Статья подготовлена Малаховой Н.М.
И Гатах, гимнах Заратуштры, которые по всеобщему мнению являются самыми древними и нетронутыми зороастрийскими текстами, без упоминания о Зерване указывается на одновременное рождение Хормозда и Ахримана.
И третьем пункте ЗО-й Ясны читаем:
" ..Итак, в мысли и речи этих двух сущностей, которые одновременно появились в мире воображения, есть добро и то, и мудрец из этих двух выбирает правдивость...» (Гаты - гимны Заратуштры. Перевод Ф. Азаргошасба. - Тегеран: «Фравахар»).
В подтверждение этой версии сотворения можно привести самого уважительного свидетеля - медную плиту из Лореста на, датируемую VII веком до нашей эры.
В середине плиты изображено тело с двумя головами, одна с лицом женщины находится внутри живота, другая с лицом мужчины - на обычном месте. На двух предплечьях основного тела посеребрены двое молодых мужчин, у каждого из них в руке по деревянной палочке или что-то похожее на это. Слева внизу изображены три ребенка, над их головами - трое взрослых мужчин, справа - трое старцев с длинными борода ми. Изображение в центре плиты, почти с уверенностью можно сказать, является изображением тела Зервана, состоящего из мужчины и женщины. Все это является воплощением представлений людей о Боге- Создателе, живших во время появления этой пластины. Разумеется, изображенный образ Бога не является тем представлением о двух полах, которое существует в наше время, поскольку Господь, находящийся выше добра и зла, выше жизни и смерти, сочетает в себе эти противоположности без всякого ущерба, без того чтобы такое представление наносило ущерб его наивысшему статусу.
На медной плите из Лорестана, кроме основных героев зерванитской истории сотворения, показаны три группы людей в разные периоды жизни: рождения и детства, взросления и зрелости, старости и смерти, - то есть все в жизни является показателем могущества Времени.
В зерванитской религии эти три периода жизни вместе с самим Зерваном создают сочетание «четверки», или «тарби'э» (с арабского: «арба'а» - «четыре»). Присутствие такого четвертного сочетания на плите из Лорестана само по себе уже является веской причиной для признания ее принадлежностью к зерванитской религии.
На плите из Лорестана присутствует еще одна очень значимая вещь - деревянная палочка, или что-то похожее на нее, в руках Хормозда и Ахримана. Из зерванитской истории сотворения известно следующее: Бог Времени Зерван вложил в руки Хормозда кусок или ветку дерева, которую с молитвенной целью в течение тысячи лет сам держал в руках, молясь о рождении прекрасного Хормозда, и сделал это для того, что бы теперь Хормозд молился за своего отца, то есть за Зервана. Деревянная веточка, или барсман, в зороастрийской религии является признаком святости Ахура-Мазды, и во время богослужений зороастрийские мобады всегда держат в руках барсман. Но на плите из Лорестана оба сына Зервана (которые совершенно одинаковы, и не ясно, кто из них - Хормозд, а кто - Ахриман) держат в руках веточку, похожую на барсман.
Почему же в руках Ахримана тоже находится символ творения? Вероятно, мы можем согласиться с тем, что взятие в руки кусочка дерева или деревянной ветки (не вкладывая в это действо духовной нагрузки) является символом сотворения само по себе, что сохранилось и до наших дней. Ведь да же сегодня руководители оркестров, выполняющие работу по созданию и извлечению звуков из сухих и бездушных музыкальных инструментов, берут в руки тонкую деревянную палочку. Колдуны и лекари-шаманы в племенах, ведущих первобытный образ жизни, тоже пользуются подобным орудием. Для главнокомандующих армий учебная палка-указка в руках является символом силы и власти. Учитель, объясняющий ученикам урок, тоже нередко пользуется деревянной указкой.
