Когда были впервые записаны тексты учения Заратуштры?
Самым ранним считается текст рукописи 1288 года. Но не кажется ли противоестественным, что столь известное произведение не было зафиксировано раньше?
Конечно, это было бы непонятно и противоестественно. Многие исследователи убеждены, что рукопись 1288 года является поздней редакцией. Достоверные сведения говорят, что учение Заратуштры было записано еще в античную эпоху на двенадцати тысячах пергаментах из воловьих шкур (пергамент из воловьей шкуры считался самым прочным).
Так сколько же стихов было написано на тех 12000 пергаментах?
Видный древнеримский ученый и писатель Плиний Старший, погибший во время извержения Везувия в 79 году, в своей «Естественной истории» отмечал, что Зороастр составил 2 миллиона стихов.
Выходит, что на каждой воловьей шкуре древнеиранские писцы размещали примерно 166 стихов. Даже скептики полагают, что приведен-ные данные не представляются нереальными.
Указанная ценнейшая рукопись хранилась в столице древнего Ирана Персеполе, привлекая всеобщее внимание. Из вполне достоверных источников известно, что Александр Македонский, покоривший Иран и чувствовавший себя полноправным хозяином страны, однажды напился и в буйном неистовстве поджег прекрасный персепольский дворец. И в этом пожаре сгорели бесценные записи текстов учения Заратуштры. Приведённый акт вызвал разные суждения. Например, Плутарх признал преступный характер этой акции Александра, но заметил, что Александр будто бы сожалел о содеянном и велел тушить пожар, который он разжег, но было поздно.
Возможно, так оно и было. Во всяком случае, хотелось бы верить, что он осознал свою ответственность за указанный акт.
Греки, конечно, знали об учении Заратуштры и содержании упомянутых рукописей на пергаменте. Например, известный историк Гермипп, оценивший значение тех рукописей, успел еще записать краткое содержание священных текстов. К счастью, Гермипп не был единственным греком, которого заинтересовал священный памятник.
Но знал ли сам Александр Македонский об учении Заратуштры или о содержании рукописей персепольского дворца? Знал ли великий царь Македонии, «на что он руку поднимал?»
Талантливый писатель Иван Ефремов в романе «Таис Афинская» возлагает ответственность за персепольский пожар на гетеру Таис, сопровождавшую Александра Македонского в восточном походе. Писатель по-своему воссоздает сцену, в которой царь Македонии представлен как исполнитель воли своей умной подруги. С презрением отозвалась она о культуре персов на собрании воинов и бросила в опьяневшую, разгоряченную аудиторию идею необходимости наказать персов за страдания, некогда причиненные Афинам и соотечественникам.
Автор далее пишет:
«Таис простерла вперед руки, как бы спрашивая весь зал. Воины одобрительно и грозно загудели. Гетера вдруг выпрямилась, как спущенная тетива.
— Завтра вы уходите на север, оставляя в неприкосновенности обиталище сокрушенной вами деспотии! Неужели я одна ношу в своем сердце пожарища Афин? А мучения пленных эллинов, длившиеся до сих пор, слезы матерей хотя бы это и было восемьдесят лет назад?! Неужели божественный Александр нашел удовольствие усесться на троне разорителя Эллады, будто слуга, забравшийся в покои господина?
- Чего же ты хочешь, афинянка? — спросил царь таким львиным рыком, что закаленные воины вздрогнули.
Таис подняла на Александра огромные горящие глаза и протянула руку.
Огня! - звонко крикнула она на весь зал.
Александр обхватил ее за талию, сорвал со скамьи и подвел к стене. Возьми — он снял факел и подал гетере, сам взял второй.
Таис отстранилась в почтительном поклоне.
- Не мне первой. Начать приличествует тому, чей божественный разум и сила привели нас сюда.
И два факела мгновенно подожгли занавески на окнах, подвески и шнуры, лёгкие деревянные переплёты для цветов. За ними пошли с воплями восторга и боевыми кликами обезумевшие воины. После того, как пожар сделал свое дело, Александр решил проявить заботу о возлюбленной и говорит Таис:
- Только поберегись, не выходи без охраны. Весть о той, кто сжёг Персеполь, разнесётся скорее и шире, чем сказка об амазонках».
