимны из Авесты и, следуя ежедневному ритуалу молитвы, снял и снова повязал кушти — белый шнур, который все зороастрийцы носят как некое подобие пояса, обернув его три раза вокруг поясницы (число «три» считается священным). Его впервые повязывает мобед, зороастрийский священнослужитель, во время обряда седре-пуши. Это церемония инициации, соответствующая по смыслу христианскому крещению. Седре-пуши проводят в подростковом возрасте, около 15 лет, одинаково для мальчиков и девочек. Во время этой церемонии под чтение молитв и гимнов из Авесты на подростка впервые надевают нижнюю белую рубаху судра и повязывают пояс кушти. «Практикующие» члены общины, которые регулярно посещают храм и молятся, носят их постоянно. Обряд инициации может проводиться и в более позднем возрасте, например, для человека, не рожденного в этой религии.
Другой зороастрийский адрес Тегерана — это большое владение в районе Техран-парс на востоке столицы. За высоким забором находится территория с храмом, залом для мероприятий, спортивными постройками и другими помещениями. Здесь проводятся крупные праздники, собирающие сотни, а то и тысячи участников.
Один из таких — Джашн-э Саде, праздник, который случается за 50 дней до Новруза, т. е. 30 января. Он посвящен огню и символизирует приближение весны и нового года. На Джашн-э Саде собирается огромное число зороастрийцев Тегерана. Это уже не столько религиозная, сколько общественная часть праздника с ярмаркой, угощениями и концертной программой. На входе в концертный зал гостей встречают две девушки в традиционном наряде, предлагающие сладости и каплю розовой воды на руки. Вся программа состоит из детской и подростковой самодеятельности: песен и традиционной музыки. Под занавес на сцену выпускают знаменитого в общине певца. Однако настоящая кульминация наступает, когда на нее поднимаются мобеды в белоснежных нарядах. После чтения молитв они, как и все присутствующие отправляются во двор, чтобы зажечь огонь. Вечером огромный костер выглядит внушительно, хоровод вокруг него добавляет колорита. Но ко времени, когда он догорает, людей становится все меньше и наконец все расходятся.
В столице бросается в глаза обилие изображений Фаравахара — символа зороастризма и олицетворения благого духа Фраваши. Кулоны и другие предметы с Фаравахаром не только продаются повсеместно, в том числе как сувенир, но и пользуются популярностью. Во всяком случае, их носят не только зороастрийцы, но и мусульмане. Среди мусульман есть те, кто тайно исповедует эту религию и даже специально ездит за рубеж для проведения седре-пуши. По словам представителей общины, сейчас даже можно говорить о новой моде на зороастризм.
В отличие от христианства или иудаизма, зороастризм — часть истории и культурного наследия иранцев. Интерес к нему может быть обусловлен как духовными исканиями, так и любознательностью по части истории. А иранцы, безусловно, знают и гордятся своей древней историей, поэтому восприятие зороастризма — особенное по сравнению с другими религиями меньшинств.
Анаит Багдасарян, 31 августа 2015 год