Возможно, беря в руки палочку (барсам), Зерван имел в виду не молитву и поклонение, а акт творения, то есть сотворение Хормозда. По этой же причине он затем и отдал палочку Хормозду, передавая тем самым в его руки обязанность сотворения мира. После такого объяснения уже не вызывает сомнений тот факт, что у Ахримана в руке тоже есть деревянная палочка, ведь он по воле Зервана тоже должен был творить. Правда, выбрав путь зла, Ахриман творил злодеяния - злых сущностей для борьбы с Хормоздом.
Речи Зервана об ограниченности царствования Ахримана и безграничности царствования и величия Хормозда, по идее, послужили основой для борьбы между добром и злом. Это сражение должно было состояться в определенном месте в определенное время и когда-нибудь закончиться, разумеется, победой добра над злом. Для этого Зерван из неограниченного пространства построил ограниченный мир, а от бескрайнего времени отделил 12000 лет для исполнения своей воли и создал ограниченное время. Таким образом, в зерванитской теории сотворения в сущности самого Бога Времени произошло наиважнейшее изменение. Бескрайний Зерван для вмешательства в мирские дела превратился в ограниченного Зервана, и в связи с этим «ограничением», согласно древне иранским текстам, получил название «Бог задержки (ограничения) времени», или «хотае-дэраиль», или «дэралью-хота» (с фарси «хота» - бог, «дэралью» - задержка, ограничение).
По окончании 12000 лет ограниченное время вновь вольется во время неограниченное.
Для того чтобы в мире все происходило по заранее обозначенной схеме, то есть по судьбе, Зерван разделил небо, или ограниченное пространство, которое должно было послужить полем битвы, на двенадцать частей. Для каждой из них он назначил по стражу, и таким образом, появились на небе знаки Зодиака, чтобы существовала возможность наблюдать за всем происходящим. После предпринятых действий уже не существовало возможности для того, чтобы в мире произошло что-либо, кроме как воли Зервана, так как все вещи происходят лишь в рамках времени и пространства, которые являются частью существа «Бог задержки (ограничения) времени». Кроме того, двенадцать знаков Зодиака бдительно следят за всем происходящим в мире. Таким образом, в мире воцарился порядок, и всем происходящим в мире стала править воля Зервана, или Судьба, а сам Зерван стал «Богом Закона и Порядка» и «Богом Судьбы».
После появления неба Хормозд разместился в высшем мире и посреди света, а Ахриман - в низшей части и в темноте. Над промежуточным пространством Зерван отдал надзор Изеду Вайю - божеству ветра и пространства, который стал также божеством справедливости и воинственности.
Во всех религиях существует не слабеющая связь между самим поклонением и местом поклонения, и естественно, что когда разговор заходит о зерванизме, задается вопрос о том, где и каким образом зерваниты поклонялись Богу Времени Зервану. Проще всего и, пожалуй, правильнее всего, ответить: «Везде». Для вознесения молитв зерванитам не нужны были какие-либо строения, для них весь мир был строением, которое они почитали и боготворили, пусть даже называя его «ограниченным пространством», или Зерван Карана.
Но, как утверждают востоковеды, такие места все-таки могли существовать. Правда, к сожалению, за давностью лет и по ряду других причин, связанных с длительным противостоянием и борьбой религий, на сегодняшний день поиски зерванитских мест поклонения не могут быть сколько-нибудь результатными. И все же, насколько можно сделать вывод из имеющихся данных, одно из таких мест сохранилось. Находится оно в Систане (в древности - Дерангестан, означающий в переводе то самое «ограниченное пространство и время»), на юго-востоке Ирана, у самых границ с Афганистаном и П кистаном. Именно там, на вершине горы Хадже (переводе с фарси «хадже» означает: почетный старец, мудрец, учитель, наставник, уважаемый влиятельный человек, господин, хозяин.) около озера Хамун (В переводе с фарси «хамун» означает: равнина, степь, пустыня).
до сих пор стоят два строения, которые весьма вероятно, связаны с зерванизмом.
