В октябре 2003 года зороастрийскую общину снова посетила гостья из Германии, студентка университета из г. Гейдельберга Анна Тесманн. Она рассказала общинникам много интересного. Ведь весной ей удалось побывать в Иране и воочию убедиться в том, что раньше изучала только теоретически по разным источникам. Анна давно изучала персидский язык, поэтому ей хотелось иметь некоторую практику. Ее поездка совпала с войной в Ираке, начавшейся 19 марта 2003 г.
Анна Тесманн родилась в оазисе, в Алма-Ате. Сейчас уже почти 4 года она живет в Германии и уже два года изучает современные зороастрийские ритуалы, интересуется современными религиями. По ее мнению, изучать истоки сложно, так как от Авесты ничего не осталось, только осколки. У ученых есть сомнение в том, что Ахемениды были зороастрийцами. Анна говорит, что ее интересует живая религия и ее проявления в современном мире:
«Это неформальный научный проект нашего университета. Он рассчитан на три года и является составной частью большого проекта о религиозных ритуалах. Язык описания ритуала не разработан, описать словами ритуал довольно трудно. Наша задача – разработать описание ритуала, обобщить все то, что есть о зороастризме. Ученые-путешественники собрали большой материал, но нет издания, где бы все это было. В Германии все проекты государственные, но очень трудно получить согласие на государственный проект. Перед этим нужно провести гигантскую работу. Когда выдаются деньги, постоянно все контролируется ежегодно. Можно продлить проект, но с большим трудом. Результаты нашего проекта налицо. Сейчас он движется к своему логическому концу».
В этом году Анна Тесманн побывала во многих знаменательных местах Ирана. Она попала и в Шираз, который находится на юге Ирана, рядом с Персидским заливом. Она остановилась в шиитской семье, мусульманской, у своей подруги, с которой вместе учится в университете. Во время этой поездки они общались на фарси. В доме подруги была отдельная комната для молитв.
Анна рассказала нам, что повседневная одежда в Иране – темная. Но если ты обращаешься к Богу, одежда должна быть светлой. Анна не была в зороастрийской семье, хотя в Ширазе есть зороастрийские семьи. Отношение к зороастрийцам в Иране плохое. Сами зороастрийцы обосабливаются. Они живут в Иране в таких городах, как Тегеран, Йезд, Керман и др. Дети зороастрийцев учатся в своих школах. Если семьи смешанные, то дети идут учиться в общие школы. В Ширазе есть зороастрийский храм, но посещать его было для Анны небезопасно. Она отметила, что отношение к зороастрийцам и мусульманам в Иране разное. Так, если зороастриец убьет мусульманина, он поплатится за это своей жизнью. Если мусульманин убьет зороастрийца, то он просто будет отбывать срок длительного заключения. В отличие от Ирана, в Индии зороастрийцы представлены даже в Парламенте.
Общинники проявили большой интерес к рассказу Анны. Им хотелось узнать о ее поездке в Иран, как можно больше, в частности все хотели знать, как там относятся к женщинам. «В Иране женщины обязательно должны носить платок, – пояснила Анна. – Девушки ходят в джинсах. Но при этом нужно носить жакет до колен, можно чуть выше колен. На юге все женщины ходят в чадрах. Цвет одежды – черный».
По словам Анны, самыми бедными в Иране считаются афганцы. Им приходится работать «за копейки». В Иране есть отопление. Там много нефти, газа.
Шираз был разрушен во время войны с Ираком.
В семье, где жила Анна, отец занимается бизнесом. У них есть большие виноградники. Виноград вызревает за три месяца. Его не поливают специально. Виноград мелкий и очень сладкий. Мусульманам запрещено делать вино. Лицензии на продажу вина есть только у зороастрийцев. Делать вино мусульманам можно только для себя. Виноград мусульмане продают в арабские страны. Там он очень ценится.
Когда Анна была в Иране, цвели апельсиновые деревья, все благоухало вокруг, было очень красиво. В Иране очень много садов. По словам Анны, иранцы «любят ходить гулять в сады». Это фруктовые сады. Деревья в них странно окучены, так, чтобы они не погибли в жару. Там нет газонов. В садах обязательно есть бассейны. Воду берут из крана – в Иране есть и водопровод, и канализация.
