«ЗОРОАСТРИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ ОТКРЫТА ДЛЯ ВСЕХ»

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПОСЛЕСЛОВИЮ

В 2003 году вышло в свет четвертое издание книги Мэри Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи». От предыдущих изданий его отличает Послесловие переводчика – профессора И. М. Стеблин-Каменского. Содержание этого послесловия, в сущности, настолько противоречит целям и задачам самой книги, что редакции журнала «Митра», пропагандирующего зороастризм, в свою очередь, приходится уже к нему делать послесловие.
vera obiichai meru boiz 4.jpg

Предыдущие три русскоязычных издания книги имели тираж на порядок больше, чем англоязычные, и не залеживались на прилавках. Несмотря на это, переводчик утверждает, что интерес в России к зороастризму вызван невежеством и бездуховностью русского народа, предающего христианскую веру. Между тем, современный научный мир на основании лингвистических и археологических исследований признал (это отражено в частности и в предыдущем издании этой же книги), что Зороастр 4 тыс. лет назад жил на Южном Урале и в прикаспийских степях. В Эрмитаже (в Санкт-Петербурге) хранится крупнейшая в мире коллекция Сасанидского серебра, содержащая бесценные и уникальные экспонаты, собранные не где-нибудь, а в Пермской области! Есть серьезные основания полагать, что именно территория нынешней России является исторической родиной зороастризма. Иранцы, исповедовавшие зороастризм, приносили бесценные дары своих царей в знак уважения к памяти населявших эти края предков, основателей этой религии.
Интерес к зороастризму у жителей России вполне закономерен и понятен: они стремятся лучше понять своих далеких прародителей, суть их вероучения. А их вера была достойна и могущественна. Как раз о ней, о Религии Добра и рассказывает в своей книге Мэри Бойс. А переводчик книги утверждает, что зороастризма на территории России не было и быть не может, русские же читатели переведенной им книги заблуждаются, интересуясь зороастризмом, отступают от православия и впадают в ересь. Однако не стоит забывать, что именно зороастризм оказал огромное влияние на все возникшие позднее религии – христианство, ислам, буддизм, став для них по сути первоистоком. Зороастризм и православное христианство на самом деле очень близки друг другу. Обе религии провозглашают главной ценностью Добро.
Крайне недоброжелательно отзывается переводчик и о Санкт-Петербургской зороастрийской общине. По его мнению, то, чего быть не должно – не существует. Однако община, объединившая людей, стремящихся изучать и исповедовать зороастризм, была зарегистрирована в 1994 году и продолжает успешно существовать уже более 10 лет. Члены общины сделали свободный выбор, следуя зову своего сердца, ощутив в учении зороастризма то, что было очень близко им по духу. Со временем были налажены международные связи с единоверцами Индии, Пакистана, Америки и других стран. Нашу зороастрийскую общину признали в мире. На I Зороастрийском конгрессе, состоявшемся в 2000 году в Санкт-Петербурге, присутствовал потомственный парс и священник из Индии Бурзин Аташбанд, предки которого действительно являются хранителями знаний Авесты. Заканчивая свое выступление на Конгрессе, он сказал: «Зороастрийская религия открыта для всех. Она предназначена не для какой-то группы людей, а для всего человечества. В конце каждого ньяиша и яшта (молитв) зороастриец молится: «Да будет закон Доброй Маздаяснийской Религии, ее знание и вера в семи каршварах Земли!» (журнал «Митра», 2000, с. 34).
Невозможность существования истинных зороастрийцев в России обосновывается в Послесловии тем, что настоящим зороастрийцем может быть лишь тот, кто родился в семье зороастрийцев. Действительно, такого мнения придерживаются многие парсы в Индии (об этом подробно рассказано в книге Мэри Бойс). Это было обусловлено особыми историческими, политическими и экономическими причинами, когда их предки, спасаясь от преследования мусульман, переехали в Индию. Они были вынуждены так считать, чтобы сохранить традицию. Но уже сегодня этот анахронизм приводит к тому, что численность парсов сокращается (сейчас в Индии около 90 тысяч зороастрийцев). Если же строго следовать этому правилу, можно и самого Заратуштру не признавать зороастрийцем, ведь он родился в не зороастрийской семье. В настоящее время среди исповедующих эту религию все больше распространяется мнение, что зороастрийцем может стать любой человек, свободно выбравший учение Заратуштры и следующий ему в жизни. И это наиболее близко духу учения, так как зороастризм представляет собой открытую религию.
Не менее однозначную позицию занимает и Ваэта Наск - список фрагментов на авестийском дополняющий своими пояснениями Вендидад. В разделе шестом этот непризнаваемый консервативными некоторыми дастурами Индии документ (Котвал, Бойд: Путеводитель по вере маздаяснийской) в строфах 77-90 открыто заявляет о равенстве рожденных в этой религии и принявшим ее по убеждению
Астрология в Авесте – это древнейшая система знаний, позволяющая толковать Божественные небесные знамения по движению планет и звезд, которые «суть светильники Божьи, определяющие путь человека в Царствие Божье», как сказал в начале III века Климент Александрийский, глава богословской школы. Эти знания, доставшиеся нам от наших далеких предков, равно достойны уважения и изучения. Культ предков или фравашей очень значим не только в зороастризме, но и в христианстве. Авестийская астрология является одной из составных частей зороастрийской религии. 6-й наск Авесты – «Надар» – как раз и был посвящен толкованию мира звезд, планет и созвездий и пониманию расположения неба. Поэтому и в журнале «Митра» отводится такое большое место этой теме. По аналогии с насками Авесты подаются материалы в рубриках журнала. Авестийская астрология помогает человеку лучше разобраться в важнейших вопросах – понятиях добра и зла, увидеть множество вариантов своей судьбы и, опираясь на древние знания, сделать правильный выбор, чтобы наиболее полноценно прожить свою жизнь.

