Новая книга - "Šāyast — nā šāyast («Что можно, а что нельзя»)"

Опубликовано star72 -

258319031_2977105515937614_2231327399430569853_n.jpg

На сайте ИВР РАН размещена информация о новой книге, подготовленной д. и. н. Алием Ивановичем Колесниковым:
Šāyast — nā šāyast («Что можно, а что нельзя»). Предания и обычаи позднего зороастризма. Введение, комментированный перевод с персидского. Библиография. Приложения / Подготовлено к изданию А. И. Колесниковым. СПб.: Наука, 2021. 135 с. ISBN 978-5-02-040522-6.

Источник -
Институт Восточных Рукописей

Монография представляет исследование и комментированный перевод персидского сочинения XVI—XVII вв. Šāyast — nā šāyast («Что можно, а что нельзя»), которое содержит изложение преданий, обычаев, религиозных и этических предписаний и запретов, бытовавших в зороастрийских общинах Ирана и Индии в эпоху позднего зороастризма во враждебном для него мусульманском окружении. Ученые служители веры (хербеды) писали популярные ривайаты для просвещения мирян.

Некоторым произведениям они давали названия стоглав (Sad dar) по числу помещенных сюжетов. Šāyast — nā šāyast получил параллельное название Saddar Bundaheš («Бундахишн из ста глав», или «Стоглав Бундахишн»). Другое близкое ему по содержанию сочинение было названо «Прозаическим Стоглавом» или «Стоглавом в прозе» (Saddar Nasr), но оба произведения посвящены характеристике разных категорий дозволенного и запретного.

Сад Дар на сайте авеста.орг

Сад Дар - Сто глав.
Перевод Э. У. Уэста из Священных книг Востока, том 24, издательство "Кларендон Пресс", 1885.

"Как следует из названия," Сад Дар "- это трактат на "сто тем", связанных с религией зороастрийцев. Слово дар, буквально "дверь, или ворота", также применяется к главам книги и к "вопросам или темам", о которых в ней говорится. Эта работа не является текстом пехлеви, написанным на персидском языке с примесью примерно четырех процентов арабских слов; однако она цитируется чаще, чем любая другая работа составителей парсов персидских риваятов, или религиозных "традиций", в семнадцатом веке. В одной из своих последних версий он также написан в авестийским письмом и авестийско-персидские предложения чередуются со старым переводом на гуджарати, имитируя пазендско-санскритские версии текстов на пехлеви, составленные Нерьосангом. Учитывая существование этого псевдо-пазендского возрождения, а также общее признание работы в качестве важного авторитета и то, что она является удобным резюме многих религиозных обычаев, переданных писателями-пехлеви, эту работу можно предложить в качестве подходящего приложения к подлинным пахлевийским текстам, связывая их с персидскими писаниями, которые слишком современны, чтобы быть принятыми в качестве авторитетов в религиозных вопросах.
Можно ... сделать вывод, что проза Сад Дара имела репутацию очень старого произведения в начале шестнадцатого века".
(из введения Э. У. Уэста)