Ученая-востоковед госпожа Акерман описывает гору Хадже как место поклонения Солнцу:
«Гора Хадже, которая, возможно, и является той самой «Горой восхода Авесты», находится в Систане, около озера Хамун. Название Хадже, или «господин», подтверждает ее священность. Господин, или повелитель, который каждую весну восходит из-за этой горы и делает мир молодым и сильным — Солнце, и до сих пор люди, живущие вокруг этой горы, в начале нового года, когда день равняется ночи, собираются на ее вершине и молятся.
Как показывают знаки, маги садились в ожидании восхода утренней звезды, являющейся предвестником Солнца. Видимо, для зороастрийцев и христиан, живущих в ближних и дальних регионах, наблюдение утренней звезды было знакомым явлением, и все верят в то, что те же маги, увидев восход яркой звезды на западе, преследовали ее и натолкнулись па место рождения Иисуса Христа.
Маги, которые вели наблюдения с вершины горы Хадже, всегда были в составе трех человек, из которых один был молодым, второй - средних лет, третий - стариком. На вершине горы существует место для поклонения Солнцу, и это хорошо видно из рисунков на стенах. На одном из этих рисунков изображено Солнце в виде мужчины с тремя голо вами и лицами, что является символом трех солнечных стадий: восхода, прохода через зенит и заката. Три лица существа на горе Хадже, к сожалению, хорошо не сохранились, но в совершенном сходстве с ними существует картинка среди древнекитайских рисунков, на которой лицо с левой стороны принадлежит юноше, лицо посередине - взрослому мужчине, лицо с правой стороны - пожилому мужчине.
Как на рисунках горы Хадже, так и на древнекитайских рисунках, три лица Солнца расположены напротив. Бога Солнца, то есть эпического Ростама, который согласно древним верованиям, не был рожден на земле, а его принесла на землю небесная птица»
(Ackerman. P in A.U. Pope P. Ackerman «A survey of Persian Art». Vol.2 page 874 Manafzade Pub] Tehran 3 r.d. Edit 1971.)
Однако находки госпожи Акерман можно проинтерпретировать и по-другому. Например, все это собрание, то есть три лика Солнца и высшее существо, было схожее с лорестанской пластиной «тарби'э», то есть четверка: три периода жизни прошлое, настоящее, будущее, а высшее существо - сам Зерван, представитель вечности. Или, в крайнем случае, высшее существо, напротив которого расположено три лика Солнца, может быть тем самым «ограниченным пространством и временем» (Зерваном Акарана), который каждый день наблюдает за движением Солнца - его восходом, зенитом и заходом, то есть за Временем.
Не будем также упускать из вида то, что госпожа Акерман говорит о схожести с древнеиранскими древних китайских рисунков. Это является еще одним убедительным доказательством того, что древнеиранские вероучения имели в свое время огромное влияние на Китай, особенно в период изгнания индийских магов (зерванитов) из Ирана.
В полном докладе госпожи Акерман существует и другая важная деталь - то, что у подножия горы Хадже существовало строение, носящее название «Башня Ростама», которое простояло до периода династии Сефевидов. Эта ученая-востоковед с уверенностью заявляет о том, что строения у горы Хадже являются зороастрийскими. Мы же, исходя из изображений на стенах этого древнего строения, можем предполагать, что это место имеет прямое указание на принадлежность к зороастрийцам-зерванитам.
Другой известный востоковед Херцфельд тоже рассказывает о двух строениях на горе Хадже: одно из них - ашканид ский (аршакидский) замок, построенный в I веке н.э., который подобно большинству ашканидских строений был вы полнен под влиянием греческого искусства; другое - тот же самый «маабад» (место поклонения), расположенный на вер шине горы Хадже. Херцфельд тоже говорит о Башне Ростама у подножия горы Хадже, а также о рисунке, высеченном на одной из скал, где Ростам изображен с двухголовой палицей. Более того, Херцфельд указывает, что рядом с «маабад» (ме стом поклонения) находится «расадхане» (астрономическая обсерватория), а ведь, как известно, в древности среди зороастрийцев именно зерваниты были астрологами. На счет эпического воина Ростама заметим, что этот легендарный герой тоже был зерванитом, что следует как из текстов «Шахнамэ», так и из бесспорных мнений востоковедов.