Выходит, Александр чувствовал, что за персепольский пожар могут и строго спросить. Но он, по И. Ефремову, до конца не осознал, «на что он руку поднимал».
Конечно, писатель имеет право на свое видение исторических событий. Однако приведённые яркие пассажи не раскрывают секрет пожара, не могут оправдать поведение Македонского.
Хотелось бы напомнить, что учитель и наставник Александра великий философ Аристотель называл своего ученика «одичавшим греком». Он старался воспитать его в лучших традициях, привить ему качества, достойные великого правителя. Зная, что его ученик был человеком выдающихся способностей, Аристотель стремился дать ему больше знаний и направить его мысли в русло патриотизма.
Он старательно ограждал его от «посторонних влияний». Как заметил профессор Ф. Шахермайр, Аристотель был искренне озабочен национальными интересами греков и не хотел, чтобы на его подопечного Александра оказало влияние учение Заратуштры.
Правда, мы не знаем, каким образом великий философ добивался своей цели. Но, кажется, Аристотель вполне преуспел.
Александр Македонский был человеком неординарным, к сожалению, его поведение не отличалось особой последовательностью. Принимая дальновидные решения, он мог позволить себе отдать жестокие, безрассудные приказы. Например, он приказал перевести из иранских священных книг на греческий язык те места, которые содержали сведения по медицине и астрономии, а прочие «истреблять пламенем». Так в пламени костров, устроенных по приказу царя, погибли ценнейшие книги, в которых сведения по медицине и астрономии занимали не самое главное место.
Итак, на поставленные выше вопросы мы можем дать вполне определённый ответ: да, знал.
Причина сожжения Персеполя все ещё остается предметом споров. В представлении царя Александра Персеполь был идеологическим центром враждебной ему державы и, по выражению М. А. Дандамаева, символизировал связь высшего бога Ахурамазды с персидским царём и его подданными.
Александр Македонский эту связь разрушил. Потеряв идеологические ориентиры, Древняя Персия лишилась статуса великой державы. Хотя в её истории были еще периоды подъёма, она была обречена.
Так проходит слава мира!
Есть несколько иная точка зрения.
Профессор Мэри Бойс в своей интересной работе «Зороастрийцы» пишет, что Александр Македонский «стремился лишь к военным победам и славе, и не преследовал никаких религиозных целей». И далее она замечает, что «зороастрийская община пострадала больше, вероятно, во время самих военных действий, чем в последовавшую эпоху иноземного владычества». Автор обращает внимание на сообщения, из которых видно, что Александр Македонский «убивал магов», «погасил много огней». «Преступления, видимо, были совершены тогда, пишет автор, когда воины Александра Македонского грабили храмы и святилища, жрецы же погибали в тщетных попытках защитить свои святыни».
Справедливо отмечает Мэри Бойс, что материальный ущерб, причинённый храмам, мог быть со временем возмещен, но «зороастрийцы понесли невосполнимые потери, потому что погибло много священнослужителей», а с «их массовым убийством многие древние произведения были утеряны».
Если бы Александр Македонский действительно стремился л и ш ь к военным победам и славе, и не преследовал никаких религиозных целей, то и в этом случае оправдывать царя Македонии нельзя. Ведь многие завоеватели, известные своими |жестокостями, не позволяли себе и своим воинам глумиться над святынями покорённых ими народов.
После гибели упомянутых рукописей священные гимны в течение многих веков передавались от поколения к поколению устным путем пока их не собрали и не кодифицировали при Сасанидах. Сегодняшняя Авеста есть результат поздней записи учения Заратуштры. К тому времени текст стал непонятным во многих местах, поэтому их стали сопровождать переводами на пехлеви, тогдашнем официальном языке, и снабжать комментариями.
Позже, с распространением ислама, парсы – последователи Заратуштры — вынуждены были покинуть родину и поселились в Индии. Правда, есть мнение, что первые волны парсов мигрировали в Страну Чудес ещё раньше, так что новые пришельцы здесь встретились со своими единоверцами.