Как возникла и создавалась зороастрийская община

2004 год

В связи с юбилеем зороастрийской общины Санкт Петербурга публикуем фрагмент беседы младшего настоятеля общины Михаила Чистякова с Анной Тесманн, гостьей из Германии, изучающей зороастризм.

Ann.jpg
- Почему встал вопрос о регистрации общины 1994 году? Сталкивались ли зороастрийцы с трудностями при регистрации? Сколько всего регистраций прошла община?
- Надо полагать, что успешное развитие и жизнедеятельность общины возможны, если она официально зарегистрирована. В то время (начало капитализации страны) можно было зарегистрировать что угодно, хотя это не значит, что регистрация прошла без трудностей - закон (вернее, бюрократия) все же существовал. По нашим законам каждый человек или группы людей имеют право исповедовать любую религию какую им хочется: церковь отделена от государства, провозглашается свобода совести и пр., - но проповедовать свою религию они не имеют права, не имеют права и выпускать периодику, распространять печатную продукцию; приобщать детей и т. д., если у них нет статуса религиозного объединения. Поэтому официальная регистрация необходима. Бывает, что к нам, когда мы отмечаем праздник где-нибудь на улице, подходят и спрашивают: что это вы тут делаете? Обычно слова «мы имеем право» оказывают свое действие.
Проблемы появились позже. Московская община регистрировалась с большими сложностями. Посылался специальный запрос в Санкт-Петербург на предмет регистрации нашей общины. То есть мы уже были как прецедент. Когда государство осознало, что секты могут быть опасны (как раз тогда секта Аум Сенрике провела теракт в токийском метро), а официальная церковь почувствовала свою беспомощность, появился тот самый «Закон о религиозных объединениях» от 1997 г. По этому Закону нас резко ограничивали в правах. Появилась необходимость перерегистрации - устав надо было менять, сокращать. Но сразу ничего не делается. Пока обращались в министерство юстиции, какое-то религиозное объедение (может быть, свидетели Иеговы) подало в суд на Государство - закон-то обратной силы не имеет, если мы зарегистрированы до 1997 г., мы зарегистрированы по законам того времени. И при шлось вносить поправку, что закон распространяется только на тех, кто зарегистрирован после 1997 г. В результате мы попали под эту поправку и, вместо того, чтобы изменить устав «в минус», мы изменили его «в плюс», еще и добавив пару-тройку свобод.
Короче говоря, регистрация у нас была все же одна - 7 апреля 1994 г., по крайней мере, гороскоп этого числа работает. Далее последовали перерегистрации. Первая перерегистрация прошла из-за необходимости внесения поправок в устав в 1996 г. - он при ближнем рассмотрении оказался какой-то уж слишком безграмотный и недемократичный. Это про¬изошло из-за внутренних противоречий, а потом уже из-за законов. Последняя перерегистрация стала как бы подарком общине к ее юбилею, десятилетию.

- Почему община зарегистрирована как зороастрийская, а не зерванитская? Кем Вы себя считаете: зороастрийием или зерванитом?
- Зерванизм как религия исповедовался в Армении, это было уже в довольно поздние времена, непосредственно перед христианством. В Персии религии с таким названием не было. Зерванизм - это учение, доктрина, философское осмысление зороастризма, но не религия. Зерваниты - это зороастрийцы, которые верят в изначальность Зервана, что не противоречит зороастризму; В Риваятах, в «Миног-и-Кхраде» об этом написано. То есть это не отдельная религия. как митраизм, а внутреннее содержание зороастризма. Разговоры о том, что Ахура Мазда является отцом Святого Духа и Злого Духа - из новейшего времени. К сожалению, и этот тезис имеет много сторонников, и не только из числа ученых, но и среди самих зороастрийцев, хотя это совершенно противоречит доктрине зороастризма (например, см. Ясну, гл. 12 «Фраваране»: «Ахуре Мазде принадлежит все доброе...»).
Можно и не говорить о Зерване, это не изменит сути зороастризма - триада «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело» останется. Мы почитаем Ахуру Мазду как Бога Творца. Поэтому мы, почитающие Мазду (маздаясна), - последователи Заратуштры (заратуштри). При этом ничто не мешает нам верить в изначальность Зервана. Это учение, кстати, почти целиком скопировал Пифагор. Он различал Хроноса -
как изначальность (в отличие от Кроноса - Времени существующего) и Фанеса - как Творца мироздания.