Узкая дорога около горы Хадже приводит к руинам ашканидского замка. Как пишет Херцфельд, этот замок был по строен в начале II века н.э., и далее, следуя письменам учено го, строения на вершине горы Хадже тоже возвели во II веке до н.э., причем согдийцы. Согласно исследованиям восточных ученых, этот иранский народ был очень хорошо знаком с именем Зервана, и возможно, их переселение в Систан, место зерванитов, было связано именно со следованием согдийцев зерванизму.
Правда, имеются и кое-какие другие заявления по поводу строений на Хадже: «Помимо всех этих свидетельств надо иметь в виду еще и то, что гора Хадже с точки зрения открывающегося вида и климатических условий является одной из наиболее благоприятных точек Ирана. И, возможно, строительство жилого замка на вершине этой горы вместо того, чтобы свидетельствовать о зороастрийском характере всех построек, говорит о хорошем вкусе ашканидских царей!»
Не убедительно! Возможно, замок в столь хорошем месте цари и стали бы возводить, а вот строить рядом с замком «маабад» с зерванитскими рисунками на стенах и «расандан», наблюдательный пункт для ведения астрономических исследований, вряд ли стали бы, не будь они зерванитами, или хотя бы просто зороастрийцами.
Не стоит забывать и о том, что этот «маабад», согласно исследованиям восточных ученых, находится в центре зерванизма - согласно тем же ученым, на территории правления легендарного Заля и великого воина Ростама, которые по бесспорному мнению востоковедов были именно зерванитами, а не зороастрийцами. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочитать оригинал «Шахнамэ».
Как уже говорилось, на вершине горы Хадже, на ее запад¬ных склонах, находятся развалины астрономической обсерватории («расандан»), описание которой мы приводим со слов госпожи Акерман: «Количество магов, которые, сотрудничая вместе, наблюдали за звездами было трое - один из них был молодым, другой - средних лет, третий - стариком». Что опять же на водит на воспоминания, как о плите из Лорестана, так и о четырех ликах времени на стенах старинного «маабада».
Поэтому, принимая во внимание все описанные свидетельства, можно сказать, что весь этот комплекс строений на горе Хадже в Систане, территории зерванизма, с большой долей вероятностью мог быть культовым местом зерванитов.
В дополнение к сказанному заметим еще один факт. На вершине горы Хадже существуют две усыпальницы: одна на¬зывается Хадже-Гальтан, вторая - Паре-Гяндом-Бэрьен. Туда ходят живущие поблизости люди, обязательно в священный для всех праздник Ноуруз, а также для того, чтобы дать имя своим детям. Эта последняя традиция очень далека от исламских обычаев, связанных с выбором имени для детей, и еще раз показывает, что традиции, связанные с горой Хадже, имеют очень древние корни. Во многих уголках Ирана на относительно невысоких холмах можно увидеть четырехугольные строения с короткой купольной крышей. В каждой из четырех стен этого строения существует большой дверной проем, ширина которого порой доходит до одной третьей всей стены, и ни в одном из проемов не видно и следа от дверной рамы для закрывания этого строения. Местные жители и востоковеды называют эти места зороастрийскими храмами огня.
Но, принимая во внимание святость огня для зороастрийцев и необходимость его постоянного горения, а также то, что задувание и погасание огня является непростительным грехом, нельзя согласиться с тем, что кто-то осмелился бы зажечь и поддерживать святой огонь в строении, которое с четырех сторон подвержено ветрам и бурям. Исходя только из такого простого обоснования, можно подвергнуть сомнению тот факт, что все эти строения являются храмами огня. Но то, к какой именно религии они от носятся, сказать трудно, и можно лишь с большой осторожностью предполагать о том, что, либо это были «ветрозаборники» мест поклонения Вайю, зерванитскому божеству ветра, который в свое время считался обладателем великой силы и могущества, либо это были уникальные, отсчитывающие время «календарные системы», то есть места поклонения зер ванитов - «маабады» Бога Времени Зервана.