Анне очень понравился в Иране старинный живописный базар. В центре базара есть фонтанчик, и рынок поделен на сектора. В каждом секторе – свой товар. Сектора расходятся от фонтанчика, как лучи. На базаре оказываешься, как в сказке.
Зороастрийцы Санкт-Петербурга задали Анне Тесман много вопросов, в том числе: какие деньги в Иране. Анна сообщила, что когда она была там, доллар очень упал и совсем не котировался.
Всех интересовало также: каково отношение в Иране к русским?
По словам Анны, иранцы ко всем относятся одинаково, не любят американцев и иракцев, потому что долгое время им пришлось с ними воевать. Дети очень напуганы. 5–6 лет они не ходили в школу. После войны у многих детей развилась эпилепсия и нервные заболевания, которые выявились в переходном возрасте.
Во время поездки в Иран Анна побывала в очень интересных и значимых для зороастрийцев местах. Она была в Персеполисе, в Пасаргадах, там, где находится гробница Кира Великого, в которой похоронена и его жена. В Иране много наскальных гробниц, внутри которых несколько гробов – родителей и детей. Иран – земля, очень богатая на такие находки. О Персеполе Анна рассказывает следующее: «Персеполь пока не отреставрирован. Поэтому древние развалины портятся от погоды, от ветра. Пока еще нет средств, чтобы все это восстановить».
А. Горшарик спросил гостью о том, есть ли в Германии зороастрийские музеи? По словам Анны, в Германии делается акцент на Египет. Но в Гейдельберге находится самый старый университет в Германии. При университете есть так называемый «Алтарь Митры». Видимо, римляне принесли туда свои верования. В Гамбурге есть Музей иранской культуры, в котором находятся чаши для огня. Этот музей основал один человек благодаря собственному энтузиазму. Представители проекта, которым занимается Анна, сделали выставку «Зороастрийские ритуалы в фотографиях» и проводили экскурсии.
Проект, в котором занята Анна Тесманн, предусматривает издание трилогии в трех томах. Том 1 называется «Религия Зороастра». В нем излагается история зороастрийской религии и рассматриваются тексты из Авесты и другие источники по древнему миру. Том 2 посвящется общему обзору религии Зороастра, а том 3 целиком посвящен зороастрийским ритуалам. Книга уже издана на немецком языке небольшим тиражом 1000 экземпляров.
Авторы зороастрийского проекта, которым руководит Штаусберг, контактируют с зороастрийцами США и Канады.
Анна Тесманн считает, что нужны публикации о ритуалах на иностранных языках. У них в Германии, в Гейдельберге, 1,5 года назад, весной, была проведена конференция, посвященная ритуалам. Она называлась «Зороастрийские ритуалы в контексте». Туда приезжали ученые (около 40 человек) из США, Канады, Франции, Ирака, Скандинавских стран, Индии и др., изучающие зороастрийские ритуалы. Были два консультанта – парсийских священника, которые поправляли ученых.
Одно из самых памятных воспоминаний об иранской поездке для Анны – посещение храма Анахиты, который находится вблизи города Казерун, на полпути к Персидскому заливу от Бишапура. Об этом Анна рассказала следующее.
«Одна девушка из семьи, где я жила, училась в университете в городе Казерун. Однажды мы подвозили ее на каникулы в соседний город и по дороге заехали в Бишапур. Это старый город. Резиденция его основателя находится на берегу реки. Вода в той реке голубая и очень теплая. Цвет реки зависит от камней, которые в ней находятся. Неподалеку от этого удивительного места раскопали храм Анахиты. Все постройки в нем находятся ниже уровня моря на 5 метров. Там есть лестница, которая ведет глубоко вниз. Когда спустишься, попадаешь в зал. В центре зала находится бассейн, который наполняется с четырех сторон водой из этой реки. Храм построен из камня желтоватого цвета. Очень поразил меня уникальный контраст: сочетание цветов голубого и желтого. Существует поверье, что жрицы храма во время ритуалов вставали у края бассейна и опускали руки в бассейн. Они опускали в воду венки. Проводили ритуал с цветами. Между стенами храма Анахиты проходят галереи. Бассейн квадратный: 20 х 20 м. Глубина его – до колена, так что купаться в нем нельзя. Вероятно, этот бассейн был построен только для проведения ритуалов. Стоимость посещения в раскопки музея составляет 15 долларов для иностранцев».