Поэтому многие зороастрийцы древности, причем занимавшие высокие посты в религиозной иерархии, были зерванитами, тут нет противоречий. Просто зерванизм не должен заслонять главного. А Авеста - для всех Авеста. Если ты веришь в Зерван - это не значит, что ты поклоняешься Зервану. Бог для всех один - Ахура Мазда. Что касается Зервана, то Ахура Мазда и есть Зерван, вот в чем дело, но Зерван разумный, это Мудрость Зервана. Но это уже теология, тут могут быть самые разные точки зрения. Не должны эти разговоры выходить за определенные рамки канона, не должно быть противоречий.
С другой стороны, можно, конечно, говорить о зерванизме как о практике - магия времени, наука о циклах и прочее, причем же тут тогда религиозное объединение? По сути, любой астролог - зерванит, так как работает со временем. Но это практика, работа, он при этом может быть христианином, мусульманином, кем угодно.
Москвичи в свое время зарегистрировали свою общину как «зервано-зороастрийскую». Просуществовали она почему-то недолго.

- Кто придумал эмблему общины? И как она выглядит? Существует ли официальная интерпретация ее символики?
- Изначальная эмблема - золотой орел на малиновом фоне. Кто придумал и чья идея - не знаю. Современную эмблему можно найти на обложке журнала «Митра», графически ее создала Лариса Захарова. Это и есть символ Зервана. Лев с крыльями Орла, ликом Человека и ногами Быка: 4 лика Времени, Зервана. Эти животные описаны и в Апокалипсисе. Они связаны со срединными знаками Зодиака - Лев, Телец, Скорпион (Орел) и Водолей (Человек). 4 Евангелия. Они же были символом Митры-Зервана в Митрениумах.

- Каким образом складывался канон ритуалов и молитв? Кто утверждал его?
- Сначала мы читали мантры, которые давал Павел Павлович Глоба. Потом открыли для себя Авесту, авестийский канон, стали читать и Авесту, и мантры. Затем перешли только на Авесту - зачем дублировать ритуал? Нужно ли утверждать авестийский молитвенный канон и у кого? Надо быть пророком, спасителем или самим Господом-Богом, чтобы иметь право что-то «утверждать» в этой области. Канон существует много веков, надо его изучать и ему следовать.

- Был ли проведен хотя бы один похоронный ритуал в общине, если кто-нибудь за это время умер?
- У нас умер один человек. Естественно, он был похоронен на кладбище по общепринятому обычаю.
Я и Ольга Чистякова читали надлежащие молитвы из Авесты каждый месяц в день смерти в течение года.
- Ведете ли вы летопись общины?
- Предпринимались такие попытки, но они как-то не получили развития. Хотя, безусловно, это важное и нужное дело, как для нас самих, так и для наших потомков. Сколько раз на зороастрийских праздниках с нами происходили те или иные знаковые события, а как они отразились на общине, общинниках без летописи очень сложно отследить. Так что, думаю. летопись у нас будет вестись. Главное, найти летописца.

- Каким образом соотносятся административный совет с советом хорбадов в управлении общиной? Совпадает ли состав этих советов? Кто входит в ревизионную комиссию?
- Административный совет и совет хорбадов соотносятся у нас так же, как Дума и Совет министртов. Один орган законодательный, другой исполнительный. Хорбады отвечают за духовные дела, администрация - за материальные. На празднике хорбады отвечают за проведение ритуала, а администрация - за проведение самого праздника (место, стол и прочее). Состав советов может совпадать или не совпадать. Например, староста обычно (но, конечно, не обязательно) является членом совета хорбадов. Естественно. что в ревизионную комиссию не имеют права входить члены административного совета, иначе самих себя придется проверять. Совет хорбадов - орган, назначаемый настоятелем, т.е. общинники могут рекомендовать кого-то в хорбады, но не могут назначить хорбада. Это естественно. Административный совет (староста, заместитель старосты; казначей и секретарь) - целиком выборный орган, как и ревизионная комиссия. Если кто-то становится хорбадом, он автоматически становится и членом совета хорбадов.

- Что такое шаддан? Что такое епитимья? Когда они налагаются на хорбадов и как это происходит?
- Духовное искупление. Если кто-то что-то плохое совершил в общине, на него может быть возло¬жено наказание, но, конечно, это не связано с ущер¬бом для здоровья, жизни, свободы и пр. На самом деле прецедентов у нас еще не было.

- Что обозначает знак Зервана?
- Для нас это прежде всего свастика, но двойная
- и вправо, и влево, как два пути развития, индивидуальный и общий, как частное и целое.

Июль 2004
назад