Обнаружив в журнале «Митра» несколько опечаток, действительно имевших место (должно быть «Матенадаран», а напечатано «Мазендаран»), а также столкнувшись с различием в транслитерации (Зурван или Зерван), И. М. Стеблин-Каменский напрочь отказывает журналу в научности – и напрасно. Именно в нашем журнале опубликовано много интересных статей о религии, в том числе статья кандидата исторических наук старшего научного сотрудника Эрмитажа В.Г. Шкоды «Зороастризм – древнейшая живая религия».
В настоящее время имеет место множество сектанских направлений, появилось много оккультных школ, экстрасенсов, предсказателей, так называемых белых и черных магов, на самом деле очень далеких от подлинной духовности. Зороастризм не имеет к ним никакого отношения. Наоборот, журнал «Митра» публикует на своих страницах статьи, разоблачающие всевозможные ереси, проливащие свет на истинную суть таких опасных социальных явлений, как манихейство, маздакизм, гностицизм и др. Этой теме были посвящены такие статьи в журнале, как «Зороастризм и манихейство» Л. Захаровой, «Манихейство в прошлом и настоящем» Г. Соколовой, Т. Разговорой, «Альбигойство в Серебряном веке» Н. Дик, «Маски зла: гностицизм» М. Ивановой, А. Апариной, «Гностицизм и его последователи» Н. Бутаковой, «Л. Н. Гумилев и антисистемы» К. Старостина и др. Рубрика «13-й наск Авесты – Сфэнд. О произнесении лжи людьми мира» стала постоянной, и без нее не выходил еще ни один номер журнала. В этом номере публикуется статья «Добро и зло в теософии Е.П. Блаватской» Г. Соколовой. Животрепещущие вопросы добра и зла и в будущем будут находиться в центре внимания журнала.
Мы приглашаем к сотрудничеству всех желающих, даже не обязательно полностью разделяющих наши идеи – научная дискуссия всегда плодотворна, лишь бы она была свободна от предвзятости и искажения истинной сути вещей и явлений.
И в зороастризме, и в православном христианстве любой человек ответственен за свои мысли, слова и поступки. А если внимательно прочитать Евангелие, то станет ясно, что Христос учил людей осознавать себя детьми Божьими (что очень близко по духу к зороастризму), а никак не рабами.
Человек, вне религии зороастризма, изучающий религию только как ученый – к таким людям можно отнести и Мэри Бойс, и переводчика ее книги – не может объективно судить обо всех происходящих в ней процессах, поэтому не имеет права быть столь категоричным в своих выводах. Тем более, всех желающих исповедовать зороастризм, но не по наследству, а по убеждению, приравнивать к еретикам. Ересь – ответвления в лоне религии, искажающие ее суть. А зороастризм – это одна из мировых религий, которая была когда-то государственной в великой империи Ахеменидов и позднее – Сасанидов. В настоящее время происходит возвращение религии древних ариев на свою историческую прародину и возрождение древних традиций. Однако деятели отечественной науки до сих пор не желают это признать. Хотя мы живем в одной стране и нам, по сути, нечего делить.
«Митра» – первый зороастрийский журнал в России, который освещает сложные процессы, происходящие в религии. Они не так просты и однозначны, как может показаться на первый взгляд. Нам приходится преодолевать много трудностей и ошибок. Но в целом, мы уверены в этом, ориентиры выбраны правильно. А кто из нас прав – «новоиспеченные зороастрийцы» или ученые, категорически не желающие их признавать, покажет Время как самый справедливый и совершенный арбитр.
По поводу «впадения в оккультизм», напомним, что нет религии более жизнелюбивой и земной, чем зороастризм. В научных кругах известны книги профессора Оксфорда Р. Ч. Зенера. Он тоже ученый, хоть и не зороастриец, но пишет о представителях этой религии сдержанно и лояльно.
В заключение хотелось бы пожелать представителям отечественной науки пересмотреть свои взгляды в отношении зороастризма в России и относиться к нему более объективно и доброжелательно.

Приводим здесь полностью, без изменений послесловие переводчика Стеблин-Каменского к четвертому изданию данной книги, которое и послужило для написание данной статьи. Можете самостоятельно оценить сказанное этим ученым.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